kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Ещё не умер ты, ущё ты не один."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:1.Научить быть внимательными к слову.

         2. Формировать навыки анализа поэтического произведения.

        3. Воспитать чувство гордости и ответствненности за своё будущее.

Задачи:1. Развивать умение работать со словом.

             2. Приобщить к истории культуры и литературы.

             3. Обогатить устную речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Ещё не умер ты, ущё ты не один."»


Учитель русского языка и литературы

Михайлова Галина Михайловна


Анализ стихотворения Осипа Мандельштама

«Ещё не умер ты, ещё ты не один…»


Цели:

1).научить быть внимательными к слову;

2).формировать навыки анализа поэтического текста;

3).воспитать чувство гордости и ответственности за своё будущее.


Задачи:

1. Развивать умение выбирать слово в художественном тексте.

2.Приобщить к истории культуры и литературы.

3. Обогатить устную речь.



Ещё не умер ты, ещё ты не один,

Покуда с нищенкой-подругой

Ты наслаждаешься величием равнин

И мглой, и холодом, и вьюгой.


В роскошной бедности,

в могучей

нищете

Живи спокоен и утешен.

Благословенны дни и ночи те,

И сладкогласный труд безгрешен.


Несчастлив тот, кого, как тень его,

Пугает лай и ветер косит,

И беден тот, кто, сам полуживой,

У тени милостыню просит.

1839 г.



Если б меня смели держать зверем,

Пищу мою на пол кидать стали б, -

Я не смолчу, не заглушу боли,

Но начерчу то, что чертить волен.

В этих словах Осипа Эмильевича Мандельштама – высота силы и свободы, гордой непобедимости и отчаянного мужества, неиссякаемой веры и доброй надежды. Самобытный и талантливый русский поэт ушёл из жизни свободным и непобедимым. Ушёл в сорок семь лет, в самый расцвет творчества. Ушёл… Как он убит? Где он лежит?

А теперь возвращается. Вместе с ним возвращается независимость, твёрдая уверенность, безоглядная смелость.

Чердынь, Воронеж, а потом лабиринты Лубянки были не в силах запретить вольное слово, направленное против режима Сталина. Надежда Яковлевна Мандельштам о последних годах жизни мужа пишет: «Эти семь лет – лучшее время для нашей жизни, невзирая на все чудовищные обстоятельства». Страшные годы для страны, для судеб интеллигенции, гибельные для поэта… Но именно в 30-е годы Мандельштам обретает ту высоту духовной свободы, независимости, которую уже никому не отнять, не украсть. Именно в 30-е годы в его стихах звучит с новой силой торжественный гимн творчеству. Творчеству поэта… Поэзия и власть, поэзия и насилие – есть ли что-нибудь более несовместимое? Животворящий дух неподчинения социальным условиям,

требующим соблюдения рамок, размах вольности и ощущение свежего воздуха присутствует в стихах Мандельштама о поэте и поэзии.

Вот его стихотворение «Ещё не умер ты, ещё ты не один…». Свою лиру, сопровождающую его везде, поэт называет «нищенкой-подругой». Слово нищенка автор употребляет в значении «не имеющая ничего: ни родины, ни крыши над головой, ни друзей, ни близких». Стихотворение родилось в Лубянке, и поэт ощущал свою отторженность от самых близких, дорогих. Но лира всегда остаётся «подругой», спутницей жизни. Сочетание слов «нищенка-подруга» усиливает человеческое чувство Мандельштама, выражающее его силу любви к жизни через отрицание её пороков.

Автор пишет о наслаждении лирического героя «И мглой, и холодом, и вьюгой». Эти синонимы даны в нарастающем усилении значений слов. Мандельштам привык к беспощадным лишениям, грубым оскорблениям и унижениям, которые сопровождались с 1934 по 1938 год. Потому эти синонимы сильнее очерчивают величие духа, неиссякаемую силу характера лирического героя.

С удивительной тонкостью поэт применяет оксюморон: «в роскошной бедности», «в могучей нищете». Синонимы «бедности», «нищете», данные в нарастающем усилении значений, подтверждают состояние лирического героя, чувствующего себя опустошённым, лишённым всего человеческого. Но эпитеты к ним «роскошной», «могучей» дают иную окраску понимания состояния лирического героя. «В роскошной бедности», «в могучей нищете» поэт находил золотые зёрна надежды на жизнь, зёрна веры в добро и справедливость.

Наслаждение «величием равнин» придаёт лирическому герою ощущение спокойствия и утешения в мире несправедливости, ибо в природе он черпает силу, выдержку и уверенность.

«Несчастлив тот, кого, как тень его, пугает лай и ветер косит». Мандельштам знал в жизни случайных людей, которые могли быстро пойти на сделку со своей совестью, со своей идеей, со своими принципами. Такие люди боялись в конце концов своей тени, встав на ложный путь. Сравнение «как тень его» ставит лирического героя выше таких людей, случайных попутчиков.

По Мандельштаму, нет ничего хуже для человека, чем «милостыню» просить у тени. Слово «милостыню» означает духовное убожество, неприкрытую незащищённость человека, предавшего свои идеи.

Быть поэтом – удел сильных, одержимых, чьи судьбы соприкасаются с судьбой народа, Родины, кто живо откликается на сменяющиеся проблемы времени, жизни. Слова и выражения высокого стиля «благословенны», «сладкогласный труд», «безгрешен» подчёркивают значимость роли поэта в самых суровых условиях. Права Анна Ахматова, которая отмечает: «Чтоб быть современнику поэтом, Весь настежь распахнут поэт».

Стихотворение построено перекрёстным сочетанием шестистопного ямба с четырёхстопным в первой и третьей строфах. Это придает речи величавость, значимость, возвышенность. Расположение слов первой строки второй строфы в три строки заставляет подчёркивать каждое слово при чтении, чтобы выделить, заметить фигуру поэта, одинокую, но верную своим жизненным идеалам. Чередование мужской рифмы с женской создаёт гибкость, эмоциональность, живость речи.

Так, подбирая слова, выражения, форму стихотворения, Мандельштам достиг цели – показать свою веру в жизнь, в справедливость, в правду. Показать, что человек всегда остается Человеком, если он живёт по высоким нравственным нормам.

Что значит жить? Какова ценность жизни? Что есть добро и зло? На эти и другие вопросы читатели находят ответы в этом небольшом по объему, но значимым по поднятым вопросам стихотворении.

Будучи в ссылке, Осип Мандельштам писал:

Я хочу, чтоб мыслящее тело

Превратилось в улицу, страну.

Да, поэт в самые страшные годы всё яснее осознавал своё высшее предназначенье – быть «вестью», от которой «свету светло», стать голосом эпохи, раствориться во всём потоке жизни, но уметь «из тяжести недоброй» «прекрасное» создать.

И не случайно «отец народов», позвонив по телефону Борису Пастернаку по поводу Осипа Мандельштама, хотел выяснить одну - единственную вещь: действительно ли Мандельштам – мастер? И когда наивный Пастернак предложил Сталину встретиться, чтобы поговорить о жизни и смерти, вождь бросил трубку. И правильно сделал: это тема не для разговора.

Сегодня Осип Мандельштам – признанный Мастер в ряду признанных Мастеров, таких, как Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Борис Пастернак, которые заслужили этого звания своим честным служением своему народу.



Литература:

  1. Материалы «Литературной газеты», за 2006 год.

  2. «Поэзия начала XX века» М., 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Ещё не умер ты, ущё ты не один."

Автор: Михайлова Галина Михайловна

Дата: 11.10.2020

Номер свидетельства: 559736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Ещё не умер ты, ущё ты не один.""
    ["seo_title"] => string(79) "analiz_stikhotvoreniia_osipa_mandelshtama_eshchio_ne_umer_ty_ushchio_ty_ne_odin"
    ["file_id"] => string(6) "559732"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602442889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства