Просмотр содержимого документа
«Страницы творчества Андрея Платонова»
Андрей Платонович Платонов (Климентов)
1899 - 1951
«Только человек, для которого Россия была его вторым существом, как изученный до последнего гвоздя отчий дом, мог написать о ней с такой горечью и сердечностью»
Хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Проект строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя.
Строительство метрополитена.
Беломорканал.
Планы поворота северных рек.
Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации
«Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация» «Активист пришел на Двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем призвания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».
«Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в постройки больших домов»
«Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие».
Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».
Процветание бюрократии
«Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».
Уничтожение религии и фанатичное поклонение новым идеям (не атеизм, а безбожие)
«Я был поп, а теперь отмежевался от
своей души и острижен под фокстрот»
«Приходится стаж зарабатывать,
чтоб в кружок безбожия приняли».
Массовое доносительство
«Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту».
«Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев, и Ильич: уж что-нибудь одно!»
Всеобщая подозрительность
Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит».
Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».
Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!».
Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»
Попытки людей приспособиться к новой жизни
Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...».
Землекопы придумывают пути «будущего спасения»:
«один желал нарастить стаж и уйти учиться,
второй ожидал момента для переквалификации,
третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».
Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться
«Люди нынче стали дороги, наравне с материалом».
Вощев «устраняется с производства вследствие роста
слабосильности в нем и задумчивости среди общего
темпа труда».
Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных
врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и
втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю
их массу, оставив в живых лишь пролетарское
младенчество и чистое сиротство».
Почему же Платонова сочли врагом советской власти?
Мужик, раскулаченный Чиклиным,
говорит:
«Ликвидировали?! Глядите, нынче
меня нету, а завтра вас не будет.
Так и выйдет, что в социализм
придет один ваш главный
человек!»
Метафоры, образы-символы
Котлован
Дом-мечта
Образ Ленина
Колхоз имени Генеральной Линии
Гробы
Медведь
Плот
Ребенок
Образ смерти
Образ правдоискателя
Ключевые слова и фразы
Масса
План
Темп
Энтузиазм
Будущее
Терпение
Истина
Одиночество
Душа
Смысл жизни
Я — ничто
Какой вывод делает Платонов?
В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты — гроб с телом рёбёнка — девочки Насти.
«Я теперь ни во что не верю!» — итог строительства новой жизни и нового человека.
Какой вывод делает Платонов?
Финал«Котлована
проникнут мыслью автора:
«Мертвецы в котловане –
это семя будущего в
отверстии земли»
«Котлован»
повесть, в которой запечатлелись реальные общественно-политические события «года великого перелома»,
повесть, которая обнажала вопросы глубинные — о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой историиXXвека.