kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Донские рассказы» Михаила Шолохова: опыт анализа на уроках литературы в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проникнуться духом шолоховской прозы, понять авторское отношение к гражданской войне должны одиннадцатиклассники. Задача учителя - помочь им этом. Опыт анализа "Донских рассказов" М.Шолохова представлен в данной разработке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Донские рассказы» Михаила Шолохова: опыт анализа на уроках литературы в 11 классе»

«Донские рассказы» Михаила Шолохова: опыт анализа на уроках литературы в 11 классе


Современный старшеклассник очень далёк от проблем, которые волновали их ровесника Шолохова в 20-х годах – почти сто лет назад! Ему, родившемуся в 1905 году на Дону, в казачьей станице, довелось испить полную чашу: горькое детство незаконнорожденного в семье «иногородних» (отец – приказчик, выходец из Рязанской губернии, мать – из семьи крепостного с Черниговщины), невозможность получить хорошее образование – только четыре класса гимназии (а учиться очень хотелось!), участие в деятельности продотряда, плен у махновцев, (откуда отпустили по малолетству!), тяжелый труд (грузчик, делопроизводитель заготконторы, каменщик, статистик по переписи населения, учитель, ликбеза разносчик), поступление на рабфак, желание закончить институт… И первые литературные опыты. И все это за неполных 19 лет! Именно тогда, в 1924 году девятнадцатилетний Шолохов увидел напечатанным в газете «Юношеская правда» свой первый рассказ, давший начало теме Гражданской войны в его творчестве. А уже в 1926 году вышли в свет сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», в которых оживали воспоминания юного автора о кровавых событиях недавней братоубийственной войны, участником которых он был. В каждом рассказе – смерть и боль - беспощадная правда о том суровом времени.

Задача учителя литературы - помочь учащимся увидеть события Гражданской войны глазами очевидца (писатель знал множество историй, служа в продотряде, поэтому такими достоверными выглядят характеры и судьбы персонажей) и вглянуть с позиции сегодняшнего дня, понять и почувствовать правдивое слово писателя, сумевшего показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории. Поэтому так важно познакомить старшеклассников с биографией автора в контексте истории Гражданской войны, ее отражением в произведениях современников (Булгаков М., «Белая гвардия», 1924; Островский Н., «Как закалялась сталь», 1934; Пастернак Б., «Доктор Живаго», 1945−1955; Фадеев А., «Разгром», 1927; Шмелев И., «Солнце мертвых», 1923).

Начинаем изучение раннего творчества Шолохова с рассказа «Родинка». Беседу в классе открываем вопросом:

-Какое впечатление произвело на вас это произведение? В чем драматизм изображаемых событий? (Как и многих других, разбросало в лихую годину отца и сына. Сын, Николка Кошевой, - красноармеец, командир эскадрона, отец – атаман банды)

-Как это случилось? (Ребята восстанавливают истории жизни обоих героев).

-Как относится автор к своему герою? Какие слова выражают это отношение? (Писатель с теплотой называет его Николка, пацаненок, сынок, мальчишка, куга зеленая и т.п.)

-Сколько лет Николке? О чем он вспоминает перед боем? (Ему 18. Перед его лазами проходят смутные воспоминания о детстве, образы отца и матери, сиротское голодное отрочество, участие в боях против Врангеля, мечты об учебе: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Учиться б…» Шолохов уставшего от суровой жизни юношу, понимающего, кто виноват в такой его судьбе и испытывает ненависть к врагам, лишившим его счастливой жизни)

-Как повлияла судьба на характеры персонажей? Какими мы видим их накануне боя? («Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая»)

Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки. Однако есть у них общее – что именно? (Николка не жил нормальной жизнью, а атаман эту жизнь утратил: гражданская война и плен, воевал на стороне белых, у Врангеля, бежал в Константинополь, лагерь в колючей проволоке, банда. Чувства обоих героев перекликаются. Николка: «Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё…». Атаман: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы»).

-Как отразилась нравственная усталость в портретах героев? (Раньше времени состарился Николка: «Плечист…, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». «Зачерствела душа» у атамана, «как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной», и похож он на «набедившего волка», «дорогою и целиною бездорожно».)

-И все же Николка – сын своего отца: в свои 18 лет он «неизмеримо отважен». Что он еще унаследовал от своего отца? (он казак, с пяти-шести лет на коне, от отца унаследовал любовь к лошадям и родинку величиной с голубиное яйцо на левой ноге, выше щиколотки).

-Парадоксально, но Шолохов подчеркивает и общность жизненных целей героев. Какой прием он использует? (Писатель использует повтор: Николка ликвидирует ликвидирует банды, а атаман говорит: «коммунистов ликвидируем». Их цель – взаимное уничтожение!)

-Прочитаем сцену гибели Николки. Как ведет себя атаман? (Он должен быть доволен, что убил врага. Но опознав по родинке на ноге Николки своего сына, он «завыл», «почернел», «упал, заглядывая в меркнущие глаза». «К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и … выстрелил себе в рот»)

-Как вы относитесь к атаману? Каково отношение к нему автора? (Нам жаль как всякого многое пережившего человека; он семь лет не видал родных куреней, может быть, он не виноват в том, что он попал в банду. Шолохов тоже сочувствует атаману, понимает боль казака, оторванного от родной земли, потерявшего семью, зачерствевшего душой).

-Отец убивает сына, и это для Шолохова важнее, чем борьба классовых врагов. Чем определяется эта авторская позиция? (На самом деле важнее всего, что ты – человек, а не твоя социальная принадлежность. Человек не должен уничтожать себе подобных. А если это происходит – значит, нарушен привычный уклад жизни, пресекается род человеческий, нарушен мировой порядок, произошла катастрофа вселенского масштаба. А причина этой катастрофы - Гражданская война, ставшая трагедией для целого народа, сделав врагами отцов и детей: «Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебные стороны». В этой войне нет победителей: убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре», муж - жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Семейный человек», трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке», убивают неугодного начальника в рассказе «Смертный враг», сына - отец вместе со старшим сыном в «Червоточине», издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь»).

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Родинка»? (Родинка – это родимое пятно, то, что достается человеку с рождения, особая примета кого-либо, то, что связывает человека с теми, кому он обязан жизнью, со всем родом. Убив родственника, человек становится изгоем, навсегда разрывая связь свою с родом человеческим – и это для него самое страшное наказание. Таким образом, писатель выражает христианский взгляд на гражданскую войну как на страшную человеческую трагедию)

-Шолохов показывает конфликт поколений сквозь новую призму – какую? (Дети отвергают сложившийся за века уклад жизни, готовы жертвовать собой за «идею» - и уничтожать своих близких, считавших, что изменить жизнь к лучшему можно только упорным трудом и нравственным усовершенствованием, и поэтому мешавших в её осуществлении).

-Есть ли выход из кровавого месива человеческой жестокости? Какой? В каких рассказах он показан? («Алешкино сердце», «Жеребенок», «Чужая кровь», «Один язык»).

Далее предлагаем сравнить рассказ «Родинка», «Разгром» А.Фадеева, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Конармия» П.Бляхина, стихотворения Н.Тихонова, М. Светлова, определив авторскую позицию в этих произведениях и средства её выражения, выбрав цитату, соответствующую данной позиции:

1. А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других…

(М.Волошин)


2. Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был –

Белым стал,

Смерть побелила.

(М.Цветаева)


3. О, годы юности

Немилой,

Ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг

Он – враг.

А мать?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях…

(А. Твардовский)


4. Там, где царит насилие,- царит горе и льется кровь.

(В.Гроссман)

5. А ад я видел на земле.

(Саша Черный)


6. Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. (Демокрит)


В ходе дальнейшего изучения «Донских рассказов» учащимся предлагается составить таблицу «Тематика и проблематика рассказов М.Шолохова» (тема детства; тема женской судьбы; проблема богооставленности человека; тема любви; тема человеческой веры).

Важно обратить внимание на то, как помогают пейзажные зарисовки понять внутреннее состояние героев.

Развитие темы Гражданской войны в творчестве М.Шолохова интересно рассмотреть в связи с изучением «деревенской прозы» - романов «Кануны» В.Белова, «Мужики и бабы» Б.Можаева, «Овраги» С.Антонова, что дает возможность более объективно представить описываемое время и выявить полнее взгляд писателя на поднимаемые проблемы.



Литература:


  1. Алиева Т.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004

  2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век.- Москва, 2004.

  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006

  4. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф. Курдюмова и др. – М.: Дрофа, 2009.

  5. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.

  6. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.

  7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2009

  8. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004

  9. Сатарова Л.Г. «Брат на брата, сын на отца…» (Художественная концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова).- «Литература в школе».- №4 1993.

  10. Щербинина И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Донские рассказы» Михаила Шолохова: опыт анализа на уроках литературы в 11 классе

Автор: Мухамадеева Лидия Николаевна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Как же это? Гражданская война в изображении М.А.Шолохова ( на примере «Донских рассказов»)"
    ["seo_title"] => string(80) "kak_zhie_eto_grazhdanskaia_voina_v_izobrazhienii_m_a_sholokhova_na_primierie_don"
    ["file_id"] => string(6) "393275"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487437544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства