kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Литература Серебряного века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к обзорной лекции по литературе Серебряного века в 11 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Серебряный век»

Литература Серебряного века Обзорная лекция  для 11 класса

Литература Серебряного века

Обзорная лекция

для 11 класса

Содержание лекции: 1. Историческая ситуация в России рубежа XIX-XX веков. 2. Русская литература на рубеже веков. 3. Яркие представители Серебряного века. А). Традиции реализма XIX века и неореализм XX века. Б). Символизм и его представители. В).Представители акмеизма. Г). Футуристы. Д).Неокрестьянские поэты. Е). Писатели, не входившие в литературные группы.

Содержание лекции:

1. Историческая ситуация в России рубежа XIX-XX веков.

2. Русская литература на рубеже веков.

3. Яркие представители Серебряного века.

А). Традиции реализма XIX века и неореализм XX века.

Б). Символизм и его представители.

В).Представители акмеизма.

Г). Футуристы.

Д).Неокрестьянские поэты.

Е). Писатели, не входившие в литературные группы.

Новые понятия:

Новые понятия:

  • Серебряный век
  • Декаданс
  • Неореализм
  • Модернизм
  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм
  • Неокрестьянская поэзия
  • Имажинизм
  • Партийная литература
Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил! Ф.И.Тютчев

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был –

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

Ф.И.Тютчев

Историко-культурная ситуация в России рубежа веков

Историко-культурная ситуация в России рубежа веков

  • Сильная позиция на мировом рынке
  • Сильная позиция на мировом рынке
  • Непоследовательно проводимые властью реформы
  • Раскол между интеллигенцией и властью, интеллигенцией и церковью, интеллигенцией и народом
  • Революции, войны.
  • Размах деятельности образованных купеческих семей
  • Культурный расцвет
Рождённые в года глухие Пути не помнят своего. Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего. А.А.Блок

Рождённые в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

А.А.Блок

Серебряный век – эпоха наивысшего расцвета русской культуры рубежа веков (по аналогии с «золотым», XIX , веком). Термин ввёл Н.А.Оцуп в 1933г. в журнале «Числа». Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
  • Серебряный век – эпоха наивысшего расцвета русской культуры рубежа веков (по аналогии с «золотым», XIX , веком). Термин ввёл Н.А.Оцуп в 1933г. в журнале «Числа».
  • Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

К.Д.Бальмонт

Философские основы культуры рубежа веков:

Философские основы культуры рубежа веков:

  • Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге.
  • Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла существования.(Ф.М.Достоевский)
  • Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!» (М.Горький)
  • Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением». (Александр Блок).
  • Философия Ф.Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке».(А.Белый)
  • Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее перспектива человечества, которое обретёт смысл своего существования без Бога: «Бог умер».
Живопись рубежа веков В.Серов «Похищение Европы» М.Врубель «Сидящий Демон» М.Нестеров «На земле покой»

Живопись рубежа веков

В.Серов

«Похищение

Европы»

М.Врубель

«Сидящий Демон»

М.Нестеров

«На земле покой»

Направления в литературе реализм модернизм имажинизм футуризм акмеизм символизм

Направления

в литературе

реализм

модернизм

имажинизм

футуризм

акмеизм

символизм

Идейные основы реализма и модернизма Идейный фундамент реализма Истина Философия модернизма н. XX в. Едина,добро побеждает зло,Бог одолевает дьявола. Герой Ищущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра, любви. Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла. Высшие ценности Сложный, противоречивый,выделяющийся из остального мира, часто противостоящий ему. Духовные, христианские идеалы Цель искусства Гармонизация жизни Личность в её многообразии Выражение себя и своего понимания мира и человека.

Идейные основы реализма и модернизма

Идейный фундамент реализма

Истина

Философия модернизма н. XX в.

Едина,добро побеждает зло,Бог одолевает дьявола.

Герой

Ищущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра, любви.

Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла.

Высшие ценности

Сложный, противоречивый,выделяющийся из остального мира, часто противостоящий ему.

Духовные, христианские идеалы

Цель искусства

Гармонизация жизни

Личность в её многообразии

Выражение себя и своего понимания мира и человека.

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми Толстой Лев Николаевич 1828-1910 Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых литературы. Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя. Историзм : искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало. Традиционализм  – духовная и эстетическая связь с заветами классики. Чехов Антон Павлович 1860-1904

Основополагающие принципы старых реалистов, принятые новыми

Толстой

Лев

Николаевич

1828-1910

  • Демократизм – неприятие элитарной, понятной лишь «кучке»посвящённых литературы.
  • Вкус к общественности – осознание общественной роли и ответственности писателя.
  • Историзм : искусство есть отражение эпохи, его правдивое зеркало.
  • Традиционализм – духовная и эстетическая связь с заветами классики.

Чехов

Антон

Павлович

1860-1904

Писатели - реалисты Куприн Александр Иванович 1870-1938 Бунин Иван Алексеевич 1870-1953 Вересаев Викентий Викентьевич 1867-1945 Зайцев Борис Константинович 1881-1972

Писатели - реалисты

Куприн

Александр

Иванович

1870-1938

Бунин

Иван

Алексеевич

1870-1953

Вересаев

Викентий

Викентьевич

1867-1945

Зайцев

Борис

Константинович

1881-1972

Писатели-реалисты Короленко Владимир Галактионович 1853-1921 Максим Горький 1868-1936 Андреев Леонид Николаевич 1871-1919 Замятин Евгений Иванович 1884-1937

Писатели-реалисты

Короленко

Владимир

Галактионович

1853-1921

Максим

Горький

1868-1936

Андреев

Леонид

Николаевич

1871-1919

Замятин

Евгений

Иванович

1884-1937

Модернизм  (от франц. moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.  Символизм  (от греч. symbolon - «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.  Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и  объекта .
  • Модернизм (от франц. moderne- «новейший», «современный») – это новые явления в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.
  • Символизм (от греч. symbolon - «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
  • Экзистенциализм – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип на принцип противопоставления субъекта и объекта .
Старшие символисты Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) Сборник «Русские символисты» (1894) «Создания искусства – приотворённые двери в вечность». Мережковский Дмитрий Сергеевич 1866-1941 Брюсов Валерий Яковлевич 1873-1924

Старшие символисты

  • Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892)
  • Сборник «Русские символисты» (1894)
  • «Создания искусства – приотворённые двери в вечность».

Мережковский

Дмитрий

Сергеевич

1866-1941

Брюсов

Валерий

Яковлевич

1873-1924

Старшие символисты Кузмин Михаил Алексеевич 1875-1936 Гиппиус Зинаида Николаевна 1869-1945 Фёдор Сологуб 1863-1927 Бальмонт Константин Дмитриевич 1867-1942

Старшие символисты

Кузмин

Михаил

Алексеевич

1875-1936

Гиппиус

Зинаида

Николаевна

1869-1945

Фёдор

Сологуб

1863-1927

Бальмонт

Константин Дмитриевич

1867-1942

Младосимволисты Андрей Белый 1880-1934 «Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок) Александр Александрович Блок 1880-1921 Иванов Вячеслав Иванович 1866-1949

Младосимволисты

Андрей

Белый

1880-1934

  • «Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок)

Александр

Александрович

Блок

1880-1921

Иванов

Вячеслав

Иванович

1866-1949

Акмеисты Ахматова Анна Андреевна 1889-1966 Гумилёв Николай Степанович 1886-1921 Мандельштам Осип Эмильевич 1891-1938 Сергей Городецкий 1884-1967

Акмеисты

Ахматова

Анна

Андреевна

1889-1966

Гумилёв

Николай

Степанович

1886-1921

Мандельштам

Осип

Эмильевич

1891-1938

Сергей

Городецкий

1884-1967

Футуристы Бурлюк Давид Давидович 1882-1967 Маяковский Владимир Владимирович 1893-1930 Велимир Хлебников 1885-1922 Игорь Северянин 1887-1941

Футуристы

Бурлюк

Давид

Давидович

1882-1967

Маяковский

Владимир

Владимирович

1893-1930

Велимир

Хлебников

1885-1922

Игорь

Северянин

1887-1941

Неокрестьянские поэты Есенин Сергей Александрович 1895-1925 Мы предутренние тучи,  зори росные весны. Н.Гумилёв Клюев Николай Алексеевич 1884-1937 Орешин Пётр Васильевич 1887-1938

Неокрестьянские поэты

Есенин

Сергей

Александрович

1895-1925

Мы предутренние тучи,

зори росные весны.

Н.Гумилёв

Клюев

Николай

Алексеевич

1884-1937

Орешин

Пётр

Васильевич

1887-1938

Писатели, не входившие в литературные группы Марина Ивановна Цветаева 1892-1941 Максимилиан Александрович Волошин 1877-1932 Владислав Фелицианович Ходасевич 1886-1939 Борис Леонидович  Пастернак 1890-1960

Писатели, не входившие в литературные группы

Марина

Ивановна

Цветаева

1892-1941

Максимилиан

Александрович

Волошин

1877-1932

Владислав

Фелицианович

Ходасевич

1886-1939

Борис

Леонидович

Пастернак

1890-1960

Вопросы:

Вопросы:

  • Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков?
  • Какие философские идеи занимали умы человечества?
  • Кто ввёл определение «Серебряный век»?
  • Какие направления существовали в литературе рубежа веков?
  • Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале XX века?
  • Что обозначает понятие «модернизм»?
  • Что подразумевается под понятием «Партийная литература»?
  • Назовите представителей «Серебряного века».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Литература Серебряного века"

Автор: Дмитриченко Валентина Сергеевна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Литература Серебряного века"
    ["seo_title"] => string(28) "literatura_serebrianogo_veka"
    ["file_id"] => string(6) "534974"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1578569320"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация к уроку литературы "Серебряный век""
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-sieriebrianyi-viek"
    ["file_id"] => string(6) "340295"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1471864604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Методическая разработка с применением информационных технологий "Игра "Что? Где? Когда?" по творчеству поэтов Серебряного века" "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskaia-razrabotka-s-primienieniiem-informatsionnykh-tiekhnologhii-ighra-chto-gdie-koghda-po-tvorchiestvu-poetov-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "171987"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423749417"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "«Русские сезоны». Модернизм в русской культуре конца XIX – начала XX века. Символизм как модернистское направление в литературе «серебряного века» "
    ["seo_title"] => string(156) "russkiie-siezony-modiernizm-v-russkoi-kul-turie-kontsa-xix-nachala-xx-vieka-simvolizm-kak-modiernistskoie-napravlieniie-v-litieraturie-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "217019"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433219920"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок по литературе "Серебряный век русской поэзии""
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-sieriebrianyi-viek-russkoi-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "262981"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449455290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства