Презентация для самообразования педагога "Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо"
Презентация для самообразования педагога "Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо"
Работа подготовлена в помощь учителям-словесникам (как тема для самообразования). Данная презентация посвящена приёмам современной технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Приемы направлены на метапредметный результат, что подходит для учителей, работающих по ФГОС. В презентацию включена разработка урока литературы по рассказу Л.Н. Толстого "После бала" (урок построен по всем правилам ТРКМЧП на трёх фазах ( вызов-осмысление-рефлексия) и включает наиболее интересные приемы технологии).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для самообразования педагога "Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо" »
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Учитель Озёрной школы
МКОУ Бурковская СОШ
Сафонова Т.С.
Кластер
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Строится в виде «грозди».
Дом с колоннами (разновидность кластера)
БАСНЯ
Аллегория
Эпитет
Сравнение
Диалог
МОРАЛЬ
ЭЗОП
Синквейн
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Получается стихотворение, состоящее из пяти строк.
1.Татьяна (Ларина)
2.Доверчивая, влюбленная
3.Верила, мечтала, противостояла
4.Имела большой внутренний мир
5.Идеал
Угадай, о ком идёт речь(неполный синквейн)
…
избалованный, маленький
Плачет, требует, хохочет
… - цветы жизни
Чудо
Маркировка Инсерт
Учитель дает задание самостоятельно ознакомиться с текстом. По ходу работы на полях делаются пометки:
\/ - уже знал;
+ - новое;
? - не понял ,есть вопросы.
Пример для урока литературы: в 7 классе по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель» на этапе «Осмысление текста» ребята получают задание заполнить таблицу, в которой нужно сравнить приезды рассказчика на станцию, отмечая, что изменилось, а что осталось прежним. (доп. колонка – «я не заметил»).
Двухчастный дневник
Прием двухчастного дневника помогает активизировать учащихся при чтении. Например, при изучении произведения Л.Андреева «Кусака» в 7 классе учащиеся заполняют таблицу, в которой сравнивают жизнь Кусаки до и после приезда дачников. При изучении «После бала» Л.Н. Толстого ребята заполняют сводную таблицу «На балу и после бала».
Общая мысль: на балу произошло какое-то происшествие.
Вопрос: а как вы думаете, почему тогда рассказ Л.Н. Толстого назван именно «После бала?» (предположения записываются на доску)
Прием «чтение с остановками» (важно: текст должен быть абсолютно незнакомым, небольшим по объему, с интересной развязкой!)
В тексте заранее выделяются три остановки. Во время остановки задаются вопросы, которые побуждают детей к критическому мышлению (предположите, что произойдет дальше? Что такое мазурка? С кем должна танцевать Варенька? В какое время происходит бал? Изменилось ли настроение И.В.? И т.д.)