kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения «А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкий «Осень »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литературное чтение     

Класс: 2 А

Дата: 24.10.17

Образовательная система: УМК «Начальная школа ΧΧΙ века

Тема урока: «А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкий «Осень »

Цель урока: создать условия для продолжения формирования читательских и речевых компетенций обучающихся в процессе изучения литературных произведений А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Осень »

Задачи:

1)  способствовать пониманию настроения лирического героя в ходе изучения произведений А.С.Пушкина, Г.А.Скребицкого;

2) способствовать развитию навыка правильного, осознанного плавного, выразительного чтения, передавая мысли, чувства автора и свои эмоции; способствовать развитию словарного запаса, внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в речи, развитию логического мышления;

3) способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к природе, понимания окружающего мира.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые  результаты: предметные: читать осознанно и выразительно; сравнивать, сопоставлять;

личностные:  формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

метапредметные: определять тему и главную мысль текста;  участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.

Оборудование:  Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. /Ефросинина Л.А.-М.: Вентана-Граф, 2013.

                      Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. /Ефросинина Л.А.-М.: Вентана-Граф, 2017.

                      Осенние пейзажи,  аудиозапись  фрагмента из цикла  «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку,  условные знаки – листья.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литер. чтения 2 кл.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 А

Дата: 24.10.17

Образовательная система: УМК «Начальная школа ΧΧΙ века

Тема урока: «А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкий «Осень »

Цель урока: создать условия для продолжения формирования читательских и речевых компетенций обучающихся в процессе изучения литературных произведений А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Осень »

Задачи:

1) способствовать пониманию настроения лирического героя в ходе изучения произведений А.С.Пушкина, Г.А.Скребицкого;

2) способствовать развитию навыка правильного, осознанного плавного, выразительного чтения, передавая мысли, чувства автора и свои эмоции; способствовать развитию словарного запаса, внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в речи, развитию логического мышления;

3) способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к природе, понимания окружающего мира.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты: предметные: читать осознанно и выразительно; сравнивать, сопоставлять;

личностные: формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

метапредметные: определять тему и главную мысль текста; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.

Оборудование: Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. /Ефросинина Л.А.-М.: Вентана-Граф, 2013.

Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. /Ефросинина Л.А.-М.: Вентана-Граф, 2017.

Осенние пейзажи, аудиозапись  фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, условные знаки – листья.



Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Формируемые УУД


Ι. Организационный.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

1-2 мин.

Приветствует обучающихся,

проверяет их готовность к уроку.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


ΙΙ. Формулировка темы, цели урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока.

8 мин.

  1. Загадывает загадку.

Пусты поля,

мокнет земля,

Дождь поливает,

когда это бывает?

- А какие ещё осенние признаки можете назвать?

2. Беседа о происходящих изменениях в природе осенью.

На исходе октябрь. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

3.Выскажите предположение о теме предстоящего урока.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем новый небольшой, но очень красивый раздел нашего учебника литературного чтения. Стр. 108 в учебнике


-А сегодня из этого раздела мы изучим произведения А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкого «Осень».

4. Какую цель поставим на урок?

Отгадывают загадку.


-Осень



-Отвечают на вопросы учителя. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса.

-Выдвигают предположения о теме урока.









– Ставят цели:

-Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов.

- Учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить.

-Учиться понимать, что к природе надо относиться бережно, видеть и ценить красоту природы.

Познавательные: Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Коммуникативные: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

ΙΙΙ. Освоение нового материала.

Цель: отработка приёмов выразительного чтения; понимание обучающихся содержания текста, выявление непонятных слов.

20-23 мин.

1. Подготовка к восприятию







  1. Первичное восприятие произведения.




3. Проверка эмоционального восприятия.









3. Повторное чтение стихотворения.





4. Словарная работа



5.Анализ стихотворения
















6. Дикционное упражнение


-Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.

-Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.

-И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял поэт, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение. Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина, то очарованье.

А вот какая осень в этом стихотворении, мы узнаем



Послушайте и затем расскажите, какие картины представили.

-Учитель читает стихотворение под музыку П. Чайковского «Октябрь»



Организует беседу по проверку эмоционального восприятия поэтического произведения, задаёт вопросы:

* О каком времени года говорится в стихотворении?

* Какие картины представили при слушании?

* Какое настроение передаёт нам поэт? В тетради стр. 43, №1


-Организует самостоятельное чтение поэтического произведения с фиксацией внимания обучающихся на выделение непонятных слов.


Организует словарную работу.

-в учебнике на стр.108,

- в презентации




Организует работу по анализу поэтического произведения. Вопросы из учебника стр. 109

*Какими словами передается настроение ?

*Объясните, как это небо дышало осенью?

*Какие строки подходят к иллюстрации?

* «Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,…»? Какую картину представляешь?
*Какой автор видит осень?


Произнесите это предложение с разным настроем

- радостно, испуганно, торжественно, печально, удивлённо

-Вот и осень пришла.


Расстановка пауз в тексте.

*В каком темпе необходимо читать?


Слушают учителя
















Рассказывают, что представили






Участвуют в беседе по проверке эмоционального восприятия поэтического произведения во фронтальном режиме. В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения.

Выполняют задание в тетради




Обучающиеся шёпотом самостоятельно читают текст стихотворения, отмечают непонятные слова.




Обучающиеся в учебнике находят рубрику «Словарь объяснит тебе непонятные слова». В тетради выполняют задание № 2, стр. 44,




Произносят предложение с разной интонацией






Читают текст стихотворения по частям.

Участвуют в анализе поэтического произведения во фронтальном режиме.


В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения.





Расставляют паузы


-Выразительное чтение стихотворения отдельными учениками.

Работа в тетради стр. 44, №3, №4

Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Осуществлять анализ поэтического произведения.

Уметь анализировать степень выразительности чтения и содержания поэтического произведения.


Коммуникативные: Понимать на слух текст поэтического произведения, ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.


Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от образца. Осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

















.





















Физ.минутка

Цель: снять умственное напряжение; дать возможность обучающимся проявить двигательную активность.

2 мин.


Организует проведение под музыку динамической паузы с использование листьев.







Под музыку выполняют упражнения


















1. Подготовка к восприятию


Талант поэта - увидеть и передать красоту природу с помощью слова, стихотворения. С помощью слова это могут передать и писатели. Г.А.Скребицкий написал произведение «Осень».

Слово о Скребицком.


Слово об авторе говорит подготовленный заранее ученик.

Георгий  Алексеевич  Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Георгий Алексеевич с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником,  охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. Писатель часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи - природа и художественная литература. И ему удалось воплотить в себе обе эти профессии. Георгий Алексеевич Скребицкий стал замечательным писателем-натуралистом

Познавательные:

Осуществлять анализ поэтического произведения.

Уметь анализировать содержания произведения.


Коммуникативные: Понимать на слух текст произведения, ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.


Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.









2.Первичное восприятие произведения

Организует работу по чтению произведения

Читает хорошо подготовленный ученик

3. Проверка эмоционального восприятия


Какое настроение создает это произведение? Почему?



4. Повторное чтение произведения (цепочкой по абзацам)




5.Анализ и сравнение двух произведений


Какую работу выполняла осень, как живое существо? Задание в тетради стр. 45 ,№1. Какие сравнения делает автор во 2 абзаце?


Чем похожи и чем отличаются эти произведения?

Организация работы в парах

1 ряд: Какие краски осени увидели в этих произведениях?

2 ряд: Какие звуки осени услышали?

3 ряд: Какие запахи почувствовали?







Работа в парах – Обсуждение сходств и различий произведений


Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, обеспечение позитивного настроя на получение знаний.

3 мин.


Организуют подведение итогов урока.

Задаёт вопросы о задачах урока.

Проводит контрольно-оценочную деятельность обучающихся. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки.

Обеспечивает положительный настрой обучающихся.

Высказывают свои впечатления от урока. Оценивают собственную деятельность на уроке, с помощью осенних листочков


  1. Если ты доволен собой, у тебя всё получилось выразительно чтение произведений, то покажи осенний оранжевый листок.

  2. Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получалось, то покажи зелёный листок.


- Я очень рада, что наш листопад состоит из оранжевых листьев.

Спасибо за  интересную работу.

-И хочется закончить наш урок такими прекрасными  словами:

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать!

 Дождь ли, снег

Любое время года

Надо благодатно принимать.



Познавательные: Строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату.

Домашнее задание.

2 мин.

Хотели бы, чтобы ваша речь стала яркой, богатой, понятной собеседнику?

На выбор выучить второй абзац из произведения Г.А.Скребицкого «Осень» или стихотворение Пушкина





2


Просмотр содержимого презентации
«Презентция по чтению 2 кл»

Литературное чтение  во 2 классе

Литературное чтение во 2 классе

Пусты поля,  мокнет земля,  дождь поливает,  когда это бывает ?

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает ?

Осенью

Осенью

Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,  Г.А.Скребицкий «Осень».

Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.А.Скребицкий «Осень».

Целеполагание Познакомиться с авторами, новыми произведениями. Научиться выразительно читать текст. Обогащать словарный запас. Внимательно и бережно относиться к природе.

Целеполагание

Познакомиться с авторами, новыми произведениями.

Научиться выразительно читать текст.

Обогащать словарный запас.

Внимательно и бережно относиться к природе.

Александр  Сергеевич  Пушкин   1799-1837

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

СЛОВАРНАЯ РАБОТА  освобождалась от покровов (листвы)  сень  покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь караван  группа следующих друг за другом объектов обнажалась

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

освобождалась от покровов (листвы)

сень

покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь

караван

группа следующих друг за другом объектов

обнажалась

Вот и осень пришла.

Вот и осень пришла.

Уж небо осенью дышало, I Уж реже солнышко блистало, I Короче становился день, I Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, I Ложился на поля туман, I Гусей крикливых караван Тянулся к югу: II приближалась  Довольно скучная пора; II Стоял ноябрь уж у двора.

Уж небо осенью дышало, I

Уж реже солнышко блистало, I

Короче становился день, I

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась, I

Ложился на поля туман, I

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: II приближалась

Довольно скучная пора; II

Стоял ноябрь уж у двора.

Георгий Алексеевич Скребицкий

Георгий Алексеевич Скребицкий

Ранняя осень

Ранняя осень

Поздняя осень.

Поздняя осень.

Целеполагание Познакомиться с авторами, новыми произведениями. Научиться выразительно читать текст. Обогащать словарный запас. Внимательно и бережно относиться к природе.

Целеполагание

Познакомиться с авторами, новыми произведениями.

Научиться выразительно читать текст.

Обогащать словарный запас.

Внимательно и бережно относиться к природе.

Молодцы !

Молодцы !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Назарова Наталья Александровна

Дата: 30.10.2018

Номер свидетельства: 482829

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства