№ | Сфера литературного развития | Вопрос или задание для диагностики | Аргументация целесообразности вопросов и заданий |
1 | Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор | Кому из литературных героев принадлежат слова: О ветер, ветрило! Зачем, господине, враждебно веешь? Зачем мечешь хановские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего лады?.. Дома новы, но предрассудки стары! И дым отечества нам сладок и приятен. Служить бы рад, прислуживаться тошно! Он мыслит: «Буду ей спаситель, Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…» Нет, я не позволю вам этого, милый мальчик. Мне шестьдесят лет, я вам могу давать советы. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками. Назовите произведение, автора, жанр. К какому литературному роду относятся произведения? | Задание выявляет литературный кругозор учащихся, умение узнать произведение школьного курса по фрагменту, определить его родо-жанровую принадлежность. |
2 | Уровень читательского восприятия | Как и для чего в портрете Печорина соотносятся два взгляда на героя: внешние черты, заметные всем, и анализ психологического состояния, который может дать только очень наблюдательный и глубокий человек? (Осмысление композиции) | Задание выявляет способность учащихся осмыслить форму произведения на уровне композиции. |
3 | Способность к актуализации социально- нравственной проблематики произведения | К кому из героев повести А. Пушкина «Пиковая дама» можно отнести слова Данте: «Горек чужой хлеб и тяжелы ступени чужого крыльца»? Можете ли вы привести примеры произведений, в которых нашла отражение подобная проблема? | Задание выявляет умение школьников выделять в тексте социально-нравственные проблемы. |
4 | Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией | Сравните стихотворения А. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и Е. Баратынского «Разуверение». В них дана одинаковая ситуация «возвращения любимой». Но одинаково ли разрешается эта проблема? (Определите настроение произведений, назовите ключевые образы, охарактеризуйте авторскую позицию) | Задание выявляет умение учащихся комментировать мысли и чувства лирического героя, выделять общее и особенное в разных произведениях |
5 | Объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста | Какую роль в композиции произведения играет антитеза? Приведите примеры. | Задание выявляет знание школьниками теоретико-литературных понятий и умение применять эти знания в анализе и оценке прочитанного. |
6 | Уровень развития речи и литературно- творческие способности | Современна ли поэма А. Пушкина «Медный всадник»? | Задание выявляет способность школьника осознать и письменно доказать современное звучание классической литературы, создав текст в жанре рассуждения. |