Родился7 июля 1894 года (или 93 - мнения мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае не раньше). Родина-село Багдады, Кутаисская губерния, Грузия.
1906-й ГОД. Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья . Двинулись в Москву . Зачем? Даже знакомых не было.
1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков).
1911 год. Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества : единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.
1903
Скрипка и немножко нервно
«Автопортрет» Маяковского
В ранних стихах видны активные поиски необычных форм, образов, метафор: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Ночь», «Утро», «Из улицы в улицу»…
ИЗ УЛИЦЫ В УЛИЦУ
У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез-
че.
Че-
рез
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы.
УТРО
Угрюмый дождь скосил глаза.
А за
решеткой
четкой
железной мысли проводов -
перина.
И на
нее
встающих звезд
легко оперлись ноги…
Голос Маяковского
«Нате!»*,«Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн здоровью»,«Гимн обеду»*,«Гимн взятке»,«Гимн критику», «Теплое слово кое-каким порокам», «Внимательное отношение к взяточникам»
«Война объявлена», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», «К ответу»
«Вам!»
«Мама и убитый немцами вечер»
Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.
«Хорошее отношение к лошадям»*,
«Лиличка! (вместо письма)»*,
«Скрипка и немножко нервно»*,
«Пустяки у Оки»,
«Тучкины штучки»,
«Гейнеобразное».
«Великолепные нелепости»,
«Военно-морская любовь»,
«Отношение к барышне »,
Я люблю зверьё.
Увидишь собачонку –
тут у булочной одна –
сплошная плешь, –
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта, Пели будто: — Гриб. Грабь.Гроб.Груб.- Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу . глаза лошадиные…
Улица опрокинулась, течет по-своему…
Подошел и вижу — За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти…
И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы сих плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Может быть,— старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая,стала в стойло. И всё ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило
РАДОСТНЕЙШАЯ ДАТА
Июль 1915-го года. Знакомлюсь с Л. Ю. и О. М. Бриками.
Лиля Брик навсегда осталась главной музой и любимой женщиной поэта
Лучшее произведение раннего
Маяковского было написано
в 1914 –1915 годах.
По содержанию поэма
стала манифестом
в условиях крушения старого мира.
Маяковский не принимает буржуазный
мир и провозглашает четыре отрицания:
«Долой вашу любовь»,
«Долой ваше искусство»,
«Долой ваш строй»,
«Долой вашу религию» —четыре крика четырех частей.
Первое, что бросается в глаза, — необычность названия. Почему Маяковский выбирает именно такое странное название? Первоначальное название поэмы было изменено цензурой. В одном из своих выступлений Маяковский говорил: «Оно («Облако в штанах») сначала называлось «Тринадцатый апостол». Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в коем случае, что это меня никак не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили — как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите —- буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».
1917 год принял восторженно: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось. Начинают заседать».
Неприятие старого мира, давняя борьба за новые
лит. формы соединились у Маяковского в его вере в социальную революцию как воплощение будущей
справедливости и счастья.Он работал над плакатами в "Окнах РОСТА",играл в кино("Барышня и хулиган"),создал группу (Левый фронт искусств - ЛЕФ), писал пьесы, рекламные стихи, поэмы,участвуя в создании новой действительности.
плакаты Маяковского
Товарищи девочки, товарищи мальчики!
Требуйте у мамы
эти мячики.
Вспомните -
у вас оборвались
обои в комнате.
Нечего
стоять разиней.
Новые купите
у нас в магазине.
«О дряни»*,«Стих не про дрянь, а про дрянцо…», «Даёшь изячную жизнь»…
Мещанство - психология и идеология мещанина, характеризующиеся мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором.
Бюрократизм – формализм в ведении дел, пренебрежение существом дела ради соблюдения формальностей; канцелярщина, волокита.
«Хулиган»,«Хулиганщина»*,«Бей белых и зелёных», «Выволакивайте будущее»
«Любовь», «Маруся отравилась»
Хулиганщина
Только солнце усядется, канув
За опустевшие фабричные стройки,
Стонут окраины от хулиганов
Вроде вот этой милой тройки.
Человек пройдёт и… – марш поодаль.
Таким попадись – ежовые лапочки!
От них не проезда, от них ни прохода
Не женщине, не мужчине, не электрической лампочке.
«Мадамочка, стой! Провожу немножко…»
«Клуб? Почему? … Ломай стулья!»
«Он возражает? – в лопатку ножиком!
Зубы им вычти! Помножь им скулья!»
Гудят в башке пивные пары,
Тощая мысль самогоном смята.
И в воздухе даже не топоры,
а целые небоскрёбы стоэтажного мата.
Рабочий! Этим ли кровь наших жил?
Наши дочки этим разве?
Пока не поздно, конец положи
Этой горланной и грязной язве.
С 1922 года Маяковский много ездит по стране и за рубеж, называя себя «полпредом стиха». Успех грандиозный: залы в столице и в провинции ломились от публики . «Стихи о советском паспорте»*
«...Продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж, Ростов, Тифлис, Берлин, Казань, Свердловск, Тула, Прага, Ленинград, Москва, Воронеж, Ялта, Евпатория, Вятка, Уфа и т.д., и т.д., и т.д..»
Рисунки Маяковского
«150 000 000 » (1919–1920), «Люблю» (1922) , «Про это » (1923)
Самые значительные поэмы Маяковского: «Владимир Ильич Ленин » (1924) и «Хорошо!» (1927)
Маяковский считал «Хорошо!» такой же программной для себя поэмой, как «Облако в штанах». (Кстати, впоследствии он намеревался написать поэму «Плохо». Но не написал.) Программность поэмы «Хорошо!» заключается даже не в том, что Маяковский описал все события советского десятилетия, а в том, что он дал сжатую формулу своего творчества:
Это было
с бойцами,
или страной, или
в сердце
было
в моем.
«Мистерия-буфф» (1918) пьеса, которая «впервые в песнопение революционной мистерии переложила будни».
В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьесы «Клоп» (1928 , 1-я пост. – 1929) и «Баня» (1929 , 1-я пост. – 1930) написаны для театра Мейерхольда. Они сочетают сатирическое изображение действительности 1920-х с развитием излюбленного мотива Маяковского – воскрешения
ипутешествия
в будущее.
«Мистерия-буфф» - семь пар чистых и семь пар нечистых
Мейерхольд понимал: драматургия Маяковского, которую сам
автор называл публицистической, — это не просто яркая сатира.
Это принципиально новые требования к театру: иной тип диалога,
пластики, композиции, всего сценического существования .
В феврале 1930г. Маяковский вступает в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), за что многие его литературные соратники порвали с ним отношения. В эти же дни открылась выставка "20 лет работы Маяковского", не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта.
Трудной и неустроенной оставалась и личная жизнь поэта. Самочувствие и настроение Маяковского весной 1930 резко ухудшилось.
14 апреля Маяковский застрелился.
Предсмертная записка Владимира Маяковского
15 апреля 1930 г. в газетах вместе с сообщением о самоубийстве появилось и предсмертное письмо Маяковского. Поэт два дня носил его в кармане, прежде чем решиться на задуманное.
Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят-
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир М а я к о в с к и й.
12/ IV -30 г.
Вероника Витольдовна Полонская
Задание для студентов
Прочтите информацию слайда.
Спишите со слайда заголовки и всё, что написано белым шрифтом.
Выучите наизусть одно из подчеркнутых и выделенных звездочкой * стихотворений.