kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИКТ на уроках литературы и внеклассной работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы учителя  по использованию ИКТ на уроках литературы и внеклассной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках литературы и внеклассной работе.»

Использование ИКТ на уроках литературы

 

Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера.

Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаю   уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint.

Презентации применяю при рассказе о биографии писателей при виртуальных экскурсиях по литературным местам , при проведении тестирования на знания текстов литературных произведений.

         Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции,  демонстрирую учащимся  видеоролики  по теме показываю фрагменты фильмов . Звуковые файлы помогают  познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или  с декламацией произведения в исполнении известного актёра. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно,  являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе, как самому педагогу, так и для других коллег – словесников.

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». В своей педагогической деятельности я стараюсь  использовать прием яркого эмоционального начала урока. Такой используемый прием на уроке литературы развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся.

Таким образом, на уроке литературы ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того,   создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.

 

 

Использование ИКТ во внеклассной работе

 






 

 

Дистанционные олимпиады, викторины и конкурсы дают возможность проявить себя каждому школьнику, в отличие от традиционной предметной олимпиады, в которой принимает участие лишь небольшой круг детей, имеющих "отлично" по предмету. Нестандартные творческие задания позволяют ученикам с разным уровнем обученности проявить фантазию, творчество, смекалку.

Уже второй год учащиеся участвуют в Интернет-олимпиаде «Карусель» по русскому языку. В этом учебном году будем принимать участие в конкурсе «Русский медвежонок».

В прошлом учебном году я приняла участие во II открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа  в современной школе» с разработкой урока развития речи «Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (сайт www/edu-reforma.ru)  и получила Сертификат о публикации данного образовательного материала.

Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Уже неоднократно доказано, что метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой. Школьник сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, электронным ресурсам). Ребята анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное.

Педагогические функции средств ИКТ позволяют сделать предположение, что они могут использоваться в ходе проектной деятельности школьников в качестве:

          источника информации;

          средства коммуникации;

          средства обработки результатов эксперимента;

          средства представления результатов исследования.

Так, информационные технологии открывают широкий доступ к огромным ресурсам электронных библиотек, различных специализированных сайтов и систем мультимедиа.

Учащимися 6 класса был разработан проект «Как наше слово отзовётся.

Незаменимы стали ИКТ при подготовке классных часов  и внеклассных мероприятий по предмету

Отдельно хочется остановиться на такой форме работы, как выпуск школьной газеты.

Так как одним из приоритетных направлений «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной  реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту, то такая форма работы  крайне необходима.

     Создание школьной газеты помогает научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

     Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

Издание школьной газеты, безусловно, служит и развитию школьного самоуправления. Состав работающих в редакции газеты  подвижен: в создании одного номера принимают участие от десяти до двадцати человек.  Это ребята разных классов, с пятого по одиннадцатый.

                    

Результативность использования ИКТ

Экспериментальный опыт использования ИКТ на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе свидетельствует об эффективности этой технологии:
• ученик превращается в активную личность;
• реализуется целеполагание и мотивация;
• ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы;
• изменяется форма контроля;
• обучение становится индивидуальным и дифференцированным;
• используются различные формы работы (парные, групповые);
• меняется роль учителя: он становится партнером, «учит учиться».

 

Результаты социологического опроса учащихся об уроках, на которых активно применяются информационно-коммуникативные технологии, показывают, что у учащихся вырос интерес к урокам (92%), учащиеся удовлетворены качеством преподаваемого предмета (91%), появилась возможность проявить свою индивидуальность и творческую активность (84%), увеличилась свобода выбора деятельности и темпа работы (85%).

Кроме этого, возрастает качество знаний по русскому языку. Это можно увидеть в следующих графиках:

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИКТ на уроках литературы и внеклассной работе.

Автор: Евсеева Любовь Павловна

Дата: 11.06.2024

Номер свидетельства: 652579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "О проведении уроков «Анализ контрольной работы».( "
    ["seo_title"] => string(47) "o-proviedienii-urokov-analiz-kontrol-noi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "112189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408420716"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Проект "Цветы в литературе.  Пушкин & Лермонтов". "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-tsviety-v-litieraturie-pushkin-liermontov"
    ["file_id"] => string(6) "103343"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402580671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Бинарный урок по новелле Л.Пономаренко "Гер побежденный""
    ["seo_title"] => string(54) "binarnyiurokponoviellielponomarienkogierpobiezhdiennyi"
    ["file_id"] => string(6) "281604"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453554650"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-posviashchiennoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "248558"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739382"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Выступление Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(102) "vystuplieniie-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "219427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434173866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства