Просмотр содержимого документа
«урок внеклассного чтения в 5 классе "Мамины песни"»
Колыбельные песни
Человеческая личность начинается с колыбельной песни, которую
ребёнок слышит, - неосознанное чудо
материнской любви.
Фазиль Искандер
Цели и задачи
1. Продолжить знакомство с жанрами русского
детского фольклора Карелии – колыбельные
песни.
2. Знакомство с происхождением и природой
колыбельных песен Карелии.
3. Развивать умения исполнять
колыбельные песни.
4. Раскрыть роль колыбельных песен в
фольклоре Карелии.
5. Показать художественные особенности
колыбельных песен.
Как вы считаете, что такое колыбельная песня?
Назначение колыбельной песни? Её адресат?
Кто является исполнителем колыбельных песен?
Как исполняются колыбельные песни?
Как ещё называется колыбельная песня Карелии?
Эпиграфу урока
Человеческая личность начинается с колыбельной песни, которую ребёнок слышит, - неосознанное чудо материнской любви.
Фазиль Искандер
Герои колыбельных песен
Какие основные мотивы колыбельных песен вы можете назвать?
Кто является героями колыбельных песен?
Сон и Дрёма
Животные
Птицы
Мужик, барин
Силы природы
Особенность колыбельных песен Карелии
Отличительная особенность колыбельных песен Карелии, как и вообще колыбельных,— импровизационность. Поэтому двух совершенно одинаковых баек не бывает.
«Мамина песня»
Материнская колыбельная песня, как уже говорилось выше,— песня импровизационная, часто создаваемая заново, но использующая сложившиеся устойчивые мотивы, образы, даже словесные блоки, аккумулирующая народную и литературную традиции. И она не должна оставаться лишь культурным наследием прошлого.Вечна мать. Вечно детство. И поэтому всегда должно жить то, что соединяет эти два мира в единый, то, с чего «начинается человеческая личность»,— колыбельная песня.
Какие изобразительно-выразительные средства используются в данных
колыбельных песнях?
1. Сон да Дрема,
Приди дити во глаза.
Сон да Дрема идут из
города.
Сон идет по сеням,
Дрема — по избы.
Сон идет в головку,
Дрема во глаза.
Сон говорит:
«Усыплю, усыплю».
Дрема говорит:
«Удремлю, удремлю».
2. Сон идет по сеням,
Дрема — по терему.
Сон со Дремою
рассорится
Да прироскосорится.
Сон говорит,
Что я Сашу усыплю.
А Дрема говорит:
«Я спать повалю».
Баю-баюшки, баю.
Бай да люли,
Уж ты, дитятко, засни!
Сон ходит по лавкам,
Дрема — по избы.
Ищут, поищут
Маниной качели.
Уж как Манина качель
Во высоком терему,
Во высоком терему,
В шитом браном пологу.
Крючко-колечко,
Рог золотой,
Рог золотой.
Зыбочка нова,
Огибочка шелкова.
Каков мотив данной колыбельной песни?
Как названа в колыбельной песне колыбель?
Как описана зыбочка?
Выражением чего служит описание зыбочки?
А каким перед нами предстаёт кот в данных колыбельных песнях?
У кота-воркота
Была мачеха лиха,
Она била кота
Поперёк живота:
«Не ходи, котя,
По чужим дворам,
Не качай, котя,
Чужих деточек.
Приди котя ночевать,
Я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога».
Обездоленный
Котя-коток,
Котя, серенький лобок,
Приди к нам ночевать,
Ночью Диму покачать,
А днем сметанки полизать.
У кота-кота
Да была мачеха лиха,
А у нашего Димочки мама родна.
Да была мама родна,
Да она Диму берегла,
Да не спутала никуда.
Сиротливый
Уж ты, котенька-коток,
Приди на ночку ночевать,
Приди девочку качать,
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу.
Котик рассердился,
На печку спать свалился.
Обиженный
Назвать героев колыбельных песен, которые чаще всего помогают усыплять
детей
Соловей-ко, соловей,
Себе гнёздышко не вей,
Прилетай ко мне в садок
Под высокий теремок
По кусточкам попорхать,
Спелых ягод поклевать.
Соловей
Люли-полюли,
Прилетели гули,
Сели возле люли.
Стали гули гульковать,
Стало дитятко засыпать.
Гули
Ой люли-люли, аиньки,
Попрыгунчик заинька.
Скачи-скачи, заинька,
Скачи-скачи, маленький.
Заинька
Подведём итоги
Какую роль играет колыбельная песня в жизни человека?
Почему в наши дни всё реже используется этот жанр детского фольклора?
Могут ли магнитофонные записи колыбельных песен
заменить мамино исполнение?
Почему?
Используемая литература
* Русский детский фольклор Карелии / Сост., автор вступит. ст. и коммент. С. М. Лойтер. – Петрозаводск: Карелия, 1991.