Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры в рамках метапредметной деятельности обучающихся по литературе и краеведению»
Статья Шиловой Елены Юрьевны, учителя русского, литературы, краеведения высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 264 Кировского района Санкт-Петербурга
Формирование экологической культуры в рамках метапредметной деятельности обучающихся по литературе и краеведению
2017 год объявлен в России годом экологии. Одними из главных задач, решаются в 2017 году, заявлены: 1) Привлечение граждан к сохранению природных богатств страны; 2) Развитие экологической ответственности всех слоев общества.
Решение этих задач невозможно без воспитания подрастающего поколения в духе экологической культуры. Понятие экологической культуры, безусловно, имеет общенациональный смысл. Но формирование ее невозможно без обращения к личности, к ее ориентирам и ценностям. Когда отдельно взятый ребенок, живущий в том или ином районе нашей огромной страны, прочувствует свою личную взаимосвязь с родным краем, его природными и культурными богатствами, тогда придет понимание экологической ответственности каждого за родной край и, как следствие, за страну в целом
Метапредметный подход, на наш взгляд, наиболее эффективно способствует формированию личной экологической культуры.
Человек должен существовать в гармонии с природой, которая вдохновляет его на акт творчества. И само творение отражает гармонию окружающего мира. Ребенок должен понять и прочувствовать эту тесную взаимосвязь природы и искусства, а также попытаться творчески выразить себя, свое отношение к окружающему миру.
Мы считаем, что только через личностное, частное, восприятие красоты, хрупкости природы можно осознать необходимость природосбережения и выйти на решение экологических проблем. Через осознание гармонии в природе приходит понимание гуманного отношения к ней, желание сохранить и преумножить природные богатства.
В 2016 – 2017 учебном году нами был осуществлен целый комплекс метапредметных мероприятий, посвященных экологической культуре:
Уроки – мастерские («Парк Сергиевка – единение природной красоты и исторического контекста» для 5 и 7 классов).
Экскурсии («Люблю я пышное природы увяданье…» Природные ландшафты Царскосельского парка в их соединении с творчеством А.С. Пушкина» для 5 класса).
Исследовательские работы («Усадебная культура на территории современных Кировского и Красносельского районов: человек и природа в 19 веке» для учащихся 6 и 7 классов).
Написание исследовательских работ метапредметного характера (Музыка П.И. Чайковского и стихи И. Мятлева, навеянные красотой парка усадьбы «Новознаменка» для учащихся 6 и 7 классов).
Проекты (Флэшмоб «Забытый Полежаевский парк» для учащихся 5 и 7 классов).
Написание творческих работ: сочинений, стихов (для учащихся 5,6,7 классов – сочинения «Мой мир: моря планета и пр.).
Творческие конкурсы (конкурсы стихов о родной природе, конкурсы иллюстраций).
Цикл фольклорных внеурочных занятий в 8 классе.
Неразрывная связь природы и человека прослеживается в ходе обращения к фольклорному творчеству. Почувствовать и понять мироощущение человека языческого мира, связанного с окружающей средой всей своей жизнью, помогают цикл внеурочных занятий по фольклору и мероприятия, имеющие метапредметный характер, сочетающие историю, литературу, музыку, изобразительное искусство, прикладное творчество. Это конкурсы, инсценировки обрядовой песни и т. п. Данная программа реализуется нами в 2017 – 2018 учебном году в 8 классе в рамках внеурочной деятельности.
Окружающая среда, в том числе, природа, имеет важное культурное значение, а, следовательно, и эстетическое. Поэтому важно воспитывать у детей чувство высокой личной ответственности за культурные и природные богатства родной земли.