kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Андрей Платонов "Котлован"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация помогает учителю при общем анализе повести Андрея Платонова "Котлован". здесь представлены издания, в которых выходила повесть, иллюстрации со времен Советов. Сюжет повести. Присутствуют в представленной работе также и элементы работа с самим текстом повести, где учащимся предлагается проанализировать некоторые эпизоды повести. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Андрей Платонов "Котлован"»

Андрей Платонов  «Котлован»   урок литературы в 11 классе, подготовила: учитель русского языка и литературы Некрасова А.В .

Андрей Платонов «Котлован»

урок литературы в 11 классе, подготовила: учитель русского языка и литературы Некрасова А.В .

Реализация грандиозного плана социалистического строительства в

Реализация грандиозного плана социалистического строительства в "Котловане"

Аннотация  В «Котловане» отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация. Герои повести строят город, но стройка стопорится на стадии рытья котлована под его фундамент. В деревне же, подвергнутой «сплошной коллективизации», аналогом «общепролетарского дома» становится «оргдвор», где сбиваются в покорное стадо колхозники, уничтожая раскулаченных крестьян...

Аннотация

В «Котловане» отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация. Герои повести строят город, но стройка стопорится на стадии рытья котлована под его фундамент. В деревне же, подвергнутой «сплошной коллективизации», аналогом «общепролетарского дома» становится «оргдвор», где сбиваются в покорное стадо колхозники, уничтожая раскулаченных крестьян...

Повесть в контексте времени

Повесть в контексте времени

  • Андрей Платонов написал повесть «Котлован» в 1929—1930-х годах.
  • Это были годы великого перелома — сворачивание НЭПа, индустриализация и коллективизация.
  • Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха — сталинская.
Сталин «взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием». (У. Черчилль)

Сталин «взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием». (У. Черчилль)

  • Такая резкая перемена говорит о чрезвычайной важности этого периода русской истории.
  • Многие писатели пытались запечатлеть в слове это время: в СССР одних звали «советскими», а других — «антисоветскими».
После этой эпохи прошло уже более полувека, и беспристрастный судья — время — вынес свой вердикт.  Имена многих советских писателей, которые прославляли партию и Сталина, канули в Лету.  Но в памяти народа сохранились имена двух ярких гениев советской прозы: Шолохова и Платонова.
  • После этой эпохи прошло уже более полувека, и беспристрастный судья — время — вынес свой вердикт.
  • Имена многих советских писателей, которые прославляли партию и Сталина, канули в Лету.
  • Но в памяти народа сохранились имена двух ярких гениев советской прозы: Шолохова и Платонова.
Определите главную задачу Платонова В «Котловане» главной задачей Платонова было показать читателю человека, который всей душой желает построить новую жизнь. Что означает «построить новую жизнь»?

Определите главную задачу Платонова

  • В «Котловане» главной задачей Платонова было показать читателю человека, который всей душой желает построить новую жизнь.

Что означает «построить новую жизнь»?

  • Строительство новой жизни — это прежде всего слом старого.
С этой точки зрения очень интересен язык, которым написана повесть.

С этой точки зрения очень интересен язык, которым написана повесть.

  • Платонов избегает уже ставших стандартными словосочетаний
  • Его литературный язык предельно четок, ясен и при этом весьма колоритен.
Инвалид Жачев говорит, что он пострадал на «капиталистической войне». На какую мысль наводит это простое словосочетание?  Что на этой войне люди гибли и страдали из-за чужих капиталов.  Одновременно под этим понятием могут скрываться  и первая мировая война, и гражданская война, война с капиталом, к тому же, устами Жачева, автор дает понять, что в будущем СССР ожидают «социалистические войны».

Инвалид Жачев говорит, что он пострадал на «капиталистической войне». На какую мысль наводит это простое словосочетание?

  • Что на этой войне люди гибли и страдали из-за чужих капиталов.

Одновременно под этим понятием могут скрываться

и первая мировая война, и гражданская война, война с капиталом, к тому же, устами Жачева, автор дает понять, что в будущем СССР ожидают «социалистические войны».

Описывая своих героев, А. П. Платонов также избегает штампов  Как он говорит о Козлове, который вначале рыл котлован?  Как о человеке «ничтожном всем телом, ком слабости попал в глину с его мутного, однообразного лица»  Весьма необычная характеристика, другой такой во всей русской литературе не найдешь, она тем не менее дает весьма полное представление о персонаже.

Описывая своих героев, А. П. Платонов также избегает штампов

Как он говорит о Козлове, который вначале рыл котлован?

Как о человеке «ничтожном всем телом, ком слабости попал в глину с его мутного, однообразного лица»

Весьма необычная характеристика, другой такой во всей русской литературе не найдешь, она тем не менее дает весьма полное представление о персонаже.

Описание пейзажа, как это делается у Платонова, также нигде более не встретишь У него поле может быть  «усталым» Безлюдную ночь населяют лишь  «вода и ветер» И только  «одни птицы сумели воспеть грусть этого великого вещества,  потому что они летали сверху и им было легче».  Платонов наделяет природу чувствами, но природа «Котлована» грустна и печальна, а люди роют в теле земли котлован для пролетарского дома.

Описание пейзажа, как это делается у Платонова, также нигде более не встретишь

  • У него поле может быть

«усталым»

  • Безлюдную ночь населяют лишь

«вода и ветер»

  • И только

«одни птицы сумели воспеть грусть этого великого вещества,

потому что они летали сверху и им было легче».

Платонов наделяет природу чувствами, но природа «Котлована» грустна и печальна, а люди роют в теле земли котлован для пролетарского дома.

Главный герой повести — пролетарий Вощев Чем он занят? Ищет смысл жизни и существования. Выглядит он усталым, он не имеет  семьи, имущества, а в его вещмешке находятся безделушки, подобранные им по дороге. Как Вощёв относится к своей жизни?  По его мнению, жизнь вне его тела идет автоматически, лишь он пытается найти ее смысл, но от сознания этого Вощев не ощущает особой гордости.

Главный герой повести — пролетарий Вощев

Чем он занят?

Ищет смысл жизни и существования.

Выглядит он усталым, он не имеет

семьи, имущества, а в его вещмешке находятся безделушки, подобранные им по дороге.

Как Вощёв относится к своей жизни?

По его мнению, жизнь вне его тела идет автоматически, лишь он пытается найти ее смысл, но от сознания этого Вощев не ощущает особой гордости.

Образ Жачёва  Что позволяет ему чувствовать себя выше других людей?  Инвалид войны Жачев представляет собой человека, который воевал и был ранен.  Жачев представляет собой типичный образ красноармейца «до мозга костей» — его война еще не окончена, он будет бороться со всеми врагами Советской власти.  Чем живёт калека, получающий пенсию по инвалидности?  Фактически вымогает у других средства к существованию, не выказывая при этом ни малейшего желания работать.

Образ Жачёва

Что позволяет ему чувствовать себя выше других людей?

Инвалид войны Жачев представляет собой человека, который воевал и был ранен.

Жачев представляет собой типичный образ красноармейца «до мозга костей» — его война еще не окончена, он будет бороться со всеми врагами Советской власти.

Чем живёт калека, получающий пенсию по инвалидности?

Фактически вымогает у других средства к существованию, не выказывая при этом ни малейшего желания работать.

В повести представлена также и Советская власть, но не помпезно и триумфально, а обыденно и буднично  Прушевский, Пашкин и Сафронов руководят жизнью пролетариата, но они — всего лишь низшее звено власти.  Как показана в повести более высокая власть?  Более высокая власть в повести никак не показана, что придает «Котловану» более правдоподобный вид.

В повести представлена также и Советская власть, но не помпезно и триумфально, а обыденно и буднично

Прушевский, Пашкин и Сафронов руководят жизнью пролетариата, но они — всего лишь низшее звено власти.

Как показана в повести более высокая власть?

Более высокая власть в повести никак не показана, что придает «Котловану» более правдоподобный вид.

Советская власть обеспечила своим представителям на местах лучшие условия существования, чем для всего остального народа, но все-таки они еще не потеряли контакт с массами. Докажите это.  Прушевский однажды переночевал в бараке с землекопами, а Пашкину приходилось выслушивать угрозы Жачева в свой адрес.

Советская власть обеспечила своим представителям на местах лучшие условия существования, чем для всего остального народа, но все-таки они еще не потеряли контакт с массами. Докажите это.

Прушевский однажды переночевал в бараке с землекопами, а Пашкину приходилось выслушивать угрозы Жачева в свой адрес.

Также в повести показаны крестьяне  Крестьяне , по словам Чигелина,  «сеют хлеб и едят с нами пополам».  В деревне, с помощью активиста, который любил читать директивы сверху, накапливая «энтузиазм, несокрушимость действия», рабочие провели коллективизацию. Проблемы коллективизации блестяще показаны в произведениях Шолохова, но и Платонову удалось с успехом раскрыть эту тему.

Также в повести показаны крестьяне

Крестьяне , по словам Чигелина,

«сеют хлеб и едят с нами пополам».

В деревне, с помощью активиста, который любил читать директивы сверху, накапливая «энтузиазм, несокрушимость действия», рабочие провели коллективизацию. Проблемы коллективизации блестяще показаны в произведениях Шолохова, но и Платонову удалось с успехом раскрыть эту тему.

Образ светлого будущего в повести  Таков мир людей в повести «Котлован», и весь этот мир занят одним делом. Каким?  Строительством светлого будущего.  Символом этого светлого будущего является  Девочка Настя, которую землекопы приютили у себя.  Жачев, Вощев и другие связывают свое будущее с детьми, а Настя, единственный ребенок в повести, кроме безликих пионеров, умирает от болезни.

Образ светлого будущего в повести

Таков мир людей в повести «Котлован», и весь этот мир занят одним делом. Каким?

Строительством светлого будущего.

Символом этого светлого будущего является

Девочка Настя, которую землекопы приютили у себя.

Жачев, Вощев и другие связывают свое будущее с детьми, а Настя, единственный ребенок в повести, кроме безликих пионеров, умирает от болезни.

Смысл названия повести  Все действия повести разворачиваются вокруг чего?  Вокруг котлована, который роют землекопы.  Будет ли он построен? Почему?  По-видимому, он никогда не будет завершен, так как начальство беспрестанно требует его увеличить.

Смысл названия повести

Все действия повести разворачиваются вокруг чего?

Вокруг котлована, который роют землекопы.

Будет ли он построен? Почему?

По-видимому, он никогда не будет завершен, так как начальство беспрестанно требует его увеличить.

Зачем роется котлован?  В будущем доме все хотят укрыться от печалей и невзгод, но у дома нет даже фундамента, а есть лишь котлован, рытье которого должно же будет когда-нибудь завершиться. У пролетария есть желание начать дело, продолжить его, но слишком часто у него нет желания его завершить, что и показывает Андрей Платонов на примере котлована и Вощева. Когда главный герой увидел мертвую Настю, то он спросил себя, «зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?».

Зачем роется котлован?

В будущем доме все хотят укрыться от печалей и невзгод, но у дома нет даже фундамента, а есть лишь котлован, рытье которого должно же будет когда-нибудь завершиться. У пролетария есть желание начать дело, продолжить его, но слишком часто у него нет желания его завершить, что и показывает Андрей Платонов на примере котлована и Вощева. Когда главный герой увидел мертвую Настю, то он спросил себя, «зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?».

Котлованом, рытье которого было завершено, являлась могила для Насти. Ребенок, олицетворяющий светлое будущее, умер, так встает резонный вопрос: для чего котлован, для чего дом, если в нем некому будет жить?

Котлованом, рытье которого было завершено, являлась могила для Насти. Ребенок, олицетворяющий светлое будущее, умер, так встает резонный вопрос: для чего котлован, для чего дом, если в нем некому будет жить?

Значение повести

Значение повести

  • Повесть, написанная в первые годы «великого перелома», раскрыла всю его сущность (коллективизация хозяйств и душ), показала его движущие силы, проблемы и надежды.
  • Андрею Платонову удалось в своеобразной манере и весьма ясно показать людей государства, стремившегося вырваться в мировые лидеры.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Андрей Платонов "Котлован"

Автор: Некрасова Амаля Вачагановна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Повесть А.Платонова "Котлован". Проблемы, аргументы для сочинения ЕГЭ."
    ["seo_title"] => string(73) "poviest_a_platonova_kotlovan_probliemy_arghumienty_dlia_sochinieniia_iege"
    ["file_id"] => string(6) "435852"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509476039"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Идеальное государство и новый человек в советском искусстве  1930 - х годов»."
    ["seo_title"] => string(82) "idieal-noie-ghosudarstvo-i-novyi-chieloviek-v-sovietskom-iskusstvie-1930-kh-ghodov"
    ["file_id"] => string(6) "290098"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454922352"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Идеальное государство и новый человек в советском искусстве  1930 - х годов»."
    ["seo_title"] => string(84) "idieal-noie-ghosudarstvo-i-novyi-chieloviek-v-sovietskom-iskusstvie-1930-kh-ghodov-1"
    ["file_id"] => string(6) "290099"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454922360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства