kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Ещё не умер ты, ущё ты не один."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово, ёмкое, весомое, пронизывающее сердце, зовущее вдаль,через отрицание пороков жизни, является придметом исследования моей работы. Внимание к слову, к его природе заставляет по-новому взглянуть на поэта. Такой текстуальный анализ стихотворения помогает учащимся быть ближе к поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Ещё не умер ты, ущё ты не один."»


Учитель русского языка и литературы

Михайлова Галина Михайловна


Анализ стихотворения Осипа Мандельштама

«Ещё не умер ты, ещё ты не один…»


Ещё не умер ты, ещё ты не один,

Покуда с нищенкой-подругой

Ты наслаждаешься величием равнин

И мглой, и холодом, и вьюгой.


В роскошной бедности,

в могучей

нищете

Живи спокоен и утешен.

Благословенны дни и ночи те,

И сладкогласный труд безгрешен.


Несчастлив тот, кого, как тень его,

Пугает лай и ветер косит,

И беден тот, кто, сам полуживой,

У тени милостыню просит.

1839 г.



Если б меня смели держать зверем,

Пищу мою на пол кидать стали б, -

Я не смолчу, не заглушу боли,

Но начерчу то, что чертить волен.

В этих словах Осипа Эмильевича Мандельштама – высота силы и свободы, гордой непобедимости и отчаянного мужества, неиссякаемой веры и доброй надежды. Самобытный и талантливый русский поэт ушёл из жизни свободным и непобедимым. Ушёл в сорок семь лет, в самый расцвет творчества. Ушёл… Как он убит? Где он лежит?

А теперь возвращается. Вместе с ним возвращается независимость, твёрдая уверенность, безоглядная смелость.

Чердынь, Воронеж, а потом лабиринты Лубянки были не в силах запретить вольное слово, направленное против режима Сталина. Надежда Яковлевна Мандельштам о последних годах жизни мужа пишет: «Эти семь лет – лучшее время для нашей жизни, невзирая на все чудовищные обстоятельства». Страшные годы для страны, для судеб интеллигенции, гибельные для поэта… Но именно в 30-е годы Мандельштам обретает ту высоту духовной свободы, независимости, которую уже никому не отнять, не украсть. Именно в 30-е годы в его стихах звучит с новой силой торжественный гимн творчеству. Творчеству поэта… Поэзия и власть, поэзия и насилие – есть ли что-нибудь более несовместимое? Животворящий дух неподчинения социальным условиям,

требующим соблюдения рамок, размах вольности и ощущение свежего воздуха присутствует в стихах Мандельштама о поэте и поэзии.

Вот его стихотворение «Ещё не умер ты, ещё ты не один…». Свою лиру, сопровождающую его везде, поэт называет «нищенкой-подругой». Слово нищенка автор употребляет в значении «не имеющая ничего: ни родины, ни крыши над головой, ни друзей, ни близких». Стихотворение родилось в Лубянке, и поэт ощущал свою отторженность от самых близких, дорогих. Но лира всегда остаётся «подругой», спутницей жизни. Сочетание слов «нищенка-подруга» усиливает человеческое чувство Мандельштама, выражающее его силу любви к жизни через отрицание её пороков.

Автор пишет о наслаждении лирического героя «И мглой, и холодом, и вьюгой». Эти синонимы даны в нарастающем усилении значений слов. Мандельштам привык к беспощадным лишениям, грубым оскорблениям и унижениям, которые сопровождались с 1934 по 1938 год. Потому эти синонимы сильнее очерчивают величие духа, неиссякаемую силу характера лирического героя.

С удивительной тонкостью поэт применяет оксюморон: «в роскошной бедности», «в могучей нищете». Синонимы «бедности», «нищете», данные в нарастающем усилении значений, подтверждают состояние лирического героя, чувствующего себя опустошённым, лишённым всего человеческого. Но эпитеты к ним «роскошной», «могучей» дают иную окраску понимания состояния лирического героя. «В роскошной бедности», «в могучей нищете» поэт находил золотые зёрна надежды на жизнь, зёрна веры в добро и справедливость.

Наслаждение «величием равнин» придаёт лирическому герою ощущение спокойствия и утешения в мире несправедливости, ибо в природе он черпает силу, выдержку и уверенность.

«Несчастлив тот, кого, как тень его, пугает лай и ветер косит». Мандельштам знал в жизни случайных людей, которые могли быстро пойти на сделку со своей совестью, со своей идеей, со своими принципами. Такие люди боялись в конце концов своей тени, встав на ложный путь. Сравнение «как тень его» ставит лирического героя выше таких людей, случайных попутчиков.

По Мандельштаму, нет ничего хуже для человека, чем «милостыню» просить у тени. Слово «милостыню» означает духовное убожество, неприкрытую незащищённость человека, предавшего свои идеи.

Быть поэтом – удел сильных, одержимых, чьи судьбы соприкасаются с судьбой народа, Родины, кто живо откликается на сменяющиеся проблемы времени, жизни. Слова и выражения высокого стиля «благословенны», «сладкогласный труд», «безгрешен» подчёркивают значимость роли поэта в самых суровых условиях. Права Анна Ахматова, которая отмечает: «Чтоб быть современнику поэтом, Весь настежь распахнут поэт».

Стихотворение построено перекрёстным сочетанием шестистопного ямба с четырёхстопным в первой и третьей строфах. Это придает речи величавость, значимость, возвышенность. Расположение слов первой строки второй строфы в три строки заставляет подчёркивать каждое слово при чтении, чтобы выделить, заметить фигуру поэта, одинокую, но верную своим жизненным идеалам. Чередование мужской рифмы с женской создаёт гибкость, эмоциональность, живость речи.

Так, подбирая слова, выражения, форму стихотворения, Мандельштам достиг цели – показать свою веру в жизнь, в справедливость, в правду. Показать, что человек всегда остается Человеком, если он живёт по высоким нравственным нормам.

Что значит жить? Какова ценность жизни? Что есть добро и зло? На эти и другие вопросы читатели находят ответы в этом небольшом по объему, но значимым по поднятым вопросам стихотворении.

Будучи в ссылке, Осип Мандельштам писал:

Я хочу, чтоб мыслящее тело

Превратилось в улицу, страну.

Да, поэт в самые страшные годы всё яснее осознавал своё высшее предназначенье – быть «вестью», от которой «свету светло», стать голосом эпохи, раствориться во всём потоке жизни, но уметь «из тяжести недоброй» «прекрасное» создать.

И не случайно «отец народов», позвонив по телефону Борису Пастернаку по поводу Осипа Мандельштама, хотел выяснить одну - единственную вещь: действительно ли Мандельштам – мастер? И когда наивный Пастернак предложил Сталину встретиться, чтобы поговорить о жизни и смерти, вождь бросил трубку. И правильно сделал: это тема не для разговора.

Сегодня Осип Мандельштам – признанный Мастер в ряду признанных Мастеров, таких, как Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Борис Пастернак, которые заслужили этого звания своим честным служением своему народу.



Литература:

  1. Материалы «Литературной газеты», за 2006 год.

  2. «Поэзия начала XX века» М., 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Ещё не умер ты, ущё ты не один."

Автор: Михайлова Галина Михайловна

Дата: 11.10.2020

Номер свидетельства: 559732

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства