kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективные методы и приемы на уроках русской литературы в условиях обновления содержания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по применению активных методов обучения на уроках русской литературы в классах с обновленнм содержаниме образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и приемы на уроках русской литературы в условиях обновления содержания»

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ


«Мир быстро становится другим в связи с глобализацией и модернизацией… Школы должны подготовить учеников жить и работать в мире, в котором большинству людей необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать во внимание различные идеи, перспективы и ценности; в мире, в котором люди должны решать, как доверять и сотрудничать, несмотря на наличие различий, часто преодолевая при этом пространство и время с помощью технологий; и в мире, в котором их жизнь будет зависеть от вопросов, которые выходят за пределы национальных границ. Школы двадцать первого века должны помогать ученикам развивать самостоятельность и самобытность, которая осознает реальность национального и глобального плюрализма, подготавливая их к тому, чтобы они могли взаимодействовать с другими людьми в жизни, работе и гражданской позиции». Эти слова Андреаса Шлейхера как нельзя лучше отражают требования нового времени.

В прошлом учебном году учащиеся 5 и 7 классов казахстанских школ стали учиться по обновленной программе, в этом году переход осуществлен также в 6 и 8 классах. Большое место при этом уделяется активным методам преподавания.

Какие же активные приемы и методы применяю на уроках литературы?

Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов является «Карусель». Класс разделен на несколько групп, каждая группа получает фломастер или маркер определенного цвета и вопрос, на который участники должны ответить за определенное время. Затем группы обмениваются листами и записывают свое мнение уже по другому вопросу, выражая свое согласие или несогласие. Карусель продолжается до тех пор, пока каждая группа не получит возможность высказать свое мнение. По окончании работы необходимо обсудить результаты. Такая работа возможна при обсуждении проблемных вопросов по изучаемым произведениям или при проведении рефлексии. Например, при обсуждении общей темы «Отрицательные герои в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» группы получают следующие вопросы:

1. Кого можно отнести к отрицательным героям?

2.Каково назначение отрицательных героев в комедии?

3.Какими качествами наделены отрицательные герои комедии?

После работы в группах и обменом информацией приходим к определенному мнению.

Возможна и такая ситуация, когда группы для работы получают одинаковое задание. Тогда возможно применение приема «Автобусная остановка», когда после выполнения задания участники групп двигаются по классу, изучая работы товарищей и помечая их определенным знаком (опять же, используя фломастер одного цвета): «+» - согласны, «-» - не согласны, «?» - возникли вопросы. После возвращения на «свою» остановку происходит обсуждение и пояснение непонятного.

Очень нравится прием «Ромашка Блума». Сначала предлагаю готовые вопросы по произведению, а затем уже учащиеся учатся составлять вопросы сами по шаблону.

При изучении сказки О.Уайльда «Соловей и роза» в 5 классе для проверки усвоения содержания были предложены вопросы:

- Найдите отрывок, где Соловей поет о жизни и смерти. Что для него дороже?

- Как характеризует девушку то, как она оценила подарок Студента? А как бы поступили Вы?

- Что сказала девушка о подарке Студента? Сравните ее слова со словами Соловья.

- Что было бы, если бы Соловей не стал помогать Студенту?

- Почему автор назвал сказку «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»?

- Верно ли, что произведение «Соловей и роза» называется сказкой? Докажите это.

Использование иллюстраций на уроке тоже играет большую роль. На уроке по сказке «Соловей и роза», целью которого было выявление изобразительно-выразительных средства языка, с помощью метода «Мозаика» делю учащихся на группы: учащимся выдаются части изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого изображения.


Получившимся группам предлагаю подобрать фрагмент произведения, соответствующий иллюстрации, и обсудить, какие слова, фразы помогли им определить, что это именно этот отрывок. Затем, работая с отрывком, учащиеся находят в нем художественные средства выразительности, объясняют, для чего их использует автор. Спикеры от каждой группы представляют результаты работы, выступления оцениваются другими группами по заранее представленным или выработанным критериям.

Лучше вникнуть в содержание произведения или постигнуть внутренний мир героя помогают приемы «Горячий стул», «Портрет на стене». Учащийся получает роль, садится на стул перед классом и отвечает на вопросы товарищей, стараясь представить себя на месте персонажа. Так, при изучении произведения Р.Брэдбери «Зеленое утро» в 7 классе учащиеся, работая в группах, составляли портрет героя, исследуя следующие вопросы:

- Дайте характеристику героя (назовите его качества).

- Какие качества героя не описаны в рассказе?

- Составьте вопросы, которые вы бы хотели задать герою.

Занимая «горячий стул», представитель от группы давал интервью, отвечая на вопросы:

- Почему за тридцать дней Вы ни разу не оглянулись назад?

- Почему Вы потеряли сознание?

- Что Вы подарили людям вместе с посаженными деревьями?

- Оценят ли Ваш подвиг люди, живущие на Марсе? и др.

Быстро выделить основные проблемы и построить логические связи помогает использование радиальной диаграммы.


Пример радиальной диаграммы по рассказу «Зеленое утро» Р.Брэдбери.


Интересным может быть и опрос домашнего задания. Необычно проходит проверка знания биографии писателя с помощью приема «Гигантские шаги». Все учащиеся становятся в одну линию, затем учитель зачитывает утверждение, а учащиеся делают шаг вперед или назад в зависимости от того, насколько они согласны: шаг назад – не согласны, шаг вперед – согласны, на месте – не уверены. Можно сразу спросить некоторых учащихся, почему они так ответили.

Быструю проверку обеспечивает прием «Трафарет». На большом листе расчерчиваются квадраты. В каждый квадрат вписываются слова как по изученной теме, так и лишние. Затем ученику предлагается выбрать ответы на поставленный вопрос и закрасить их. При проверке на основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки для правильных ответов.


Пример задания: укажите героев сказки О.Уайльда «Соловей и роза».


Соловей

Маргаритка

Муха

Профессорская дочь

Студент

Воробей


Ящерица

Сирень

Змея

Роза


Бабочка

Фиалка


Конечно, активных приемов и методов огромное множество. Учитель сам выбирает, что ему применять. Но нужно помнить о главном: роль приемов и методов – сделать занятие интересным и насыщенным, активизировать работу учащихся, чтобы они на самом деле стали действующими лицами урока.


Список литературы:

1.Алимов А.К. Использование активных форм обучения. Методическое пособие/АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014.- 188 с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Киреева Татьяна Викторовна

Дата: 28.10.2018

Номер свидетельства: 482400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_produktivnoi_deiatelnosti_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "529069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574876791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства