Данная презентация поможет учителю литературы в 5 классе при изучении темы "Басня". Даны основные теоретические положения данного жанра, Представлена история возникновения. дается знакомство с представителями разных стран, в чьем творчестве встречается данный жанр.Приведен сравнительный анализ басен Эзопа и Лафонтена ( с текстами). Много вниамния уделяется творчеству И.С. Крылова. приводится тест по данной теме. Все сопровождается иллюстрациями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "Басня" »
Басня
как эпический жанр
Дать определение жанра «басня».
Познакомить с историей жанра и особенностью басен Крылова.
краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?
и как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом.
На второй вопрос – басней »
(М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)
Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения?
Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.
« Лисицаи виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.
Лисица и виноград
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен –
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
1621 - 1695
Общая тема, общий герой, Лисица
Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей
В басне высмеиваются людские пороки
Басня имеет поучение, мораль
Р а з л и ч и я
Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.
Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
В.И. Майков
И.И. Хемницер
И.А. Крылов
А.П. Сумароков
И.И. Дмитриев
В.К. Тредиаковский
М.В. Ломоносов
Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).
Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.
Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.
Ворона сыру кус когда – то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь ещё ни крошечки не съела…
Негде ворону унесть сыра часть случилось;
На дерево с тем взлетел, кое полюбилось…
Русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В1808 году в "Драматическом Вестнике" были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова - ряд непрерывных успехов и почестей.
С 1809 по 1843 создал около 200 басен.
Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку,
в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.
Человеческие пороки, которые высмеивает И.А.Крылов в своих баснях
Лесть;
Зависть;
Глупость;
Непрофессионализм человека;
Присвоение чужих заслуг;
Лень
Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми , их знают все.
Афоризмы – это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.
С помощью афоризмов можно указать на недостатки человека.
Афоризмы из басен И.А.Крылова
Автор считал, что каждый должен заниматься своим делом, об этом он говорил во многих своих баснях:
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»).
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»).
«Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем» («Скворец»).
Афоризмы из басен И.А.Крылова
Человек во всем должен знать меру:
«Демьянова уха»: насильное чрезмерное угощение;
«Лжец»: «Огурец с гору» - чрезмерное преувеличение.
Афоризмы из басен И.А.Крылова
Самые опасные пороки человека:
присвоение чужих достоинств и заслуг – «Ворона в павлиньих перьях» ;
взаимная лесть - «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» ;
неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность - «Медвежья услуга».
Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.
2.Вывод в басне называется:
А) поучение;
Б) мораль;
В) наставление;
Г) рассуждение.
3. Определите название приёма, характерного для басни:
А) иносказание;
Б) заклинание;
В) описание;
Г) повторение.
4. Кто известен как первый баснописец?
А) Жан де Лафонтен;
Б) Эзоп;
В) Крылов;
Г) Ломоносов.
1. Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова.
«Слона-то я и не приметил»
«А воз и ныне там»
«На задних лапках я хожу»
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»
«…рыльце у тебя в пуху»
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»
2. Помогите герою басни найти свою пару:
Свинья
Моська
Повар
Ворона
Ягнёнок
Кукушка
Муравей
Фока
Слова для справок : стрекоза, дуб, лисица, Демьян, волк, слон, петух, кот.