kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

× Новогодняя распродажа видеоуроков! Скидка 70% на второй и последующие комплекты в заказе.

"Чеховский Ростов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие города гордятся тем, что их история связана с именем А.П.Чехова. Так, Таганрог считает себя городом Чехова, потому что он в нем родился и типы характеров, которые Антон Павлович описал в своих рассказах и повестях, взяты оттуда. Чеховской считает себя Ялта - ведь там Чехов наконец приобрел свой собственный дом. Претендует на ведущее место в формировании личности писателя и остров Сахалин, и Мелихово. А вот Ростова –на –Дону в этом списке нет. А ведь судьба семьи Чеховых была связана с Ростовом ещё до появления в ней сына Антона.

Просмотр содержимого документа
«"Чеховский Ростов" »

Многие города гордятся тем, что их история связана с именем А.П.Чехова. Так, Таганрог считает себя городом Чехова, потому что он в нем родился и типы характеров, которые Антон Павлович описал в своих рассказах и повестях, взяты оттуда. Чеховской считает себя Ялта - ведь там Чехов наконец приобрел свой собственный дом. Претендует на ведущее место в формировании личности писателя и остров Сахалин, и Мелихово. А вот Ростова –на –Дону в этом списке нет. А ведь судьба семьи Чеховых была связана с Ростовом ещё до появления в ней сына Антона.


Дом Максимова


В этом доме (дом Максимова) в 1850-х годах размещалась Ростовская городская дума. В её заседаниях принимал участие избранный ратманом Павел Чехов. Здесь же слушалась просьба отца писателя о переводе из ростовских мещан в таганрогские купцы.

В дальнейшем в Ростове проживали многие из его друзей-одноклассников по Таганрогской гимназии. Среди них Абрам Борисович Тараховский , который был последним редактором газеты «Приазовский край», просуществовавшей до конца декабря 1919 года.



В последние годы жил и работал в Ростове – на-Дону знакомый А.П.Чехова по Таганрогской

гимназии и Московскому университету Михаил Николаевич Псалти. М.Н. Псалти занимался тем, что

сегодня называют пропагандой научных открытий. А

пропагандировать тогда было что, и у него это получалось: брошюра, посвященная радию, стала, что называется, бестселлером и разошлась в один месяц. Поработав в таганрогском отделении «Приазовского края», Псалти начинает сотрудничать с газетой «Донская речь», а потом – и с одноименным издательством. Первая негласно, а второе – официально принадлежали Николаю Елпидифоровичу Парамонову. Умер Михаил Николаевич очень рано – в 40 лет от неизлечимой болезни костного мозга.

В письме 1893 года, перечисляя одноклассников, проживающих в Ростове-на-Дону, Антон Павлович упоминает имя Марка Федоровича Крассо. В гимназические годы он слыл яркой личностью. Далее его неординарность сказалась в том, что, имея медицинское образование, он работал на не престижных должностях, занимаясь практикой среди самых низших слоев населения. На этом рисунке мы видим здание Ростовской тюрьмы на Богатяновском проспекте, где в конце 1880-х годов работал в качестве врача Марк Крассо.


.

В Ростове сохранился дом присяжного поверенного Волкентшейна, который располагался на углу Старопочтовой улицы и Казанского переулка (ныне улица Станиславского и переулок Газетный).

Дружба Чехова с Львом Филипповичем Волкенштейном закрепилась бурным эпизодом гимназической юности. В архивах Таганрогского государственного литературного историко-архитектурного музея-заповедника есть воспоминания жителя Таганрога М.А. Рабиновича - соученика Чехова и Волкенштейна. Рабинович описал бурный эпизод из гимназической жизни двух товарищей. "Как-то раз выпускной класс отказался писать очередное сочинение, единственным, кто не выполнил этого хорового решения, был Левушка Волкенштейн. Один из одноклассников презрительно обозвал его "жидом". Волкенштейн ответил пощечиной, за что был уволен из гимназии. Чехов, тогда ученик седьмого класса, узнав о случившемся, уговорил товарищей подать коллективное заявление об оставлении всем классом гимназии, если Волкенштей не будет принят обратно. Левушку вернули в гимназию. С тех пор Чехов и Волкенштейн дружили всю жизнь. О своих встречах с Волкенштейном Чехов неоднократно упоминает в письмах. Волкенштейн стал известным человеком в Ростове. Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1890-е годы был в Ростове присяжным поверенным.

Л.Ф.Волкенштейн

Ростов –на-Дону может по праву гордиться тем, что именно здесь , в Асмоловском театре, а не в столичных театрах первой поставили пьесу А, П.Чехова «Дядя Ваня» в ноябре 1897 года. Для сравнения скажем, что её премьера в Московском Художественном театре состоялась двумя годами позже.

Театр находился на Таганрогском проспекте (ныне - Буденновский), на месте нынешнего рынка "Новый быт". В 1882 г. владелец табачной фабрики В.И. Асмолов получил разрешение городской думы выстроить "концертное зало" по Таганрогскому, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). Обойдя монополистов-конкурентов - наследников купца К.М. Гайрабетова, совладельцев дряхлого деревянного театра неподалеку,- с асмоловской фирменной хваткой взялся за работу. 19 октября, в пушкинскую "лицейскую годовщину", 1883 г. в Асмоловском театре в первый раз открылся занавес. Театр стал первым основательным каменным зданием в Ростове-на-Дону со зрительным залом в 1100 мест и прекрасной акустикой. Фактически вся русская драматическая (и оперная) классика прошла перед очами Ростова на сцене Асмоловского театра. Вся русская и много европейской, мировой. И какие мастера ставили эту классику, играли ее! Н.Н. Синельников, Н.И. Собольщиков-Самарин, К.А. Марджанов, Н. Рощин-Инсаров, М. Блюменталь-Тамарина, С. Кузнецов, В. Далматов, Орлов-Чужбин, П. Вульф, М. Юрьева, Н. Васильев, П. Муромцев...












М.М.Блюменталь-Тамарина Н.Н.Синельников









Н.И.Собольщиков-Самарин. Н.Рощин-Инсаров


Уже неотъемлемой частью города сделалось нарядное здание в самой низине Таганрогского проспекта. По внешнему виду оно варьировало эклектический стиль, захвативший тогда Россию; много строили в этом стиле и в Ростове. Асмоловский театр имел трехъярусный фасад, увенчанный двумя декоративными шатровыми башнями. Праздничность, веселость ему придавала прихотливая композиция на фасаде проемов разного вида, многочисленных кокошников, наличников, розеток, кронштейнов, вставок. Очень к лицу театру был навес над парадным подъездом на фигурных чугунных устоях. Они вообще украшали город, эти навесы, ныне повсеместно сломанные, даже там, где здание сохранилось. Помимо непосредственно практической цели - дать укрытие людям в дождь и снег, они подчеркивали парадность входа, делали внешность дома завершенной, цельной, уравновешенной. Виды театра часто тиражировались в то время на почтовых открытках.






Владимир Иванович Асмолов по-разному относился к этому своему детищу. Вначале, видимо, любил очень, даже сам антрепризу держал однажды - в сезоне 1886-1887 года (малоудачно, правда). С возрастом, устав от дел и болезней, пресытясь богатой трудом и праздниками жизнью, поостыл и к театру. К 1910 году он продал театр известному ростовскому адвокату Волкенштейну и не менее известному предпринимателю Файну. Но навсегда-навсегда Асмоловский остался Асмоловским. Новые владельцы в свою очередь в предреволюционные годы продали его коммерсанту-инженеру Гордону. Век этого театрального здания оказался коротким - оно просуществовало 37 лет. В конце своего существования театр назывался уже просто Ростовским. По установлению Советской власти в городе в 1920 году театр получил имя наркома просвещения А.В.Луначарского. В результате возникшего в ночь на 28 ноября пожара это огромное строение сгорело до основания. Театральная труппа стала работать в здании зимнего клуба приказчиков, располагающегося по соседству в городском саду и по своему внутреннему убранству и внешнему виду выглядевшему более чем скромно по сравнению со зданием на Таганрогском проспекте.

Постановки чеховских пьес на сцене Асмоловского театра, случившиеся еще при жизни писателя - продолжение попытки привить городу, испорченному опереткой, вкус к драме, которая увенчалась успехом. 20 ноября 1896 года на сцене Императорского Александринского театра с треском провалилась "Чайка". А на Дону премьера прошла с грандиозным успехом! Причем спустя месяц после столичной премьеры. Городской голова Таганрога П.Ф. Иорданов оповестилАК.П.Чехова в письме о том, что "в Таганроге поставили "Чайку" с очень хорошим ансамблем. Спектакли были также показаны в Новочеркасске и в Ростове-на-Дону. В ноябре 1897 года в постановке известного провинциального антрепренера и режиссера Н.Н.Синельникова огромный успех имела пьеса "Дядя Ваня".



Вот как описывает Николай Николаевич встречу с драматургией Чехова, состоявшуюся именно в Ростове: "Как-то остановился у книжного магазина. Читаю название выставленных в витрине книг: "Чехов "Дядя Ваня". Покупаю. Прочел. Собрал товарищей и поставил.... Дядя - Шувалов, доктор - Самойлов Павел, профессор - Глюске-Добровольский, Вафля-Петровский, няня - Блюменталь-Тамарина, Соня - Синельникова, жена профессора - Юрьева. Публика в восторге. Овации - мне, труппе. Крики: "Телеграмму - автору!". Составили и послали в Ялту. Это было в те времена, когда Антон Павлович еще не был знаменитым драматургом. Чехов, получив телеграмму, запрашивает письмом местного адвоката Волкенштейна, товарища по таганрогской гимназии. Прочит объяснения телеграммы. А в то время, надо сказать пьесы ставили без особого на то разрешения автора. И Антон Павлович не подозревал, что его "Дядю Ваню" где-то играют. Возможно, что наша постановка была первой в России.»

Потом туда же, в Ялту, Чехову пришлют телеграммы о постановках в Ростове пьес "Три сестры" и "Вишневый сад". Первое представление в Ростове пьесы "Три сестры" прошло тоже на сцене Асмоловского театра 16 октября 1901 года. "...Пожалеем, конечно, - писал В.А.Хавкин, журналист "Приазовского края" 18 октября 1901 года, - что мы с вами лишены возможности присутствовать при образцовом воплощении чеховской драмы. Но значительно умерив на этот раз наши требования, смело скажем, что спектакль 16 октября оставил у нас самые приятные воспоминания. Не все исполнители одинаково прониклись сложной и интимной психологией действующих лиц, но не было грубых противоречий авторским намерениям, не было за уши притянутых эффектов, смысл нигде не искажался излюбленными актерскими приемами. Ничто в постановке не отзывалось надоевшей до тошноты сценической рутиной. Это уже огромная заслуга артистов и режиссерской части, о которой грешно.

1904 год - постановка "Вишневого сада", "имевшая крупный художественный успех", как писала все та же газета. И Антон Павлович к письме в Ольге Леонардовне упоминал о нем: "А "Вишневый сад" дается во всех городах по три, по четыре раза и имеет успех, можешь ты себе представить. Сейчас читал про Ростов-на-Дону, где идет в третий раз". Спектакль ростовчан о том, что красота не продается, вот почему Раневская не может принять предложение Лопахина, которого в этом спектакле играл Собольщиков-Самарин. Он, взявший в 1908 году театр в аренду, продолжил прививать ростовцам (так звали тогда жителей города) любовь к драматическому искусству. Основной репертуар Асмоловского театра держался тогда на именах таких драматургов, как Толстой и Тургенев, Островский и Чехов. Известная актриса П. Вульф сыграла на этой с цене в постановках Собольщикова-Самарина Нину Заречную ("Чайка"), Аню ("Вишневый сад"), Ирину ("Три сестры"). В своей книге воспоминаний "В старом и новом театре" она писала: "...Играла я в пьесах Чехова с любовью и наслаждением. И не я одна... Наше серьезное, трепетное отношение к чеховским пьесам заражало публику, и Ростов, город наживы, коммерческих комбинаций, оценил и полюбил Чехова". Сам режиссер Собольщиков-Самарин в последней постановке сыграл Андрея Прозорова. "Я до сих пор вижу, - писал об этой роли Б. Анненский,- эту большую грустную фигуру опустившегося и заеденного жизнью интеллигента, провозящего по сцене колясочку с ребенком".

Сам же А.П.Чехов в Ростове – на-Дону был только проездом. Но к 150 –летнему юбилею писателя в Ростове – на –Дону появился бронзовый памятник А.П.Чехову. Автор скульптуры –Анатолий Скнарин, чья «Тачанка» давно стала визитной карточкой донской столицы. И сегодня ростовчане могут встретиться с писателем, постоять рядом с ним, с этим удивительно скромным, мудрым и простым человеком, рядом с которым становишься чище, лучше.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Чеховский Ростов"

Автор: Габибова Ольга Валентиновна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация для урока на тему "Моя малая Родина" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-dlia-uroka-na-tiemu-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "235011"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443559847"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока на тему "Моя малая Родина" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moia-malaia-rodina-1"
    ["file_id"] => string(6) "235014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443561030"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства