kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Александр Блок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – это первый урок по изучению творчества А. Блока. На таких уроках важное место принадлежит использованию наглядности: фотографий, репродукций портретов писателей, выполненных разными художниками, иллюстраций к произведениям. Наглядный материал позволяет сопоставить представление о писателе разными людьми, столкнуть разные точки зрения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание работы с презентацией Александр Блок»

Презентация «Александр Блок»


Цель урока: дать яркий личностный и творческий портрет художника, показать его индивидуальность, выявить особенности мировоззрения на различных этапах жизненного пути, понять, как преломляется мировоззрение писателя в творчестве.


Задачи: пробудить желание учащихся глубже познакомиться с жизнью и творчеством поэта, развивать умения анализировать, синтезировать материал, структурировать знания, делать выводы, фиксировать выводы в таблице, воспитывать любовь к искусству, к культурному наследию России.


Данный урок – это первый урок по изучению творчества А. Блока.

На таких уроках важное место принадлежит использованию наглядности: фотографий, репродукций портретов писателей, выполненных разными художниками, иллюстраций к произведениям. Наглядный материал позволяет сопоставить представление о писателе разными людьми, столкнуть разные точки зрения.

Таким образом осуществляются не только межпредметные связи, но и создаются проблемные ситуации, появляется возможность использовать технологию проблемного обучения.

Визуальный ряд и слово учителя воздействуют на эмоции учеников, пробуждают в них эстетические чувства.

Презентация делает урок более интересным и наглядным, процесс обучения более разнообразным, повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, помогает четче фиксировать материал.



  1. Описание работы с ЭОР:




Тема презентации «Александр Блок»

2

Вступительное слово учителя. Смерть Блока. Свечу поэту зажгли и символисты, и акмеисты, и имажинисты, и те, кто не входил в никакие литературные группировки. Ставится проблемный вопрос, организующий все следующие уроки: «Почему с именем Блока связывают целую эпоху, получившую позже название «серебряный век»?»

3-6, 7-8

Чтение стихов о Блоке, работа с портретами писателя. Выясняем, каким увидели Блока поэты, художники

8-13

Биография Блока, уч-ся заполняют таблицу

14-15

Время, в которое жил поэт. Обсуждение репродукции картины Врубеля «Богатырь». Богатырь как символ времени. Он уродлив от мощи, некуда приложить силы. И Блок ищет приложения своим силам

16-17

Блок-символист. Уч-ся вспоминают философскую основу символизма

18-19

Первые поэтические циклы

20-21

Работа в группах. Анализ стихов из цикла «Стихи о Прекрасной даме». Наблюдения обобщаются, выводы записываются в тетрадь

22-23

Автобиографичность цикла. Фото Блока и Л.Д. Менделеевой в костюмах Гамлета и Офелии. Дата их свадьбы

24

Фиксируется обобщение по образу Прекрасной Дамы. Делается вывод о своеобразии цикла.

25

Уч-ся обзорно знакомятся с циклом «Распутья». Ставится проблемный вопрос к следующему уроку.





Просмотр содержимого презентации
«Блок, урок 1-й»

Александр Блок  1880 − 1921 Автор: учитель литературы МБОУ г. Мурманска гимназии №3 Ермакова Елена Михайловна

Александр Блок

1880 − 1921

Автор: учитель литературы

МБОУ г. Мурманска гимназии №3

Ермакова Елена Михайловна

7 АВГУСТА 1921 ГОД  А

7 АВГУСТА 1921 ГОД А

Анна Ахматова Александр Блок

Анна Ахматова

Александр Блок

Фёдор Сологуб Стихия Александра Блока —  Метель, взвивающая снег.  Как жуток зыбкий санный бег  В стихии Александра Блока.  Несёмся, — близко иль далёко? —  Во власти цепенящих нег  Стихия Александра Блока —  Метель, взвивающая снег.   28 декабря 1913 года

Фёдор Сологуб

Стихия Александра Блока —

Метель, взвивающая снег.

Как жуток зыбкий санный бег

В стихии Александра Блока.

Несёмся, — близко иль далёко? —

Во власти цепенящих нег

Стихия Александра Блока —

Метель, взвивающая снег.

28 декабря 1913 года

Красив, как Демон Врубеля для женщин,  Он лебедем казался, чье перо  Белей, чем облако и серебро,  Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем.   Благожелательный к меньшим и меньшим,  Дерзал — поэтно видеть в зле добро.  Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.  Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.   Он тщетно на земле любви искал:  Ее здесь нет. Когда же свой оскал  Явила Смерть, он понял: — Незнакомка...   У рая слышен легкий хруст шагов:  Подходит Блок. С ним — от его стихов  Лучащаяся — странничья котомка...   1925 Игорь Северянин

Красив, как Демон Врубеля для женщин,

Он лебедем казался, чье перо

Белей, чем облако и серебро,

Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем.

Благожелательный к меньшим и меньшим,

Дерзал — поэтно видеть в зле добро.

Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел.

Любил Любовь и Смерть, двумя увенчан.

Он тщетно на земле любви искал:

Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила Смерть, он понял: — Незнакомка...

У рая слышен легкий хруст шагов:

Подходит Блок. С ним — от его стихов

Лучащаяся — странничья котомка...

1925

Игорь Северянин

Семья Бекетовых

Семья Бекетовых

Шахматово - с этим местом связаны первые детские впечатления поэта. Рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

Шахматово - с этим местом связаны первые детские впечатления поэта.

Рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

Он был заботой женщин нежной От грубой жизни огражден Летели годы безмятежно, Как голубой весенний сон (Блок. К поэме «Возмездие»)

Он был заботой женщин нежной

От грубой жизни огражден

Летели годы безмятежно,

Как голубой весенний сон

(Блок. К поэме «Возмездие»)

1889 – 1898  Введенская гимназия   1898 -1906  С. – Петербургский университет

1889 – 1898

Введенская гимназия

1898 -1906

С. – Петербургский университет

Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла)… И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне... И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи...  (А. Блок)

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла)…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

(А. Блок)

М. А. Врубель

М. А. Врубель

Символизм Цель человеческой истории − преображение мира. Облик Всеединства виделся Соловьеву как «живое духовное существо» − София , или Душа Мира, Вечная Женственность. В . Соловьёв

Символизм

Цель человеческой истории − преображение мира.

Облик Всеединства виделся Соловьеву как «живое духовное существо» − София , или Душа Мира, Вечная Женственность.

В . Соловьёв

Художник в процессе творчества способен преобразить хаос, соединиться с Софией и превратить мирское царство в царство Божие. Художник – теург (теургия − мистическое восхождение к Богу) – посредник в преображении мира.

Художник в процессе творчества способен преобразить хаос, соединиться с Софией и превратить мирское царство в царство Божие.

Художник – теург (теургия − мистическое восхождение к Богу) – посредник в преображении мира.

Цикл стихов « Ante Lucem » (лат. до света) (1898-1900) создан Блоком-студентом Петербургского университета. Поэт угадывает тайные знаки иного мира за предметами обыденного мира и связывает миры между собой.

Цикл стихов « Ante Lucem » (лат. до света) (1898-1900) создан Блоком-студентом Петербургского университета.

Поэт угадывает тайные знаки иного мира за предметами обыденного мира и связывает миры между собой.

Лучшими остаются «Стихи о Прекрасной Даме». Время не должно тронуть их. А. Блок, 1916г.

Лучшими остаются «Стихи о Прекрасной Даме». Время не должно тронуть их.

А. Блок, 1916г.

Настроение Исповедальное, интимное, тревожное, благоговейное, торжественно – молитвенное… Центральныйобраз-символ: ОНА Прекрасная Дама, Святая, Величавая Вечная Жена, Богоматерь, таинственная, призрачная, воплощение радости, гармонии, Божественного начала…   Лирический герой «Инок», «отрок», совершающий обряд; рыцарь. Литературные маски лирического героя восходят к романтизму и средневековью. Он не удовлетворен реальностью, надеется и сомневается; тоскует и напряженно ждет, слышит, чувствует, любит и предвидит ЕЁ гибель … Образы-символы Река, берег, «неземные» надежды, туман, сумерки, «хладные» волны, «тот родной» край, созвездья, свечи, «храмы»…

Настроение

Исповедальное, интимное, тревожное, благоговейное, торжественно – молитвенное…

Центральныйобраз-символ:

ОНА

Прекрасная Дама, Святая, Величавая Вечная Жена, Богоматерь, таинственная, призрачная, воплощение радости, гармонии, Божественного начала…

Лирический

герой

«Инок», «отрок», совершающий обряд; рыцарь. Литературные маски лирического героя восходят к романтизму и средневековью. Он не удовлетворен реальностью, надеется и сомневается; тоскует и напряженно ждет, слышит, чувствует, любит и предвидит ЕЁ гибель …

Образы-символы

Река, берег, «неземные» надежды, туман, сумерки, «хладные» волны, «тот родной» край, созвездья, свечи, «храмы»…

Цветопись Серый, бледный, свет свечей, красное мерцанье, огненный, лучезарный, белый, тёмный… Звуки Тревожные, приглушённые крики и неясные шорохи, таинственные звуки, тишина. Аллитерация на шипящие и свистящие, ассонанс. Музыка Торжественная, тревожная, завораживающая, череда повторов создаёт плавность и усиливает звучание основной мысли.

Цветопись

Серый, бледный, свет свечей, красное мерцанье, огненный, лучезарный, белый, тёмный…

Звуки

Тревожные, приглушённые крики и неясные шорохи, таинственные звуки, тишина. Аллитерация на шипящие и свистящие, ассонанс.

Музыка

Торжественная, тревожная, завораживающая, череда повторов создаёт плавность и усиливает звучание основной мысли.

1903 год

1903 год

Космический Душа мира Религиозный Царица Небесная  Возлюбленная Л.Д. Менделеева

Космический

Душа мира

Религиозный

Царица Небесная

Возлюбленная

Л.Д. Менделеева

Вот он — ряд гробовых ступеней. И меж нас — никого. Мы вдвоем. Спи ты, нежная спутница дней, Залитых небывалым лучом…  Я отпраздновал светлую смерть, Прикоснувшись к руке восковой, Остальное — бездонная твердь Схоронила во мгле голубой…  Что разрушило мир Прекрасной Дамы?

Вот он — ряд гробовых ступеней.

И меж нас — никого. Мы вдвоем.

Спи ты, нежная спутница дней,

Залитых небывалым лучом…

Я отпраздновал светлую смерть,

Прикоснувшись к руке восковой,

Остальное — бездонная твердь

Схоронила во мгле голубой…

Что разрушило мир Прекрасной Дамы?

https://www.google.ru/search?q http://lithelper.ru/p_Simvolizm_v_tvorchestve_A_A__Bloka http://himmelland.narod.ru/simbolblok.html

https://www.google.ru/search?q

http://lithelper.ru/p_Simvolizm_v_tvorchestve_A_A__Bloka

http://himmelland.narod.ru/simbolblok.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Александр Блок

Автор: Ермакова Елена Михайловна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Идейно- художественное своеобразие поэмы Александра Блока "Двенадцать" "
    ["seo_title"] => string(77) "idieino-khudozhiestviennoie-svoieobraziie-poemy-alieksandra-bloka-dvienadtsat"
    ["file_id"] => string(6) "109256"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404286254"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Первый поэт общенационального значения эпохи «серебряного века» Александр Блок"
    ["seo_title"] => string(80) "pervyi_poet_obshchenatsionalnogo_znacheniia_epokhi_serebrianogo_veka_aleksandr_b"
    ["file_id"] => string(6) "561742"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1603978358"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Жизненный и творческий путь Александра Блока "
    ["seo_title"] => string(48) "zhizniennyi-i-tvorchieskii-put-alieksandra-bloka"
    ["file_id"] => string(6) "112276"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408467304"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект классного часа "Родина… Мы ей обязаны и нашими силами, и вдохновением, и радостями.» Александр Блок"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_klassnogo_chasa_rodina_my_ei_obiazany_i_nashimi_silami_i_vdokhnoveniem_"
    ["file_id"] => string(6) "628882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1680452059"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "А.А.Блок биография"
    ["seo_title"] => string(20) "a_a_blok_bioghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "383032"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485200577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства