kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Детство А. С. Пушкина. Образ няни в лирике поэта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Урок проводится в разделе : "Русские писатели". В ходе урока одним из этапов включена небольшая викторина по сказкам А.С.Пушкина. Сообщение о поэте учащиеся готовят самостоятельно.По поэтическому тексту учащиеся учатся приёмам целостного анализа  лирического произведения. Для наглядности предлагается презентация о биографии поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема: Детство Александра Сергеевича Пушкина. Образ няни в лирике поэта.


Цели:

  • Познакомить учащихся с детскими годами поэта.

  • Изучить образ няни в лирике поэта.

  • Формировать умение анализировать поэтический текст.

  • Обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения.

  • Развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;


1.Организационный момент.

По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.

Поэт не стал далёкой тенью,
Святыней, отданной в музей.
Он шумно празднует рожденье
Среди бесчисленных друзей…

2. Викторина “Что за прелесть эти сказки”
Назовите сказку, из которой взяты эти слова.

1.- Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. (“Сказка о мертвой царевне…”)

2.- Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой. (“Сказка о попе..”)

3.- Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (“Сказка о царе Салтане…”)

4.- Войска идут день и ночь;
Им становится не вмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон. (“Сказка о золотом петушке”)

3. Знакомство с детскими годами поэта.

    • Сообщение Настенко А.



4. Образ няни в лирике Пушкина.

    • Слово учителя

Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы.

Бабушка была «ума светлого и по своему времени образованною». Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.

Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства». Благотворное влияние оказал на впечатлительного мальчика и крепостной Пушкиных, его дядька Никита Тимофеевич Козлов. Они совершали вместе прогулки по Москве и ее окрестностям, посещали достопримечательности древней столицы, народные гуляния.

В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Василий Львович Пушкин. Будущий поэт, по словам его первого биографа П. В.Анненкова, «внимательно прислушивался к их суждениям и разговорам, знал корифеев нашей словесности не по одним произведениям, но и по живому слову...»

Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди и знакомого семьи - сенатора Д. П. Бутурлина - владельца уникального книжного собрания. Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем «дух подражания и авторства». Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера и Вольтера в комедии «Похититель» и в шутливой поэме «Толиада». Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.


    • Ознакомительное чтение стихотворения.


5. Аналитическая беседа по поэтическому тексту.


Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1. Автор и название стихотворения


2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?)

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А) композиция

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…


Строки рисуют…

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие( длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения)

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…


6. Подведение итога урока.


    • Кем являлась Арина Родионовна для А.С. Пушкина?

    • Какие чувства испытывал к ней поэт?

    • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    • Понравился ли вам сегодняшний урок?


7. Домашнее задание.


Приготовить выразительное чтение наизусть «У лукоморья».

















Раздаточный материал для анализа лирического текста.

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1. Автор и название стихотворения


2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?)

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А) композиция

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…


Строки рисуют…

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие( длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения)

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…


Просмотр содержимого презентации
«през-я к уроку»

По-русски говорим мы с детства,  Но волшебство знакомых слов  Мы обретаем, как наследство,  В сиянье пушкинских стихов. Поэт не стал далёкой тенью,  Святыней, отданной в музей.  Он шумно празднует рожденье  Среди бесчисленных друзей… С.Я. Маршак.

По-русски говорим мы с детства, Но волшебство знакомых слов Мы обретаем, как наследство, В сиянье пушкинских стихов.

Поэт не стал далёкой тенью, Святыней, отданной в музей. Он шумно празднует рожденье Среди бесчисленных друзей…

С.Я. Маршак.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». «Сказка о попе и его работнике Балде». « Сказка о царе Салтане, его сыне князе Гвидоне и прекрасной царевне лебеди». «Сказка о золотом петушке».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

«Сказка о попе и его работнике Балде».

« Сказка о царе Салтане, его сыне князе Гвидоне и прекрасной царевне лебеди».

«Сказка о золотом петушке».

Тема: Детство А.С. Пушкина. Образ няни в лирике поэта.

Тема: Детство А.С. Пушкина. Образ няни в лирике поэта.

Запись из метрической книги церкви Богоявления в Елохове: «Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина». Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок. 1800—1802.

Запись из метрической книги церкви Богоявления в Елохове:

«Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».

Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок.

1800—1802.

Родители поэта. Сергей Львович Пушкин Надежда Осиповна Пушкина

Родители поэта.

Сергей Львович Пушкин

Надежда Осиповна Пушкина

Родовое имение.

Родовое имение.

Бабушка А.С. Пушкина. Из воспоминаний бабушки:  «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины…»  Мария Алексеевна Ганнибал

Бабушка А.С. Пушкина.

Из воспоминаний бабушки: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины…»

Мария Алексеевна Ганнибал

Брат Лев. Сестра Ольга.

Брат Лев.

Сестра Ольга.

А.С. Пушкин . Автопортрет в круге. 1817

А.С. Пушкин .

Автопортрет в круге.

1817

Арина Родионовна А.С. Пушкин, 12 лет

Арина Родионовна

А.С. Пушкин, 12 лет

«…в вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой, И надо мной сидела в шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила…» А.С. Пушкин

«…в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила…»

А.С. Пушкин

Анализ стихотворения.

Анализ стихотворения.

  • 1. Тема стихотворения (о чем стихотворение?)
  • 2. Настроение стихотворения.
Анализ стихотворения. 4. Как выражается настроение? А) композиция ( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?) Б) Какие картины вам представляются? В) Как звучит стихотворение?

Анализ стихотворения.

4. Как выражается настроение?

А) композиция

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Как звучит стихотворение?

Анализ стихотворения. 5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? 6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения) 7. Личные впечатления от стихотворения.

Анализ стихотворения.

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения)

7. Личные впечатления от стихотворения.

Подведем итоги.

Подведем итоги.

  • Кем являлась Арина Родионовна для А.С. Пушкина? Какие чувства испытывал к ней поэт? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Кем являлась Арина Родионовна для А.С. Пушкина?
  • Какие чувства испытывал к ней поэт?
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Приготовить выразительное чтение наизусть «У лукоморья».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Детство А. С. Пушкина. Образ няни в лирике поэта"

Автор: Смолякова Тамара Александровна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Литературная композиция "Адресаты лирики Пушкина" "
    ["seo_title"] => string(53) "litieraturnaia-kompozitsiia-adriesaty-liriki-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "109854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405150771"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Вечно живой Пушкин"
    ["seo_title"] => string(21) "vechno_zhivoi_pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "548604"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1588498900"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Презентация " А.С. Пушкин" "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-a-s-pushkin-1"
    ["file_id"] => string(6) "182727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425576663"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин и музыка.""
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-pushkin-i-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "309550"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458819698"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин в мире музыки"."
    ["seo_title"] => string(60) "vnieklassnoiemieropriiatiiepolitieraturiepushkinvmiriemuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "309554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458819926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства