kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Русские сезоны». Модернизм в русской культуре конца XIX – начала XX века. Символизм как модернистское направление в литературе «серебряного века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 10 классов. Знакомство с литературной темой невозможно без формирования определённого круга знаний об эпохе, культурном феномене конца XIX - начала XX в. - "серебряном веке" русской культуры, поэтому проведению урока предшествует проектная деятельность учащихся в группах: группы подбирают информацию по определённой тематике и готовят выступление с использованием презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы, 10 класс»

Тема урока: «Русские сезоны». Модернизм в русской культуре конца XIX – начала XX века. Символизм как модернистское направление в литературе «серебряного века»

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: знакомство с особенностями модернизма в русской культуре и с символизмом как модернистским направлением

Задачи: 1) освоить теоретический материал темы, узнать и понять новые термины: «серебряный век», «модерн», «модернизм», «символизм», «декадентство»;

2) развивать умения готовить сообщения-презентации на заданную тему и выступать с ними, выполнять анализ стихотворений; отработать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;

3) развивать эстетические предпочтения на основе поэтических художественных текстов, произведений изобразительного и музыкального искусства; формировать навыки логического мышления; развивать монологическую речь.

Ход урока

I Постановка цели урока, формирование положительной мотивации урока через проблемный вопрос.

- Ребята, сегодня на уроке мы не ставим себе цель узнать всё о модернизме, это и невозможно сделать за такое короткое время. Наша цель: узнать, увидеть, услышать новое и интересное, проникнуться настроением «серебряного века» и понять значение этого периода не только в истории русской культуры, но и в мировом масштабе. Перед вами картина Сомова «Дама в голубом». Это эпиграф к нашему уроку. Обычно эпиграф – это слова известной личности, но я отступаю сегодня от правила, потому что для модерна, которому мы сегодня посвящаем урок, характерно как раз не следование правилам, а отступление от них. В конце урока, я надеюсь, вы объясните, почему я взяла именно такой эпиграф.

II Вступительное слово учителя c использованием презентации

«Временные рамки «серебряного века» в русской культуре»

III Индивидуальное домашнее задание: сообщение учащегося с использованием презентации: «Картина научно-культурной жизни России конца XIX – начала XX века».

IV Лекция учителя с использованием презентации. Выразительное чтение стихотворений наизусть учащимися.

Чтение наизусть (ученики)

Фёдор Сологуб

Дышу дыханьем ранних рос,

Зарею ландышей невинных:

Вдыхаю влажный запах длинных

Русалочьих волос, —



Отчетливо и тонко

Я вижу каждый волосок;

Я слышу звонкий голосок

Погибшего ребенка.



Она стонала над водой,

Когда её любовник бросил.

Ее любовник молодой

На шею камень ей повесил.



Заслышав шорох в камышах

Его ладьи и скрип от весел,

Она низверглась вся в слезах,

А он еще был буйно весел.



И вот она передо мной,

Все та же, но совсем другая.

Над озаренной глубиной

Качается нагая.



Рукою ветку захватив,

Водою заревою плещет.

Забыла темные пути

В сияньи утреннем, и блещет.



И я дышу дыханьем рос,

Благоуханием невинным,

И влажным запахом пустынным

Русалкиных волос.



Фёдор Сологуб

В тихий вечер, на распутье двух дорог

Я колдунью молодую подстерёг,

И во имя всех проклятых вражьих сил

У колдуньи талисмана я просил.

Предо мной она стояла, чуть жива,

И шептала чародейные слова,

И искала талисмана в тихой мгле,

И нашла багряный камень на земле,

И сказала: «Этот камень ты возьмёшь, —

С ним не бойся, — не захочешь, не умрёшь.

Этот камень все на шее ты носи,

И другого талисмана не проси.

Не для счастья, иль удачи, иль венца, —

Только жить, все жить ты будешь без конца.

Станет скучно, — ты веревку оборвёшь,

Бросишь камень, станешь волен, и умрёшь».

- Как вы видите, в стихотворениях звучит грустная, пессимистическая интонация, автор обращается к мистике (образ русалки в первом стихотворении, таинственный талисман, который герой просит «во имя всех проклятых сил», – во втором), мотив смерти – главный мотив обоих стихотворений.

V - Вы узнали об особенностях модерна, услышали стихотворения поэтов, увидели некоторые работы художников. Подробнее с особенностями живописи модерна вас познакомит сообщение учащихся первой группы.

1 группа. Сообщение-презентация «Модерн в живописи России конца XIX – начала XX века».

VI - «Серебряный век» русской культуры невозможно представить без личности Сергея Дягилева. Об этом подготовила сообщение вторая группа.

2 группа. Сообщение «Русские сезоны» с использованием презентации, показом фильмов (отрывок из оперы «Борис Годунов», танец Анны Павловой, фильм о С. Дягилеве, В. Нижинском, о новаторском значении русского балета и о его роли в мировом искусстве).

VII – Как я уже говорила, слова «модерн» и «мода» родственные. Поэтому мы не могли обойти вниманием моду эпохи модерна.

3 группа. Сообщение-презентация «Модерн в моде»

VIII Слово учителя:

Судьба модерна

Какова же дальнейшая судьба модерна. Умер ли он навсегда. Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо — о нем вспомнили. Он опять понадобился, он опять возродился — пусть в других одеждах, красках и формах — и не столько в живописи, сколько в жизни и быте. Его извлекли из пыльных библиотек и скучных музеев и привели на улицу, на площади, на стадионы рок-концертов. Это сделали «дети-цветы» 60-х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протестом против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.

Модерн возродился в рок-культуре, а рок-культура — это тоже целый мир (которому долго не придавали серьезного значения), это целая «своя культура» внутри другой, чуждой, а часто и враждебной ей. Модерн возродился в одеждах хиппи и рок-музыкантов, в оформлении рок-пластинок, в плакатах рок-концертов. И так же, как в начале века, несмотря на то, что этот неомодерн вышел, на «демократическую улицу», он опять остался в глазах «нормального большинства» чем-то странным, нездешним, не вписывающимся в обыденную жизнь, причудой элитарной группы молодежи (хотя эта элитарная группа, в отличие от групп «денди» начала века, насчитывала миллионы). Вместе с упадком рок-культуры исчезли разноцветные галлюцинации, развеялся дым иллюзий, а с ними ушел, как и в начале века, неомодерн. «Модерн «уснул» подобно спящей царевне до лучших времен, в ожидании тех дней; когда появятся новые «денди», новые «дети-цветы» и захотят вдыхать его терпкий, непривычный, восточный аромат».

IX – Мы составили общее представление о модернизме в России конца ХIХ – начала ХХ. Далее мы увидим особенности символизма как модернистского течения в литературе «серебряного века». Послушайте сообщение, подготовленное четвёртой группой.

4 группа Сообщение-презентация «Символизм как модернистское направление в русской литературе»

Чтение наизусть: Валерий Брюсов «Юному поэту»

X - Как вы поняли, поэты-символисты испытывали большое влияние философии Владимира Соловьёва, поэтому мы должны ознакомиться с основными идеями знаменитого русского философа, которые были чутко восприняты символистами и творчески переосмыслены в их произведениях.

Индивидуальное домашнее задание: сообщение-презентация «Философия Владимира Соловьёва»

ХI Работа в группах: чтение наизусть и анализ стихотворений по предложенному плану

1 группа. Андрей Белый «К ней»

Андрей Белый

К ней

Травы одеты

Перлами.

Где-то приветы

Грустные

Слышу, — приветы

Милые…

Милая, где ты, —

Милая?..



Вечера светы

Ясные, —

Вечера светы

Красные…

Руки воздеты:

Жду тебя…

Милая, где ты, —

Милая?

Руки воздеты:

Жду тебя

В струях Леты,

Смытую

Бледными Леты

Струями…

Милая, где ты, —

Милая?

Задания:

1)Какой приём организации композиции стихотворения использует поэт? С какой целью?

2) Выпишите цепочку слов, показывающих действия лирического героя? Какое состояние она передаёт?

3) Какой образ автором взят из античной мифологии? С какой целью?

4) Проанализируйте звуковую организацию стихотворения.

2 группа. Александр Блок «Вхожу я в тёмные храмы»

Задания:

  1. Соотносится ли это стихотворение с философией Владимира Соловьёва?

  2. Выпишите цепочку слов, обозначающих действия лирического героя? О каком отношении к Прекрасной Даме «говорит» эта цепочка?

3) Проанализируйте звуковую организацию стихотворения.

3 группа. Андрей Белый «Душа мира»

Задания:

Андрей Белый

Душа мира

Вечной

тучкой несется,

улыбкой

беспечной,

улыбкой зыбкой

смеется.

Грядой серебристой

летит над водою -

- лучисто-

волнистой

грядою.



Чистая,

словно мир,

вся лучистая -

золотая заря,

мировая душа.

За тобой бежишь,

весь

горя,

как на пир,

как на пир

спеша.

Травой шелестишь:

"Я здесь,

где цветы...

Мир

вам..."

И бежишь,

как на пир,

но ты -

Там...

Пронесясь

ветерком,

ты зелень чуть тронешь,

ты пахнёшь

холодком

и, смеясь,

вмиг

в лазури утонешь,

улетишь на крыльях стрекозовых.

С гвоздик

малиновых,

с бледно-розовых

кашек -

ты рубиновых

гонишь букашек.

1902

Задания:

  1. Какое настроение звучит в стихотворении?

  2. Как герой ощущает Душу мира? Звучит ли в стихотворении идея двоемирия?

  3. Какова цветопись и звукопись стихотворения?

Цветопись: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звукопись:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа. Александр Блок «Предчувствую Тебя»

Задания:

  1. Выпишите слова, раскрывающие настроение, эмоциональное состояние лирического героя. Какие слова повторялись? Почему? Какие фразы также повторялись в стихотворении? Почему?

2) В чём состоит необычность смысла первой строки?

  1. Как вы объясните эпиграф стихотворения?

Вывод:

- Выполняя анализ стихотворений, мы увидели основные особенности поэтики символистов. В стихотворениях звучит идея двоемирия. Есть мир реальный, к которому принадлежит лирический герой, но этот мир для него лишён смысла, герой устремлён к другому миру, но достичь его не может. Другой мир – это мир гармонии и красоты, поэты связывают его с неким образом, который называют по-разному: Душа мира, Прекрасная Дама. Мы видим, что поэзия символистов идейно связана с философией Владимира Соловьёва. Особую красоту поэзии символистов придаёт музыкальность стиха, которая поэты достигают, используя разные приёмы: аллитерацию, повтор слов и фраз, анафору, эпифору.

ХII Подведение итогов урока

- Сегодня на уроке мы постарались узнать новое о модернизме в русской культуре конца ХIХ – начала ХХ века, мы увидели картины художников разных направлений, прослушали отрывки музыкальных произведений, мы читали и анализировали стихотворения поэтов-символистов. В конце урока мы послушаем ещё одно стихотворение Фёдора Сологуба, а потом, как мне кажется, вы объясните, почему эпиграфом к нашему уроку стала картина Сомова «Дама в голубом».

Фёдор Сологуб

Ты печально мерцала

Между ярких подруг,

И одна не вступала

В их пленительный круг.



Незаметная людям,

Ты открылась лишь мне,

И встречаться мы будем

В голубой тишине,



И молчание ночи

Навсегда полюбя,

Я бессонные очи

Устремлю на тебя.



Ты без слов мне расскажешь,

Чем и как ты живёшь,

И тоску мою свяжешь,

И печали сожжёшь.



























































12


Просмотр содержимого презентации
«Серебряный век»

Модернизм в русской культуре конца XIX – начала ХХ века. Символизм как модернистское направление в литературе «серебряного века»

Модернизм в русской культуре конца XIX – начала ХХ века. Символизм как модернистское направление в литературе «серебряного века»

Серебряный век Период в истории русской культуры с 1890-х по начало 1920-х годов.

Серебряный век

Период в истории русской культуры с 1890-х по начало 1920-х годов.

Н.А. Оцуп С.К. Маковский

Н.А. Оцуп

С.К. Маковский

Границы Серебряного века Начало Зарождение символизма Завершение 1921 – год смерти А. Блока и Н.С. Гумилёва

Границы Серебряного века

Начало

Зарождение

символизма

Завершение

1921 – год смерти

А. Блока и

Н.С. Гумилёва

Fin de siecle – Конец века

Fin de siecle – Конец века

Нижняя граница периода 1881 – 1892 гг Дмитрий Мережковский

Нижняя граница периода

1881 – 1892 гг

Дмитрий Мережковский

Верхняя граница периода 1913 – 1922 гг

Верхняя граница периода

1913 – 1922 гг

Начало плановых репрессий, высылка писателей, философов, ученых…

Начало плановых репрессий, высылка писателей, философов, ученых…

Просмотр содержимого презентации
«Эпоха рубежа веков в России»

Просмотр содержимого презентации
«2 Русские сезоны»

НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ВОЛШЕБСТВО

НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ВОЛШЕБСТВО "РУССКИХ СЕЗОНОВ"

Я берусь показать им настоящую Россию  С.П. Дягилев

Я берусь показать им настоящую Россию С.П. Дягилев

С.П. Дягилев

С.П. Дягилев

«Русские сезоны»

«Русские сезоны»

«Борис Годунов» c участием Ф.И. Шаляпина

«Борис Годунов»

c участием Ф.И. Шаляпина

Как писала газета «Либерте» на другой день после премьеры, «опера «Борис Годунов» обладает такой же (как у Шекспира) интенсивностью изображения прошлого, всеобъемлющим универсализмом, реализмом, насыщенностью, глубиной, волнующей беспощадностью чувств, живописностью и тем же единством трагического и комического, той же высшей человечностью».

Как писала газета «Либерте» на другой день после премьеры, «опера «Борис Годунов» обладает такой же (как у Шекспира) интенсивностью изображения прошлого, всеобъемлющим универсализмом, реализмом, насыщенностью, глубиной, волнующей беспощадностью чувств, живописностью и тем же единством трагического и комического, той же высшей человечностью».

«В конце концов самое сильное подавляющее впечатление оставляет поразительный, никогда еще не слышанный хор, который более всего ставит границу между оперной труппой Дягилева и всеми другими, какие когда-либо слышали в Лондоне», - писала лондонская «Таймс».

«В конце концов самое сильное подавляющее впечатление оставляет поразительный, никогда еще не слышанный хор, который более всего ставит границу между оперной труппой Дягилева и всеми другими, какие когда-либо слышали в Лондоне», - писала лондонская «Таймс».

Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский

Анна Павлова

Анна Павлова

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина

«Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно».  Сергей Дягилев

«Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно».

Сергей Дягилев

С Федор Стравинский

С

Федор Стравинский

«Жар-Птица» Чудо восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами.

«Жар-Птица»

Чудо восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами.

Михаил Фокин Серж Лифарь

Михаил Фокин Серж Лифарь

Леонид Мясин Джордж Баланчин

Леонид Мясин Джордж Баланчин

Александр Бенуа

Александр Бенуа

Коко Шанель
  • Коко Шанель
«Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние на протяжении двадцати сезонов – подвиг». С.Л. Григорьев

«Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние на протяжении двадцати сезонов – подвиг».

С.Л. Григорьев

Просмотр содержимого презентации
«3 Мода»

Стиль модерн  в моде

Стиль модерн в моде

Стиль модерн в одежде (в переводе с английского означает «современный») появился в Европе в конце девятнадцатого века. Пришел он на смену пышным, нарядным и огромным платьям. Своим появлением характеризировал начало новой эры, переход к чему-то новому и современному.

Стиль модерн в одежде (в переводе с английского означает «современный») появился в Европе в конце девятнадцатого века. Пришел он на смену пышным, нарядным и огромным платьям. Своим появлением характеризировал начало новой эры, переход к чему-то новому и современному.

Считается, что первым популяризатором стиля «модерн» является француз Поль Пуаре. Кутюрье часто бывал в артистических кругах Парижа, работал со многими художниками эпохи. Именно из работ известных французских художников, которых Поль Пуаре коллекционировал, он и черпал свое вдохновение для создания своих собственных коллекций.

Считается, что первым популяризатором стиля «модерн» является француз Поль Пуаре. Кутюрье часто бывал в артистических кругах Парижа, работал со многими художниками эпохи. Именно из работ известных французских художников, которых Поль Пуаре коллекционировал, он и черпал свое вдохновение для создания своих собственных коллекций.

С 70-х годов девятнадцатого века до сегодняшних дней прочно утвердился мужской костюм: брюки, пиджак, жилетка, шляпа. Впрочем, мужская мода этого стиля этим и ограничивается. За эти года вид мужского костюма практически не изменился, менялась только форма шляпы.

С 70-х годов девятнадцатого века до сегодняшних дней прочно утвердился мужской костюм: брюки, пиджак, жилетка, шляпа. Впрочем, мужская мода этого стиля этим и ограничивается. За эти года вид мужского костюма практически не изменился, менялась только форма шляпы.

Разумеется, в женской одежде выбор был более разнообразным. Создатели нового стиля мечтали о новом искусстве для всех, полагая, что искусство способно изменить общество. Но изначально в искусстве модерна были неразрешимые противоречия: в нем соединялись рациональное и иррациональное, восхищение успехами технического прогресса и боязнь «машинизации» жизни, орнаментальность, «массовое» и «уникальное».

Разумеется, в женской одежде выбор был более разнообразным. Создатели нового стиля мечтали о новом искусстве для всех, полагая, что искусство способно изменить общество. Но изначально в искусстве модерна были неразрешимые противоречия: в нем соединялись рациональное и иррациональное, восхищение успехами технического прогресса и боязнь «машинизации» жизни, орнаментальность, «массовое» и «уникальное».

Для консервативного стиля модерна характерными были стройный силуэт, плавные линии и S-образный корсет. Часто линию талии завышали сзади, и от нее начинался так называемый турнюр, который представлял собой маленький валик со шлейфом.

Для консервативного стиля модерна характерными были стройный силуэт, плавные линии и S-образный корсет. Часто линию талии завышали сзади, и от нее начинался так называемый турнюр, который представлял собой маленький валик со шлейфом.

Со временем сторонники модерна начали отвергать корсет. Они считали, что одежда не должна сковывать движений, а быть более удобной и практичной. Тогда и появилась длинная расклешенная юбка, которая идеально подходила этим требованиям и не посягала на тогдашние нормы морали. С каждым годом длина юбки уменьшалась.

Со временем сторонники модерна начали отвергать корсет. Они считали, что одежда не должна сковывать движений, а быть более удобной и практичной. Тогда и появилась длинная расклешенная юбка, которая идеально подходила этим требованиям и не посягала на тогдашние нормы морали. С каждым годом длина юбки уменьшалась.

В современной моде стиль модерн воплощался в мельчайших деталях – не только в своеобразном крое, но и в тканях и декоре. В начале двадцатого века многие дизайнеры, разрабатывая новые узоры, руководствовались природными мотивами стиля модерн. А оригинальный «цилиндрический» крой платьев и круглые шляпки превращали женское тело в набор геометрических форм, повторявший геометрию работ художников-модернистов.

В современной моде стиль модерн воплощался в мельчайших деталях – не только в своеобразном крое, но и в тканях и декоре. В начале двадцатого века многие дизайнеры, разрабатывая новые узоры, руководствовались природными мотивами стиля модерн. А оригинальный «цилиндрический» крой платьев и круглые шляпки превращали женское тело в набор геометрических форм, повторявший геометрию работ художников-модернистов.

В гардероб деловой женщины обязательно входят вещи модерн. Ведь модели классики и минимализма – это наряды достаточно грубого очертания, а вещи модерна способны придать женственности любому выбранному образу дамы.

В гардероб деловой женщины обязательно входят вещи модерн. Ведь модели классики и минимализма – это наряды достаточно грубого очертания, а вещи модерна способны придать женственности любому выбранному образу дамы.

Модерн на протяжении всей истории стал стилем, которому, прежде всего, присуще изящество. Поэтому и сейчас модельеры часто обращаются к нему, заимствуя некоторые детали или целые образы.

Модерн на протяжении всей истории стал стилем, которому, прежде всего, присуще изящество. Поэтому и сейчас модельеры часто обращаются к нему, заимствуя некоторые детали или целые образы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Одаренко Наталья Хасиповна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 217019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства