kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Страницы творчества Андрея Платонова

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены основные события из жизни и творчества А. Платонова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Страницы творчества Андрея Платонова»

Андрей Платонович Платонов (Климентов) 1899 - 1951

Андрей Платонович Платонов (Климентов)

1899 - 1951

«Только человек, для которого Россия была его вторым существом, как изученный до последнего гвоздя отчий дом, мог написать о ней с такой горечью и сердечностью»  К. Паустовский

«Только человек, для которого Россия была его вторым существом, как изученный до последнего гвоздя отчий дом, мог написать о ней с такой горечью и сердечностью»

К. Паустовский

Родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано — с 14 лет — начал работать. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище.

Родился и вырос в семье слесаря

паровозоремонтного завода на

окраине Воронежа, в Ямской

слободе.

Рано — с 14 лет — начал работать.

Учился в церковно-приходской

школе, затем в городском

училище.

Платонов начал писать в годы гражданской войны - стихи, статьи, рассказы в провинциальных газетах и журналах. Первая книга его – публицистическая («Электрификация», 1921). В 1922 г. выходит книга стихов «Голубая глубина», которую заметил В. Брюсов. Молодой Платонов был увлечен социальной утопией.

Платонов начал писать в годы

гражданской войны - стихи, статьи,

рассказы в провинциальных газетах

и журналах. Первая книга его –

публицистическая

(«Электрификация», 1921).

В 1922 г. выходит книга стихов

«Голубая глубина», которую

заметил В. Брюсов.

Молодой Платонов был увлечен

социальной утопией.

Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован», «Впрок», «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Ювенильное море») писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом, национальным бытием всяких привнесенных идей.

Во всей его прозе 20-х и начала 30-х

годов («Сокровенный человек»,

«Епифанские шлюзы», «Чевенгур»,

«Котлован», «Впрок», «Усомнившийся

Макар», «Город Градов»,

«Ювенильное море») писателя

больше всего привлекала проверка

народным умом и опытом,

национальным бытием всяких

привнесенных идей.

Эти произведения стали объектом критики. Платонова обвинили в самом страшном грехе – «проповеди гуманизма» (Л. Авербах).  В своих произведениях Платонов двигался от утопий с социализме к реальному представлению о нём.

Эти произведения стали объектом

критики. Платонова обвинили в самом

страшном грехе – «проповеди

гуманизма» (Л. Авербах).

В своих произведениях Платонов

двигался от утопий с социализме к

реальному представлению о нём.

«Котлован» написан 1929 - 30 г., а опубликован только в 1987 г.    Почему так задержалось на пути к читателю это произведение?

«Котлован» написан 1929 - 30 г.,

а опубликован только в 1987 г.

Почему так задержалось на

пути к читателю это

произведение?

«На меня очень сильное впечатление произвёл «Котлован» Андрея Платонова. Я думаю, что эта скромная по объёму вещь на весах художественности и правды весит очень много. Своим письмом она напомнила мне лучшие образцы русской иконописи – огромная глубина в как бы лишённом перспективы изображении» ( Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий)

«На меня очень сильное впечатление

произвёл «Котлован» Андрея

Платонова. Я думаю, что эта скромная

по объёму вещь на весах

художественности и правды весит

очень много. Своим письмом она

напомнила мне лучшие образцы

русской иконописи – огромная

глубина в как бы лишённом

перспективы изображении»

( Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий)

Платонов стремился «посредством наипростейшего выразить наисложнейшее»

Платонов стремился

«посредством наипростейшего выразить наисложнейшее»

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «Забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него».   Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян

  • «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»;
  • «Забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него».

Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма

Грандиозные проекты, стройки коммунизма

  • Вечный образ Вавилонской башни.
  • Хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
  • Проект строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя.
  • Строительство метрополитена.
  • Беломорканал.
  • Планы поворота северных рек.
Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации

  • «Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация» «Активист пришел на Двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем призвания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».
  • «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в постройки больших домов»
  • «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие».
  • Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».
Процветание бюрократии  «Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Процветание бюрократии

«Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новым идеям (не атеизм, а безбожие) «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот» «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новым идеям (не атеизм, а безбожие)

  • «Я был поп, а теперь отмежевался от

своей души и острижен под фокстрот»

  • «Приходится стаж зарабатывать,

чтоб в кружок безбожия приняли».

Массовое доносительство

Массовое доносительство

  • «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту».
  • «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев, и Ильич: уж что-нибудь одно!»
Всеобщая подозрительность Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит».  Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Всеобщая подозрительность

Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит».

Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!».  Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья

Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!».

Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»

Попытки людей приспособиться к новой жизни  Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Попытки людей приспособиться к новой жизни

Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...».

Землекопы придумывают пути «будущего спасения»:

  • «один желал нарастить стаж и уйти учиться,
  • второй ожидал момента для переквалификации,
  • третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».  Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться

«Люди нынче стали дороги, наравне с материалом».

Вощев «устраняется с производства вследствие роста

слабосильности в нем и задумчивости среди общего

темпа труда».

Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных

врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и

втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю

их массу, оставив в живых лишь пролетарское

младенчество и чистое сиротство».

Почему же Платонова сочли врагом советской власти?   Мужик, раскулаченный Чиклиным, говорит: «Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»

Почему же Платонова сочли врагом советской власти?

Мужик, раскулаченный Чиклиным,

говорит:

«Ликвидировали?! Глядите, нынче

меня нету, а завтра вас не будет.

Так и выйдет, что в социализм

придет один ваш главный

человек!»

Метафоры, образы-символы Котлован Дом-мечта Образ Ленина Колхоз имени Генеральной Линии Гробы Медведь Плот Ребенок Образ смерти Образ правдоискателя Ключевые слова и фразы

Метафоры, образы-символы

  • Котлован
  • Дом-мечта
  • Образ Ленина
  • Колхоз имени Генеральной Линии
  • Гробы
  • Медведь
  • Плот
  • Ребенок
  • Образ смерти
  • Образ правдоискателя

Ключевые слова и фразы

  • Масса
  • План
  • Темп
  • Энтузиазм
  • Будущее
  • Терпение
  • Истина
  • Одиночество
  • Душа
  • Смысл жизни
  • Я — ничто
Какой вывод делает Платонов?

Какой вывод делает Платонов?

  • В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты — гроб с телом рёбёнка — девочки Насти.
  • «Я теперь ни во что не верю!» — итог строительства новой жизни и нового человека.
Какой вывод делает Платонов? Финал«Котлована проникнут мыслью автора: «Мертвецы в котловане – это семя будущего в отверстии земли»

Какой вывод делает Платонов?

Финал«Котлована

проникнут мыслью автора:

«Мертвецы в котловане –

это семя будущего в

отверстии земли»

«Котлован»

«Котлован»

  • повесть, в которой запечатлелись реальные общественно-политические события «года великого перелома»,
  • повесть, которая обнажала вопросы глубинные — о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Страницы творчества Андрея Платонова

Автор: Исакова Елена Викторовна

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Интегрированный урок по английскому языку для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(59) "intieghrirovannyi-urok-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "152286"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420821086"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства