«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» ЕРМАЛАЯ ЕРАЗМА. Анализ произведения.
«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» ЕРМАЛАЯ ЕРАЗМА. Анализ произведения.
Данная презентация познакомит с историей жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовавшей в преданиях муромской земли. Поведает, как раскрывались темы любви и верности слову и долгу в литературе древней Руси. Покажет, что нравственные идеалы и заветы древней Руси ценны и поныне. Презентация поможет усилить эмоциональное восприятие материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» ЕРМАЛАЯ ЕРАЗМА. Анализ произведения. »
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермалая Еразма
Тип урока– анализ художественного произведения.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермалая Еразма.
Анализ художественного произведения
Поклоняемся вечным святыням,И любовь наша к миру чиста.Сердце русское верит и ныне-Мир жестокий спасет красота.
Цели:
1. Образовательная:
раскрыть образ человека Древней Руси в произведениях литературы ;
определить приемы создания художественного образа человека Древней Руси;
совершенствовать навыки характеристики героев.
2. Воспитательная:
продолжать воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;
воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.
3. Развивающая:
продолжать развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);
формировать навыки исследовательской работы.
Задача: 1) научиться отстаивать свою точку зрения, выслушать собеседника; 2) овладевать навыками работы над анализом эпизода, научиться составлять план текста по основным эпизодам; 3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).
«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают некоторые. Мы стараемся понять ее ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего».
Д.С.Лихачёв
«Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного».
А.С.Демин
«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».
Д.С.Лихачев
Жемчужиной древнерусской литературы по праву называют «Повесть о Петре и Февронии Муромских», созданную в конце 40-х годов XYI века писателем и публицистом, псковским священником Ермолаем . Фамилия до нас не дошла. Известно только, что, приняв монашество, он получил имя Еразм, что в переводе с греческого означает «прегрешный».
Работа с текстом произведения.
ЛЕКСИКА
ЧАДОЛЮБИВЫЕ
ИСКОНИ
С ПОЧТЕНИЕМ
ЛУКАВЫЙ ОБМАНЩИК
ПРОВЕДАЛИ
ПРОНЫРСТВО
ЧУДНОЕ ЗРЕЛИЩЕ
ДИВИЛСЯ
ДЕВА МУДРАЯ
НАВЕТЫ
БЛАЖЕННЫЙ
ЧИСТЫЕ ДУШИ
– любящие своих чад, т.е.детей.
– с самого начала, изначально.
– с уважением.
– коварный, хитрый обманщик.
– рассказали.
– хитрость.
– удивительное зрелище.
– удивлялся.
– мудрая женщина.
– ложные сведения, доносы.
– в высшей степени сча с тливый.
– души безгрешных людей.
РАБОТА С ЭПИЗОДАМИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
1. ( стр.54-55)(Есть в земле Российской город... Жена поведала мужу, что сказал ей змей»)
2. ( стр.55-56) (У князя Павла был брат.... Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь)
3. (стр.56-57) (Прослышав, что в Рязанской земле врачей много.... Если не будет высокомерен, то будет здоров.)
4.( стр.57-59) (Юноша скоро возвратился к своему князю... Прибыли они в отчизну свою, в град Муром...)
5.(стр.59-61)(Вскоре скончался князь Павел... Встав утром, нашли, что те ветки стали большими деревьями)
6.(стр.61-62) (Когда слуги стали складывать пожитки в суда... Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих...)
7.(стр.62-63) (Когда же подошел конец их жизни... и лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.)
Полное название произведения
«Повесть о житиисвятых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией. Благослови,Отче»
ПРИЗНАКИ ЖИТИЯ
Жизнеописание героя начинается с рассказа о детстве. Герой происходит от «благочестивых» родителей. В детстве он не похож на других детей, заранее проявляя признаки будущей мудрости. В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.
Житие святого – повествование о жизни святого, созданием которого обязательно сопровождается официальное признание его святости (КАНОНИЗАЦИЯ).
Каноны жития
1. Повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
2. Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертные чудеса.
3. Завершалось житие похвалой святому.
ПЕТР И ФЕВРОНИЯ – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.
Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково (откуда родом была Феврония и которое упоминается в повести) существует и в наши дни.
ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ПРЕПОДОБНЫХ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ АВТОР ИСПОЛЬЗУЕТ ЭЛЕМЕНТЫ НЕСКОЛЬКИХ ЖАНРОВ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
ЖИТИЕ
ВОЛШЕБНАЯ И БЫТОВАЯ СКАЗКИ
ПРИЗНАКИ СКАЗКИ
ЧЕРТЫ ЖИТИЯ
- СКАЗОЧНЫЙ ЗАЧИН.
- ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПОХОЖА НА НАРОДНУЮ СКАЗКУ О ЗМЕЕ-ИСКУСИТЕЛЕ, ВТОРАЯ – НА СКАЗКУ О МУДРОЙ ДЕВЕ.
- АВТОР ПРОСЛАВЛЯЕТ СВЯТЫХ, СОЗДАВАЯ ИДЕАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ (ЕСТЬ ВОСХВАЛЯЮЩИЕ ЭПИТЕТЫ: ПЕТР БЛАГОЧЕСТИВЫЙ, СВЯТОЙ; ФЕВРОНИЯ –СВЯТАЯ, ПРЕПОДОБНАЯ. БЛАЖЕННАЯ, ПРЕБЛАЖЕННАЯ)
ЕСТЬ СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ- ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ.
ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО, Т.К. ПЕТР ПОБЕЖДАЕТ ЗМЕЯ.
ЕСТЬ ВОЛШЕБНЫЕ ВЕЩИ: АГРИКОВ МЕЧ.
ЕСТЬ ЗАГАДКИ, КОТОРЫЕ ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ ОТГАДЫВАТЬ ГЕРОЯМ СКАЗОК.
ЕСТЬ ХИТРОУМНЫЕ ЗАДАНИЯ-ИСПЫТАНИЯ (СШИТЬ РУБАХУ, СДЕЛАТЬ СТАНОК).
ЕСТЬ ПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ (ЛУКАВЫЙ ЗМЕЙ,МУДРАЯ ДЕВА)
ЕСТЬ ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТЫМ.
-ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ К БОГУ, ЖИЗНЬ ПО «ЗАПОВЕДЯМ БОЖЬИМ».
-ЧУДЕСА, КОТОРЫЕ ТВОРИТ ГЕРОЙ(ФЕВРОНИЯ ИСЦЕЛЯЛА БОЛЬНЫХ).
-НЕОБЫЧНАЯ СМЕРТЬ И ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА.
Подведение итогов урока
Что повторили?
Что узнали нового?
Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – элементы волшебной и бытовой сказки, элементы исторической повести и элементы жития.
Каждый человек должен знать свою историю, свои корни. А сильные корни дают сильное молодое поколение.
- Какие человеческие качества ценились в Древней Руси?
(Мудрость, добросердечие, милосердие, смирение).
- А в современное время эти качества ценятся?
- О чём заставила задуматься повесть?
Домашнее задание
· Написать сочинение на тему «О чём заставила задуматься повесть?»
· По произведениям древнерусской литературы составить кроссворды:
1ряд – по «Повести временных лет»;
2ряд – по «Поучению» Владимира Мономаха;
3ряд – по «Повести о Петре и Февронии Муромских».
· Творческой группе в течение 2 недель представить проект «Русская старина…Свидетельство высокой морали»