kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чтение как мощный стимулятор формирования нравственной личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение как мощный стимулятор нравственной личности.и воспитание через любовь к художественной литературы. алоджджлюбьюбьбьючс.юбьс.ючбяб.юмчсб.юмс.юбб.ю чся.юббю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«чтение как мощный стимулятор формирования нравственной личности.»


Алпысова Сауле Еркиновна

учитель русского языка и литературы,

высшей категории

КГУ «Гимназии № 46»г.Алматы

Чтение как мощный стимулятор для формирования нравственной личности

Обновление содержания образования в Республике Казахстан строится на образовательной политике, ориентированной на формирование духовной, самостоятельной и созидающей личности. Дети приходят в этот мир в надежде быть счастливыми. Каждый ребенок, приходящий в школу, хочет быть услышанным, узнать что-то новое для себя. Увлеченность, искренний интерес всегда были и будут источниками человеческой активности, творческой устремленности и путем обретения самого себя.

Литература как школьный предмет изначально обладает удивительной возможностью проникновения в душу человека. В сложном процессе формирования личности уроки литературы оказывает воздействие, направленное на созидание, сотворчество.

Современный ученик - каким он предстает перед нами? Он похож на нас, какими мы были в детстве , и в то же время не похож. Он – продукт развивающегося техногенного общества. Но желание быть понятым, счастливым остается и для них, он также, как и мы, открывает для себя этот сложный и противоречивый мир. И тут на помощь должна придти литература с ее огромными возможностями. Встает задача – как воспитать читателя, активного читателя? И важно отношение самого ребенка к чтению. Он должен сам захотеть читать произведение, сам понять его самостоятельно. Произведения должны быть интересны ученику, соответствовать его возрастным особенностям, пробуждать те чувства, ради которых и написано данное произведение. И это самое главное условие в познании. Но как это осуществить на практике, как быть учителю?

На мой взгляд, важным элементом в современной школе становится развитие критического мышления.

Ребенок занимается самоосознанием , самопознанием, самосовершенствованием через критическое мышление. Способность к творчеству изначально лежит в природе человека, поэтому литература - важный предмет в школе. Задача учителя на уроках литературы – помочь проявить скрытые возможности ученика. Особенно это важно сегодня, когда масс - медиа, развлекая ребенка, не помогают и даже лишают побудительных мотивов к развитию собственных способностей. Конечно, и об этом много сказано, важна роль учителя, он должен быть сам увлечен, обладать желанием поделиться с другими своим знанием.

Для меня, как для учителя, важно через сквозные мотивы у авторов ставить перед учащимся проблемный вопрос, будить его мысль, вызывать интерес к герою, а в конечном итоге к самому себе. Какой нужен мотивационный стимул, пробуждающий его стремление к познанию самого себя?

На своих уроках я пытаюсь пробудить интерес через создание проблемной ситуации:

- задаю « неудобные» вопросы, которые вначале ставит учащихся в тупик, но постепенно в ходе дискуссии ответ на них становится понятным;

- через упрощенную ситуацию выходим на более сложные вопросы;

- пытаемся поставить себя на место героев – а как я бы поступил, смог бы я так.

И опять хочу повториться - сегодня, как и всегда, важна личность учителя. До учащихся необходимо довести глубокую мысль о том, что книга может быть всегда рядом с человеком, помогать находить ответы на важные личностные вопросы. Она поможет сделать правильный выбор, принять решение. У современных детей не хватает эмоциональности. Они застенчивы, у них большие проблемы с коммуникацией. Литература как предмет не может решить их проблем, но она откроет огромный мир , который важен для развития творческих возможностей. Пусть они читают и модное сегодня «фэнтези», и о Гарри Поттере - все равно они выйдут на вопросы о добре и зле, о самопознании, о своем месте в этой жизни.

На своих уроках я использую материалы не только из русской литературы, но западноевропейской и казахской литератур. Учащимся интересны параллели и ассоциации, которые помогают им более глубоко рассмотреть литературных героев. На уроках прослеживается связь между всеми литературами, ведь главная тема всегда – человек и его мир. Мы сравниваем, какими разными путями писатели и поэты идут к раскрытию одного вопроса – как пробудить человеческое в человеке? С этой целью мы рассматриваем, например, такие темы: «Тема одиночества в творчестве Лермонтова, Махамбета Утемисова и Артюра Рембо», « Поиск человека истины в творчестве Достоевского и Гете», «Мир семьи у Толстого и Бальзака», «Тема природы в творчестве Лермонтова и Магжана Жумабаева» и другие. Ученики проводят исследовательскую работу, используют дополнительные материалы, смотрят экранизации произведений. Воспитание толерантности на таких уроках через великие произведения мировой литературы помогает взаимодействию с людьми. независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, мышления. Так мы учимся на уроках слушать и слышать убеждения других, не стараясь доказать и навязать исключительно свою точку зрения. Мы все разные и надо воспринимать другого человека таким, каков он есть. Необходимо учиться вести диалог, признать существование между людьми различий. Об этом мы много говорим в разрезе изучения казахской культуры (Асан Кайгы, Абай, Магжан Жумабаев и другие), где толерантность является поведенческой нормой, естественным жизненным принципом.

Сама увлекаясь выразительным чтением, считаю голос мощным инструментом воздействия на человека, и поэтому читаю стихи великих поэтов учащимся - Гете, Пастернака, Махамбета и другие. Ритмическое слово может заворожить слушателя и необязательно потом, что ученик побежит в библиотеку и возьмет книгу этого автора. Чувство великой сопричастности к прекрасному слову, сопереживание с лирическим героем, ориентированность на творчество – вот главная цель на уроке. Ученики также учатся выразительно читать стихи и успех, хорошее восприятие одноклассниками, приятие надолго запоминаются учащимся, делают их более великодушными и терпимыми. Все это способствует формированию навыков критического мышления, независимого суждения, выстраиванию гармоничных взаимоотношений.

Работа на уроке должна быть содержательной, творческой, обещающей открытия.

В современной школе нужно, чтобы больше становилось учителей, которые искренне любят свою профессию, любят свое дело, любят и тех, ради кого работают. Только соблюдение всего этого позволит стать настоящим профессионалом в подлинном смысле слова. Уроки такого учителя должны дать пищу и для размышлений, и для эмоций, и для саморазвития учащегося. К этому должны стремиться мы все, и тогда образование будет отвечать своему истинному предназначению.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
чтение как мощный стимулятор формирования нравственной личности.

Автор: Алпысова Сауле Еркиновна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства