kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как же это? Гражданская война в изображении М.А.Шолохова ( на примере «Донских рассказов»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Как же это?»  Гражданская война в изображении М.А.Шолохова ( на примере «Донских рассказов»)

Цели:

показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа;

проанализировать художественные особенности рассказов;

проверить умение учащихся самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тексты рассказов, портрет писателя, проектор

Записи на доске:

«Родинка – это, говорят, счастье».

«Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить…Опостылело всё…»,

«Зачерствела душа у него»,

«Меня за моё же добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, – я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила».

Нонешним

Брешешь

Летник

Вназирку

Излапывает

Музга степная

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Показ отрывка из фильма «Неуловимые мстители»

3. Слово учителя

Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции. Между тем «Донские рассказы», вышедшие как бы тремя выпусками – «Донские рассказы» (1926 г.), «Лазоревая степь» (1926 г.), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г.), сам Шолохов, словно подчёркивая их самостоятельное значение, выступил в 1931 году в итоговой книге «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1923-1925 г.г.). Первым из произведений цикла был опубликован рассказ «Родинка». (В ходе анализа текста обращать внимание учащихся на художественные средства и их значение для конкретного эпизода).

4. Беседа по тексту рассказа

– Сколько главных героев в рассказе? (Николка Кошевой и атаман)

– Что мы узнаём об этих героях? (Николка – стр.25: «Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ.»; атаман – стр. 30: Плен германский, потом Врангель, лагерь, турецкая филюга и – банда).

– Но это сухие анкеты, никаких психологических полутонов, поверхностная характеристика. Если бы сущность «Донских рассказов» исчерпывалась только подобными примерами «красной» или «белой» идеи, то все они были бы сжаты до простой иллюстрации жестокой классовой борьбы. И трагического финала бы не было, потому что они одного рода, но не одного класса. Здесь переплетаются две сюжетные линии: внешняя и внутренняя.

– Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? Жизнь выбилась из привычной нормы. Об этом свидетельствуют портреты и авторские характеристики героев. В портрете Николки Шолохов подчёркивает противоречие между его юным возрастом и тем суровым жизненном опытом, который дала ему Гражданская война /стр. 26, 1 и 2 абзац ( Со слов «Плечистый Николка…» до слов « не хуже любого старого командира»)/. У атамана «зачерствела душа» /стр.30/. Это же очерствение души, одичание подчёркивается и сравнение атамана с волком /стр. 28 («Со слов «…ведёт атаман банду…»)

- Что является отправной точкой внутреннего сюжета? (Воспоминания Николки об отце, о родном доме (гл. 1))

- К чему рвётся душа Николки ? (К идеальному, вечному, к светлому воспоминанию о доме, о семье)

- А куда спешит атаман? (Не столько банду вёл, мстил советской власти, сколько рвался к родному дому, к сыну.)

– Почему «родинка» – это счастье»? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ) Что объединяет эти понятия?

– Найдите в тексте описание дома, в котором квартирует Николка? (Начало 2 главы. Обрыв души, жизни. Николка словно идёт по краю жизни.)

– А о чём он мечтает? (Немало повоевавший он так и не стал «человеком войны», так и не смог привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда проходил мимо окровавленного лошадиного трупа.)

- Какое значение имеет пейзаж 3 главы в раскрытии душевного состояния атамана?( Пейзаж мы видим глазами бывшего землепашца, ставшего атаманом банды)

– Что ещё подтверждает, что Гражданская война  разрушает не только жизнь человека, но и природу?(стр.27 «… на траву, заплаканную, седую от росы».)

– Когда на страницах рассказа появляется волк? (1 – сравнение с атаманом; 2 – волк –активная часть природы. Он то подчёркивает озверение жизни: «за перелеском кто-то взвыл по-звериному», то заставляет героев оглянуться на себя, увидеть себя частью живущей природы. На последних страницах рассказа, в эпизоде схватки красноармейского отряда с бандой, появляется настоящий волк. Но мудрый зверь, услышавший звук выстрелов, уходит в лог, в заросли, спешит укрыться от жестокости людей.)

– Но не только бандиты озверели. Как выглядит во время боя Николка? (Лицо злобой перекошено)

– В чём состоит самый важный конфликт? (Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)

– В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? (Убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.)

5. Выразительное чтение эпизода убийства сына.

– А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю стукнули первые заморозки»)

– Что предшествует гибели Николки? («За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)

– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?

Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.

6. Анализ рассказа “Алешкино сердце”.

- Один из самых сильных рассказов цикла, «Алёшкино сердце», потрясающий по художественной силе, с которой Шолохов пишет страшные в своей жестокости сцены голода.

- Объясните смысл названия рассказа.

– Выразительное чтение отрывка. «На этот же день Полька, старшая сестра Алёшки, доглядела…кинула Польку в давнишний обвалившийся колодец и прикинула землёй»

- Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?

- Каков главный герой рассказа?

- Можно ли говорить о высокой духовности Алешки?

- В станице Каргинской жил Алексей Федорович Крамсков. Это с ним случилось всё то, о чём говорится в рассказе «Алёшкино сердце» «правильно описал моё детство Михаил Александрович, - рассказывал Алексей Фёдорович, - всё, как было, поведал. Вот и шрам на голове от макарчинского шкворня. Только нигде не упоминает писатель, как кормили, поили меня в его доме, на настоящую дорогу жизни выйти помогли…»

- Что утверждает автор этим рассказом?

- Шолохов в этом рассказе утверждает о том, что только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Докажите это примерами из текста.

7. Рассказы Шолохова критика поначалу оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов отношение критики резко меняется – тон и  характер рецензий становятся всё более придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь попали и тематика рассказов, и  творческий метод, и идейная позиция автора. Шолохова обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в отклонении от пролетарской литературы, а сверх того – объявили «колеблющимся середняком» и «мелкобуржуазным гуманистом. (Ученики зачитывают отрывки из критики «Донских рассказов».)

8. Вывод по уроку

Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.

9. Оценки за урок

10. Домашнее задание

Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”, написав мини – сочинение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как же это? Гражданская война в изображении М.А.Шолохова ( на примере «Донских рассказов»)»

Тема урока: «Как же это?» Гражданская война в изображении М.А.Шолохова ( на примере «Донских рассказов»)



Цели:

показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа;

проанализировать художественные особенности рассказов;

проверить умение учащихся самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тексты рассказов, портрет писателя

Записи на доске:

«Родинка – это, говорят, счастье».

«Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить…Опостылело всё…»,

«Зачерствела душа у него»,

«Меня за моё же добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, – я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила».

Нонешним

Брешешь

Летник

Вназирку

Излапывает

Музга степная

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Показ отрывка из фильма «Неуловимые мстители»

3. Слово учителя

Долгое время Гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Главное в жизни – человечность, доброта, а не классовая жестокость и ненависть. По тем временам это было явное отступление, отход от складывающейся литературной традиции. Между тем «Донские рассказы», вышедшие как бы тремя выпусками – «Донские рассказы» (1926 г.), «Лазоревая степь» (1926 г.), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г.), сам Шолохов, словно подчёркивая их самостоятельное значение, выступил в 1931 году в итоговой книге «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1923-1925 г.г.). Первым из произведений цикла был опубликован рассказ «Родинка». (В ходе анализа текста обращать внимание учащихся на художественные средства и их значение для конкретного эпизода).



4. Беседа по тексту рассказа

Сколько главных героев в рассказе? (Николка Кошевой и атаман)

Что мы узнаём об этих героях? (Николка – стр.25: «Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ.»; атаман – стр. 30: Плен германский, потом Врангель, лагерь, турецкая филюга и – банда).

– Но это сухие анкеты, никаких психологических полутонов, поверхностная характеристика. Если бы сущность «Донских рассказов» исчерпывалась только подобными примерами «красной» или «белой» идеи, то все они были бы сжаты до простой иллюстрации жестокой классовой борьбы. И трагического финала бы не было, потому что они одного рода, но не одного класса. Здесь переплетаются две сюжетные линии: внешняя и внутренняя.

Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? Жизнь выбилась из привычной нормы. Об этом свидетельствуют портреты и авторские характеристики героев. В портрете Николки Шолохов подчёркивает противоречие между его юным возрастом и тем суровым жизненном опытом, который дала ему Гражданская война /стр. 26, 1 и 2 абзац ( Со слов «Плечистый Николка…» до слов « не хуже любого старого командира»)/. У атамана «зачерствела душа» /стр.30/. Это же очерствение души, одичание подчёркивается и сравнение атамана с волком /стр. 28 («Со слов «…ведёт атаман банду…»)

- Что является отправной точкой внутреннего сюжета? (Воспоминания Николки об отце, о родном доме (гл. 1))

- К чему рвётся душа Николки ? (К идеальному, вечному, к светлому воспоминанию о доме, о семье)

- А куда спешит атаман? (Не столько банду вёл, мстил советской власти, сколько рвался к родному дому, к сыну.)

Почему «родинка» – это счастье»? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ) Что объединяет эти понятия?

Найдите в тексте описание дома, в котором квартирует Николка? (Начало 2 главы. Обрыв души, жизни. Николка словно идёт по краю жизни.)

А о чём он мечтает? (Немало повоевавший он так и не стал «человеком войны», так и не смог привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда проходил мимо окровавленного лошадиного трупа.)

- Какое значение имеет пейзаж 3 главы в раскрытии душевного состояния атамана?( Пейзаж мы видим глазами бывшего землепашца, ставшего атаманом банды)

Что ещё подтверждает, что Гражданская война разрушает не только жизнь человека, но и природу?(стр.27 «… на траву, заплаканную, седую от росы».)

Когда на страницах рассказа появляется волк? (1 – сравнение с атаманом; 2 – волк –активная часть природы. Он то подчёркивает озверение жизни: «за перелеском кто-то взвыл по-звериному», то заставляет героев оглянуться на себя, увидеть себя частью живущей природы. На последних страницах рассказа, в эпизоде схватки красноармейского отряда с бандой, появляется настоящий волк. Но мудрый зверь, услышавший звук выстрелов, уходит в лог, в заросли, спешит укрыться от жестокости людей.)

Но не только бандиты озверели. Как выглядит во время боя Николка? (Лицо злобой перекошено)

В чём состоит самый важный конфликт? (Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)

В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? (Убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью. Христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.)



5. Выразительное чтение эпизода убийства сына.

А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю стукнули первые заморозки»)

Что предшествует гибели Николки? («За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)

– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений, с которыми мы с вами встретились при знакомстве с текстом. С какой целью автор употребляет столько художественных средств?

Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в «Родинке» детоубийство происходит как трагическая случайность, то в «Продкомиссаре» аналогичный поступок – сознательный выбор героя.

6. Анализ рассказа “Алешкино сердце”.

- Один из самых сильных рассказов цикла, «Алёшкино сердце», потрясающий по художественной силе, с которой Шолохов пишет страшные в своей жестокости сцены голода.

- Объясните смысл названия рассказа.

– Выразительное чтение отрывка. «На этот же день Полька, старшая сестра Алёшки, доглядела…кинула Польку в давнишний обвалившийся колодец и прикинула землёй»

- Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?

- Каков главный герой рассказа?

- Можно ли говорить о высокой духовности Алешки?

- В станице Каргинской жил Алексей Федорович Крамсков. Это с ним случилось всё то, о чём говорится в рассказе «Алёшкино сердце» «правильно описал моё детство Михаил Александрович, - рассказывал Алексей Фёдорович, - всё, как было, поведал. Вот и шрам на голове от макарчинского шкворня. Только нигде не упоминает писатель, как кормили, поили меня в его доме, на настоящую дорогу жизни выйти помогли…»

- Что утверждает автор этим рассказом?

- Шолохов в этом рассказе утверждает о том, что только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Докажите это примерами из текста.

7. Рассказы Шолохова критика поначалу оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов отношение критики резко меняется – тон и характер рецензий становятся всё более придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь попали и тематика рассказов, и творческий метод, и идейная позиция автора. Шолохова обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в отклонении от пролетарской литературы, а сверх того – объявили «колеблющимся середняком» и «мелкобуржуазным гуманистом. (Ученики зачитывают отрывки из критики «Донских рассказов».)



8. Вывод по уроку

Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения народа, на созидательное начало как главный признак здоровья нации.

9. Оценки за урок

10. Домашнее задание

Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”, написав мини – сочинение






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Лузянина Наталья Станиславовна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства