Презентация к уроку литературы в 8 классе. Презентация содержит биографический материал, сопровождающийся иллюстрациями, рисунками М.Ю.Лермонтова. В презентации также присутствуют сведения о музее Михаила Юрьевича Лермонтова в селе Тарханы. На слайдах размещены фотографии зданий музея, музейной экспозиции. Автор презентации - ученица 8 класса Филиала МБОУ Покровской СОШ "Ольховская основная общеобразовательная школа". Презентация подготовлена под руководством учителя русского языка и литературы Бочковой Татьяны Вячеславовны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Михаил Юрьевич Лермонтов »
Михаил Юрьевич Лермонтов
Автор презентации – ученица 8 класса филиала МБОУ Покровской СОШ «Ольховская ООШ» Семенова Светлана
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы
М. М. Лермонтова (1795—1817 гг.)
Ю. П. Лермонтов (1787—1831 гг.)
Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Воспитание
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием — «Menschen und Leidenschaften» — рассказан раздор между его отцом и бабушкой.
Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.
Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него н е было.
Раннее творчество
В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.С.Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.А.Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А.М.Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."].
Лермонтов. Иллюстрация к стихотворению «Стансы»
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности
М.Врубель. Портрет М.Ю.Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой. 1840 г
В марте 1837 г. Лермонтов, переведен из гвардии в нижегородский драгунский полк, выехал из Петербурга на Кавказ. Началась первая кавказская ссылка Лермонтова. Она была трудным испытанием для поэта, но чрезвычайно расширило диапазон его творческих впечатлений. До конца года Лермонтов объездил всю Кавказскую линию, побывал в горах и центральных областях Грузии. Кавказская ссылка Л. была сокращена благодаря ходатайствам бабушки и влиятельных знакомых. Уже в следующем 1838 г. он возвратился в Петербург. Три с половиной года жизни в столице — 1838— 1841 гг. — были годами его литературной славы.
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.
Сцена из кавказской жизни. Масло.1838 г.
Крестовый перевал. Масло.1837—38 г.
Вид Пятигорска. Масло. 1837 г.
Первая дуэль
16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошел к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.
Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу. Наконец приговор был вынесен и утверждён: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк , воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии.
Вторая дуэль
В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым .
На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.
Н. С. Мартынов.
Акварель Томаса Райта
Дуэль. Перо, чернила. Рисунок М.Ю.Лермонтова
Похороны Лермонтова состоялись 17 июля ( 29 июля ) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить.
Могила М.Ю.Лермонтова в Пятигорске
В апреле 1842 года, останки поэта были перезахоронены в селе Тарханы Пензенской области.
Гроб (ящик из листовой красной меди и медью же запаянный) с прахом М.Ю. Лермонтова, который в апреле 1842 г. был перевезён для захоронения в Тарханы. Входы в подземный склеп, где установлен гроб, находятся справа и слева внутри часовни.
Дом-музей
М.Ю.Лермонтова
В тарханах
В 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной) открыт Государственный музей М.Ю. Лермонтова В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Площадь Лермонтовского музея-заповедника 197,84 га. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова. Фонды музея насчитывают около 29 тыс. ед., из них основного фонда – 14,5 тыс. ед.
Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту: картина работы М.Ю. Лермонтова "Кавказский вид близ селения Сиони", его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, альбом, а также фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки, кресла, комод из барского дома и т.д.
В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).
" Тарханы" — богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.
Одновременно "Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...
С 1971 г. в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники, на которых в разные годы побывали Владимир Солоухин, Сергей Баруздин, Виктор Боков, Андрей Дементьев, Римма Казакова, Валентин Распутин, Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Лариса Васильева, Ираклий Андронников, Борис Можаев, Сергей Залыгин, Николай Доризо, Валентин Берестов, Анатолий Алексин, Егор Исаев, Михаил Ножкин, Фазиль Искандер, Анатолий Приставкин, Иосиф Кобзон и др.
В программу праздников непременно входит организация показа возрожденных промыслов, базаров, на которых продаются предметы, изготовленные умельцами, а также демонстрируется и сам процесс изготовления горшков, лаптей, корзин, кружев и т.д. Это дает стимул к развитию ремесел. Неотъемлемой частью праздников являются народные гулянья: многие посетители принимают участие в разыгрываемых фольклорными коллективами действах.
Самое же замечательное для праздника – тысячи людей вновь слышат живое слово поэта в исполнении лучших актеров страны. И здесь, на священной тарханской земле, оно воспринимается по-особому, слышится звучнее и ярче.