kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ написан в конце  19 века на злобу дня.Затрагивает самые острые проблемы общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.»

Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа рассказа – диалог.
  • Короткое вступление.
  • Нет подробного описания пейзажа, портрета.
  • Яркие художественные детали.
  • Основа рассказа – диалог.
«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

«Краткость - сестра таланта».

А.П. Чехов

А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Деталь  –  одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Деталь одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие? По каким деталям текста можно определить историческое время ? Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.
  • Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?
  • По каким деталям текста можно определить историческое время ?
  • Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.
Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице? Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?
  • Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице?
  • Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?
Толстый Тонкий

Толстый

Тонкий

  • Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
  • Пахло от него хересом и флёрдоранжем.
  • Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
  • Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.
Флёрдоранж Херес Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью .

Флёрдоранж

Херес

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью .

Навьючен чемоданами «навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.

Навьючен

чемоданами

«навьючен чемоданами» не может позволить себе нанять носильщика.

Значит, Тонкий бедный, человек, неуверенный в себе.

О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа? Толстый Тонкий «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!» «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?» Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. « Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»
  • О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа?
  • Толстый
  • Тонкий
  • «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»
  • «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»
  • Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. « Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»
Что изменилось в Тонком внешне и внутренне? Какова причина перемены настроения Тонкого? Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого? Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?  Зачем же он унижается?
  • Что изменилось в Тонком внешне и внутренне?
  • Какова причина перемены настроения Тонкого?
  • Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого?
  • Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?
  • Зачем же он унижается?

Изменения в Тонком

Изменения в Тонком

  • «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» ( гипербола -  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)
  • В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» ( раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)
  • Тонкий вдруг побледнел , окаменел , но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…
Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев?  Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?
  • Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев?

  • Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?
Нафанаил немного подумал и снял шапку.  Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.  Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира…  Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
  • Нафанаил немного подумал и снял шапку.

  • Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

  • Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира…

  • Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
Что изменилось в героях к концу рассказа?
  • Что изменилось в героях к концу рассказа?
Толстый Тонкий «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!» Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку… «Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…» На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты…  Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…
  • Толстый
  • Тонкий
  • «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!»
  • Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку…
  • «Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…»
  • На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…
В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком . Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником .
  • В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком .
  • Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником .
Подобострастие  – льстивость, угодливость. Угодничество  - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство  – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник? Что позволяет так думать? Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
  • Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник?
  • Что позволяет так думать?
  • Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм)  Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых
  • Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм)
  • Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых
Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
  • Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
  • Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
Выводы по рассказу Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Выводы по рассказу

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Герои и их характеристики Толстый Имя Тонкий Внешность в начале рассказа Внешность в конце рассказа Чем пахнут герои Семейное положение Должность Награды Поведение в начале и конце рассказа

Герои и их характеристики

Толстый

Имя

Тонкий

Внешность в начале рассказа

Внешность в конце рассказа

Чем пахнут герои

Семейное положение

Должность

Награды

Поведение в начале и конце рассказа

Иллюстрации к рассказам А.П Чехова. Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил» и другие.
  • Иллюстрации к рассказам А.П Чехова.
  • Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил» и другие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.

Автор: Галиахметова Лилия Нурахметовна

Дата: 21.08.2020

Номер свидетельства: 556204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства