kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Жанр басни в мировой литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубляет представление о жанре басни, расширяет читательский кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Жанр басни в мировой литературе"»

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Андреева Е.А.

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы

Андреева Е.А.

Цели урока:

Цели урока:

  • Углубить представление о жанре басни;
  • Расширить читательский кругозор;
  • Учить правильно понимать смысл и мораль басен;
  • Учить выразительно читать басни;
  • Учить элементам сравнительного анализа текстов .
Древняя Греция Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп , живший в VI веке до н.э.

Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В.К.Тредиаковского,  А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,  И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера, М.В. Ломоносова.

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –

в творчестве

В.К.Тредиаковского,

А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,

И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,

М.В. Ломоносова.

Самую широкую известность получили басни, созданные  И.А. Крыловым (1769-1844). «Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

(1769-1844).

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

План сравнительного анализа Тема басни Герои басни События, действия героев Цель басни Мораль Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства) Басня «Лисица и виноград»

План сравнительного анализа

  • Тема басни
  • Герои басни
  • События, действия героев
  • Цель басни
  • Мораль
  • Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства)

Басня «Лисица и виноград»

Общее Различное Тема ( о лисице, которая хотела полакомиться виноградом); 1. Объем; 2. Герой басни – Лисица; 2. Форма (стихотворная и прозаическая); 3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей; 3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова; 4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие; ---- 5. Басня имеет поучение – мораль. 4. Мораль басни Эзопа и И.А. Крылова одинаковая, у Ж.де Лафонтена – немного иная.

Общее

Различное

  • Тема ( о лисице, которая хотела полакомиться виноградом);

1. Объем;

2. Герой басни – Лисица;

2. Форма (стихотворная и прозаическая);

3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;

3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова;

4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие;

----

5. Басня имеет поучение – мораль.

4. Мораль басни Эзопа и И.А. Крылова одинаковая, у Ж.де Лафонтена – немного иная.

Определите названия басен, откуда взяты эти строчки:
  • Определите названия басен, откуда взяты эти строчки:

  • Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

А вы, друзья,
  • А вы, друзья,

как ни садитесь,

Все в музыканты

не годитесь.

Басня «Квартет»

То их понюхает,
  • То их понюхает,

то их полижет…

Очки не действуют никак!

Басня «Мартышка и очки»

Невежи судят точно так:
  • Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут,

То все у них пустяк.

Басня «Петух и Жемчужное зерно»

2. Закончите крылатые выражения:

2. Закончите крылатые выражения:

  • Ты всё пела? Это дело…
  • Кукушка хвалит петуха…
  • Чем кумушек считать трудиться…
  • А ларчик просто…
  • Беда, коль пироги начнет печи сапожник…
  • У сильного всегда…
  • А Васька слушает…
  • Слона-то я и…
  • Ай, Моська! Знать она…
3. Помогите герою басни найти свою пару:

3. Помогите герою басни найти свою пару:

  • Свинья
  • Петух
  • Моська
  • Ворона
  • Ягненок
  • Кукушка
  • Стрекоза
  • Фока
  • Васька
4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?

4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?

Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду

Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду

Жанр басни в XX веке… Грибы Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: Смотрите на меня! Заметней нет поганки! Как я красив! Красив и ядовит! – А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал. И потому его никто не замечал… С.В. Михалков

Жанр басни в XX веке…

Грибы

Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался всем в глаза его нахальный вид:

  • Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
  • Как я красив! Красив и ядовит! –

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал…

С.В. Михалков

Жанр басни в XXI веке… На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Жанр басни в XXI веке…

На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Баснописцы среди нас… Красавица Стрекозка, Оса, Пчела и Божия коровка Решили басню написать. Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть. Достали ручки, скрепки, кнопки и листок И сели дружно под дубок.   Сидят, сидят листок же всё пустой. «Подружки, стой! – кричит Стрекозка. Чтоб лучше басню написать, Давайте сядем на кровать. На  мягком месте лучше думать! И басня сложится, как знать?»  

Баснописцы среди нас…

Красавица Стрекозка,

Оса, Пчела и Божия коровка

Решили басню написать.

Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть.

Достали ручки, скрепки, кнопки и листок

И сели дружно под дубок.

 

Сидят, сидят листок же всё пустой.

«Подружки, стой! – кричит Стрекозка.

Чтоб лучше басню написать,

Давайте сядем на кровать.

На  мягком месте лучше думать!

И басня сложится, как знать?»

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Жанр басни в мировой литературе"

Автор: Андреева Елена Алексеевна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Путешествие на Олимп внеклассное занятие по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(76) "putieshiestviie-na-olimp-vnieklassnoie-zaniatiie-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "225739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439843741"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок  «Поэты,писатели и композиторы в творчестве художников  XVIIIв »"
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyiurokpoetypisatieliikompozitoryvtvorchiestviekhudozhnikovxviiiv"
    ["file_id"] => string(6) "314087"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459608196"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства