Тема урока: «Русские сезоны». Модернизм в русской культуре конца XIX – начала XX века. Символизм как модернистское направление в литературе «серебряного века»
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: знакомство с особенностями модернизма в русской культуре и с символизмом как модернистским направлением
Задачи: 1) освоить теоретический материал темы, узнать и понять новые термины: «серебряный век», «модерн», «модернизм», «символизм», «декадентство»;
2) развивать умения готовить сообщения-презентации на заданную тему и выступать с ними, выполнять анализ стихотворений; отработать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
3) развивать эстетические предпочтения на основе поэтических художественных текстов, произведений изобразительного и музыкального искусства; формировать навыки логического мышления; развивать монологическую речь.
Ход урока
I Постановка цели урока, формирование положительной мотивации урока через проблемный вопрос.
- Ребята, сегодня на уроке мы не ставим себе цель узнать всё о модернизме, это и невозможно сделать за такое короткое время. Наша цель: узнать, увидеть, услышать новое и интересное, проникнуться настроением «серебряного века» и понять значение этого периода не только в истории русской культуры, но и в мировом масштабе. Перед вами картина Сомова «Дама в голубом». Это эпиграф к нашему уроку. Обычно эпиграф – это слова известной личности, но я отступаю сегодня от правила, потому что для модерна, которому мы сегодня посвящаем урок, характерно как раз не следование правилам, а отступление от них. В конце урока, я надеюсь, вы объясните, почему я взяла именно такой эпиграф.
II Вступительное слово учителя c использованием презентации
«Временные рамки «серебряного века» в русской культуре»
III Индивидуальное домашнее задание: сообщение учащегося с использованием презентации: «Картина научно-культурной жизни России конца XIX – начала XX века».
IV Лекция учителя с использованием презентации. Выразительное чтение стихотворений наизусть учащимися.
Чтение наизусть (ученики)
Фёдор Сологуб
Дышу дыханьем ранних рос,
Зарею ландышей невинных:
Вдыхаю влажный запах длинных
Русалочьих волос, —
Отчетливо и тонко
Я вижу каждый волосок;
Я слышу звонкий голосок
Погибшего ребенка.
Она стонала над водой,
Когда её любовник бросил.
Ее любовник молодой
На шею камень ей повесил.
Заслышав шорох в камышах
Его ладьи и скрип от весел,
Она низверглась вся в слезах,
А он еще был буйно весел.
И вот она передо мной,
Все та же, но совсем другая.
Над озаренной глубиной
Качается нагая.
Рукою ветку захватив,
Водою заревою плещет.
Забыла темные пути
В сияньи утреннем, и блещет.
И я дышу дыханьем рос,
Благоуханием невинным,
И влажным запахом пустынным
Русалкиных волос.
Фёдор Сологуб
В тихий вечер, на распутье двух дорог
Я колдунью молодую подстерёг,
И во имя всех проклятых вражьих сил
У колдуньи талисмана я просил.
Предо мной она стояла, чуть жива,
И шептала чародейные слова,
И искала талисмана в тихой мгле,
И нашла багряный камень на земле,
И сказала: «Этот камень ты возьмёшь, —
С ним не бойся, — не захочешь, не умрёшь.
Этот камень все на шее ты носи,
И другого талисмана не проси.
Не для счастья, иль удачи, иль венца, —
Только жить, все жить ты будешь без конца.
Станет скучно, — ты веревку оборвёшь,
Бросишь камень, станешь волен, и умрёшь».
- Как вы видите, в стихотворениях звучит грустная, пессимистическая интонация, автор обращается к мистике (образ русалки в первом стихотворении, таинственный талисман, который герой просит «во имя всех проклятых сил», – во втором), мотив смерти – главный мотив обоих стихотворений.
V - Вы узнали об особенностях модерна, услышали стихотворения поэтов, увидели некоторые работы художников. Подробнее с особенностями живописи модерна вас познакомит сообщение учащихся первой группы.
1 группа. Сообщение-презентация «Модерн в живописи России конца XIX – начала XX века».
VI - «Серебряный век» русской культуры невозможно представить без личности Сергея Дягилева. Об этом подготовила сообщение вторая группа.
2 группа. Сообщение «Русские сезоны» с использованием презентации, показом фильмов (отрывок из оперы «Борис Годунов», танец Анны Павловой, фильм о С. Дягилеве, В. Нижинском, о новаторском значении русского балета и о его роли в мировом искусстве).
VII – Как я уже говорила, слова «модерн» и «мода» родственные. Поэтому мы не могли обойти вниманием моду эпохи модерна.
3 группа. Сообщение-презентация «Модерн в моде»
VIII Слово учителя:
Судьба модерна
Какова же дальнейшая судьба модерна. Умер ли он навсегда. Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо — о нем вспомнили. Он опять понадобился, он опять возродился — пусть в других одеждах, красках и формах — и не столько в живописи, сколько в жизни и быте. Его извлекли из пыльных библиотек и скучных музеев и привели на улицу, на площади, на стадионы рок-концертов. Это сделали «дети-цветы» 60-х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протестом против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.
Модерн возродился в рок-культуре, а рок-культура — это тоже целый мир (которому долго не придавали серьезного значения), это целая «своя культура» внутри другой, чуждой, а часто и враждебной ей. Модерн возродился в одеждах хиппи и рок-музыкантов, в оформлении рок-пластинок, в плакатах рок-концертов. И так же, как в начале века, несмотря на то, что этот неомодерн вышел, на «демократическую улицу», он опять остался в глазах «нормального большинства» чем-то странным, нездешним, не вписывающимся в обыденную жизнь, причудой элитарной группы молодежи (хотя эта элитарная группа, в отличие от групп «денди» начала века, насчитывала миллионы). Вместе с упадком рок-культуры исчезли разноцветные галлюцинации, развеялся дым иллюзий, а с ними ушел, как и в начале века, неомодерн. «Модерн «уснул» подобно спящей царевне до лучших времен, в ожидании тех дней; когда появятся новые «денди», новые «дети-цветы» и захотят вдыхать его терпкий, непривычный, восточный аромат».
IX – Мы составили общее представление о модернизме в России конца ХIХ – начала ХХ. Далее мы увидим особенности символизма как модернистского течения в литературе «серебряного века». Послушайте сообщение, подготовленное четвёртой группой.
4 группа Сообщение-презентация «Символизм как модернистское направление в русской литературе»
Чтение наизусть: Валерий Брюсов «Юному поэту»
X - Как вы поняли, поэты-символисты испытывали большое влияние философии Владимира Соловьёва, поэтому мы должны ознакомиться с основными идеями знаменитого русского философа, которые были чутко восприняты символистами и творчески переосмыслены в их произведениях.
Индивидуальное домашнее задание: сообщение-презентация «Философия Владимира Соловьёва»
ХI Работа в группах: чтение наизусть и анализ стихотворений по предложенному плану
1 группа. Андрей Белый «К ней»
Андрей Белый
К ней
Травы одеты
Перлами.
Где-то приветы
Грустные
Слышу, — приветы
Милые…
Милая, где ты, —
Милая?..
Вечера светы
Ясные, —
Вечера светы
Красные…
Руки воздеты:
Жду тебя…
Милая, где ты, —
Милая?
Руки воздеты:
Жду тебя
В струях Леты,
Смытую
Бледными Леты
Струями…
Милая, где ты, —
Милая?
Задания:
1)Какой приём организации композиции стихотворения использует поэт? С какой целью?
2) Выпишите цепочку слов, показывающих действия лирического героя? Какое состояние она передаёт?
3) Какой образ автором взят из античной мифологии? С какой целью?
4) Проанализируйте звуковую организацию стихотворения.
2 группа. Александр Блок «Вхожу я в тёмные храмы»
Задания:
Соотносится ли это стихотворение с философией Владимира Соловьёва?
Выпишите цепочку слов, обозначающих действия лирического героя? О каком отношении к Прекрасной Даме «говорит» эта цепочка?
3) Проанализируйте звуковую организацию стихотворения.
3 группа. Андрей Белый «Душа мира»
Задания:
Андрей Белый
Душа мира
Вечной
тучкой несется,
улыбкой
беспечной,
улыбкой зыбкой
смеется.
Грядой серебристой
летит над водою -
- лучисто-
волнистой
грядою.
Чистая,
словно мир,
вся лучистая -
золотая заря,
мировая душа.
За тобой бежишь,
весь
горя,
как на пир,
как на пир
спеша.
Травой шелестишь:
"Я здесь,
где цветы...
Мир
вам..."
И бежишь,
как на пир,
но ты -
Там...
Пронесясь
ветерком,
ты зелень чуть тронешь,
ты пахнёшь
холодком
и, смеясь,
вмиг
в лазури утонешь,
улетишь на крыльях стрекозовых.
С гвоздик
малиновых,
с бледно-розовых
кашек -
ты рубиновых
гонишь букашек.
1902
Задания:
Какое настроение звучит в стихотворении?
Как герой ощущает Душу мира? Звучит ли в стихотворении идея двоемирия?
Какова цветопись и звукопись стихотворения?
Цветопись: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звукопись:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 группа. Александр Блок «Предчувствую Тебя»
Задания:
Выпишите слова, раскрывающие настроение, эмоциональное состояние лирического героя. Какие слова повторялись? Почему? Какие фразы также повторялись в стихотворении? Почему?
2) В чём состоит необычность смысла первой строки?
Как вы объясните эпиграф стихотворения?
Вывод:
- Выполняя анализ стихотворений, мы увидели основные особенности поэтики символистов. В стихотворениях звучит идея двоемирия. Есть мир реальный, к которому принадлежит лирический герой, но этот мир для него лишён смысла, герой устремлён к другому миру, но достичь его не может. Другой мир – это мир гармонии и красоты, поэты связывают его с неким образом, который называют по-разному: Душа мира, Прекрасная Дама. Мы видим, что поэзия символистов идейно связана с философией Владимира Соловьёва. Особую красоту поэзии символистов придаёт музыкальность стиха, которая поэты достигают, используя разные приёмы: аллитерацию, повтор слов и фраз, анафору, эпифору.
ХII Подведение итогов урока
- Сегодня на уроке мы постарались узнать новое о модернизме в русской культуре конца ХIХ – начала ХХ века, мы увидели картины художников разных направлений, прослушали отрывки музыкальных произведений, мы читали и анализировали стихотворения поэтов-символистов. В конце урока мы послушаем ещё одно стихотворение Фёдора Сологуба, а потом, как мне кажется, вы объясните, почему эпиграфом к нашему уроку стала картина Сомова «Дама в голубом».
Фёдор Сологуб
Ты печально мерцала
Между ярких подруг,
И одна не вступала
В их пленительный круг.
Незаметная людям,
Ты открылась лишь мне,
И встречаться мы будем
В голубой тишине,
И молчание ночи
Навсегда полюбя,
Я бессонные очи
Устремлю на тебя.
Ты без слов мне расскажешь,
Чем и как ты живёшь,
И тоску мою свяжешь,
И печали сожжёшь.
12