kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Любовь, что движет солнце и светила..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  литературной   гостиной   "Любовь, что движет солнце  и светила..."  пойдёт разговор  о том, как любили герои  известных  классиков русской литературы: А.С.Пушкина  и А.Н.Островского, А И Куприна  и И А.Бунина. Классическая  музыка Шопена, Бетховена  поможет  создать атмосферу  таинственной любви .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«литературная гостиная "Любовь, что движет солнце и светила..." »











Подготовила : Курмантаева Марина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Байторысайской СШ
















2013 -2014 уч.год


Литературная гостиная «Любовь, что движет солнце и светила…»

(по произведениям А. Островского, И.Бунина и А.Куприна для учащихся 10-х классов)

Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность на основе чтения художественного текста, обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к чтению русской классической литературы; развитие и совершенствование устной монологической речи учащихся.

Оформление: портреты писателей, иллюстрации к произведениям, книжная подборка, высказывания .; в центре - стол, покрытый белой скатертью, свеча, цветы в вазе, стопка книг, перо.

Звучит классическая музыка. Шопен Вальс №2 си-минор

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

Если я раздам все имение мое и тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносит, не гордится..., не бесчинствует, не ищет своего, не раздражает, не мыслит зла… Все покрывает, всему верит, все переносит. Любовь никогда не перестает быть…»-так писал в Первом послании к коринфянам Святой апостол Павел. Именно о такой любви писали в своих произведениях известные классики русской литературы. Сегодня мы поговорим с вами о «любви, что движет солнце и светила», о том, как любили герои А.С.Пушкина и А.Н.Островского, И.Бунина и А.Куприна. Итак, добро пожаловать в литературную гостиную.

Звучит «Весенний вальс» Шопена.

1 уч.Любовь:..Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Сколько коварных, обманчивых, томительных и губительных проявлений этого чувства способен воплотить ум гениального мастера слова!

2.Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной, -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
Их поединок роковой.
Фёдор Иванович Тютчев

На фоне «Лунной сонаты»Бетховена.

Учитель.:.Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень.
3.- Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и А. Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин", любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «...я так люблю Татьяну милую мою!..» Какой же была любовь пушкинской героини?

4.Пришла пора, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно сердечное томленье
Душа ждала…кого-нибудь,
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: «Это он!" (3. гл. - 7, 8)
5.Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жанр, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо любимого героя…

Татьяна любит не шутя
И предается, безусловно,
Любви, как милое дитя.

6.«Письмо Татьяны к Онегину» на фоне музыки Шопена Вальс №2 си-минор (читает Регина)

7.Звучит романс на стихи А.Фета в исполнении Валерия Агафонова «Сияла ночь, луной был полон сад…»

8.«Письмо Онегина к Татьяне»(читает Виталий)

Звучит «Лунная соната».

9. «О, как убийственно мы любим…»Ф.И.Тютчев(читает Айжан)

Учитель. Любовь и смерть – две великие тайны. Они идут рядом в творчестве многих писателей ..Но ,к сожалению, «Любовь не только возвышает, любовь порой нас разрушает, ломает судьбы и сердца…».Две драмы А. Н.Островского посвящены одной и той же проблеме-положению Женщины в русском обществе. Это «Гроза» и «Бесприданница». В 70-е годы 19 века обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в Москве и Петербурге открылись женские курсы).Писатель не сомневается, что., несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное , основное. Свобода не даёт женщине счастья, Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщиной ,её неизбежно ждёт разочарование и даже трагедия. И наши героини –яркий пример этому.

10. Монолог Катерины из пьесы А.Островского «Гроза»(д. …,явл …,) читает Дейна Катя

Звучит «Весенний вальс» Шопена

11. «ДУША НЕ ХОЧЕТ ПЕРЕМЕН»(читает Айжан)

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца...

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и всё решает.

А мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.(А.Дементьев)

Звучит песня из к/ф «Жестокий романс» «Любовь –обманная страна»(в исп.В.Пономарёвой).Сцена из пьесы Островского «Бесприданница».(д… явл ….). В роли Ларисы Огудаловой –Уразова Дания, в роли Карандышева- Головенко Валентин.

В завершение сцены-та же музыка.

Учитель.«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Это слова из рассказа И.А.Бунина« Темные аллеи». Тема любви –одна из ведущих в творчестве Ивана Бунина. Почти во всех произведениях на эту тему история любви предстаёт через воспоминания героев и часто исход любви трагичен. "О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого или минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь, возможно, просто поэтичной легендой или изысканным "жестоким романсом" времён Серебряного века, поведал Бунин в одной из самых знаменитых книг - сборнике новелл "Тёмные аллеи". И каждая из этих историй - "тёмная аллея" в самом запутанном из лабиринтов мира - в извечном переплетении мыслей и чувств, в бесконечной Любви - Войне, в коей не бывает победителей. Сам автор считал сборник "самым лучшим и самым оригинальным" из всего созданного, а также "самым совершенным по мастерству", критики же называли его "энциклопедией любовных драм".
14 И.А.Бунин «.Мы встретились случайно, на углу». (
читает Настя)
Мы встретились случайно, на углу

Я быстро шел - и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп,- прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком свете глаз
Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом... Была весна...
Она меня простила - и забыла.

Звучит Шопен Вальс №2 си-минор

15.Сцена из рассказа «Тёмные аллеи». Случайная встреча когда-то любящих сердец. Николай Алексеевич- Курчеев Николай , в роли Надежды- Назаренко Елена

Звучит Шопен Вальс №2 си-минор

Учитель. Гуманист и правдоискатель , чудесный мастер художественного слова ,Александр Иванович Куприн был настоящим певцом возвышенной любви .Протест против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических проявлений» инстинктов подвигнул писателя на создание удивительных по красоте произведений. В повести «Суламифь» автор отправляется в глубину веков, чтобы поведать о любви бедной девушки из виноградника и мудрого царя Соломона –любовь заканчивается трагически. В повести «Гранатовый браслет» Куприн заглядывает в каморку отшельника- обычного телеграфиста , последнего романтика в жёстком и расчётливом мире, который в течение 8 лет был тайно влюблён в княгиню. Забирается в лесную глушь Волынской губернии, чтобы воспеть возвышенную любовь «дочери природы», полесской девушки Олеси.

16.Звучит песня «Олеся»(«Сябры»).

Сцена из повести «Олеся» (эпизод встречи Олеси и Порошина И.Т. после болезни последнего) .В роли Олеси -Фаст Галина, Порошин_- Головенко Валентин)

Учитель.“Любовь должна быть трагедией .Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные неудобства , расчёты и компромиссы не должны её касаться.»-эти слова вложены в уста генерала Аносова- одного из персонажей повести «Гранатовый браслет».
17. На фоне «Лунной сонаты» Бетховена читает Назаренко Вика

«Она сидела на полу
И груду писем разбирала –
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала –

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела –
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени

18. «…Разве он виноват в любви и разве можно
управлять таким чувством, как любовь -чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования ”
Сцена из повести «Гранатовый браслет»(Самира)

(На сцене темно, горит свеча, девушка за столиком, открывает неожиданно присланный подарок –футляр с гранатовым браслетом. Разглядывает его, откладывает в сторону и читает письмо Желткова )


«. Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли…
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом…
Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку,— о, как я ее целовал,— ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено.
Если Вы обо мне вспомните, сыграйте сонату D-dur N2, ор. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
(Звучит «Appassionato» Бетховена. Девушка закрывает глаза. )
«Вот сейчас я Вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалости, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: «Да святится имя Твое».
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя Твое».
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое»
«В предсмертный печальный час я молюсь только о тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: „Да святится имя Твое".
„Ты, ты и люди, которые окружали тебя, вы все не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе.
"Да святится имя Твое». (Звучит «Лунная соната».С последними звуками музыки гаснут свеча, все лучи, затем сцена полностью освещается).
Учитель. Я думаю, что любая женщина мечтает о таком послании. Только любящее сердце способно сказать такие слова….

Ещё в 17 веке известный драматург Ж.Б.Мольер сказал:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно ,

Что не жил… Спасибо за внимание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
литературная гостиная "Любовь, что движет солнце и светила..."

Автор: Курмантаева Марина Борисовна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства