kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по литературе "Басня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю литературы в 5 классе при изучении темы "Басня". Даны основные теоретические положения данного жанра, Представлена история возникновения. дается знакомство с представителями разных стран, в чьем творчестве встречается данный жанр.Приведен сравнительный анализ басен Эзопа и Лафонтена ( с текстами). Много вниамния уделяется творчеству И.С. Крылова. приводится тест по данной теме. Все сопровождается иллюстрациями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "Басня" »

Басня как эпический жанр

Басня

как эпический жанр

Дать определение жанра «басня». Познакомить с историей жанра и особенностью басен Крылова.
  • Дать определение жанра «басня».
  • Познакомить с историей жанра и особенностью басен Крылова.
краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?  и как должен вести себя в этом мире человек ?  На первый вопрос он ответил мифом.  На второй вопрос – басней »  (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?

и как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом.

На второй вопрос – басней »

(М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)

Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном  - басне.

Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения?

Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.

« Лисица  и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

« Лисица и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

Лисица и виноград Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? 1621 - 1695

Лисица и виноград

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

1621 - 1695

Общая тема, общий герой, Лисица Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей В басне высмеиваются людские пороки Басня имеет поучение, мораль
  • Общая тема, общий герой, Лисица
  • Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей
  • В басне высмеиваются людские пороки
  • Басня имеет поучение, мораль
Р а з л и ч и я   Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль. Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

Р а з л и ч и я

Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.

Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

В.И. Майков И.И. Хемницер И.А. Крылов А.П. Сумароков И.И. Дмитриев В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов

В.И. Майков

И.И. Хемницер

И.А. Крылов

А.П. Сумароков

И.И. Дмитриев

В.К. Тредиаковский

М.В. Ломоносов

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).

Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Ворона сыру кус когда – то унесла И на дуб села. Села, Да только лишь ещё ни крошечки не съела… Негде ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось…

Ворона сыру кус когда – то унесла

И на дуб села.

Села,

Да только лишь ещё ни крошечки не съела…

Негде ворону унесть сыра часть случилось;

На дерево с тем взлетел, кое полюбилось…

Русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В1808 году в

Русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В1808 году в "Драматическом Вестнике" были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова - ряд непрерывных успехов и почестей.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен.

Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.

Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку,

в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.

Человеческие пороки, которые высмеивает И.А.Крылов в своих баснях

Человеческие пороки, которые высмеивает И.А.Крылов в своих баснях

  • Лесть;
  • Зависть;
  • Глупость;
  • Непрофессионализм человека;
  • Присвоение чужих заслуг;
  • Лень
Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми , их знают все. Афоризмы – это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника. С помощью афоризмов можно указать на недостатки человека.

Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми , их знают все.

Афоризмы – это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

С помощью афоризмов можно указать на недостатки человека.

Афоризмы из басен И.А.Крылова  Автор считал, что каждый должен заниматься своим делом, об этом он говорил во многих своих баснях: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»). «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»). «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем» («Скворец»).

Афоризмы из басен И.А.Крылова

Автор считал, что каждый должен заниматься своим делом, об этом он говорил во многих своих баснях:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»).

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»).

«Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем» («Скворец»).

Афоризмы из басен И.А.Крылова Человек во всем должен знать меру:

Афоризмы из басен И.А.Крылова

Человек во всем должен знать меру:

  • «Демьянова уха»: насильное чрезмерное угощение;
  • «Лжец»: «Огурец с гору» - чрезмерное преувеличение.
Афоризмы из басен И.А.Крылова Самые опасные пороки человека:

Афоризмы из басен И.А.Крылова

Самые опасные пороки человека:

  • присвоение чужих достоинств и заслуг – «Ворона в павлиньих перьях» ;
  • взаимная лесть - «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» ;
  • неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность - «Медвежья услуга».
Басней называется:
  • Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение;

Б) мораль;

В) наставление;

Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание;

Б) заклинание;

В) описание;

Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен;

Б) Эзоп;

В) Крылов;

Г) Ломоносов.

1. Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова. «Слона-то я и не приметил» «А воз и ныне там» «На задних лапках я хожу» «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» «…рыльце у тебя в пуху» «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» 2. Помогите герою басни найти свою пару: Свинья Моська Повар Ворона Ягнёнок Кукушка Муравей Фока Слова для справок : стрекоза, дуб, лисица, Демьян, волк, слон, петух, кот. 3. Нарисуйте рисунок к понравившейся вам басне.

1. Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова.

  • «Слона-то я и не приметил»
  • «А воз и ныне там»
  • «На задних лапках я хожу»
  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»
  • «…рыльце у тебя в пуху»
  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»

2. Помогите герою басни найти свою пару:

Свинья

Моська

Повар

Ворона

Ягнёнок

Кукушка

Муравей

Фока

Слова для справок : стрекоза, дуб, лисица, Демьян, волк, слон, петух, кот.

3. Нарисуйте рисунок к понравившейся вам басне.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по литературе "Басня"

Автор: Гордеева Елена Владимировна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по литературе "Басни дедушки И.А. Крылова". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-basni-diedushki-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "119648"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413476198"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация к внеклассному мероприятию по русской литературе "Басни Крылова""
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-po-russkoi-litieraturie-basni-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "254414"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447762439"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация по литературе "Басни И.А.Крылова" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-po-litieraturie-basni-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "130519"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415911150"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация по литературе "Басни И.А. Крылова""
    ["seo_title"] => string(45) "prezentatsiia_po_literature_basni_i_a_krylova"
    ["file_id"] => string(6) "609263"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1654752007"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация к уроку литературы в 5 классе по басне: "Волк и ягненок""
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia_k_uroku_litieratury_v_5_klassie_po_basnie_volk_i_iaghnienok"
    ["file_id"] => string(6) "417932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495535214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства