Не только потому, что написаны уже подробные его биографии, глубокие философские статьи, исследования, прослеживающие его жизнь и творчество с разных сторон, но и потому, что очарование его поэзии, красота его стихов неизъяснима. Приходят сразу на ум слова: волшебство, магия слова, загадка, тайна, поэзия в чистом виде. Слова эти приходят на ум, но ровно ничего не объясняют. Стихи Лермонтова надо просто читать. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, почти все, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью. Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гонимые миром странники … »
Гонимые миром странники …
В.И. Яницкая
КГУ «Дашко-Николаевская основная школа»
Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район, село Дашка-Николевка
Своё выступление хочу начать из воспоминаний О. Берггольц: « ...Первой моей сознательной любовью к поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером потрепанном переплете, с портретом грустного большеглазого гусара, лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем, если не надо было что-нибудь помогать по дому... мне было семь лет и потом восемь лет... Красота и человечность лермонтовскихъ стихов, несознаваемые, а потому тем более властные, пленили меня всей силой своею... Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утес, дубовый листок!» [4, с. 118]
Писать о Лермонтове? Да разве это возможно?
Не только потому, что написаны уже подробные его биографии, глубокие философские статьи, исследования, прослеживающие его жизнь и творчество с разных сторон, но и потому, что очарование его поэзии, красота его стихов неизъяснима. Приходят сразу на ум слова: волшебство, магия слова, загадка, тайна, поэзия в чистом виде. Слова эти приходят на ум, но ровно ничего не объясняют. Стихи Лермонтова надо просто читать. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, почти все, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью. Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.
По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел», помеченное 1831 годом. Лермонтову тогда было 17 лет. Эта традиция установилась не напрасно. «Ангел»- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник вот он – стихотворение «Ангел». Ангел несет живую душу, чтобы вселить её в земного человека, и поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни - память о песне осталась.
Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина, лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел»- ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки, лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
А тут еще в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там – она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти что обморок. Потом он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни, и отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». [5, с. 92]
Лермонтов же прожил свою жизнь так, как будто он что-то знал и о чем - то помнил. Кто-то когда-то обронил, как будто удачно, что Пушкин был дневным, а Лермонтов – ночным светилом русской поэзии.Но скорее Лермонтова, по пристрастию по крайней мере, можно уподобить не светилу, а небу. В Тарханах ли в раннем детстве, на Кавказе засмотрелся он на небесную синеву, но только синева небес – основная, пожалуй, активная краска в стихах поэта.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог…
С такой-то вот чистейшей небесной синевой в глубине души вступил Лермонтов на кремнистый путь своей короткой и ослепительно яркой жизни. Голубизны в ней было меньше, чем в небе или в душе.
Нет, никак нельзя сказать, что жизнь Лермонтова с внешней стороны была полна невзгод (у декабристов и у их жен невзгод было больше). Лермонтов не голодал в молодости, как Некрасов, не стоял под расстрелом и не ссылался на каторгу, как Достоевский, не разжаловался в солдаты, как Полежаев, не жил в вынужденной эмиграции, как Герцен, не чах от туберкулеза, как Белинский. Просто он с его характером, его душой и талантом, с его масштабностью, не вписывался в окружающую его действительность: ни в школу юнкеров, ни в светские балы с их дежурными разговорами. Он мог бы вписаться только в русскую литературу и был на прямом и верном пути к этому, но не успел. Он стал русской литературой, и литература стала им, Лермонтовым, уже после его смерти.
Лермонтов был глубоко народен уже в самых ранних проявлениях своего гения. Созревая и мужая, поэт становился все народнее, ,все глубже. Родная история интересовала его не праздно, чувство родной истории в нем жило всегда.
Твой стих, как божий дух, носился над землей,
И отзвук мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Однако вернемся к лирике Лермонтова. Мы остановились на том, что Лермонтов жил со смутным воспоминанием чего – то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось на жизненном пути, и все отбрасывая прочь. Однако не все. Каждый, кто внимательно прочитал бы Лермонтова, и стихи, и «Героя нашего времени», и поэмы, мог бы прийти к безошибочному выводу, что через всю свою жизнь поэт пронёс одну-единственную, огромную, неизменную глубокую любовь к одной женщине. Конечно, были светские встречи, были увлечения, были стихи с посвящениями многим женщинам. Была Анна Столыпина, была Катенька Сушкова, была Щербатова, он и не скрывал их имен, так и писал над стихами: «Кн. Марье Алексеевне Щербатовой», «Александре Осиповне Смирновой» и другим.
Но есть множество стихов, когда они и не посвящены как будто никому и в то же время мы чувствуем, видим, что у них есть таинственный адресат. Очевидно, что поэт обращается к любимому, более того, любящему человеку, близкому, полностью понимающему его, дорогому, но в то же время далекому, можно сказать – недоступному. Она, эта женщина, более всех других отвечала тому смутному, лазурному, небесному, что жило в душе поэта и что он ревностно оберегал от прикосновения чужих рук, взглядов и даже чувств. Одной ей он мог бы отдать всю душу, с одной ею мог бы вспомнить то, что старался вспомнить всю жизнь, она одна, отвечала его душевному чистому идеалу. Но никогда и ни разу любящий поэт не обмолвился, ни одним словом не выдал имени любимой, а потом ее родные, зная о взаимной страсти двух молодых людей, крепко хранили секрет. Лучший пока что биограф Лермонтова Павел Висковатый пишет: «Изучая жизнь Лермонтова, я давно пришел к убеждению, что над ним господствовала глубокая и потому чистая и возвышенная страсть – источник наслаждения и горя. В 1880 году я на-конец от родственников любимой им женщины, живущих в средней полосе России, получил первые точные сведения об ее отношении к поэту. Но я должен был дать обещанье молчать». [7,с.18]Но время уже прошло, то там, то тут имя женщины начало появляться в воспоминаниях, записках. Теперь оно стало достоянием гласности, и все мы его теперь знаем: Варенька, Варвара Александровна Лопухина. Достаточно только перечислить стихи, обращенные к ней, чтобы понять, какую роль она сыграла в жизни поэта. «Нищий», «На севере диком», «Сон», «Не смейся над моей пророческой тоской», « Я не хочу, чтоб свет узнал», «Слышу ли голос твой», «Молитва». И это далеко не все. Павел Висковатый пишет: «…поэма «Демон», особенно в первых очерках, вся проникнута изображением душевных бурь поэта и его любви к чудной девушке, от коей он ждал спасенья, в коей видел для себя оплот мрачных дум и настроений души. В себе видел поэт мрачного демона, в Вареньке ясное, безгрешное существо, которое одно может вернуть его к небесам, к правде и к добру.
Это подтверждается и тем, что когда Лермонтов писал «испанский» вариант «Демона», он одновременно рисует карандашом портрет Вареньки в образе испанской монахини. Рисунок этот, к великому счастью, уцелел, и мы можем воочию видеть, какой была Варенька Лопухина, да еще в восприятии самого Лермонтова. Совсем безнадежными их отношения стали, когда Варенька вышла замуж. Весть о замужестве Вареньки поразила Лермонтова как молния, а узнав о смерти Михаила Юрьевича, Варвара Александровна, теперь уж Бахметьева, так и не смогла оправиться от удара, хоть и прожила еще десять лет, умерла в 1851 году возрасте тридцати шести лет.
Варенька Лермонтова тоже любила, почему же они не поженились? На этот счет существует много гаданий и толкований. В том числе можно выдвинуть версию о том, что Лермонтов хотел такой вот идеальной, недостижимой любви, которая освещала бы его жизнь, и боялся, что свет погаснет либо превратится в простой ночник. Но дело, кажется проще. Они были почти ровесники. Шестнадцатилетняя девушка тогда уже – невеста, а шестнадцатилетний юноша… Они были рождены друг для друга, но роковым образом, не для брака, а лишь для любви. Мужчины тогда не женились рано и, уж во всяком случае, не на ровесницах. Лермонтов в своем возрасте просто не был еще психологически готов к браку. Вспомним, что Пушкин женился после 30 лет, а Толстой - в 34. Вспомним, что Наталья Николаевна в 25 лет уже овдовела, имея четверых детей, а мать Лермонтова умерла в 21 год, когда Мише было уже 3 года. Представим себе, что Варенька Лопухина ждала бы Лермонтова до 30 лет более. Но 30 лет тогда – это уже старая дева!
Как бы то ни было, оба они унесли свою любовь в могилу, один чуть раньше, другая чуть позже.
Есть ряд имен в человеческой истории, негативная известность или слава к которым пришли не сами по себе, а потому лишь, что они роковым образом соприкоснулись с другими личностями или явлениями.
Убийство Мартыновым Лермонтова нужно квалифицировать как убийство подлое.
Погасло синее небо. В одно мгновение погибли все замыслы, все ненаписанные стихи, поэмы, романы, будущий журнал, никто не знает, что погибло в одно мгновение. Все это погибло на пороге зрелости.ъ.
Последние его стихи, записанные в «Тетрадь Одоевского»: «Сон», «Спор», «Утес», «Дубовый листок», «Выхожу один я на дорогу…», и, наконец, «Пророк» - последнее, что написал Лермонтов, - это крутая если не вертикальная линия вверх. Шедевры, один ярче, лучше и глубже другого. Сколько бы ни проходило десятилетий и даже веков – никогда ни одно русское сердце не примирится со смертью Лермонтова и не устанет проклинать его убийцу.
Что же можно сказать о М.Жумабаеве? М. Жумабаев, широко известный поэт ХХ века, окончательно восстановлен в правах лишь в последние годы. Реабилитирован он был еще в 1960 годы, но произносить его имя, а тем более печатать его стихи было нельзя. М. Жумабаев, как и М.Ю.Лермонтов, всю жизнь искавший себя. В его творчестве лежит печать раздумий, одиночества и скорби с одной стороны, надежд, любви, желаний, романтической мечтательности – с другой. Ярок и трагичен жизненный путь М. Жумабаева, сложен, противоречив, богат и славен его творческий путь. [9]
Судьба не была к нему особенно милостива, хотя родился он в относительно обеспеченной семье. Магжан получил хорошее образование, особый интерес проявил к гуманитарным наукам. Он учился в Омской учительской семинарии, которую окончил с отличием. Здесь впервые приобщился к европейской науке, изучил русский язык.
Первый сборник стихотворений "Шолпан" был издан 19-летним Магжаном в Казани. С этих пор имя молодого поэта стало известно не только казахам, но и другим представителям тюркоязычных народов. И засияло слово Магжана, заворожило, как звезда, на поэтическом небосклоне. Неуклонно следуя творческому наследию Абая, Магжан своими необыкновенно лирическими, пронзительно-правдивыми произведениями занял достойное место в мировой культуре. [1, с. 297]
Лермонтов – гениальный поэт ХІХ века, Жумабаев – гениальный поэт ХХ века. Сущность их творчества таилась прежде всего в том, что они, живя на земле, сумели увидеть все, сокрытое от глаз. Это не зрение глаз, а зрение сердца. Мы не ошибёмся, если скажем, что каждый из этих гениальных поэтов – Пророк.
Магжан Жумабаев в своем стихотворении, посвященном Абаю, предугадывает и свою творческую судьбу:
Не печалься Поэт. Для народа родного
Откровеньем еще прозвучит твое Слово.
Пророческие слова звучат и в поэтических строках Лермонтова
Быть может некогда случится.
Что все страницы пробежав,
На эту взор ваш устремится,
И вы промолвите: он прав:
Свои первые стихи Лермонтов написал в 13 лет. В 13 лет он пишет стихи, а за всю короткую жизнь он создаст около 400 стихотворений, около 25 поэм, не считая 5 драм и 7 повестей. Магжан Жумабаев начал писать стихи в 14 лет. Признавая его яркий самобытный талант, современники называли его «достойным преемником Абая», «казахским Пушкиным». Судьба поэта сложилась трагически: он был расстрелян.
Тема одиночества «красной нитью» проходит в творчестве уобоих поэтов. В лирике Лермонтова тема одиночества дополняется темой узничества, которая знакома нам по стихам поэтов – декабристов. По – новому эта тема звучит у М.Жумабаева: в ней усиливается стремление к свободе, к борьбе.
В лирике М.Ю.Лермонтова и М.Жумабаева есть стихотворения о любви. Поэты больших чувств, они воспевают любовь как огромный дар жизни.
Личная жизнь поэта трагична. Зулейху он заприметил, когда ей было 15 лет, написал ей даже послание в стихах. Затем будучи в Омске, узнал, что красавица тяжело больна. Примчался в Петропавловск. Зулейха уже 17 суток находилась в тифозном беспамятстве, а ее молодой муж умер. Вновь они встретились на свадьбе друга, как дружки молодых. Магжан просит Зулейху стать его женой - она отказывает. Магжан не уступает. Он ставит условие: завтра уезжает из города и будет ждать Зулейху в Челябинске 2 недели. Если она не приедет, он никогда не вернется в родные края. Не прошло и недели, как Зулейха появилась в Челябинске. Отсюда они уедут в Оренбург. Этот поступок поэта не только расстроил выгодный с точки зрения договаривающихся сторон брак, который все с нетерпением ждали, но и был вызовом традициям и обычаям народа. [2, с. 304]
Огонь поэзии Магжана не погас благодаря жене Магжана Зулейхе, сохранившей ему не только верность, но и его наследие. Зулейха сыграла большую роль в трудной жизни и сложной судьбе поэта. Ей довелось испить чашу гораздо горше, чем в свое время женам декабристов. [3]
М.Ю.Лермонтов прожил всего 27 лет. Его произведения волнуют и всегда будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.
Магжан Жумабаев прожил всего 45 лет. В последнее десятилетие жизни он испытал гонения, душевную и физическую подавленность. М. Жумабаев был дважды репрессирован как «человек без определенных занятий». Пятьдесят лет молчали о Магжане. Несколько поколений казахстанцев даже не слышали о нем. Магжан Жумабаев стал не только любимым поэтом, но и легендарной личностью, народ увидел в нем пророка, предвещавшего свободную жизнь своей любимой родины. Он мечтал увидеть свободными родной край, свой народ, а ему приписывали национализм. Никто не знает, где покоится прах великого сына казахского народа. Судьба его не ясна. Из мрака забвения светит нам Магжановская свеча, согревая наши суровые души, чтобы они согревшись, могли находить в урагане свечу. Справедливость восторжествовала. Многогранное творчество Магжана, погибшего в расцвете сил и таланта в период культа личности, нынче вернулось к казахскому народу, который, кстати, никогда не забывал о своем великом сыне, и засверкало новыми гранями. [8]
Великий поэт Магжан Жумабаев прожил короткую, но плодотворную жизнь. Вера поэта в свой народ поддерживала его в трудные минуты и вдохновляла на всё новые и новые творения. Читая его стихи, мы словно живём в созданном им мире. Стихи Жумабаева дают возможность понять и прочувствовать его душу, они призывают к добру, любви, миру.
Список литературы
Возвращение поэта: О творчестве и судьбе М. Жумабаева. / З. Жумабаева, Х.Х. Махмудов/ // Дело №... Летопись горького времени.- Алма-Ата: Жазушы,1989.-с. 296-300.
Бакенов С. Верность: О поэте М. Жумабаеве и его жене // Дело №... Летопись горького времени.- Алма-Ата: Жазушы,1989.-с. 304-314.
Жумабаева У. Спутница в радости и печали // Казахстанская правда.- 1993.-10 августа.
Михайлов В.Ф. Лермонтов: Один меж небом и землёй/ В.Ф. Михайлов.- М.: Молодая гвардия, 2012. – 618 с.
Богданова Н. Тарханы: отзвуки детства/ Н.Богданова// Будь здоров. – 2011. №8 – С. 86-94
Бурцева Е. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова /Е. Бурцева// Литература в школе.- 2010. - № 11.- с. 10-14
Житилёва Ж. Читаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел»/ Ж. Житилёва, В. Житилёв// Литература в школе. – 2013. - №8. – С. 17-19