Работа с текстом как основной способ развитие функциональной грамотности чтения
Работа с текстом как основной способ развитие функциональной грамотности чтения
Проект был зашешен на прохождение базовом курсе в городе Актобе АО "Национальный центр повышения квалификации "?рлеу" по программе; "Развитие функциональной грамотности учащихся по чтению в рамках проведения международного исследования PISA" группая работа,работа с текстом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как основной способ развитие функциональной грамотности чтения »
Работа с текстом как основной способ развитияфункциональнойграмотности чтения
Подготовили:
Рахимова М.С
Садыкова Б.Г
То, что вы вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы можете воспользоваться, когда в этом возникает необходимость.
Лихтенберг
Функциональное чтение –
это чтение с целью.
Комментарий эксперта по поводу результатов PISA: «В нашей школе пытаются впихнуть в головы учеников как можно больше знаний, совершенно не заботясь о том, пригодятся ли они в будущем. Между тем 90% полученной в классе информации забывается уже через год-два. Но можно учить по-другому, когда главное – заинтересовать ребенка в предмете, научить его учиться»
Отличительные особенности текстов на проверку функционального чтения.
Большой объём текста
Неадаптированный текст
Информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков
Задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов
Задания, в которых неясно, к какой области знаний нужно обратиться.
Текст – вся записанная речь
Текст – это сформулированная в пространстве и времени точка зрения на человека и мир.
Текст - «особым образом организованная словесная структура, моделирующая действительность».
Текст – это набор определенных художественных приемов.
В.Б. Шкловский
Текст – «одно из ключевых понятий гуманитарной культуры XX века, применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии. Текст – это последовательная осмысленность высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой... обладающая свойствами связности и цельности».
В.П. Руднев
Типы текстов
В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.
Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам. В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA.
Они делят тексты насплошные и несплошные.
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:
описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся:
графики;
диаграммы;
схемы (кластеры);
таблицы;
географические карты и карты местности;
план помещения, местности, сооружения;
входные билеты;
расписание движения транспорта;
карты сайтов.
Приемы работы с текстом.
Чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания.
Чтение как деятельность определяют механизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии. Процесс чтения состоит из трех фаз.
1) Упорядочивание
2) Объяснение
3) Сравнение и сопоставление
4) Анализ, обобщение
5) Соотнесение с собственным опытом
6) Размышление над контекстом.
1) Выдвижение гипотез, высказывание предположений
2) Формулирование суждений
3) Моделирование и обобщение
4) Применение в жизни, учёбе.
Просмотр
2) Установление
значений слов
3) Нахождение
соответствий
4) Узнавание фактов
5) Воспроизведение и пересказ.
Виды вопросов и заданий к текстам
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
картинок, схем и т. п.;
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности
Задание
1. Попробуйте расшифровать следующий текст.
2. Удалось ли понять смысл текста? Как вы это сделали?
3. Какие выводы вы сделали?
оп рзелутьаттам исселовадний одонго англигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бкувы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всѐ-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Причрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльености, а всѐ слово цликеом.
Цель подобного чтения:
Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие элементы – это также вопрос развитости навыка чтения.
Работа со сплошным текстом
Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».
Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку, ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал серебряные подковки.
В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.
Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал, что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.
Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен. Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете
(По Б. Акунину)
Вопросы и задания
1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа.
Это текст об увлекательном путешествии.
Это текст о качестве обуви.
Это текст о ― «счастливых» сапогах.
2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия).
_________________________ – старинная французская единица измерения расстояния
_________________________– напольное покрытие
7. Заполни пропуски в предложениях
1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда…
2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что…
3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что…
4. За десять лет сапоги…
8. Укажи стрелками части сапога.
задник голенище
подкладка
каблук
носок
подошва
9. Объясни значение прилагательных в словосочетаниях
доброе слово / добрый человек
раскалѐнный песок / раскалённая сковорода
тянуть ко дну / тянуть время
серебряные подковки / серебряный голос
содрать 10 лир / содрать обои
10. Составь два предложения, в которых слово ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях.
11. Расскажи в 5-7 предложениях о том, какая вещь и почему стала для тебя талисманом.
Я стану вашим последним учителем. Не потому, что я лучший учитель, с которым вы когда - либо сталкивались, но потому, что от меня вы научитесь тому, как учиться. Когда вы научитесь учиться, то осознаете, что нет никаких учителей, есть лишь люди, которые учатся, и люди, которые учатся тому, как облегчить обучение.