kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическая статья: "Надо жить в гармонии с природой…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье поднимается одна из важнейших проблем соременного общества- экологическая- на основе романа Ч.Айтматова "Плаха". Статья предназначена для учащихся 5-11 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая статья: "Надо жить в гармонии с природой…"»

НАДО ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ…

Не царь природы человек,

Не царь, а сын…

Егор Исаев.



Экология, экологическая катастрофа, нарушение гармонии в природе – эти слова, звучащие как набат, особенно в последнее время волнуют и настораживают нас. Чем вызвано такое беспокойство? Что происходит на планете Земля и какая опасность грозит человечеству?

Дело в том, что мы своей бездумной деятельностью уничтожаем землю – матушку, нанося ей непоправимый урон. Вырубаются огромные площади лесов, поворачиваются вспять реки, осушаются болотистые почвы, а это, в свою очередь, ведет к изменениям в флоре и фауне. Люди строят заводы, отравляя воздух и воду, нерационально используют земные богатства, забывая о том, что природа не резиновый шарик, не безразмерная емкость: всему есть предел. Она дает и дает нам все для жизни, беспокоится о нас, как любящая мать. А что получает взамен? Какой монетой мы платим за ее заботу?

Почему – то часто у меня перед глазами возникает одна и та же картина: исчезло солнце, все вокруг стало серым, холодным, негде отдохнуть, нечем полюбоваться. Земля загажена человеком…Земля умерла… Жутко… Очень… Мы сознательно или бессознательно своими руками уничтожаем мир, который дан свыше, рубим сук, на котором сидим. А природа, защищаясь от наших неразумных действий, начинает мстить. И самое страшное, что она делает, - лишает человека разума. Нарушена гармония отношений, а это уже трагедия человеческой души, нравственная проблема, неразлучная спутница проблемы экологической.

В художественных произведениях отразились представления людей определенной эпохи о связи человека и природы, потому что эта тема всегда волновала нашу общественность, в том числе писателей и поэтов. Так, например, издавна считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать, а чтобы наслаждаться ею. Думаю, навсегда останутся в моей памяти строчки из любимого романа Л.Н. Толстого «Война и мир» о небе Аустерлица над раненым Андреем Болконским, круто изменившем его мировоззрение, звездная ночь в Отрадном Наташи Ростовой, встречи Андрея с вековым дубом; от этих страниц веет покоем, счастьем, любовью. Лев Николаевич видел в природе не только красоту, но и начало вечной жизни. М.Ю. Лермонтов называл природу «царством дивным». А русские пейзажи с лесами, одетыми «в багрец и золото», стали для А.С. Пушкина символом России. Такой предстает природа в литературе, например, девятнадцатого века: в единении, неразрывности, гармонии с человеком.

В двадцатом веке уже заговорили о другом отношении, варварском, потребительском. Человек, чья жизнь мгновенна, вдруг возымел себя царем (но, увы, без царя в голове) и захотел поработить Природу, поэтому в книгах все чаще и чаще звучит тревога по поводу экологических потерь, повлекших за собой и нравственные. Ч. Айтматов, В. Распутин, В. Астафьев попытались не только привлечь внимание к этим проблемам, но и найти пути спасения человечества, донести до читателя со страниц своих произведений, казалось бы, уже давно избитую и, может, многим надоевшую фразу: ухудшение экологической обстановки происходит из-за падения нравственности человека. Художники слова сошлись в одном мнении: бездумность, бездуховность, потеря исторических корней – вот главные причины современной катастрофы. Именно об этом роман Чингиза Айтматова «Плаха», который перечитывала уже несколько раз и считаю самым актуальным произведением нашего сложного и непонятного времени.

«Все было мертво, все сплошь покрыто черным пеплом отбушевавших пожаров, земля лежала сплошь в руинах», - так пишет Ч. Айтматов о Моюнкумской пустыне, которая до вторжения человека – варвара поражала всех красотой пейзажей. Писатель, используя образ – метафору «пожар», сознательно лишает бандитов человеческих черт, наделяя ими самых кровожадных в природе животных – волков, у которых, оказывается, есть любовь друг к другу, к детенышам, неравнодушие и чувство жалости к окружающему миру. Ч. Айтматов со страниц своего романа как бы наставляет нас: «Учись у них…» Символично и название произведения: плаха – это наказание для людей, потерявших человеческий облик, надругавшихся над Первозданной, как над собственной матерью. Нравственная коррозия коснулась жадных душ айтматовских героев, слишком далеко зашли они в уничтожении всего живого. Омерзительная шайка Обер – Кандалова (иначе никак не назовешь этих живодеров, а «обер» почему – то напомнило мне гитлеровский фашизм, жестокий и беспощадный), которая в погоне за наживой (по пятьдесят копеек за голову) безжалостно убивает сайгаков, безобидных обитателей пустыни, не сохранила в себе ничего человеческого. Нелюди относятся зверски не только к животным, но и к своему сородичу Авдию, пытавшемуся наставить их на путь истинный. Не это ли пример духовного, нравственного падения человека, занесшего топор над природой, а следовательно, и над собственной головой в конечном итоге?! Когда же мы наконец поймем, что происходящее на земле касается каждого и от нашего поведения зависит судьба человечества?!

Прочитав произведения, подобные «Плахе», я так же, как и Авдий Каллистратов, главный герой романа, еще раз убедилась в том, что человек не царь природы, а только ее маленькая частица, звенышко в цепи. Пора остановиться, прекратить самоистребление. Уничтожая природу, человек убивает в себе нравственность. А без нее он не человек, а зверь, безрассудный и жестокий.

Кто – то из великих сказал: «Земля – вершина Духа, Добра и Любви». Для меня эти слова как молитва матери, склонившейся над колыбелью сына: «…Во имя Отца, и Сына, и святого Духа… Сохрани, спаси и помилуй детей моих, Господи!» Вместе с ней и я прошу здоровья, физического и духовного, человечеству во имя сохранения Земли, потому что твердо убеждена: надо жить в гармонии с природой. Тогда мир наступит и в душе каждого из нас. Я искренне верю в это.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическая статья: "Надо жить в гармонии с природой…"

Автор: Карпенко Елена Ивановна

Дата: 11.08.2020

Номер свидетельства: 555618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "" Конспект урока окружающего мира, презентация для урока "Сохраним природу Земли!" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-sokhranim-prirodu-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "209774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431286693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства