чтение как мощный стимулятор формирования нравственной личности.
Чтение как мощный стимулятор формирования нравственной личности.
Чтение как мощный стимулятор нравственной личности.и воспитание через любовь к художественной литературы. алоджджлюбьюбьбьючс.юбьс.ючбяб.юмчсб.юмс.юбб.ю чся.юббю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«чтение как мощный стимулятор формирования нравственной личности.»
Алпысова Сауле Еркиновна
учитель русского языка и литературы,
высшей категории
КГУ «Гимназии № 46»г.Алматы
Чтение как мощный стимулятор для формирования нравственной личности
Обновление содержания образования в Республике Казахстан строится на образовательной политике, ориентированной на формирование духовной, самостоятельной и созидающей личности. Дети приходят в этот мир в надежде быть счастливыми. Каждый ребенок, приходящий в школу, хочет быть услышанным, узнать что-то новое для себя. Увлеченность, искренний интерес всегда были и будут источниками человеческой активности, творческой устремленности и путем обретения самого себя.
Литература как школьный предмет изначально обладает удивительной возможностью проникновения в душу человека. В сложном процессе формирования личности уроки литературы оказывает воздействие, направленное на созидание, сотворчество.
Современный ученик - каким он предстает перед нами? Он похож на нас, какими мы были в детстве , и в то же время не похож. Он – продукт развивающегося техногенного общества. Но желание быть понятым, счастливым остается и для них, он также, как и мы, открывает для себя этот сложный и противоречивый мир. И тут на помощь должна придти литература с ее огромными возможностями. Встает задача – как воспитать читателя, активного читателя? И важно отношение самого ребенка к чтению. Он должен сам захотеть читать произведение, сам понять его самостоятельно. Произведения должны быть интересны ученику, соответствовать его возрастным особенностям, пробуждать те чувства, ради которых и написано данное произведение. И это самое главное условие в познании. Но как это осуществить на практике, как быть учителю?
На мой взгляд, важным элементом в современной школе становится развитие критического мышления.
Ребенок занимается самоосознанием , самопознанием, самосовершенствованием через критическое мышление. Способность к творчеству изначально лежит в природе человека, поэтому литература - важный предмет в школе. Задача учителя на уроках литературы – помочь проявить скрытые возможности ученика. Особенно это важно сегодня, когда масс - медиа, развлекая ребенка, не помогают и даже лишают побудительных мотивов к развитию собственных способностей. Конечно, и об этом много сказано, важна роль учителя, он должен быть сам увлечен, обладать желанием поделиться с другими своим знанием.
Для меня, как для учителя, важно через сквозные мотивы у авторов ставить перед учащимся проблемный вопрос, будить его мысль, вызывать интерес к герою, а в конечном итоге к самому себе. Какой нужен мотивационный стимул, пробуждающий его стремление к познанию самого себя?
На своих уроках я пытаюсь пробудить интерес через создание проблемной ситуации:
- задаю « неудобные» вопросы, которые вначале ставит учащихся в тупик, но постепенно в ходе дискуссии ответ на них становится понятным;
- через упрощенную ситуацию выходим на более сложные вопросы;
- пытаемся поставить себя на место героев – а как я бы поступил, смог бы я так.
И опять хочу повториться - сегодня, как и всегда, важна личность учителя. До учащихся необходимо довести глубокую мысль о том, что книга может быть всегда рядом с человеком, помогать находить ответы на важные личностные вопросы. Она поможет сделать правильный выбор, принять решение. У современных детей не хватает эмоциональности. Они застенчивы, у них большие проблемы с коммуникацией. Литература как предмет не может решить их проблем, но она откроет огромный мир , который важен для развития творческих возможностей. Пусть они читают и модное сегодня «фэнтези», и о Гарри Поттере - все равно они выйдут на вопросы о добре и зле, о самопознании, о своем месте в этой жизни.
На своих уроках я использую материалы не только из русской литературы, но западноевропейской и казахской литератур. Учащимся интересны параллели и ассоциации, которые помогают им более глубоко рассмотреть литературных героев. На уроках прослеживается связь между всеми литературами, ведь главная тема всегда – человек и его мир. Мы сравниваем, какими разными путями писатели и поэты идут к раскрытию одного вопроса – как пробудить человеческое в человеке? С этой целью мы рассматриваем, например, такие темы: «Тема одиночества в творчестве Лермонтова, Махамбета Утемисова и Артюра Рембо», « Поиск человека истины в творчестве Достоевского и Гете», «Мир семьи у Толстого и Бальзака», «Тема природы в творчестве Лермонтова и Магжана Жумабаева» и другие. Ученики проводят исследовательскую работу, используют дополнительные материалы, смотрят экранизации произведений. Воспитание толерантности на таких уроках через великие произведения мировой литературы помогает взаимодействию с людьми. независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, мышления. Так мы учимся на уроках слушать и слышать убеждения других, не стараясь доказать и навязать исключительно свою точку зрения. Мы все разные и надо воспринимать другого человека таким, каков он есть. Необходимо учиться вести диалог, признать существование между людьми различий. Об этом мы много говорим в разрезе изучения казахской культуры (Асан Кайгы, Абай, Магжан Жумабаев и другие), где толерантность является поведенческой нормой, естественным жизненным принципом.
Сама увлекаясь выразительным чтением, считаю голос мощным инструментом воздействия на человека, и поэтому читаю стихи великих поэтов учащимся - Гете, Пастернака, Махамбета и другие. Ритмическое слово может заворожить слушателя и необязательно потом, что ученик побежит в библиотеку и возьмет книгу этого автора. Чувство великой сопричастности к прекрасному слову, сопереживание с лирическим героем, ориентированность на творчество – вот главная цель на уроке. Ученики также учатся выразительно читать стихи и успех, хорошее восприятие одноклассниками, приятие надолго запоминаются учащимся, делают их более великодушными и терпимыми. Все это способствует формированию навыков критического мышления, независимого суждения, выстраиванию гармоничных взаимоотношений.
Работа на уроке должна быть содержательной, творческой, обещающей открытия.
В современной школе нужно, чтобы больше становилось учителей, которые искренне любят свою профессию, любят свое дело, любят и тех, ради кого работают. Только соблюдение всего этого позволит стать настоящим профессионалом в подлинном смысле слова. Уроки такого учителя должны дать пищу и для размышлений, и для эмоций, и для саморазвития учащегося. К этому должны стремиться мы все, и тогда образование будет отвечать своему истинному предназначению.