Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии более чем 68 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. Именно об этом должен быть разговор на уроке литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фронтовые судьбы песенной лирики»
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Нижнегридинская СОШ»
Полунина Елена Николаевна
Михаил Васильевич Исаковский (1900 – 1973)
Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем – 39-м. Ее появление именно в то время было не случайным. Сгущаются тучи и над нашими западными рубежами. Становится ясно, что защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин в зеленой фуражке. На него смотрят с любовью и надеждой, ему посвящают стих и песни.
Песенные ответы с пограничных застав
Не цветут тут яблони и груши,
Здесь леса прекрасные растут.
Каждый кустик тут бойцу послушен,
И враги границу не пройдут.
Не забыл тебя я , дорогая,
Помню, слышу песенку твою.
И вдали безоблачного края
Я родную землю берегу.
Не забудь и про меня , Катюша,
Про того, кто письма часто шлет,
Про того, кто лес умеет слушать,
Про того, кто счастье бережет.
Не только на трудовом фронте воевала «милая Катюша». Строки , рожденные в народе, утверждают, что они сражались и с оружием в руках:
Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой.
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой.
Завязался рано на рассвете
Жаркий бой, где яблони цвели.
Билась с ярым недругом Катюша
За клочок своей родной земли.
А вот она уже в другой роли:
Катя слово раненому скажет,
Так, что песня в сердце запоет,
Катя раны крепко перевяжет,
На руках из боя унесет.
Ой ты, Катя, девушка родная,
Сто бойцов спасла ты из огня,
Может, завтра, раненых спасая,
Из огня ты вынесешь меня.
«Землянка»
Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба Алексея Суркова.За свою дролгую ллитературную жизнь поэт написал немало песен и стихотворений. Но «Землянка» и сейчас волнует душу и исполнителя, и слушателя . Секрет ее необыкновенного песенного успеха, может быть, как раз в том, чо она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикаии. Это письмо, честное, личное, интимное письмо к любимой женщине.
Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейскихх полков».
Еще до того, как была написана известная теперь всем музыка композитором Константином Листовым, солдаты сами начинали подбирать мелодию к полюбившимся словам. Текст «Землянки» переписывался в записные книжки. А вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавалисьинтонация, отдельные слова, а иногда и целые строчки «Землянки». А затем эти песни, сочиненные солдатами на мотив «Землянки», начали петь.
Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись, - жены и невесты воинов. В ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить любимого. Укрепить его силы:
Слышу голос тоскующий твой,
Слышу песню двухрядки твоей.
Не грусти, мой желанный, родной,
Что-нибудь поиграй веселей.
***
Ветер, вьюга, снега и метель,
Ночь морозная смотрит в окно.
Я б хотела к тебе прилететь,
Не видала тебя я давно.
***
Вижу, как ты усталый сидишь
Над раскрытою картой своей,
И огонь все в печурке горит,
Но холодная ночь все темней.
***
Не грусти, не печалься, родной,
Пусть огонь не погаснет в груди -
Я в холодной землянке с тобой,
И победа нас ждет впереди.
Одной их первых песен Великой отечественной войны стала та, первую строфу которой и сегодня знают многие:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
Удивительно, но эта песня не марш, и пелась она под мелодию…вальса. Да, первая лирическая военная песня сочиена на мелодию ставшего популярным буквально накануне сентиментального вальса «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова Я. Галицкого). Да и незатейливый сюжет любовной песенки получает свое продолжение, свое развитие теперь уже военной , фронтовой песне:
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора.
Я уезжаю, быть обещаю
Верным тебе до конца.
Война продолжалась, и появлялись все новые и новые песни на мелодию известного вальса. Пожалуй, чаще всего героиня таких песен - девушка, сменившая синий платочек на петлицы бойца санитарного батальона:
И вот в бою,
Под разрывами мин и гранат
Мелькаешь ты, как птичка,
В синих петличках-
Девушки скромный наряд.
Лирический герой таких песен не столько любуется девушкой в синих петличках, сколко словами песни пытается выразить свою благодарность юной героине, спасшей ему жизнь:
Кончилась схватка на сопке,
Враг отступает вдали.
Ты на коленях, в глубокой воронке
Раны завяжешь мои…
В различных фольклорных архивах хранится бесчисленное множество фронтовых вариантов «Синего платочка», большинство их анонимно. Но есть и авторские песни. Один из авторов – Алексей Михайлович Новиков – в то время воевал на Ленинградском фронте.
В первую зиму к ним в часть приезжала Клавдия Ивановна Шульженко.
Алексей Новиков с другими однополчанами сооружал импровизированные подмостки для выступления артистов в неприспособленном к проведению концертов помещении.
Когда начался концерт, солдаты уже знали, что будет петь Шульженко, и ждали «Синий платочек». И все же произошла неожиданность – нежная, немного манерная песенка звучала по-военному призывно:
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Этот концерт надолго запомнился солдатам. Сильное впечатление произвел он на Алексея Новикова.
«А через некоторое время, когда на фронт стали приходить посылки с «Большой земли» (дело было на Ленинградском фронте) с носками и варежками, сухарями и табаком, - вспоминал Алексей Михайлович, - и мне вручили сверток, точнее – узелок из синей косынки. В узелке был душистый самосад.
В посылку была вложена записка примерного содержания: «Я давно уже не получаю от своего мужа с фронта писем, что с ним – не знаю. Не встречали ли вы его? Может быть , что слышали о нем… Если что знаете о моем муже, то сообщите по адресу…»( в записке были названы фамилия и имя солдата). Адрес, конечно, сейчас забылся , но хорошо помню, что был Урал.
В посылку была вложена записка примерного содержания: «Я давно уже не получаю от своего мужа с фронта писем, что с ним – не знаю. Не встречали ли вы его? Может быть , что слышали о нем… Если что знаете о моем муже, то сообщите по адресу…»( в записке были названы фамилия и имя солдата). Адрес, конечно, сейчас забылся , но хорошо помню, что был Урал.
И посылка, и записка в ней, - продолжал Алексей Михайлович,- сильно растрогали меня. Под их впечатлением и под влииянием выступления Шульженко с ее фронтовым «Синим платочком» я тогда написал свой вариант песни:
Синенький скромный платочек,
В нем табачок-самосад…
С родного Урала нынче прислали
Эту посылочкку – клад.
Порой ночной
Я закурю под сосной.
Дым самосада
В душной блокаде
Милый, далекий, родной.
Кончится зимняя стужа,Силой мы даль проясним.
Выкурим гада
От Ленинграда,
Родины честь отстоим.
И вновь весной
Под знакомой тенистой сосной
Дым самосада
Напомнит блокаду,
А с нею платочек родной.
В этом словесном оформлении мы с товарищами пели «Синенький платочек» под гармошку или баян, - закончил Алексей Михайлович.