Ι. Организационный. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. 1-2 мин. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Урок литературный, А мы народ культурный. На уроке не лениться, Всем работать, отвечать, Ну, а мы сегодня будем Наши знанья пополнять. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
ΙΙ. Формулировка темы, цели урока. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока. 8 мин. | Загадывает загадку. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? - А какие ещё осенние признаки можете назвать? 2. Беседа о происходящих изменениях в природе осенью. На исходе октябрь. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы. 3.Выскажите предположение о теме предстоящего урока. -Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем новый небольшой, но очень красивый раздел нашего учебника литературного чтения. Стр. 108 в учебнике -А сегодня из этого раздела мы изучим произведения А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкого «Осень». 4. Какую цель поставим на урок? | Отгадывают загадку. -Осень -Отвечают на вопросы учителя. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. -Выдвигают предположения о теме урока.
– Ставят цели: -Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. - Учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. -Учиться понимать, что к природе надо относиться бережно, видеть и ценить красоту природы. | Познавательные: Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
ΙΙΙ. Освоение нового материала. Цель: отработка приёмов выразительного чтения; понимание обучающихся содержания текста, выявление непонятных слов. 20-23 мин. 1. Подготовка к восприятию Первичное восприятие произведения. 3. Проверка эмоционального восприятия. 3. Повторное чтение стихотворения. 4. Словарная работа 5.Анализ стихотворения 6. Дикционное упражнение | -Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. -Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. -И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает. Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял поэт, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение. Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина, то очарованье. А вот какая осень в этом стихотворении, мы узнаем
Послушайте и затем расскажите, какие картины представили. -Учитель читает стихотворение под музыку П. Чайковского «Октябрь» Организует беседу по проверку эмоционального восприятия поэтического произведения, задаёт вопросы: * О каком времени года говорится в стихотворении? * Какие картины представили при слушании? * Какое настроение передаёт нам поэт? В тетради стр. 43, №1 -Организует самостоятельное чтение поэтического произведения с фиксацией внимания обучающихся на выделение непонятных слов. Организует словарную работу. -в учебнике на стр.108, - в презентации Организует работу по анализу поэтического произведения. Вопросы из учебника стр. 109 *Какими словами передается настроение ? *Объясните, как это небо дышало осенью? *Какие строки подходят к иллюстрации? * «Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,…»? Какую картину представляешь? *Какой автор видит осень? Произнесите это предложение с разным настроем - радостно, испуганно, торжественно, печально, удивлённо -Вот и осень пришла. Расстановка пауз в тексте. *В каком темпе необходимо читать? | Слушают учителя Рассказывают, что представили Участвуют в беседе по проверке эмоционального восприятия поэтического произведения во фронтальном режиме. В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения. Выполняют задание в тетради Обучающиеся шёпотом самостоятельно читают текст стихотворения, отмечают непонятные слова. Обучающиеся в учебнике находят рубрику «Словарь объяснит тебе непонятные слова». В тетради выполняют задание № 2, стр. 44, Произносят предложение с разной интонацией Читают текст стихотворения по частям. Участвуют в анализе поэтического произведения во фронтальном режиме. В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения. Расставляют паузы -Выразительное чтение стихотворения отдельными учениками. Работа в тетради стр. 44, №3, №4 | Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Осуществлять анализ поэтического произведения. Уметь анализировать степень выразительности чтения и содержания поэтического произведения. Коммуникативные: Понимать на слух текст поэтического произведения, ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от образца. Осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. . |
1. Подготовка к восприятию | Талант поэта - увидеть и передать красоту природу с помощью слова, стихотворения. С помощью слова это могут передать и писатели. Г.А.Скребицкий написал произведение «Осень». Слово о Скребицком. | Слово об авторе говорит подготовленный заранее ученик. Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Георгий Алексеевич с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. Писатель часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи - природа и художественная литература. И ему удалось воплотить в себе обе эти профессии. Георгий Алексеевич Скребицкий стал замечательным писателем-натуралистом | Познавательные: Осуществлять анализ поэтического произведения. Уметь анализировать содержания произведения. Коммуникативные: Понимать на слух текст произведения, ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. |
4. Повторное чтение произведения (цепочкой по абзацам) 5.Анализ и сравнение двух произведений | Какую работу выполняла осень, как живое существо? Задание в тетради стр. 45 ,№1. Какие сравнения делает автор во 2 абзаце? Чем похожи и чем отличаются эти произведения? Организация работы в парах 1 ряд: Какие краски осени увидели в этих произведениях? 2 ряд: Какие звуки осени услышали? 3 ряд: Какие запахи почувствовали? | Работа в парах – Обсуждение сходств и различий произведений Отвечают на вопросы учителя |
Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, обеспечение позитивного настроя на получение знаний. 3 мин. | Организуют подведение итогов урока. Задаёт вопросы о задачах урока. Проводит контрольно-оценочную деятельность обучающихся. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Обеспечивает положительный настрой обучающихся. | Высказывают свои впечатления от урока. Оценивают собственную деятельность на уроке, с помощью осенних листочков Если ты доволен собой, у тебя всё получилось выразительно чтение произведений, то покажи осенний оранжевый листок. Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получалось, то покажи зелёный листок. - Я очень рада, что наш листопад состоит из оранжевых листьев. Спасибо за интересную работу. -И хочется закончить наш урок такими прекрасными словами: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать! Дождь ли, снег Любое время года Надо благодатно принимать. | Познавательные: Строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: формулировать собственное мнение с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату. |