kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Судьба человека в тоталитарном государстве. "Архипелаг ГУЛАГ" А.И. Солженицына

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию предваряют сведения для учителя, в которых содержатся вопросы и задания по группам, индивидуальные задания, сформулированные по отдельным главам произведения (рекомендовано знакомство с отдельными главами,а не с произведением в целом), поэтому урок будет представлять собой лекцию с элементами беседы, к которой учащиеся подготовятся заранее. Презентация содержит в большинстве своем плакаты сталинских времен, документы с сайта "Фото ГУЛАГа", документы с сайта А.Солженицына - этот материал станет иллюстрацией к рассказам учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Судьба человека в тоталитарном государстве. "Архипелаг ГУЛАГ" А.И. Солженицына »

Информация для учителя, который будет использовать данную презентацию:

Информация для учителя, который будет использовать данную презентацию:

  • Предварительные задания для домашней работы.
  • Класс делится на три группы, каждая из которых получает задание по
  • Отдельным главам из «Архипелага ГУЛАГ».
  • 1-я группа. Выборка материала (цитат) из глав «Арест» и «Следствие».
  • Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чувства.
  • Приемы следствия, ломающие волю человека.
  • 2-я группа. Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каменеет».
  • Сообщение о Соловках. Издевательства. Почему автор показыва-
  • ет людей, находящихся в состоянии выбора: жизнь-смерть. Как
  • человек к этому приспосабливается. (Главы «Туземный быт»,
  • «Придурки», «Стук-стук-стук», «Социально-близкие», «Малолет-
  • ки», «Цепи, цепи…»).
  • 3-я группа. Глава «Восхождение».
Информация для учителя (продолжение)

Информация для учителя (продолжение)

  • Вопросы для 3-й группы.
  • Парадоксы выживания. Слова доктора Бориса Корнфельда.
  • По главе «Замордованная воля».
  • Что такое духовный рак? Чем грозят его метастазы?
  • Индивидуальное задание по главам «Прилагерный мир», «Мы
  • строим». Вопросы: почему был выгоден труд заключенных? Составьте список работ, выполняемых заключенными.
  • Урок построен в форме презентации с промежуточными проблемными вопросами, комментарием учителя, музыкальными вставками.
  • Грамзаписи: «Песня о Родине» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаев-
  • ского; «Москва майская» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Д.Покрасса,
  • «Марш энтузиастов» сл. А. Д*Актиля, муз. И.Дунаевского.
  • УДАЧИ, КОЛЛЕГА!
Судьба человека в  тоталитарном  государстве    «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына Работа учителя Павловой Т.А.

Судьба человека в тоталитарном государстве

«Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына

Работа учителя Павловой Т.А.

Сопротивление антинародному режиму – важнейшая тема  В ранее опубликованных рассказах   А.Солженицын еще не подошел к одной из самых важных для него тем – теме сопротив- ления антинародному режиму. Она стала од- ной из важнейших в «Архипелаге ГУЛаге». Это произведение нельзя назвать романом – это, скорее, совершенно особый жанр художест – венной документалистики, основным источ – ником которой является память Автора и лю- дей, прошедших ГУЛаг и пожелавших вспом – нить о нем и рассказать Автору о своих воспо- минаниях. В определенном смысле это произ- ведение во многом основано на националь – ной памяти 20го столетия, включающей в себя и страшную память о палачах и жертвах.

Сопротивление антинародному режиму – важнейшая тема

В ранее опубликованных рассказах

А.Солженицын еще не подошел к одной из

самых важных для него тем – теме сопротив-

ления антинародному режиму. Она стала од-

ной из важнейших в «Архипелаге ГУЛаге». Это

произведение нельзя назвать романом – это,

скорее, совершенно особый жанр художест –

венной документалистики, основным источ –

ником которой является память Автора и лю-

дей, прошедших ГУЛаг и пожелавших вспом –

нить о нем и рассказать Автору о своих воспо-

минаниях. В определенном смысле это произ-

ведение во многом основано на националь –

ной памяти 20го столетия, включающей в себя

и страшную память о палачах и жертвах.

Вручение Нобелевской премии

Вручение Нобелевской премии

Из Нобелевской лекции Автор воспринимал «Архипелаг ГУЛАГ» не как свой личный труд – «эту книгу непосильно было бы создать одному человеку» – а как «общий памятник всем замученным и убиенным. Он просит проще – ния у тех, кому не хватило жизни об этом рассказать, просит прощения за то, что он не все увидел, не все вспомнил, не обо всех догадался».  Эта же мысль выражена в Нобелевской лекции: «И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, - как угадать и выразить, что  хотели бы сказать ОНИ ?»

Из Нобелевской лекции

  • Автор воспринимал «Архипелаг ГУЛАГ» не как свой личный труд –

«эту книгу непосильно было бы создать одному человеку» – а как «общий памятник всем замученным и убиенным. Он просит проще –

ния у тех, кому не хватило жизни об этом рассказать, просит прощения за

то, что он не все увидел, не все вспомнил, не обо всех догадался».

Эта же мысль выражена в Нобелевской лекции: «И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, - как угадать и выразить, что

хотели бы сказать ОНИ ?»

. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…

. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…

Это была эпоха невиданного энтузиазма. Все соседствовало, все было рядом –аресты, лагеря, упоение «коммунистической мечтой». Голод в  Поволжье, на Украине и массовые праздники в больших городах. Взлет  кинематографа и массовой советской песни…

Это была эпоха невиданного энтузиазма. Все соседствовало, все было рядом –аресты, лагеря, упоение «коммунистической мечтой». Голод в Поволжье, на Украине и массовые праздники в больших городах. Взлет кинематографа и массовой советской песни…

  • Вы арестованы!
  • Я-а?? За что??? – вопрос, миллионы раз повторенный и никогда не получивший ответа… ЧТО ТАКОЕ АРЕСТ??
«Арест» – глава 1-я, часть 1-я – «Тюремная промышленность» Что такое арест? «Это прямой удар молнии, духовное потрясение, вас «выволакивают, как куль, а калит ку «в прошлую жизнь  захлопывают навсегда».   Это ошибка! Разберутся! Там же люди. И человек идет безропотно, ничего не понимая…  Еще в 1918 году Ленин провозгла сил общую единую  цель «очистки земли российской  российской от всяких вред ных  насекомых».  ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОТАЛИТАРИЗМ ?

«Арест» – глава 1-я, часть 1-я – «Тюремная промышленность»

  • Что такое арест? «Это прямой

удар молнии, духовное потрясение,

вас «выволакивают, как куль, а калит ку «в прошлую жизнь

захлопывают навсегда».

Это ошибка! Разберутся!

Там же люди. И человек идет безропотно, ничего не понимая…

Еще в 1918 году Ленин провозгла сил общую единую

цель «очистки земли российской

российской от всяких вред ных

насекомых».

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОТАЛИТАРИЗМ ?

Глава 2-я – «История нашей канализации», часть 1-я – «Тюремная промышленность » « Архипелаг ГУЛАГ» композиционно построен таким  обра зом:   его три тома и семь частей посвящены разным островам Архипелага и разным периодам его истории.  Аресты и тюрьмы… и вот понесли тюремные каналы «кровь, пот и мочу», в которые выжаты были люди,  с тав  теперь отбросами…  «Напор то выше проектного, то ниже, но НИКОГДА не  прекращался.  Три самых больших потока, распиравших некогда «зловонные трубы… тюремной канализации :

Глава 2-я – «История нашей канализации», часть 1-я – «Тюремная промышленность »

  • « Архипелаг ГУЛАГ» композиционно построен таким обра зом:

его три тома и семь частей посвящены разным островам Архипелага и разным периодам его истории.

Аресты и тюрьмы… и вот понесли тюремные каналы «кровь, пот и мочу», в которые выжаты были люди,

с тав теперь отбросами…

«Напор то выше проектного, то ниже, но НИКОГДА не прекращался.

Три самых больших потока, распиравших некогда «зловонные трубы… тюремной канализации :

Художественное своеобразие.  Композиция

Художественное своеобразие. Композиция

Архипелаг Гулаг- русская Голгофа 20го века. Части и главы, о которых пойдет речь. Часть 1 – «Тюремная промышленность». Главы «Арест», «История нашей канализации», «Следствие» Часть 3 – «Истребительно – трудовые». Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каменеет», «Архипелаг дает метастазы», «Туземный быт», «Придурки», «Стук-стук-стук…», «Социально-близкие», «Корабли Архипе- лага», «Зэки как нация», «Малолетки», «Цепи-цепи…» -  ДУХОВНОЕ УМИРАНИЕ  Часть 4 – «Душа и колючая проволока».  Главы «Восхождение», «Замордованная воля». -  РЕНЕССАНС ДУШИ

Архипелаг Гулаг- русская Голгофа 20го века. Части и главы, о которых пойдет речь.

  • Часть 1 – «Тюремная промышленность».
  • Главы «Арест», «История нашей канализации», «Следствие»
  • Часть 3 – «Истребительно – трудовые».
  • Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каменеет», «Архипелаг дает метастазы», «Туземный быт», «Придурки», «Стук-стук-стук…», «Социально-близкие», «Корабли Архипе-

лага», «Зэки как нация», «Малолетки», «Цепи-цепи…» -

ДУХОВНОЕ УМИРАНИЕ

Часть 4 – «Душа и колючая проволока».

Главы «Восхождение», «Замордованная воля». -

РЕНЕССАНС ДУШИ

Потоки и «ручейки»  ПОТОКИ И «РУЧЕЙКИ» КАНАЛИЗАЦИИ ГУЛАГа  Три самых больших потока, но были и «ручейки». Очистку  взяла на себя ВЧК – «Часовой Революции». Практиковали  ВНЕСУДЕБНУЮ РАСПРАВУ !  Поток раскулаченных, всех тех, кто составлял суть деревни, ее энергию, смекалку, трудолюбие и совесть, без имущества, голыми, выбрасывали в тундру и тайгу.  А город ничего бы и не заметил, если бы не потрясший их трехлетний странный голод – ГОЛОД БЕЗ ЗАСУХИ И БЕЗ ВОЙНЫ !!! «Потоки льются под землею, по трубам, они канализируют ПОВЕРХНОСТНУЮ ЦВЕТУЩУЮ ЖИЗНЬ». «Кипучая, могучая, никем непобедимая страна моя…»

Потоки и «ручейки»

ПОТОКИ И «РУЧЕЙКИ» КАНАЛИЗАЦИИ ГУЛАГа

Три самых больших потока, но были и «ручейки». Очистку

взяла на себя ВЧК – «Часовой Революции». Практиковали

ВНЕСУДЕБНУЮ РАСПРАВУ !

Поток раскулаченных, всех тех, кто составлял суть деревни,

ее энергию, смекалку, трудолюбие и совесть, без имущества,

голыми, выбрасывали в тундру и тайгу.

А город ничего бы и не заметил, если бы не потрясший их

трехлетний странный голод – ГОЛОД БЕЗ ЗАСУХИ И БЕЗ ВОЙНЫ !!!

«Потоки льются под землею, по трубам, они канализируют

ПОВЕРХНОСТНУЮ ЦВЕТУЩУЮ ЖИЗНЬ». «Кипучая, могучая,

никем непобедимая страна моя…»

Широка страна моя родная… .

Широка страна моя родная…

.

Статья 58-я – «Преступления государственные» Борьба за власть обострилась. Сталин одного за другим убирал возможных кандидатов на первый партийный пост. Он добился главного: вся советская общественность п о няла – страна кишмя кишит врагами, вредителями, шпионами всех мастей. Так пузырились и хлестали потоки репрессированных, и всего- навсего одна статья УК была применена в атаке на народ. ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ – «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ» (нигде не написано, что она «политическая!»).

Статья 58-я – «Преступления государственные»

  • Борьба за власть обострилась. Сталин одного за другим убирал возможных кандидатов на первый партийный пост. Он добился

главного: вся советская общественность п о няла – страна кишмя кишит врагами, вредителями, шпионами всех мастей. Так пузырились и хлестали потоки репрессированных, и

всего- навсего одна статья УК была применена в атаке на народ.

ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ – «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ» (нигде не написано,

что она «политическая!»).

«Не перечесть всех,  унавозивших ГУЛАГ…» «Сталин добавил невиданные сроки по этим статьям: 15, 20, 25лет». И вот «недавнего вольного, иногда гордого, всегда неподготовленного человека» следствие пытается согнуть, протащить через узкую тру бу,  где б ему драло бока крючьями арматуры, где б дышать ему было нельзя, так чтобы взмолился он …»  Достаточно личных признаний Обвиняемого , а добывались они такими методами… «Сламывали волю  и личность  арестанта…»

«Не перечесть всех, унавозивших ГУЛАГ…»

  • «Сталин добавил невиданные сроки по этим статьям: 15, 20, 25лет».
  • И вот «недавнего вольного, иногда гордого, всегда неподготовленного человека» следствие пытается согнуть, протащить через узкую тру бу,

где б ему драло бока крючьями арматуры, где б дышать ему было нельзя, так чтобы взмолился он …»

Достаточно личных признаний

Обвиняемого , а добывались они

такими методами…

«Сламывали волю и личность

арестанта…»

ПОДПИСКА О НЕРАЗГЛАШЕНИИ Сломленный и обессиленный  человек подписывал фантастичес- кие признания… А еще он даст подписку о неразглашении методов следствия, потом и лагерных поряд- ков…     Солженицын всегда политик, его «ковчеги» плывут «сквозь извилистый поток проклятой Истории». С чего началось и что получилось?  5сентября 1918г был издан Декрет о Красном Терроре. Кроме указаний о ма ссовых рас стрелах говорилось: «…очистить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в лагерях».

ПОДПИСКА О НЕРАЗГЛАШЕНИИ

  • Сломленный и обессиленный
  • человек подписывал фантастичес-
  • кие признания… А еще он даст
  • подписку о неразглашении методов
  • следствия, потом и лагерных поряд-
  • ков…
  • Солженицын всегда политик, его «ковчеги» плывут «сквозь извилистый поток проклятой Истории». С чего началось и что получилось?
  • 5сентября 1918г был издан Декрет о Красном Терроре. Кроме указаний о ма ссовых рас стрелах говорилось: «…очистить Советскую

Республику от классовых врагов путем изолирования их в лагерях».

Образцово строгий лагерь Бурятия  Мариин ские лагеря Балхаш Соловецкий монастырь

Образцово строгий лагерь

Бурятия

Мариин

ские

лагеря

Балхаш

Соловецкий монастырь

Рождение  Архипелага  В 1923 году создают образцово строгий  лагерь н а Соловецки х островах (до этого процветающий монастырь), не убежишь: полгода море подо льдом, морозы, туманы, а летом –белые ночи. «Здесь республика не советская, а соловецкая! Знайте! –вы присланы сюда не  для исправления! Горбатого не исправишь!». К 1930г на островах было около  50 тысяч зэков. Так родился Архипелаг. Лагерь создан ради убийства. Нацелен на погубление в Человеке его главного- внутреннего мира: мысли, совести, памяти.

Рождение Архипелага

В 1923 году создают образцово строгий лагерь н а Соловецки х

островах (до этого процветающий монастырь), не убежишь: полгода море подо льдом, морозы, туманы, а летом –белые ночи.

«Здесь республика не советская, а соловецкая! Знайте! –вы присланы сюда не для исправления! Горбатого не исправишь!». К 1930г на островах было около 50 тысяч зэков. Так родился Архипелаг.

Лагерь создан ради убийства. Нацелен

на погубление в Человеке его главного-

внутреннего мира: мысли, совести, памяти.

Соловецкие  опухоли разрастаются…   Архипелаг, родившийся и созревший на Соловках, начал свое злокачественное движение по стране в далекие гиблые местаоткрывать новые лагеря. «Труд-чародей» помогал «исправлять»(или истреблять) зэков. Прокла-дывали дороги в местах, «считавшихся когда-то почти неосуществимыми». Дорожное строительство по Карело-Мурманскому краю в 1926 выполнено на 105тысяч рублей, в 1930 –на 6 млн!  «Труд – чародей»!!!

Соловецкие опухоли разрастаются…

Архипелаг, родившийся и созревший на Соловках, начал свое злокачественное движение по стране в далекие гиблые местаоткрывать новые лагеря. «Труд-чародей» помогал «исправлять»(или истреблять) зэков. Прокла-дывали дороги в местах, «считавшихся когда-то почти неосуществимыми». Дорожное строительство по Карело-Мурманскому краю в 1926 выполнено на 105тысяч рублей, в 1930 –на 6 млн!

«Труд – чародей»!!!

Великая Отечественная…

Великая Отечественная…

  • .
Трудные  годы войны

Трудные годы войны

  • .
Штрафные  батальоны

Штрафные батальоны

Долгожданная победа

Долгожданная победа

  • .
Попавшие  на  Архипелаг    после  войны …  Сначала здесь оказались окруженцы.  (это те самые, кого первыми провожали на войну, кто принял тяжелейшие танковые удары немцев,сколько-то времени провели в окружении и вышли оттуда.) А потом гражданские, побывавшие под немцами или у немцев, за ними – военнослужащие, побывавшие в плену (58-я-Измена Родине)

Попавшие на Архипелаг после войны …

  • Сначала здесь оказались окруженцы.

(это те самые, кого первыми провожали на войну, кто принял тяжелейшие танковые удары немцев,сколько-то времени провели в окружении и вышли оттуда.) А потом гражданские, побывавшие под немцами или у немцев, за ними – военнослужащие, побывавшие в плену (58-я-Измена Родине)

« Провинив шиеся  нации »     «Провинились» целые нации:калмыки,чеченцы , ин -г уши, балкар ы, карачаевцы, крымские татары – их в 24 часа переселяли вСибирь, в Казахстан, на Север.

« Провинив шиеся нации »

«Провинились» целые нации:калмыки,чеченцы , ин -г уши, балкар ы, карачаевцы, крымские татары – их в 24 часа переселяли вСибирь, в Казахстан, на Север.

Карта ГУЛага

Карта ГУЛага

Заимствованный « опыт »  Зонные полосы укреплялись колючей проволокой, ставились пулеметы. Затем откровенно заимствовали ценный гитлеровский опыт с номерами: белые тряпочки 8х15 на спине, на груди, надо лбом , на шапку. Надзиратели  окликали по номерам. Еще и собаками  травили.

Заимствованный « опыт »

  • Зонные полосы укреплялись колючей проволокой, ставились пулеметы. Затем откровенно заимствовали ценный гитлеровский опыт с номерами:

белые тряпочки 8х15 на спине, на груди, надо лбом , на шапку. Надзиратели окликали по номерам. Еще и собаками травили.

Экономически  выгодный  труд  заключенных

Экономически выгодный труд заключенных

Трудовые будни

Трудовые будни

Общих работ не перечесть… Труд заключенных был экономически выгодным. Для работ в отдаленных местах, где не нужно строить школ,жилья, больниц, платить зарплату – вот для этого пришелся  труд зэков. Кто будет работать на лесоповале по 10 часов при 30-ти градусном морозе, без выходных, да еще до леса  дойти надо (7 км) и обратно.  Беломорканал построен без всякой техники; Волгоканал – к иркой, лопатой, тачкой (128 км длиной); корчевали пни зимой; работали в рудниках по 12часов и, отравляясь силикатом, умирали через 4месяца; в тундре прокладывали телефонную связь и многое другое.

Общих работ не перечесть…

  • Труд заключенных был экономически выгодным. Для работ в отдаленных местах, где не нужно строить школ,жилья, больниц, платить зарплату – вот для этого пришелся труд зэков. Кто будет работать на лесоповале по 10 часов при 30-ти градусном морозе, без выходных, да еще до леса дойти надо (7 км) и обратно.

Беломорканал построен без всякой техники; Волгоканал – к иркой, лопатой, тачкой (128 км длиной); корчевали пни зимой; работали в рудниках по 12часов и, отравляясь силикатом, умирали через 4месяца; в тундре прокладывали телефонную связь и многое другое.

Что  такое  общие работы?

Что такое общие работы?

  • Почему и х нужно избегать ?
  • «А на них ведь 80% всех
  • зэков !
  • И ВСЕ УМИРАЮТ ! ВСЕ!!!
  • И привозят новы х взамен опять на общие работы…» «Общих работ не перечесть: носилки таскать, кирпичи разгружать голыми руками (покров кожи быстро снимается с пальцев), ломать из карьеров камень и уголь… Дапросто землю грызть… на дороге Тайшет-Абакан при 40 градусах мороза – киркой и лопатой…Тоннели можно рубить для дорог… плавить руды…лить металл…Три недели лесоповала называли сухим расстрелом.
Три недели лесоповала    называли сухим  РАССТРЕЛОМ!!!  Работали в лесу до полу-  ночи, при прожекторах,  чтобы лишь перед утром  сходить в лагерь съесть  ужин вместе с завтраком и
  • Три недели лесоповала
  • называли сухим
  • РАССТРЕЛОМ!!!
  • Работали в лесу до полу-
  • ночи, при прожекторах,
  • чтобы лишь перед утром
  • сходить в лагерь съесть
  • ужин вместе с завтраком и

снова в лес . ( Замерзших

списывали , ползущих на четвереньках ,не могущих идти -

конвой ПРИСТРЕЛИВАЛ… )

Звонкое нахальное  слово - малолетка!

Звонкое нахальное слово - малолетка!

Мы – молодежь Советского Союза ! Мы радостно живем и созидаем во имя всего человечества!   Национальными «ручейками»    стали потоки детей врагов народа  (подрастают, мстить еще задумают!)       Статья 12 УК 1926г  разрешала судить детей с 12 лет,     но уме ренно, не «на всю катушку»     УК 1935г  -судить «с применением      всех мер наказания» (т.е. и       расстрела тоже!)  Откуда взялись юные преступни КИ?  За карман картошки – 8 лет.  За десяток огурцов с колхозного поля -5!  За стрижку колосьев (детей посылали ночью) – 8 лет!

Мы – молодежь Советского Союза ! Мы радостно живем и созидаем во имя всего человечества!

  • Национальными «ручейками»
  • стали потоки детей врагов народа
  • (подрастают, мстить еще задумают!) Статья 12 УК 1926г
  • разрешала судить детей с 12 лет, но уме ренно, не «на всю катушку» УК 1935г -судить «с применением всех мер наказания» (т.е. и расстрела тоже!)
  • Откуда взялись юные преступни КИ?
  • За карман картошки – 8 лет.

За десяток огурцов с колхозного поля -5! За стрижку колосьев (детей посылали ночью) – 8 лет!

Г УЛАГ  родил  звонкое  нахальное слово - МАЛОЛЕТКА !  По 58-й статье  НИКАКОГО ВОЗРАСТНОГО МИНИМУМА  не существовало! В одной из колоний    сидел  даже 6-летний мальчик.       Малолетки быстро  врастали в лагерную жизнь: если есть зубы слабей твоих – вырывай из них кусок, он – твой! «Кому не хочется дожить? Кто  не имеет права дожить? Но в лагере «любой ценой» – это значит: ЦЕНОЙ ДРУГОГО». «В 1927 году заключенных в возрасте от 16 до 24 лет было 48% от всех заключенных! Никакой мальчик  не может – остаться особой личностью – он будет растоптан,разорван…» («Малолетки».)

Г УЛАГ родил звонкое нахальное слово - МАЛОЛЕТКА !

  • По 58-й статье
  • НИКАКОГО ВОЗРАСТНОГО МИНИМУМА
  • не существовало! В одной из колоний сидел даже 6-летний мальчик. Малолетки быстро врастали в лагерную жизнь: если есть зубы слабей твоих –

вырывай из них кусок, он – твой! «Кому не хочется дожить? Кто не имеет права дожить? Но в лагере «любой ценой» – это значит: ЦЕНОЙ ДРУГОГО». «В 1927 году заключенных в возрасте от

16 до 24 лет было 48% от всех заключенных! Никакой мальчик не может – остаться особой личностью – он будет растоптан,разорван…» («Малолетки».)

Шкала ценностей  Всем укладом своим       Лагер Ь  стремился  смять,растлить,      обессмыслить жизнь, оставив       звериное цепляние за нее лю- бой ценой… «Вообще у зэков вся шкала ценностей –перепрокинутая…» Автор иронизирует: «не любят своих родных островов, не патриотичны», отсутствует желание «бескорыстно трудиться для будущего», «совесть? В личном деле осталась».  «Думай. Выводи что-то из беды.» Солженицын не скрывает, что многие, «пропитанные заразной философией блатных, «выводят» из беды гибельные результаты: самоубийство, другие решают «выжить любой ценой», теряя  облик человеческий…

Шкала ценностей

  • Всем укладом своим Лагер Ь стремился смять,растлить, обессмыслить жизнь, оставив звериное цепляние за нее лю-
  • бой ценой… «Вообще у зэков вся шкала ценностей –перепрокинутая…» Автор иронизирует: «не любят своих родных островов, не патриотичны», отсутствует желание «бескорыстно трудиться для будущего», «совесть? В личном деле осталась».

«Думай. Выводи что-то из беды.»

Солженицын не скрывает, что многие, «пропитанные заразной философией блатных, «выводят» из беды гибельные результаты: самоубийство, другие решают «выжить любой ценой», теряя облик человеческий…

Ступени  АРХИПЕЛАГА  Три тома «Архипелага» – это не подобие дан-  товской триады – «Ад», «Чистилище» и«Рай».  Здесь точней было бы назвать три другие  ступени: падение – жизнь на дне -воскресение  из мертвых. В первом томе В первом томе две части: «Тюремная промышленность» и «Вечное движение». Здесь представлено долгое и мучитель- ное скольжение страны по наклонной кривой террора.  Во втором томе тоже 2части: 3-я – «Истребительно-трудовые» и 4-я – «Душа и колючая проволока». Из них часть об «истреби – тельных» лагерях самая длинная в книге (22 главы) и самая угне- тающе – безысходная. Особенно страницы о женщинах, полити- ческих, малолетках, повторниках, прилагерном мире и местах особо строгого заключения. Здесь, на кромешном ДНЕ, ПРОВЕРЯ- ЮТСЯ  доселе казавшиеся незыблемыми человеческие понятия и ценности.

Ступени АРХИПЕЛАГА

  • Три тома «Архипелага» – это не подобие дан-
  • товской триады – «Ад», «Чистилище» и«Рай».
  • Здесь точней было бы назвать три другие
  • ступени: падение – жизнь на дне -воскресение
  • из мертвых. В первом томе

В первом томе две части: «Тюремная промышленность» и «Вечное движение». Здесь представлено долгое и мучитель-

ное скольжение страны по наклонной кривой террора.

Во втором томе тоже 2части: 3-я – «Истребительно-трудовые»

и 4-я – «Душа и колючая проволока». Из них часть об «истреби –

тельных» лагерях самая длинная в книге (22 главы) и самая угне-

тающе – безысходная. Особенно страницы о женщинах, полити-

ческих, малолетках, повторниках, прилагерном мире и местах

особо строгого заключения. Здесь, на кромешном ДНЕ, ПРОВЕРЯ-

ЮТСЯ доселе казавшиеся незыблемыми человеческие понятия и ценности.

Внутренняя свобода тех,  кто прошел дорогами войны…  Попадающие на Архипелаг после войны вдруг начинают явственно ощущать воздух свободы –не внешней, до которой путь крайне далек, но победительной внутренней  воли. Внутреннее освобождение влечет за собой и внешнее: сперва отбирают власть у блатных, фронтовые офицеры возглавляют отчаянные попытки бежать. Наконец, восстает весь лагерь. Главы «Когда в зоне пылает земля», «Цепи рвем на ощупь», «Сорок дней Кенгира».

Внутренняя свобода тех, кто прошел дорогами войны…

Попадающие на Архипелаг после войны вдруг начинают явственно ощущать воздух свободы –не внешней, до которой путь крайне далек, но победительной внутренней воли.

Внутреннее освобождение влечет за собой и внешнее: сперва отбирают власть у блатных, фронтовые офицеры возглавляют отчаянные попытки бежать. Наконец, восстает весь лагерь.

Главы «Когда в зоне пылает земля», «Цепи рвем на ощупь», «Сорок дней Кенгира».

Документы ГУЛага

Документы ГУЛага

«Человек спасается достоинством»  «Архипелаг ГУЛАГ»- это яростное и мощное выражение протеста человеческого сознания, человеческой совести против системы террора, насилия, лишения свободы. Это гнев и протест не от имени каких-либо слоев, сословий, не от имени какой-либо выделенной нации и даже не от имени народа (хотя сам Солженицын подчеркивал: «Я пишу за Россию безъязыкую»). А именно от имени людей в целом, человечества, самой человечности.  Все это сделало «Архипелаг ГУЛАГ» одной из величайших в мире книг 20-го века.

«Человек спасается достоинством»

«Архипелаг ГУЛАГ»- это яростное и мощное выражение протеста человеческого сознания,

человеческой совести против системы террора,

насилия, лишения свободы. Это гнев и протест не

от имени каких-либо слоев, сословий, не от имени

какой-либо выделенной нации и даже не от имени

народа (хотя сам Солженицын подчеркивал: «Я пишу

за Россию безъязыкую»). А именно от имени людей

в целом, человечества, самой человечности.

Все это сделало «Архипелаг ГУЛАГ» одной из величайших в мире книг 20-го века.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Судьба человека в тоталитарном государстве. "Архипелаг ГУЛАГ" А.И. Солженицына

Автор: Павлова Тамара Арефьевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок-портрет " Жил, любил и не набрался скверны..." Судьба человека в тоталитарном государстве. "
    ["seo_title"] => string(98) "urok-portriet-zhil-liubil-i-nie-nabralsia-skvierny-sud-ba-chielovieka-v-totalitarnom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "220647"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434720159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства