Использование опорных схем- конспектов как средство повышения речевой культуры школьников
Использование опорных схем- конспектов как средство повышения речевой культуры школьников
В статья представлен теоритическомй материал по теме, а также пример использования ОСК по истории создания романа- эпопеи л.Н. Толостого " Война и мир" Предлагаю использовать как основу методики. В своем арсенале имею полный комплект конспектов по роману " Войнаи мир" Л.Н. Толстого и Достоевского " Преступление и наказание"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование опорных схем- конспектов как средство повышения речевой культуры школьников »
Согласно требованиям ФГОС , одна из главных целей обучения цель – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.
Из – за того, что объём изучаемого материала увеличивается, становится сложнее его теоретический уровень, метод заучивания, текстуального запоминания в настоящее время становится неприемлемым. Это ведет к снижению успеваемости, а как следствие, мотивированности, порождает отрицательное отношение к учению.
Опорный конспект, схема, рисунок способствуют развитию как познавательных мотивов, так и социальных и творческих, облегчают понимание новой информации и закрепляет её в долговременной памяти – всё это обуславливает актуальность темы «Опорные схемы-конспекты как средство формирования языковой компетенции урока русского языка и литературы».
Актуальность
К сожалению, современные школьники часто не знают норм современного русского литературного языка, его стилистики, часто не способны оценить этическую и эстетическую её стороны. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не смогла не сказаться на языке. На речь молодёжи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом. Педагоги констатируют сегодня общую тенденцию снижения речевой культуры подростка, безвкусицу и бестактность, агрессивность речевого имиджа российского тинейджера. Действительно, в современной языковой ситуации не последнее место занимает воздействие на молодое поколение средств массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.
Цель и задачи данного опыта соответствуют социальному заказу общества, обеспокоенного снижением культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, публичных выступлениях, в бытовом общении. В условиях интенсивного развития всех сторон жизни современного общества возросли требования к речи как важнейшему средству самореализации личности.
Использование данного опыта позволяет повысить уровень речевой
культуры обучающихся, а также способствует дальнейшей успешной
социализации наших выпускников.
В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:
· между недостаточным уровнем развития речевой культуры обучающихся и возросшей потребностью в правильной и красивой речи как важнейшем средстве успешной самореализации личности;
· между ограниченным тематическим наполнением курса русского языка в старших классах по изучению нормативного и коммуникативного аспектов культуры речи и высокими требованиями к соблюдению норм современного литературного языка в содержании Единого государственного экзамена;
· между стремлением эффективно строить работу по изучению этой области знаний и недостаточностью информационно-методического обеспечения данного вопроса.
Данные противоречия позволили определить основную проблемуопыта – развитие и совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в целях повышения уровня речевой культуры учащихся.
Опорные схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения. Например, два круга испытаний Евгения Базарова в романе "Отцы и дети", через которые можно раскрыть особенности характера, мировоззрения героя и отношения к нему автора, а следовательно, понять не только композицию, но и идею романа И. С. Тургенева.
Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
При составлении опорных конспектов деятельность учащихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, конкретизируют лингвистические понятия. В работе используются следующие методы обучения: метод проблемного изложения изучаемого материала, частично-поисковый, репродуктивный (деятельность по алгоритму, по опорной схеме), объяснительно-иллюстративный (работа с учебником, рассказ, объяснение).
Моделирование опорных схем-конспектов (ОСК) позволяет глубоко и одновременно наглядно, целостно представить художественное произведение или отдельные его фрагменты, увидеть взаимосвязь образов, единство содержания и формы, идейное своеобразие произведения, подвести учащихся к авторской позиции.
Если принять к сведению, что любое художественное произведение - это «узел», в который «завязаны» различные сюжетно-тематические линии, то ОСК - не что иное, как попытка распутать этот «узел», разложить его на составляющие части.
Работа над ОСК проходит в несколько этапов. Прежде всего формулируется тема схемы или проблема. ОСК может составляться ко всему произведению или к его части, может отражать отдельные составляющие произведения: «Образ героя», «Система образов», «Жизненный путь героя» и т. д.
На следующем этапе определяются цели и задачи работы: что мы хотим показать и как. Вся работа в ОСК основывается на трех главных вопросах: КТО? (ЧТО?) КАКОЙ? ЗАЧЕМ?
Обязательно с детьми обговаривается форма ОСК. Обычно дается начальная схема, то есть с чего начинается «узел».
Школьников необходимо подвести к этому с помощью наводящих вопросов по содержанию, беседы на восприятие произведения, впечатлений от прочитанного. Все обозначения в схеме носят условный характер, но имеют определенное значение. Именно они помогают детям понять движение авторской мысли, выразить свое понимание произведения. Кроме условных обозначений, в ОСК большую роль играют цвет и слово.
В ходе работы над произведением определяются пространственные и временные рамки, жанровое своеобразие произведения, выделяются главные и второстепенные герои, сюжетные линии, система образов, наблюдается язык, текст сопоставляется с текстами других произведений. При соблюдении этих условий урок приобретает четкость и глубину, что позволяет сосредоточиться на главном, «не разбрасываться».
Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли, аргументированно вести диалог.
Моделированию ОСК могут предшествовать или вестись параллельно другие виды работ: сочинение, таблица, характеристика, письменный ответ на вопрос.
Заполнение схемы происходит на уроках в ходе изучения произведения или дома при выполнении домашнего задания. На заключительном этапе работы обязательно «читается» опорный конспект, что дает возможность подвести итоги работы с произведением, проверить знания, способствует развитию речи и творческих способностей учащихся.
ОСК помогает школьникам при обобщении, повторении материала, подготовке к сочинению и экзаменам. Так прослеживается обратная связь: сначала ученик работает на ОСК, а затем ОСК работает на ученика.
Приступая к изучению творчества того или иного писателя, учитель заранее продумывает работу: выбирает методы и приемы, формы уроков, виды деятельности учащихся. При этом необходимо учитывать трудности, которые могут возникнуть при изучении отдельных произведений или творчества писателей.
«История создания романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Пояснения к опорной схеме
1857 — после встречи с декабристами задуман роман об одном из них.
1825 - «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и
несчастий моего героя».
1812 — «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812».
1805 — «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».
Вывод.Накопился огромный материал об исторических событиях 1805— 1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.