Презентация "Слово о Фонвизине. "Недоросль" как классицистическая комедия"
Презентация "Слово о Фонвизине. "Недоросль" как классицистическая комедия"
В данной презентации содержится интересная информация о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина - драматурга и сатирика. Также даны сведения и традиционных элементах классицизма и новаторство автора в комедии "Недоросль".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Слово о Фонвизине. "Недоросль" как классицистическая комедия"»
Русский драматург-комедиограф и сатирик
Переводчик серединыXVIIIвека
Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль»
Представитель эпохи классицизма
Новатор русской прозы
«Гений русской словесности»
«Сатиры русской властелин»(А.С.Пушкин)
«Обличитель социальных пороков»
«Блестящий бытописатель»
Если бы вам нужно было составить визитную карточку Д.И.Фонвизину, что бы вы могли сказать об этом человеке? Кем он был? Кто он?
3 (14) апреля
1745 года
г. Москва
Из дворянского рода потомков рыцаря Ливонского ордена.
Ещё при Иване Грозном его предок – немецкий рыцарь,
попал в плен и остался на службе русского царя
Предки драматурга именовались von Wiesen: частица фон - 'из' - указывала на место происхождения (топоним Wiese - нем. 'луч').
Иван Андреевич Фонвизин обучался морскому делу. Прослужив 9 лет во флоте, перешёл на службу в сухопутные войска
Екатерина Васильевна заппроисходила из старинного рода Дмитриевых-Мамонтовых. Отец Фонвизина женился на ней, чтобы заплатить долги своего брата
В семье было 8 детей:
четверо сыновей и четверо дочерей
Домашнее образование
Гимназия при Московском университете
Московский университет
на философ. факультете
Учился вместе со своим братом Павлом. За успехи в учёбе не раз удостаивался золотой медали
Овладел латинским, немецким и французскими языками, его переводы появлялись в печати
В Петербурге познакомился с Ломоносовым
С театром познакомился подростком. Переводил для театра трагедии и комедии французских авторов, нередко дописывает целые сцены.
Познакомился с ведущими актёрами императорского театра: Фёдором Волковым и Иваном Дмитриевским.
Отличное знание иностранных языков, природное остроумие и литературный дар привели Фонвизина на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком, позже был откомандирован
с дипломатическим поручением за границу.
Глава Коллегии иностранных дел Н.И.Панин назначил молодого писателя своим личным секретарём. Знакомство с Паниным оказало влияние на деятельность и взгляды Д.И.Фонвизина, привело к знаменитой Конституции Панина-Фонвизина.
В 1777-1778 годах Фонвизин путешествовал по Германии и Франции, где познакомился с Жаном Д’Аламбером , Бенджамином Франклином , а также с Вольтером – известным французским писателем-просветителем.
Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие в России и понять пути к улучшению социально-политического порядка на Родине.
В 1783 г. Фонвизин анонимно отправил в журнал «Собеседник любителей российского слова» двадцать вопросов, фактически адресованных Екатерине II, которая негласно возглавляла это издание и печатала в нем фельетоны под названием «Были и небылицы». В смелую полемику с ней вступил Фонвизин.
Вопросы оказались настолько смелыми и вызывающими, что Екатерина вступила с автором в полемику, поместив против каждого из «вопросов» свои «ответы».
«Отчего многих добрых людей видим в отставке?»(намёк на отставку братьев Паниных).«Многие добрые люди, — отвечала Екатерина, — вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке».
«Чем можно возвысить упадшие души дворянства? Каким образом выгнать из сердец нечувственность к достоинству благородного звания?»(намёк на деспотический характер правления в России).«Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?» «Оттого, — отвечала раздраженно императрица, — что сие не есть дело всякого».
В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку начать издание журнала, который должен был называться «Друг честных людей, или Стародум», но разрешение на издание журнала не получил.
Фонвизин начал писать воспоминания «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил их: смерть прервала работу. Умер Фонвизин 1 декабря 1792 года.
В 1766 г. выступает с первой оригинальной комедией «Бригадир».
Первой комедией о русских нравах стал «Бригадир». На вопрос, почему в обществе появляются такие люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной проблемой стала проблема воспитания.
Замысел написать комедию родился после приезда из Франции.
Постановка пьесы была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург выезжает вместе с актёром
И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский.
По одному из свидетельств,«публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
В.Г.Белинский полагал, что«русская комедия началась только с Фонвизина», Н.В.Гоголь назвал «Недоросля»«истинно-общественной» комедией». Реплики комедии стали пословицами и афоризмами.
«Высокие жанры»
«Низкие жанры»
Комедия
Басня
Сатира
Трагедия
Ода
Эпопея
Единство времени
Действие должно начаться и закончиться в течение одних суток
Единство места
Действие должно происходить в одном помещении
Единство действия
Поведение героев должно быть направлено к одной цели
Чёткое деление героев – носителей одной черты или порока, положительные и отрицательные герои,
«говорящие» фамилии
Общественная,
гражданская позиция, единство идеи
Ориентация на античное искусство
Трёхчленное развитие сюжета: завязка, развитие действия, развязка
Речь героя (диалоги и монологи) – главное средство создания образа
В драме отсутствует развёрнутое повествовательно-описательное изображение
Основа драмы –
действие
Важна роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.)
Авторская позиция выражается посредством ремарки (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, паузы, интонацию и т.д.
Драма – это один из родов литературы (наряду с эпосом, лирикой, а также лиро-эпикой) …
Нарушил:
отступление от единства действия (в комедии две сюжетные линии: борьба претендентов стать мужем Софьи)
отрицательные герои интересны и неоднозначны
при создании характеров героев используется речевая характеристика