презентация к уроку литературы по теме: "А.С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни ."
Презентация к уроку литературы по теме: "А.С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни ."
Задачи деятельности учителя: Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание.
Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С.Пушкина.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты обучения:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
- метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
- предметные: знать сведения о семье и детстве А.С. Пушкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку литературы по теме: "А.С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни ." »
Александр Сергеевич Пушкин(1799-1837)
А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта.
Детские годы
Сердце России – Москва – была родиной величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая ( 6 июня по новому стилю) 1799 года.
Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду.
Сергей Львович слыл острословом, увлекался литературой, имел большую библиотеку, состоящую в основном из сочинений французских авторов, писал стихи на русском и французском языках.
Сергей Львович говорил про сына: «В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, - во всё время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговор и не спускал с него глаз»
Надежда Осиповна Пушкина-мать поэта
Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.
Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык.
Многие часы проводилмаленький Саша в библиотеках отца и дяди. Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера. Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.
Пушкин в лицее
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын…
19 октября 1811 г Лицей был торжественно открыт в Царском Селе. На торжество съехались министр, царь, родственники будущих лицеистов. Профессор Куницын произнес патриотическую речь, призывающую питомцев Лицея служить Отчизне. А они были совсем малы тогда: 11-13-ти лет. И вечером этого торжественного дня играли около Лицея в снежки.
Так начались годы радостной учебы и дружбы для Александра Пушкина и других воспитанников…
Жизнь в Лицее
Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением, а его воспитанники находились на полном пансионе.
Выезд из Лицея во время учебного года запрещался.
Распорядок жизни здесь был строго регламентирован.
Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день.
Пушкин на лицейском экзамене. Картина работы И.Е. Репина
8 января 1815 года в Лицее состоялся экзамен. 15-тилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». В этот день Пушкин был признан поэтом.
«Любезный мой друг
Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая ваша Арина Родионовна»
Стихотворение «К няне» – поэтизация образа
Арины Родионовны.
Я́ковлева
Арина Родионовна
(1758–1828) – няня
А. С. Пушкина. До 1799 крепостная; получив вольную, предпочла остаться у Пушкиных, где нянчила будущего поэта, его сестру и брата.
Михайловское
Поэзия, как ангел-утешитель,спасла меня…
Домик няни А. С. Пушкина
Вопросы для беседы
Кому посвящено это стихотворение? Какими чувствами оно проникнуто?
Как вы понимаете значение слова «няня»?
Как А. С. Пушкин называет свою няню и почему?
Что такое эпитеты? Какие эпитеты можете назвать в стихотворении?
Что такое сравнение? Назовите сравнение в тексте стихотворения.
Что такое метафора? Найдите их в тексте стихотворения. Для чего использует их автор?
ЭПИТЕТ
Определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается именем прилагательным, наречием, существительным, числительным, инфинитивом.
ПРИМЕР:Ватные облака; горячо любить; веселья шум; вторая жизнь; желание забыться
Сравнение
Образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку:
Великолепными коврами лежит снег; Лес словно терем расписной
Метафора
Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение:
Кудри виноградных лоз;В саду горит костер рябины красной