Презентация к урокам по пьесе Шварца, с помощью которой учащиеся смогут разобраться в основных конфликтах произведения, определить сущность и причины этих конфликтов, истолковать образы персонажей пьесы, понять идею произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сострадание и любовь героев, готовность к самопожертвованию
Хозяин - Медведь
Гнев Хозяина, наказывающего Медведя
Как взаимосвязаны конфликты
Конфликт 1: Хозяин – Хозяйка
Хозяин, стремясь позабавить любимую жену, использует живых людей как кукол. Он легкомысленно манипулирует ими, но его жена занимает другую позицию: ей не нравится безответственное отношение мужа к жизни и людям.
Конфликт 2: Король - Принцесса
Конфликт возник как бы до начала действия в пьесе. Потрясённая поступками отца, Принцесса теряет веру в людей. Король же, любящий только свою дочь (правда, любовь эта эгоистичная), пытается развлечь её и делает своих придворных «заложниками» ситуации. Они для него такие же марионетки, как и для Хозяина.
Конфликт 3: Придворные - Администратор
Вырванные волей Короля из привычной обстановки, придворные оказались неумелыми путешественниками. Министр – администратор, напротив, отлично приспособлен к жизни, так как может достать всё. Он постепенно забрал власть над придворными и стал для Короля настолько необходимым (ведь короли вообще ничего не умеют делать), что ему всё сходит с рук. Для придворных он «ядовитый гад».
Конфликт 3: Придворные - Администратор
Неприспособленность к жизни, неумение и нежелание работать, принимать решения, отвечать за свои поступки превращают придворных в марионеток и в руках Администратора. Страх первого министра, придворной дамы и фрейлин вырастает из стремления сохранить жизненные блага, к которым они привыкли. Так Шварц открывает нам, что страх порождается эгоизмом.
Конфликт 4: Медведь - Принцесса
Этот конфликт задуман Хозяином, для которого Принцесса – средство, чтобы вернуть Медведя, когда-то превращённого им в человека, в исходное звериное состояние. Зачем превращал? Для забавы. Спрашивал ли Медведя о его желаниях? Конечно, нет. Вынужденный стать человеком, Медведь мечтает снова обрести своё природное обличие: быть человеком, оказывается, очень трудно.
Конфликт 4: Медведь - Принцесса
Ни он, ни Хозяин не думают о том, что произойдёт с Принцессой, когда юноша на её глазах обернётся зверем. Принцесса для них лишена человеческих качеств: высокое положение, как уверен Хозяин, только портит людей, а испорченных нечего и жалеть. Эгоизм Медведя порождён эгоизмом Хозяина. Но Принцесса совсем не похожа на тех принцесс, о которых Хозяин мог рассказывать Медведю.
Конфликт 4: Медведь - Принцесса
Она особенная, может, единственная. И Медведь бежит, отказываясь от поцелуя, так как боится будущего, не готов к нему. Он уже не хочет превращаться в Медведя, но ещё не понимает, что Хозяин спровоцировал страшную, неразрешимую ситуацию: влюблённые обречены на страдания независимо от того, останется Медведь человеком или сделается диким зверем.
Конфликт 4: Медведь - Принцесса
Невозможно однозначно ответить на вопрос: спасается ли он от Принцессы или спасает её от ужаса? Но он не раскрывает ей свою тайну. Мальчишеский поступок незрелого человека, ещё не разобравшегося в себе. Принцесса же не просто потрясена, обижена. Она во второй раз сталкивается с обманом: сначала отец, теперь возлюбленный. Верить нельзя никому. Но второе потрясение выводит Принцессу из пассивного созерцания жизни.
Конфликты 5 и 9
Конфликт 4 приводит к конфликтам 5 (Принцесса – Король и придворные) и 9 (Хозяин – Медведь ). Принцесса пытается вырваться из клетки, которую соорудил ей отец. Хозяин же рассержен на Медведя, от которого ждал иного поведения. Оказалось, что перед ним не куклы, а люди, и поступают они не так, как хотелось бы Хозяину. И он вновь сводит всех в гостинице в горах, а затем опять недовольный исходом ситуации ополчается на Медведя, всячески мешая ему вернуться к Принцессе.
Конфликт 6: Охотник – остальные охотники
В гостинице мы становимся свидетелями новых конфликтов. Охотник утрачивает почти все человеческие чувства в погоне за славой. Он с лёгкостью соглашается убить Медведя, не смущаясь, что в него превратится человек. А придворные, напротив, преодолевают страх и соперничают не в том, как спасти свою жизнь, а в том, кто войдёт к Принцессе, грозящей выстрелить в каждого, переступившего порог её комнаты.
Конфликт 8: Принцесса - Медведь
Этот конфликт - продолжение конфликта 4., но он окрашен иначе, почти трагически. Это кульминация пьесы. Узнав тайну Медведя, Принцесса бежит от него, страшась лишить любимого человеческого обличия, человеческой жизни. Жертва, на которую идут герои, самоубийственна и поражает обоих. Именно в гостинице они осознают, что попали в безвыходную ситуацию, и отказываются от борьбы.
Конфликт 8: Принцесса - Медведь
Решение Принцессы выйти замуж за Администратора не просто глупость – это проявление отчаяния. Она пытается стать другой, обыкновенной принцессой, расчётливой, самолюбивой гордячкой. В этом – детский вызов жизни, которая оказалась такой уж несправедливой, недоброй. Придя к выводу, что правды нет, что счастья нет, Принцесса формально умирает.
Конфликт 8: Принцесса - Медведь
Медведь же , напротив, понимает, что без Принцессы ему всё равно нет жизни: теперь он готов превратиться в чудовище навсегда, лишь бы быть рядом с любимой. О том же мечтает и Принцесса: пусть медведь, только бы был рядом. Это и есть настоящая любовь, по мнению Е. Шварца. Его герои дорастают до любви.
Конфликт 7: Трактирщик – придворная дама (Эмилия)
Это конфликт сродни конфликту между Медведем и Принцессой, но он несколько заземлён драматургом. Если бы на Медведе не лежало бы страшное заклятие, кто знает, может быть, юные герои прошли бы такой же путь, что Эмилия и Трактирщик. Гордыня, ревность, неспособность прощать – все эти проявления эгоизма разлучили влюблённых а много лет, и только случай свёл их вновь. Выпадет ли другим гордецам такой же шанс начать всё сначала?
- Чем вызваны все конфликты, большие и маленькие? Каким человеческим чувством?
Что же помогает героям эти конфликты разрешить?
Какую волшебную силу разбудили герои? С чьей помощью?
Так что же такое – обыкновенное чудо?
Кому оно даётся?
Фольклорные мотивы в сказке
Нарушение запрета.
Зачарованный принц (его превращают в чудовище)
Испытание героини (может ли она полюбить чудовище)
Умершая царевна и воскресение царевны.
Как «переворачиваются» фольклорные мотивы.
- Вспомним мотив зачарованного принца в сказках К.С. Аксакова «Аленький цветочек» и Гримм о Розочке и Беляночке. В чём чудо в этих сказках и в пьесе?
- Чем отличается испытание Принцессы от испытания героинь сказок из сборника Гримм и Аксакова?
- Но ведь Шварц испытывает и героя. Как?
Фольклорные герои не знают правды, а героям Шварца она известна, потому и выбор их сложнее.
- Чем оборачивается в пьесе нарушение запрета?
Нарушение запрета в пьесе оказывается фундаментом счастья. Ведь поцеловать Принцессу не запрет. Запрещение от поцелуя отказаться. Запретом поцелуй становится только в последнем действии: Хозяин делает всё, чтобы этот запрет невозможно было нарушить. Но действия Медведя осознанны им как личная необходимость, он поступает как свободный человек, а не как кукла. Чего бы стоило счастье юноши, поцеловавшему Принцессу в первом акте? Ничего. Это было бы чудо, сотворённое волшебником: герои ничего бы не открыли, ничего не узнали о мире и о себе.
Они бы так и остались игрушками, которые можно достать из сундука и положить в него, когда прискучат. Но в финале пьесы перед нами люди, поступающие по своему желанию и готовые отвечать за свой выбор. Они вырвались из-под власти Хозяина – обрели не только любовь, но и свободу.
Домашнее задание:
1. Дать письменный развёрнутый ответ на вопрос: «какой смысл вкладывает Е.Л. Шварц в название пьесы?»
2. Подготовить сообщения о лицейских друзьях А.С. Пушкина – И.И. Пущине, В.К. Кюхельбекере.
3. Подготовить сообщения о Царскосельском лицее – его основателях, учителях первого выпуска, традициях.