kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Н. Островский. Литературная гостинная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературна готинная по творчеству А.Н. Островского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Н. Островский. Литературная гостинная.»

«Его называли Колумбом Замоскворечья»

Литературный вечер о жизни и творчестве А.Н. Островского)


Цели:

  • Значение А. Н. Островского в развитии русской дра­матургии и театра; воспитание эстетических идеалов у подростков.

  • Развитие понятия о драматическом произведении, формирование устойчивого интереса к театру через твор­ческую деятельность учащихся.

Оформление: Левая часть сцены оформлена как кар­тинная галерея. Здесь портреты писателей и художни­ков второй половины XIX века. В центре — портрет А. Н. Островского работы В. Перова. Центральная часть сцены имитирует обстановку среднего достатка купечес­кого дома: стол, накрытый белой скатертью с вышивкой, книга пьес Островского; деревянные стулья, в углу — фикус, цветастые занавески, комод, этажерка с безде­лушками. На стене — фотографии. Рядом — ширма, из-за которой виднеется кушетка с подушечками, на полу — небольшой коврик или половик. Правая часть сцены -г русский лес: елочки, березки, цветы, небольшой пенек под деревом.

Костюмы (или детали одежды): на девушках — длин­ные юбки со сборками, кофты с рюшами, шали. На юно­шах — рубахи, подпоясанные широкими поясами или ремнями, брюки заправлены в сапоги. На ведущих и по­сетителях музея — повседневная современная одежда. В сцене из «Снегурочки» Весна и Цветы в легких летящих платьях или пестрых сарафанах, на головах — венки из цветов, в руках тоже цветы.


(Звучит музыка: С. В. Рахманинов. Концерт №2, ч. 1. На сцену выходят экскурсовод и посетители музея. Они останавливаются перед картинами,рассматривают их. На экране — портрет А. Н. Островского.)

Экскурсовод: А теперь я попрошу вас, молодые люди, обратить особенное внимание на картину работы извест­ного русского художника Валентина Перова. Перед нами портрет А. Н. Островского, написанный в 1871 году. Тог­да за плечами драматурга уже были и слава, и известность, и сотни постановок его пьес на сценах столичных и про­винциальных театров. Что увидел в нем Перов? Кто перед нами? Вглядитесь — и вы удивитесь явной непарадности этого портрета.

Юный художник: Действительно, мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный умный взгляд.

Экскурсовод: Перед нами — работник, труженик, и даже руки, тяжело лежащие на коленях, как бы свидетель­ствуют об этом. Островского можно по праву назвать тру­жеником. Он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди рус­ских драматургов тех, кто мог бы соперничать с Островским в числе прижизненных постановок пьес. 44 пьесы писате­ля игрались постоянно, их названия не сходили с афиш.

Девушка: На этом портрете драматург уже немолодой.

Экскурсовод: Да, перед нами тот, кого запечатлела, кисть мастера в зрелые годы. Он уже занял особое место в русской культуре. Точнее, не занял, а основал. Так как именно А. Н. Островский открыл читателю и зрителю удивительный, дотоле неизвестный мир купеческого За­москворечья.

Ученик: Писателя считали летописцем этой жизни и по праву назвали «Колумбом Замоскворечья».

Девушка: Именно он показал миру нового героя: куп­ца-старообрядца и купца-капиталиста, купца, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.

Экскурсовод: Островский распахнул настежь дверь в мир жестоких нравов и «горячих сердец», именуемый «купечество», который до этого был скрыт от любопыт­ных глаз.

Ученик: Он настолько откровенно рассказал обо всем читателю, что иногда просто поражаешься: как мог дра­матург настолько тонко изучить все детали купеческой жизни!

Экскурсовод: Ничего удивительного здесь нет. Остро­вский прошел три важнейшие школы в своей жизни (ре­бята в недоумении глядят друг на друга): первая — уни­верситет, давший знания в юриспруденции и истории. Вто­рая — театр, учивший ценить меткое слово и яркое сценическое действие. Третья, и, как для любого челове­ка, главная, — сама жизнь.

Девушка: Точно: юридическая практика отца писате­ля, знакомство с купцами, улицы Замоскворечья.

Ученик: Служба в Московском совестном, а затем — в коммерческом суде. Практика — великая вещь!

Экскурсовод: Обязанности у Островского были доста­точно ответственные: он должен был принимать устные жалобы посетителей. А какие истории они ему рассказы­вали — произносили монологи и вступали в диалог!

Юный художник: Практически готовые сюжеты для будущих «пьес жизни», не правда ли?

. Девушка: Именно так. Я думаю, не случайно в лите­ратуре его царством стала драматургия —- мир живого зву­чащего слова!

Экскурсовод: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете рус­скую литературу и жизнь замечательных ее людей. А вот известно ли вам, что молодой драматург начинал с подра­жания Н. В. Гоголю?

Девушка: В чем именно?

Экскурсовод: С легкой иронии, беззаботного смеха над героями, над их миром. Приземленность и простота пер­сонажей Островского были забавны и трогательны. Вот, например, в «Записках замоскворецкого жителя» он пи­сал (На сцене появляется чтец. Он садится к столу, бе­рет книгу, читает. Его чтение должно быть предельно выразительным, отражающим неповторимый стиль и авторскую иронию.)

Чтец: Некоторые дамы имеют обыкновение изменять модным костюмам, прибавляя что-нибудь своего изобрете­ния... чтобы понаряднее. А понаряднее значит у нас поразноцветнее. Нелишним считаю сказать, что некоторые дамы имеют к иным цветам особую привязанность. Одна любит три цвета, другая четыре; и что бы они ни надели, все лю­бимые цвета непременно присутствуют на их костюме.

Девушка: Ну точно как дамы города N из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя!

Чтец: Но тем не менее цензура усмотрела в пьесах дра­матурга крамольные вещи! Так, в 1850 году разразился настоящий скандал. Островский опубликовал пьесу «Бан­крот» («Свои люди — сочтемся!») Произведение было даже запрещено к постановке на сцене.

Ученик: Интересно, что же такого запретного, вред­ного увидели критики в пьесе? Сюжет ее прост: жадность и самодурство губят главного героя Самсона Большова. По совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина он переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя банкротом.

Девушка: А заканчивается все печально: от Большо­ва отказываются все: родная дочъ, ее жених, знакомые. Все как в настоящей жизни!

Ученик: Вот и я говорю: в чем же здесь криминал? Почему Николай I сразу же запретил пьесу, наложив ре­золюцию: «Напрасно печатано, играть же запретить во всяком случае». И 10 лет произведение находилось под арестом!

Чтец: Я думаю, надо встретиться с героями пьесы, увидеть, какую грань жизни купечества реалистически раскрыл Островский. (Все уходят. Чтец — в стороне от места основного действия. Комментирует происходящее.)

Сцена 1. « Свои люди — сочтемся!»

(Сцена из действия 3, явление 4.)

(Звучит русская песня «Черный ворон, друг ты мой залетный». На сцене Самсон Силыч Большов и Аграфена Кондратьевна, его жена, Подхалюзин, Липочка.)

Подхалюзин: Тятенька, здравствуйте, наше почте­ние!

Аграфена Кондратьевна (причитает): Голубчик ты мой, Самсон Силыч, золотой ты мой! Оставил ты меня си­ротой на старости лет!

Большов: Полно, жена, перестань!

Олимпиада Самсоновна: Что это вы, маменька, точ­но по покойнике плачете! Не бог знает что случилось.

Большов: Оно точно, дочка, не бог знает что, а все-таки отец твой в яме сидит.

Олимпиада Самсоновна: Что ж, тятенька, сидят и лучше нас с вами.

Большов: Сидят-то сидят, да каково сидеть-то! Како­во по улице-то идти с солдатом! Ох, дочка! Ведь меня со­рок лет в городе-то все знают, сорок лет все в пояс кланя­лись, а теперь мальчишки пальцами показывают.

Аграфена Кондратьевна: И лица-то нет на тебе, го­лубчик ты мой! Словно ты с того света выходец!

Подхалюзин: Э, тятенька, бог милостив! Все переме­лется — мука будет. Что же, тятенька, кредиторы-то го­ворят?

Большов: Да что: на сделку согласны. Что, говорят, тянуть-то, еще возьмешь ли, нет ли, а ты что-нибудь чис­тыми дай, да и бог с тобой.

Подхалюзин: Отчего же не дать-с! Надать дать-сГ Амного ли, тятенька, просят?

Большов: Просят-то двадцать пять копеек.

Подхалюзин: Это, тятенька, много-с!

Большов: И сам, брат, знаю, что много, да что ж де­лать-то? Меньше не берут.

Подхалюзин: Как бы десять копеек, так бы ладно-с. Семь с половиною на удовлетворение, а две с половиною на конкурсные расходы.

Большов: Я так-то говорил, да и слышать не хотят.

Подхалюзин: Зазнались больно! А не хотят они восемь копеек в пять лет?

Большов: Что ж, Лазарь, придется и двадцать пять дать, ведь мы сами прежде так предлагали.

Подхалюзин: Да как же, тятенька-с! Ведь вы тогда сами изволили говорить-с, больше десяти копеек не давать-с. Вы сами рассудите: по двадцати пяти копеек денег много.

Большов: Да что ты мне толкуешь-то: я и сам знаю, что много, да как же быть-то? Потомят года полтора в яме-то, да каждую неделю будут с солдатом по улицам водить, а еще, того гляди, в острог переместят: так рад будешь и полтину дать. От одного страма-то не знаешь, куда спрятаться.

Аграфена Кондратьевна: Эдакое божеское попуще­ние! Ах ты, господи боже мой! Ах ты, голубчик ты мой!

Подхалюзин: Э, маменька, бог милостив, как-нибудь отделаемся! Не вдруг-с!

Аграфена Кондратьевна: Дай-то господи! А то уж и я-то, на него глядя, вся измаялась.

Большов: Ну, как же, Лазарь?

Подхалюзин: Десять копеечек, извольте, дам-с, как говорили.

Большов: А пятнадцать-то где же я возьму? Не из ро­гожи ж мне их таять.

Подхалюзин: Я, тятенька, не могу-с. Видит бог, не могу-с!

Большов: Что ты, Лазарь, что ты! Да куда ж ты день­ги-то дел?

Подхалюзин: Да вы извольте рассудить: я вот торгов­лей завожусь, домишко отделал.

Большов: Выручайте, детушки, выручайте!

Подхалюзин: Вот вы, тятенька, изволите говорить, куда я деньги дел? Как же-с? Рассудите сами: торговать начинаем, известное дело, без капитала нельзя-с, ваяться нечем; вот домик купил, заведеньице всякое домашнее завели, лошадок, то, другое. Сами извольте рассудить! Об детях подумать надо.

Олимпиада Самсоновна: Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане ка­кие-нибудь.

Подхалюзин: Вы, тятенька, извольте рассудить: нын­че без капитала нельзя-с, без капитала-то немного натор­гуешь.

Олимпиада Самсоновна: Я у вас, тятенька, до двадца­ти лет жила — свету не видала. Что ж, мне прикажете от­дать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить?

Большов: Что вы! Что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а свое же добро. Люди ли вы?..

Олимпиада Самсоновна: Известное дело, тятенька, люди, а не звери же.

Большов: Лазарь! Да ты вспомни те, ведь я тебе все отдал, все дочиста; вот что себе оставил, видишь! Ведь я тебя мальчишкой в дом взял, подлец ты бесчувственный! Поил, кормил вместо отца родного, в люди вывел. А ви­дел ли я от тебя благодарность какую? Видел ли? Вспом­ни то, Лазарь, сколько раз я замечал, что ты на руку не чист! Что ж? Я ведь не прогнал тебя, как скота какого, не ославил на весь город. Я тебя сделал главным приказчи­ком, тебе я все свое состояние отдал, да тебе же, Лазарь, я отдал и дочь-то своими руками. А не случись со мною этого попущения, ты бы на нее и глядеть-то не смел.

Подхалюзин: Помилуйте, тятенька, я все это очень хорошо чувствую-с!

Большов: Чувствуешь ты! Ты бы должен все отдать, как я, в одной рубашке остаться, только бы своего благо­детеля выручить. Да не прошу я этого, не надо мне; ты заплати за меня только, что теперь следует.. .

Подхалюзин: Отчего бы не заплатить-с, да просят цену, которую совсем несообразную.

Большов: Да разве я прошу! Я из-за каждой вашей копейки просил, просил, в ноги кланялся, да что же мне делать, когда не хотят уступить ничего?

Олимпиада Самсоновна: Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем, — и толковать об этом нечего.

Большов: Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, ста­рый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, обберут тебя дочиста. И придется тебе бежать на Камен­ный мост да бросаться в Москву-реку. Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят. (Все молчат.) А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку?.. Знаешь, Ла­зарь, Иуда — ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем... А что ему за это было? А там Присутственные места, Уголовная палата... Ведь я злостный — умышленный... ведь меня в Сибирь со­шлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Хрис­та ради! (Плачет.)

Подхалюзин: Что вы, что вы, тятенька? Полноте! Бог милостив! Что это вы? Поправим как-нибудь. Все в наших руках!

Большов: Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь.

Подхалюзин: И денег дадим-с, только бы отвязались! Я, так и быть, еще пять копеечек прибавлю.

Большов: Эки года! Есть ли в вас христианство? Двад­цать пять копеек надо, Лазарь!

Подхалюзин: Нет, это, тятенька, много-с, ей-богу много!

Большов: Змеи вы подколодные! (Опускается головой на стол.)

Аграфена Кондратьевна: Варвар ты, варвар! Разбой­ник ты эдакой! Нет тебе моего благословения! Иссохнешь ведь и с деньгами-то, иссохнешь, не доживя веку. Разбой­ник ты, эдакой разбойник!

Подхалюзин: Полноте, маменька, бога-то гневить! Что это вы клянете нас, не разобрамши дела-то!

Олимпиада Самсоновна: Уж вы, маменька, молчали бы лучше! А то вы рады проклять в треисподнюю. Знаю я: вас на это станет. За то вам, должно быть, и других детей-то бог не дал.

Аграфена Кондратьевна: Сама ты молчи, беспутная! И одну-то тебя бог в наказание послал.

Олимпиада Самсоновна: У вас все беспутные — вы одни хороши. На себя-то посмотрели бы, только что понедельничаете, а то дня не пройдет, чтоб не облаять кого-нибудь.

Аграфена Кондратьевна: Ишь ты! Ишь ты! Ах, ах, ах!.. Да я прокляну тебя на всех соборах!

Олимпиада Самсоновна: Проклинайте, пожалуй!

Аграфена Кондратьевна: Да! Вот как! Умрешь, не сгниешь! Да!

Олимпиада Самсоновна: Очень нужно!

Большов (встает). Ну, прощайте, дети.

Подхалюзин: Что вы, тятенька, посидите! Надобно же как-нибудь дело-то кончить!

Большов: Да что кончать-то? Уж я вижу, что дело-то кончено. Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет! Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и де­лают. Прощайте, пора мне!

Подхалюзин: Прощайте, тятенька! Бог милостив — как-нибудь обойдется!

Большов: Прощай, жена!

Аграфена Кондратьевна: Прощай, батюшко Самсон Силыч! Когда к вам в яму-то пущают? Большов: Не знаю!

Аграфена Кондратьевна: Ну, так я наведаюсь: а то умрешь тут, не видамши-то тебя.

Большов: Прощай, дочка! Прощайте, Алимпияда Самсоновна! Ну, вот вы теперь будете богаты, заживете по-барски. По гуляньям это, по балам — дьявола тешить! А не забудьте вы, Алимпияда Самсоновна, что есть клет­ки с железными решетками, сидят там бедные-заключен­ные. Не забудьте нас, бедных-заключенных.

(Уходит с Аграфеной Кондратъевной, затем уходят и Липочка с Подхалюзиным. Звучит песня «Жалобно сто­нет ветер осенний». Муз. Д. Михайлова, сл. М. Пугачева.)

Чтец: Вот такая история. Большов жил нечестно и сам спровоцировал на предательское жульничество Подхалюзина. Жизненные принципы, согласно которым действовал Большов в отношении других, обернулись против него самого.

Девушка: И что же теперь будет с героем Островско­го? Самое страшное: позор, предательство дочери, равно­душие окружающих, злорадствующих некогда богатому и властному купцу... Что может быть ужаснее.

Ученик: Недаром говорят: в жизни за все надо пла­тить. Вот й приходится теперь Большов платить за не­справедливость, грубость, равнодушие по отношению к другим людям, с которыми он так же был когда-то бесчес­тен и суров.

Чтец: Эту горькую правду жизни раскрыл и сумел показать Островский. Автор не осуждает героев: он пред­лагает читателям и зрителям размышлять над происхо­дящим, самим решать, кто прав, а кто виноват, делать собственные выводы.

Девушка: Вот, например, как в драме «Гроза». Сколь­ко мнений и выводов было сделано! А перечитывая произ­ведение в наше время, мы многое понимаем по-своему. Кто-то осуждает Катерину Кабанову, кто-то ее жалеет. Но ведь все равно прав был Островский, увидевший в трагедии ге­роини ту же причину, что и в пьесе «Свои люди — сочтем­ся!»: самодурство, равнодушие, несправедливость и жесто­кость, скрывающиеся за показным гостеприимством и ра­душием, приводят к горьким последствиям, в данном случае — к гибели девушки. (На экране слайды или фраг­менты фильма о Поволжье. Могучая красавица Волга, кру­тые берега, зелень лесов, высокое небо над водой... Звучит запись русской песни «Среди долины ровныя...»)


Сцена 2. «Гроза»

(Действие 1, явление 7)

(Выходят Катерина и Варвара. Катерина подходит к краю сцены, смотрит вдаль. Варвара садится непода­леку. Музыка становится тише.)

Катерина: Отчего люди не летают?

Варвара: Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина: Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбе­жалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто те­перь? (Хочет бежать.)

Варвара: Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая): Какая я была резвая! Я у вас за­вяла совсем.

Варвара: Ты думаешь, я не вижу?

Катерина: Такая ли я была! Я жила, ни об чем не ту­жила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуж­дала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цве­тов было много-много. Потом пойдем с маменькой в цер­ковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут ста­рухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара: Да ведь и у нас то же самое.

Катерина: Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, но­чью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем пла­чу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, ка­кие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необык­новенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пах­нет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. (Варвара подходит к ней, обнимает. Героини уходят.)

Девушка: Да, несладко героиням Островского. Все как-то грустно выходит!

Чтец: В пьесах Островского, несмотря на драматизм событий, много смешного. Но и иронией автор выявляет и подчеркивает недостатки или пороки своих персонажей, а через них — общества в целом. Вот, к примеру, в той же «Грозе» второстепенный персонаж — Феклуша-странница — олицетворяет пустоту, никчемность «темного цар­ства» необразованного купечества.

Ученик (смеется): Ну не смешно ли: свекровь Кате­рины верит в то, что в Москве время быстрее бежит, чем в Калинове!

Девушка: А рассказ Феклуши о том, что есть царство, где живут люди с песьими головами! И верят же ей, от « большого ума »!

Чтец: Но тематика творчества А. Н. Островского вы­ходит за рамки социально-бытовой драмы. В 1873 году им была написана пьеса, занимающая особое положение: это драматическая сказка в стихах «Снегурочка». Это не про­сто сказка. Это произведение, в котором автор символи­чески формулирует свою философию жизни, человека, философию любви.

Девушка: Кто бы мог подумать! Ведь всем известна одноименная грустная народная сказка.

Чтец: Вот именно. Это старинная легенда о девушке, которая не знала любви. А потом полюбила всем сердцем и погибла!

Ученик: А знаменитый русский композитор Римский-Корсаков написал оперу, сам составил либретто, которое Островский одобрил.

Чтец: Сюжет «Снегурочки» давал композитору воз­можность воспеть жизнь народа, простую, бесхитростную, в согласии с природой.

Девушка: Островский интересно построил конфликт пьесы: противопоставление природных стихий — Мороза и Солнца проходит через все произведение. А дальше ав­тор переносит его на мир людей.

Ученик: Снегурочка не может выбрать золотую сере­дину: для нее жить, не зная любви, невозможно.

Девушка: Узнав чудо настоящего чувства, она поги­бает.


Сцена 3. «Снегурочка»

(Звучит запись фрагмента из оперы Римского Корса­кова «Снегурочка». На сцену выходят Снегурочка и Вес­на в окружении девушек-цветов. Они танцуют.)

Весна:

Снегурочка, дитя мое, о чем

Мольбы твои? Великими дарами

Могу тебя утешить на прощанье.

Последний час Весна с тобой проводит,

С рассветом дня вступает бог Ярило

В свои права и начинает лето.

(Подходит к Снегурочке, ласково ее обнимает.)

Чего тебе недостает?

Снегурочка:

Любви!

Кругом меня все любят, все счастливы

И радостны, а я одна тоскую;

Завидно мне чужое счастье, мама.

Хочу любить — но слов любви не знаю,

И чувства нет в груди; начну ласкаться —

Услышу брань, насмешки и укоры

За детскую застенчивость, за сердце

Холодное. Мучительную ревность

Узнала я, любви еще не зная.

Отец-Мороз, и ты, Весна-Красна,

Дурное мне, завистливое чувство

Взамен любви в наследство уделили;

В приданое для дочки положили

Бессонные томительные ночи

И встречу дня без радости. Сегодня,

На ключике холодном умываясь,

Взглянула я в зеркальные струи

И вижу в них лицо свое в слезах,

Измятое тоской бессонной ночи.

И страшно мне: краса моя увянет

Без радости. О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей!

Весна: Дочка,

Забыла ты отцовы опасенья.

Любовь тебе погибель будет.

Снегурочка:

Мама,

Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Весна:

Изволь, дитя, — любовью поделиться

Готова я; родник неистощимый

Любовных сил в венке моем цветочном.

Сними его! Присядь ко мне поближе!

Весна садится на траву. Снегурочка подле нее.

(Цветы окружают их).

Смотри, дитя, какое сочетанье

Цветов и трав, какие переливы

Цветной игры и запахов приятных!

Один цветок, который ни возьми,

Души твоей дремоту пробуждая,

Зажжет в тебе одно из новых чувств,

Незнаемых тобой, — одно желанье,

Отрадное для молодого сердца,

А вместе все, в один венок душистый

Сплетясь пестро, сливая ароматы

В одну струю, — зажгут все чувства разом,

И вспыхнет кровь, и очи загорятся,

Окрасится лицо живым румянцем

Играющим, — и заколышет грудь

Желанная тобой любовь девичья.

(Надевает венок на голову Снегурочки.)

Снегурочка (оглядывается по сторонам):

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зеленый лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами

Колышется.

Весна:

Снегурочка, прощай,

Дитя мое! Любовным ароматом

Наполнилась душа твоя. Кипучий

Восторг страстей тебя охватит скоро;

Красой лугов и озером зеркальным

Дотоле ты любуешься, пока

На юношу не устремятся взоры.

Тогда лишь ты вполне узнаешь силу

И власть любви над сердцем...

Предчувствие тревожит сердце мне.

Прощай, дитя, до нового свиданья,

И матери советов не забудь.

(Уходит вместе с цветами.)

Снегурочка:

Какое я сокровище храню

В груди моей. Ребенком прибежала

Снегурочка в зеленый лес — выходит

Девицею с душой счастливой, полной

Отрадных чувств и золотых надежд.

Снесу мой клад тропинкой неизвестной;

Одна лишь я по ней бродила, лешим

Протоптана она между болотом

И озером. Никто по ней не ходит.

(Уходит.)

(Звучит музыка: С. В. Рахманинов. Концерт №2, ч. 1. На сцену выходят все участники постановки.)

Чтец: Когда-то в «Застольном слове о Пушкине» Ос­тровский сказал: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последова­телей. Он завещал им искренность, самобытность, он за­вещал каждому оставаться самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писа­телю быть русским».

Девушка: Эти слова Островского дают нам ключ к по­ниманию самобытности его творчества и тех традиций, что живут в нашем театре по сей день!

(Музыка звучит громче: С. В. Рахманинов. Концерт №2, ч. 1. Все участники кланяются зрителям. Уходят.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.Н. Островский. Литературная гостинная.

Автор: Прохорова Ольга Юрьевна

Дата: 01.10.2017

Номер свидетельства: 430511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "литературная гостиная "Любовь, что движет солнце  и светила..." "
    ["seo_title"] => string(66) "litieraturnaia-ghostinaia-liubov-chto-dvizhiet-solntsie-i-svietila"
    ["file_id"] => string(6) "150466"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420480827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства