Тема: Детство Александра Сергеевича Пушкина. Образ няни в лирике поэта.
Цели:
Познакомить учащихся с детскими годами поэта.
Изучить образ няни в лирике поэта.
Формировать умение анализировать поэтический текст.
Обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения.
Развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;
1.Организационный момент.
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.
Поэт не стал далёкой тенью,
Святыней, отданной в музей.
Он шумно празднует рожденье
Среди бесчисленных друзей…
2. Викторина “Что за прелесть эти сказки”
Назовите сказку, из которой взяты эти слова.
1.- Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. (“Сказка о мертвой царевне…”)
2.- Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой. (“Сказка о попе..”)
3.- Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (“Сказка о царе Салтане…”)
4.- Войска идут день и ночь;
Им становится не вмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон. (“Сказка о золотом петушке”)
3. Знакомство с детскими годами поэта.
4. Образ няни в лирике Пушкина.
Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы.
Бабушка была «ума светлого и по своему времени образованною». Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.
Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства». Благотворное влияние оказал на впечатлительного мальчика и крепостной Пушкиных, его дядька Никита Тимофеевич Козлов. Они совершали вместе прогулки по Москве и ее окрестностям, посещали достопримечательности древней столицы, народные гуляния.
В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Василий Львович Пушкин. Будущий поэт, по словам его первого биографа П. В.Анненкова, «внимательно прислушивался к их суждениям и разговорам, знал корифеев нашей словесности не по одним произведениям, но и по живому слову...»
Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди и знакомого семьи - сенатора Д. П. Бутурлина - владельца уникального книжного собрания. Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем «дух подражания и авторства». Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера и Вольтера в комедии «Похититель» и в шутливой поэме «Толиада». Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.
5. Аналитическая беседа по поэтическому тексту.
Пункты плана | Примерные речевые конструкции |
1. Автор и название стихотворения | |
2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?) | Стихотворение посвящено… Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается… …поэт изображает… …перед читателем возникает образ… …переданы размышления ( чувства, переживания и т.п.)… автор выражает… …с первых строк… |
3. Настроение стихотворения | В стихотворении… царит …настроение… …пронизано настроением… настроение этого стихотворения… Настроение меняется на протяжении стихотворения… |
4. Как выражается настроение? А) композиция ( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?) Б) Какие картины вам представляются? В) Какие приемы использует автор? ( метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.) Г) Как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы) | Стихотворение можно разделить на ..части… Композиционно стихотворение делится на…части, потому что… Строки рисуют… Мне видится… Для создания настроения автор использует… С помощью … поэт дает нам возможность увидеть… …создают образ… …помогают представить… Звучание стихотворения создает …ритм… Короткие( длинные) строки подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать… |
5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? | Лирический герой этого стихотворения представляется мне… |
6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения) | В стихотворении автор выражает мысль о… Основная мысль стихотворения… Идея произведения… |
7. Личные впечатления от стихотворения. | Читая стихотворение, я восхищался… …я откликался… Меня взволновало… …красота строк… …остаются в памяти… |
6. Подведение итога урока.
Кем являлась Арина Родионовна для А.С. Пушкина?
Какие чувства испытывал к ней поэт?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Понравился ли вам сегодняшний урок?
7. Домашнее задание.
Приготовить выразительное чтение наизусть «У лукоморья».
Раздаточный материал для анализа лирического текста.
Пункты плана | Примерные речевые конструкции |
1. Автор и название стихотворения | |
2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?) | Стихотворение посвящено… Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается… …поэт изображает… …перед читателем возникает образ… …переданы размышления ( чувства, переживания и т.п.)… автор выражает… …с первых строк… |
3. Настроение стихотворения | В стихотворении… царит …настроение… …пронизано настроением… настроение этого стихотворения… Настроение меняется на протяжении стихотворения… |
4. Как выражается настроение? А) композиция ( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?) Б) Какие картины вам представляются? В) Какие приемы использует автор? ( метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.) Г) Как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы) | Стихотворение можно разделить на ..части… Композиционно стихотворение делится на…части, потому что… Строки рисуют… Мне видится… Для создания настроения автор использует… С помощью … поэт дает нам возможность увидеть… …создают образ… …помогают представить… Звучание стихотворения создает …ритм… Короткие( длинные) строки подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать… |
5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? | Лирический герой этого стихотворения представляется мне… |
6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения) | В стихотворении автор выражает мысль о… Основная мысль стихотворения… Идея произведения… |
7. Личные впечатления от стихотворения. | Читая стихотворение, я восхищался… …я откликался… Меня взволновало… …красота строк… …остаются в памяти… |