kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование опорных схем- конспектов как средство повышения речевой культуры школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статья представлен теоритическомй материал по теме, а также пример использования ОСК по истории создания романа- эпопеи л.Н. Толостого " Война и мир" Предлагаю использовать как основу методики. В своем арсенале имею полный комплект конспектов по роману " Войнаи мир" Л.Н. Толстого и Достоевского " Преступление и наказание"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование опорных схем- конспектов как средство повышения речевой культуры школьников »

Согласно требованиям ФГОС , одна из главных целей обучения цель – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.

Из – за того, что объём изучаемого материала увеличивается, становится сложнее его теоретический уровень, метод заучивания, текстуального запоминания в настоящее время становится неприемлемым. Это ведет к снижению успеваемости, а как следствие, мотивированности, порождает отрицательное отношение к учению.

Опорный конспект, схема, рисунок способствуют развитию как познавательных мотивов, так и социальных и творческих, облегчают понимание новой информации и закрепляет её в долговременной памяти – всё это обуславливает актуальность темы «Опорные схемы-конспекты как средство формирования языковой компетенции урока русского языка и литературы».

Актуальность

К сожалению, современные школьники часто не знают норм современного русского литературного языка, его стилистики, часто не способны оценить этическую и эстетическую её стороны. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не смогла не сказаться на языке. На речь молодёжи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом. Педагоги констатируют сегодня общую тенденцию снижения речевой культуры подростка, безвкусицу и бестактность, агрессивность речевого имиджа российского тинейджера. Действительно, в современной языковой ситуации не последнее место занимает воздействие на молодое поколение средств массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.

Цель и задачи данного опыта соответствуют социальному заказу общества, обеспокоенного снижением культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, публичных выступлениях, в бытовом общении. В условиях интенсивного развития всех сторон жизни современного общества возросли требования к речи как важнейшему средству самореализации личности.

Использование данного опыта позволяет повысить уровень речевой

культуры обучающихся, а также способствует дальнейшей успешной

социализации наших выпускников.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

·  между недостаточным уровнем развития речевой культуры обучающихся и возросшей потребностью в правильной и красивой речи как важнейшем средстве успешной самореализации личности;

·  между ограниченным тематическим наполнением курса русского языка в старших классах по изучению нормативного и коммуникативного аспектов культуры речи и высокими требованиями к соблюдению норм современного литературного языка в содержании Единого государственного экзамена;

·  между стремлением эффективно строить работу по изучению этой области знаний и недостаточностью информационно-методического обеспечения данного вопроса.

Данные противоречия позволили определить основную проблему опыта – развитие и совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в целях повышения уровня речевой культуры учащихся.

Опорные схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения. Например, два круга испытаний Евгения Базарова в романе "Отцы и дети", через которые можно раскрыть особенности характера, мировоззрения героя и отношения к нему автора, а следовательно, понять не только композицию, но и идею романа И. С. Тургенева.

Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

При составлении опорных конспектов деятельность учащихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, конкретизируют лингвистические понятия. В работе используются следующие методы обучения: метод проблемного изложения изучаемого материала, частично-поисковый, репродуктивный (деятельность по алгоритму, по опорной схеме), объяснительно-иллюстративный (работа с учебником, рассказ, объяснение).

Моделирование опорных схем-конспектов (ОСК) позволяет глубоко и одновременно наглядно, целостно представить художественное произведение или отдельные его фрагменты, увидеть взаимосвязь образов, единство содержания и формы, идейное своеобразие произведения, подвести учащихся к авторской позиции.

Если принять к сведению, что любое художественное произведение - это «узел», в который «завязаны» различные сюжетно-тематические линии, то ОСК - не что иное, как попытка распутать этот «узел», разложить его на составляющие части.

Работа над ОСК проходит в несколько этапов. Прежде всего формулируется тема схемы или проблема. ОСК может составляться ко всему произведению или к его части, может отражать отдельные составляющие произведения: «Образ героя», «Система образов», «Жизненный путь героя» и т. д.

На следующем этапе определяются цели и задачи работы: что мы хотим показать и как. Вся работа в ОСК основывается на трех главных вопросах: КТО? (ЧТО?) КАКОЙ? ЗАЧЕМ?

Обязательно с детьми обговаривается форма ОСК. Обычно дается начальная схема, то есть с чего начинается «узел».

Школьников необходимо подвести к этому с помощью наводящих вопросов по содержанию, беседы на восприятие произведения, впечатлений от прочитанного. Все обозначения в схеме носят условный характер, но имеют определенное значение. Именно они помогают детям понять движение авторской мысли, выразить свое понимание произведения. Кроме условных обозначений, в ОСК большую роль играют цвет и слово.

В ходе работы над произведением определяются пространственные и временные рамки, жанровое своеобразие произведения, выделяются главные и второстепенные герои, сюжетные линии, система образов, наблюдается язык, текст сопоставляется с текстами других произведений. При соблюдении этих условий урок приобретает четкость и глубину, что позволяет сосредоточиться на главном, «не разбрасываться».

Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли, аргументированно вести диалог.

Моделированию ОСК могут предшествовать или вестись параллельно другие виды работ: сочинение, таблица, характеристика, письменный ответ на вопрос.

Заполнение схемы происходит на уроках в ходе изучения произведения или дома при выполнении домашнего задания. На заключительном этапе работы обязательно «читается» опорный конспект, что дает возможность подвести итоги работы с произведением, проверить знания, способствует развитию речи и творческих способностей учащихся.

ОСК помогает школьникам при обобщении, повторении материала, подготовке к сочинению и экзаменам. Так прослеживается обратная связь: сначала ученик работает на ОСК, а затем ОСК работает на ученика.

Приступая к изучению творчества того или иного писателя, учитель заранее продумывает работу: выбирает методы и приемы, формы уроков, виды деятельности учащихся. При этом необходимо учитывать трудности, которые могут возникнуть при изучении отдельных произведений или творчества писателей.

«История создания романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Пояснения к опорной схеме

1857 — после встречи с декабристами задуман роман об одном из них.

1825 - «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и

несчастий моего героя».

1812 — «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812».

1805 — «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».

Вывод. Накопился огромный материал об исторических событиях 1805— 1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Степашкина Наталья Константиновна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства