Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Ещё не умер ты, ущё ты не один."»
Учитель русского языка и литературы
Михайлова Галина Михайловна
Анализ стихотворения Осипа Мандельштама
«Ещё не умер ты, ещё ты не один…»
Цели:
1).научить быть внимательными к слову;
2).формировать навыки анализа поэтического текста;
3).воспитать чувство гордости и ответственности за своё будущее.
Задачи:
1. Развивать умение выбирать слово в художественном тексте.
2.Приобщить к истории культуры и литературы.
3. Обогатить устную речь.
Ещё не умер ты, ещё ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин
И мглой, и холодом, и вьюгой.
В роскошной бедности,
в могучей
нищете
Живи спокоен и утешен.
Благословенны дни и ночи те,
И сладкогласный труд безгрешен.
Несчастлив тот, кого, как тень его,
Пугает лай и ветер косит,
И беден тот, кто, сам полуживой,
У тени милостыню просит.
1839 г.
Если б меня смели держать зверем,
Пищу мою на пол кидать стали б, -
Я не смолчу, не заглушу боли,
Но начерчу то, что чертить волен.
В этих словах Осипа Эмильевича Мандельштама – высота силы и свободы, гордой непобедимости и отчаянного мужества, неиссякаемой веры и доброй надежды. Самобытный и талантливый русский поэт ушёл из жизни свободным и непобедимым. Ушёл в сорок семь лет, в самый расцвет творчества. Ушёл… Как он убит? Где он лежит?
А теперь возвращается. Вместе с ним возвращается независимость, твёрдая уверенность, безоглядная смелость.
Чердынь, Воронеж, а потом лабиринты Лубянки были не в силах запретить вольное слово, направленное против режима Сталина. Надежда Яковлевна Мандельштам о последних годах жизни мужа пишет: «Эти семь лет – лучшее время для нашей жизни, невзирая на все чудовищные обстоятельства». Страшные годы для страны, для судеб интеллигенции, гибельные для поэта… Но именно в 30-е годы Мандельштам обретает ту высоту духовной свободы, независимости, которую уже никому не отнять, не украсть. Именно в 30-е годы в его стихах звучит с новой силой торжественный гимн творчеству. Творчеству поэта… Поэзия и власть, поэзия и насилие – есть ли что-нибудь более несовместимое? Животворящий дух неподчинения социальным условиям,
требующим соблюдения рамок, размах вольности и ощущение свежего воздуха присутствует в стихах Мандельштама о поэте и поэзии.
Вот его стихотворение «Ещё не умер ты, ещё ты не один…». Свою лиру, сопровождающую его везде, поэт называет «нищенкой-подругой». Слово нищенка автор употребляет в значении «не имеющая ничего: ни родины, ни крыши над головой, ни друзей, ни близких». Стихотворение родилось в Лубянке, и поэт ощущал свою отторженность от самых близких, дорогих. Но лира всегда остаётся «подругой», спутницей жизни. Сочетание слов «нищенка-подруга» усиливает человеческое чувство Мандельштама, выражающее его силу любви к жизни через отрицание её пороков.
Автор пишет о наслаждении лирического героя «И мглой, и холодом, и вьюгой». Эти синонимы даны в нарастающем усилении значений слов. Мандельштам привык к беспощадным лишениям, грубым оскорблениям и унижениям, которые сопровождались с 1934 по 1938 год. Потому эти синонимы сильнее очерчивают величие духа, неиссякаемую силу характера лирического героя.
С удивительной тонкостью поэт применяет оксюморон: «в роскошной бедности», «в могучейнищете». Синонимы «бедности», «нищете», данные в нарастающем усилении значений, подтверждают состояние лирического героя, чувствующего себя опустошённым, лишённым всего человеческого. Но эпитеты к ним «роскошной», «могучей» дают иную окраску понимания состояния лирического героя. «В роскошной бедности», «в могучей нищете» поэт находил золотые зёрна надежды на жизнь, зёрна веры в добро и справедливость.
Наслаждение «величием равнин» придаёт лирическому герою ощущение спокойствия и утешения в мире несправедливости, ибо в природе он черпает силу, выдержку и уверенность.
«Несчастлив тот, кого, как тень его, пугает лай и ветер косит». Мандельштам знал в жизни случайных людей, которые могли быстро пойти на сделку со своей совестью, со своей идеей, со своими принципами. Такие люди боялись в конце концов своей тени, встав на ложный путь. Сравнение «как тень его» ставит лирического героя выше таких людей, случайных попутчиков.
По Мандельштаму, нет ничего хуже для человека, чем «милостыню» просить у тени. Слово «милостыню» означает духовное убожество, неприкрытую незащищённость человека, предавшего свои идеи.
Быть поэтом – удел сильных, одержимых, чьи судьбы соприкасаются с судьбой народа, Родины, кто живо откликается на сменяющиеся проблемы времени, жизни. Слова и выражения высокого стиля «благословенны», «сладкогласный труд», «безгрешен» подчёркивают значимость роли поэта в самых суровых условиях. Права Анна Ахматова, которая отмечает: «Чтоб быть современнику поэтом, Весь настежь распахнут поэт».
Стихотворение построено перекрёстным сочетанием шестистопного ямба с четырёхстопным в первой и третьей строфах. Это придает речи величавость, значимость, возвышенность. Расположение слов первой строки второй строфы в три строки заставляет подчёркивать каждое слово при чтении, чтобы выделить, заметить фигуру поэта, одинокую, но верную своим жизненным идеалам. Чередование мужской рифмы с женской создаёт гибкость, эмоциональность, живость речи.
Так, подбирая слова, выражения, форму стихотворения, Мандельштам достиг цели – показать свою веру в жизнь, в справедливость, в правду. Показать, что человек всегда остается Человеком, если он живёт по высоким нравственным нормам.
Что значит жить? Какова ценность жизни? Что есть добро и зло? На эти и другие вопросы читатели находят ответы в этом небольшом по объему, но значимым по поднятым вопросам стихотворении.
Будучи в ссылке, Осип Мандельштам писал:
Я хочу, чтоб мыслящее тело
Превратилось в улицу, страну.
Да, поэт в самые страшные годы всё яснее осознавал своё высшее предназначенье – быть «вестью», от которой «свету светло», стать голосом эпохи, раствориться во всём потоке жизни, но уметь «из тяжести недоброй» «прекрасное» создать.
И не случайно «отец народов», позвонив по телефону Борису Пастернаку по поводу Осипа Мандельштама, хотел выяснить одну - единственную вещь: действительно ли Мандельштам – мастер? И когда наивный Пастернак предложил Сталину встретиться, чтобы поговорить о жизни и смерти, вождь бросил трубку. И правильно сделал: это тема не для разговора.
Сегодня Осип Мандельштам – признанный Мастер в ряду признанных Мастеров, таких, как Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Борис Пастернак, которые заслужили этого звания своим честным служением своему народу.