рассказать о писателях, поэтах советского периода, людях, увлеченном темой Отечественной войны, выживших в сложное время репрессий, сумевших сохранить о себе мнение как о порядочном человеке;
познакомить с стихотворениями, посвящёнными теме военного детства;
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку У войны не детское лицо»
У войны не детское лицо
Интегрированный урок литература + история
Урок внеклассного чтения
Тот самый длинный день в годуС его безоблачной погодойНам выдал общую беду —На всех, на все четыре года.Она такой вдавила следИ стольких наземь положила, Что двадцать лет,и тридцать летЖивым не верится, что живы …
Цели урока:
рассказать о писателях, поэтах советского периода, людях, увлеченном темой Отечественной войны, выживших в сложное время репрессий, сумевших сохранить о себе мнение как о порядочном человеке;
познакомить с стихотворениями, посвящёнными теме военного детства;
воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.
Война…
Что же это такое?..
Какие ассоциации вызывает
у вас это слово?
Константин Михайлович Симонов
родился в Петрограде в1915году. Своего родного отца он не видел: отец погиб на фронте в первую мировую войну. Константина воспитал отчим, который очень хорошо относился к мальчику, любил его, как родного сына. Работал отчим преподавателем тактики в военных училищах, позже он стал командиром Красной Армии. Семья скиталась по военным частям, часто меняя место жительства. Семья жила небогато. Это была одна из причин, определившая обучение мальчика в ФЗУ после окончания семи классов. Затем работал токарем в Саратове, в Москве.
1915 -1979
Знаменательным событием в жизни Симонова явилось окончание Литературного института им. Горького в 1938 г. В этом же году его приняли в Союз писателей СССР. Он поступил в аспирантуру, опубликовал свою первую книгу «Павел Черный» и другие произведения. Так начался творческий путь знаменитого поэта.
Во время Великой Отечественной войны он работает военным корреспондентом. С этого времени темы войны, жизни и смерти навсегда входят в его творчество.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска (Белоруссия).
Послушайте стихотворение
Какая картина встаёт перед нашим мысленным взором при чтении этого стихотворения?
Что мы узнаём из стихотворения о судьбе мальчишки и его отца?
(Отец — защитник Брестской крепости, которая, будучи атакована в первые дни войны, героически защищалась в глубоком тылу врага еще долгие месяцы. Там, в крепости, погибла мать мальчишки, был уничтожен его дом.)
Брестская крепость
Руины Южной казармы
Руины Тереспольских ворот
Главный монумент
и вечный огонь
Какими мыслями и чувствами проникнуто это стихотворение?
С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме письма или внутреннего монолога.
Как вы понимаете слова: «Кто раз увидел этого мальчишку. Домой прийти не сможет до конца»?
Какие слова находит рассказчик, чтобы объяснить себе и другим, за что он воюет? Почему его дом отныне на войне?
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.За мужество и отвагу пионер Марат Казей бьш удостоен звания Героя Советского Союза
Александр Трифонович
Твардовский
Александр Твардовский с детства писал стихи. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным событиям. Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
О каком событии рассказывается в стихотворении?
Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?
Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?
После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.
Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?
О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?
- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?
Лёня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Сергей Васильев
Стихотворение «Наташа»
Какие чувства вызывает это стихотворение?
Что мы узнаём о главной героине Наташе?
Что говорится о жизни Наташи после того, как ушли немцы?
Что смутило Бывалого солдата?
Когда в Шепетовку ворвались фашисты. Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены карауля.Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет. сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.Валя Котик был награжден орденом Отечественной войныIстепени, медалью -Партизану Отечественной войны- 2 степени.Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза.
Литература Севера
В основу многих произведений К.Симонова легли действительные факты и события.
Героями его стихотворений становились люди, с которыми он бок о бок сражался с врагом.
Так было и с героями«Сына артиллериста»
Артиллерист-это….
Косая сажень в плечах..
Корректировать..
Координаты три, десять…
Почему лейтенант Деев поручает опасное задание именно приемному сыну?
Почему майор так уверен в Леньке?
Какие строки говорят о том, что Деев переживает?
Страшноли было Леньке?
Что помогло Леньке стать мужественным?
Какую роль в воспитании Леньки сыграл майор?
Что вы можете рассказать о майоре Дееве?
Что переживает майор Деев, послав сына в тыл врага?
О чём говорят последние строки стихотворения?
Вы хотите узнать о том, что стало с Ленькой?
Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть на несколько минут всего, случалось, доверяли ему вести самолет. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром.После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим.На его груди засиял орден Красной Звезды.За участие в боях с врагом Аркадий был награжден вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей — настоящий немецкий автомат. День за днем вел он свой неравный бой. А потом он встретил партизан. Саша стал полноправным бойцом отряда. Вместе с партизанами ходил он в разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени,Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибли. Саша остался один. Еще можно было отойти — лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть во-крут себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива. Память о героях бессмертна!
И смотритна сынов своих Россия,Как будто лишь вчеразакончен бой.Подходят победители седые, Победа остается молодой!
«В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов .
Дома:
Написать мини - сочинение по теме «Дети во время Великой Отечественной войны».