Просмотр содержимого документа
«От экологии природы к экологии души»
от«экологии природы» к «экологии души»
.
Формирование экологической культуры – это составная часть нравственного и эстетического воспитания, без этого не мыслится интеллигентная личность, и уроки литературы играют здесь не последнюю роль. Целью многих художественных текстов является желание писателей и поэтов вызвать в читателе отклик на самые насущные проблемы человеческой жизни, среди которых центральное место занимают вопросы нравственности. Большое внимание при этом уделяется теме взаимоотношения человека и природы.
Литература в целом отражает и формирует взгляд на природу как на общечеловеческую ценность. Поэтому важно вызвать ответную реакцию в душах и сердцах учеников – желание задуматься над извечными проблемами бытия: кто Я? какой Я? зачем пришёл Я в этот «прекрасный и яростный мир» и что станет с ним после меня?
Русские писатели о природе и человеке
“ Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)
“ Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)
«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)
Природоохранительные традиции в русской литературе
Для первой стадии взаимоотношений человека с природой было характерно чувство неразрывной связи между ними. Человек и природа выступали как единое целое, подчиняющееся одним и тем же законам рождения, жизни и смерти.
Считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаждения её красотой и гармонией, для того, чтобы приобщиться к гармонии мироздания.
От Возрождения
Человек эпохи Возрождения поставил себе другую великую задачу – покорить .
Поскольку голыми руками природу не возьмёшь, то потребовалось ещё два века, пока человек изобрёл мощнейшее орудие разрушения природы – естественные науки. Правда, осознал и осмыслил он эту функцию науки много позже, - четыре века спустя.
Поэтому оды Ломоносова и Державина славили науку, воспевали необъятные просторы родины, её неисчислимые богатства, призывали к освоению этих природных богатств, не догадываясь, что когда-нибудь науки и производимые ею технологии начнут разрушать материал природы.
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки…
(«Ода на день восшествия на
престол императрицы Елизаветы…»)
19 век
В литературе первой половины XIX века отношение к природе в основном созерцательное. Пейзажи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова – это великое мастерство. Каждый из них создавал свой собственный вариант мира и природы, её красок, звуков и настроений. Настоящим живописцем был Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса….
Эти русские пейзажи стали для Пушкина символом России. Отношение человека к природе Пушкин считает одним из главных критериев духовности. Его любимые герои понимают и ценят общение с природой: Татьяна (русская душою, / Сама не зная почему) С её холодною красою// Любила русскую зиму… («Евгений Онегин»)
«Царством дивным» называл природу М.Ю.Лермонтов, посвятивший ей немало стихов поэтических строк.
Вторая половина 19 века
Идея тождества человека и природы «пронизывает» всю лирику Ф. Тютчева и
А. Фета. Сельский психологический пейзаж часто встречается в произведениях Тургенева. Описание природы в «Записках охотника» производит сильное впечатление. Л.Н.Толстой видит в природе начало вечной жизни. Небо Аустерлица в «Войне и мире» - символ мудрости и космического покоя.
Сегодня мы можем представить природу в прошлом только благодаря пленительным пейзажам наших классиков.
Было бы неверным сказать, что между природой и человеком существовала полная гармония и наши классики воспевали только всё гармоническое. . Так, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» человек предстаёт как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель: По корням упругим топор застучал,//И пали без жизни питомцы столетий…А завершается стихотворение и вовсе страшной картиной «И ныне всё дико и пусто кругом…» Это закономерный итог вражды человека с природой. И в этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его.
Литература 20 века
Тема взаимоотношений человека с миром природы ( Л.Андреев «Кусака», Ю.М.Нагибин «Старая черепаха», А.Я.Яшин «Кулик», «Покормите птиц зимой» и др.) помогает понять простую истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира, необходимо полное осознание бережного отношения ко всему живому.
Восстановим гармонию между человеком и природой!
Ко всем урокам, посвящённым теме природы в художественном произведении, подходят бессмертные слова М.М.Пришвина: «Я понимаю природу как зеркало души человека. И птице, и дереву, и облаку, и траве только человек даёт свой образ и смысл. Ибо если из природы уйдут птицы и звери, и бабочки, и растения, то уйдёт поэзия, уйдём и мы»
Р.Рождественский. «В музее естествознания»
До теперешней нашей Земли, До ее дождей и метелей Бронтозавры не доползли, Птеродактили не долетели.
Это – личная их беда, За нее никто не в ответе. Заблудились, пошли не туда. Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит, Ветвь – направо и ветвь – налево. Человек разумный сидит На вершине этого древа.
Он – мыслитель. Он хмурит лоб. Человека идея гложет: Хочет что-то придумать, чтоб Самого себя уничтожить.
Он подпер подбородок рукой – Вождь прогресса, краса и гордость... Он – придумает! Он – такой! Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
А над ним проносится век. Повороты. Круговороты... Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?!
Сформулируйте проблемы, поставленные в стихотворении и следующем четверостишии:
Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди, так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести.
На многое смотрели и... не видели
Внимательно прочтите это четверостишие, найдите в нем ключевые слова. Какое понятие они объединяют?
- Как вы понимаете, что такое “нравственность»?
Выводы.
Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь.
Нравственный критерий современных авторов во многом связан с жизнью природы и определяется отношением к ней.
В художественных произведениях и публицистических выступлениях писателей всё чаще стала звучать тревога по поводу и нравственных, и экономических потерь, к которым приводит научно-технический прогресс
А. Твардовский одним из первых обратил внимание на диалектику взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде:
В природе шагу не ступить
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг.
Роман «Русский лес» открыл «художественную»экологию
Ощущение тревоги за судьбу русского леса усиливается от сцены к сцене, картины утрат, которые несёт человек в результате гибели природы, рисуются суровыми красками: «Лес является единственным, куда по доброте и коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека, чтобы он осуществил здесь тот справедливый плановый порядок, которого она сама осуществить не может»
В 50-60-е годы тема природы стала не только современной – она стала насущной, требующей не просто эстетического восприятия, а необходимых решений, практических действий.
Тема взаимоотношений человека с природой – важнейшая в стихах Николая Рыленкова. Глубокой убеждённостью звучат его строки:
Борьба с природой? Нет, мне страшно слушать это.
Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,
Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй!
Философское осмысление проблемы «Человек и природа» можно отметить в стихах Владимира Солоухина «Жить на земле», «Как выпить солнце». В них звучат тревожные ноты, поэт как будто предупреждает: «В узел связаны нити. Не оборвите!..» ˂ 16 ˃
В эти же годы С .Викулов размышляет в своих стихах о возрастающей грозной опасности для всего живого вокруг нас. Характерны названия его стихотворений: «Монолог природы», «Земля», «Когда-то здесь гуляли дрофы», «Мёртвый лес» и др.
В 70-е годы тревога звучит в стихах Михаила Дудина
Автор обращается к современникам с горьким и суровым словом предостережения: «Мы быстро утратили корни И песен великий запас…», «Мы губили океан и землю И жжём, как лампу, небеса»; «Посмотришь – кровь по жилам стынет: Как это сделать мы могли, Многоэтажные пустыни Из нашей царственной Земли…»
Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.˂ 15 ˃
Будущее Земли в руках людей !
Поэты призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше так жить нельзя.
Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные
Сотрёшь ли, человек?
Безнравственное отношение к природе разрушает самого человека, нравственное - обогащает
Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом «экологии души» является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, экология мира начинается с « экологии души». Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет « грязной «душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.
Высокая нравственность и духовность, основанные на общечеловеческих ценностях ,– самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему
Цель уроков литературы, посвящённых пейзажу в в художественном произведении, - опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни на планете Земля стремительно уменьшается по вине человека, сформировать у учащихся убеждение, что литература не осталась в стороне от экологических проблем,
Выводы
Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.