Просмотр содержимого документа
«А. И. Куприн "Поединок"»
Александр Иванович Куприн.Повесть «Поединок»
Выполнила учащаяся 11 класса МБОУ СОШ № 12
имени Героя Советского Союза И. Х. Тхагушева
с.Георгиевское МО Туапсинский район
Миносян Валерия
Преподаватель Кашаева Э.П.
Детство
Александра Куприна
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой многодетной семье мелкого чиновника.Отца своего, умершего от холеры, мальчик не помнил, а мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Куланчакова, стала для него ангелом и «обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством».
(1870 – 1938)
Дом Куприных в Наровчате. Сейчас музей. Современное изображение.
Жизнь и творчество
великого писателя
В 1874 году из-за нищенского положения семья Куприных переезжает в Москву, и мальчик поселяется в общей палате вдовьего дома, а после поступает в сиротское училище. Казенная обстановка причиняла шестилетнему Саше жестокие страдания, но судьба уготовила ему военное поприще длиной в 14 лет. Однако именно в кадетском корпусе начал проявляться его яркий писательский дар. Здесь в 1889 году юноша впервые выступил в печати с ещё незрелым рассказом «Последний дебют». Впечатления от суровых армейских будней послужили почвой для многих его произведений.
(1870 – 1938)
Истоки возникновения повести «Поединок»
Повесть «Поединок» принесла Александру Куприну общественное признание и была переведена на все языки мира. В ней воплотились
самые яркие жизненные впечатления писателя от четырехлетнего пребывания в Днепровском пехотном полку в должности подпоручика. Здесь он глубже проникся духом русской армии, ее обычаями и проблемами.
(1870 – 1938)
История создания произведения. Судьба купринского «Поединка»
Идея повести возникла у Куприна во многом благодаря Максиму Горькому, который не просто поддержал и ободрил писателя, но и вдохнул в него уверенность в собственных силах. Начав работу над «Поединком» еще в 1902 году, автор напряженно трудился над ним в течение трёх лет.
Принято считать, что своеобразными эскизами к произведению стали многочисленные ранние рассказы из военного быта. Впервые «Поединок» был напечатан в горьковском «Сборнике товарищества «Знание» с символичным посвящением:
«Максиму Горькому с чувством искренней дружбы и глубокого уважения эту повесть посвящает автор».
(1870 – 1938)
Тематика повести
В повести показано крушение царской России, в эпицентре которого оказалось «потерянное поколение». Из зарисовок быта захолустного гарнизона вырастает социально обобщенная картина разложения не только офицерской среды, но и целой страны, её государственной системы. Герои давно лишились идейной основы. Они не понимают ценности и важности своей службы и слепо подчиняются требованиям армейского распорядка, духовно погибая от всеобщей ненависти.
(1870 – 1938)
Главные герои повести
Центральные персонажи:
Юрий Алексеевич Ромашов- подпоручик, в произведении часто именуется Георгием.
Владимир Ефимович Николаев- поручик, оппонент Ромашова.
Александра Петровна Николаева- жена поручика Николаева, эгоистичная женщина.
Шульгович- полковник, командир полка.
Василий Нилович Назанский- поручик, страдающий алкоголизмом, безнадежно влюбленный в Александру.
Бек-Агамалов- адъютант, удивительно сильный человек.
Диц- штабс-капитан.
Слива- капитан.
Гайнан- денщик подпоручика Ромашова.
(1870 – 1938)
Трагедия Ромашова
Ромашов — это тип пассивного мечтателя, который не борется со злом, а страдает от него.
В молодом подпоручике, второй год служащем в полку, своеобразно сочетаются слабость воли и сила духа. Даже детская привычка «думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов» свидетельствует о безжизненности его натуры. В противоположность другим офицерам Ромашов искренен, жалостлив и прост в отношении с солдатами. Проявляя заботу о всеми унижаемом, забитом Хлебникове, герой чувствует в нем родственную душу, ведь он также неловок и одинок в кругу армейских товарищей. От тоски Георгий часто ходит на вокзал, где проходящие поезда напоминают ему об иной, праздной жизни. Служба гнетёт молодого человека, и он всё чаще приходит к мысли об отрицании войны.
(1870 – 1938)
Сюжетная линия повести
Подпоручик Георгий Алексеевич Ромашов далеко не самый дисциплинированный
солдат. Он замкнут для окружающих и
живет будто во сне. Влюбившись в жену поручика Николаева, Александру, он, вопреки данному себе обещанию, каждый день бывал
у них дома, разорвав прежние надоевшие отношения. Молодая женщина испытывает к нему симпатию, поскольку давно не любит мужа, но мечтает о светской обеспеченной жизни. После неудавшегося смотра герой решает покинуть полк. На пикнике, устроенном Шурой, герои объясняются в своих чувствах.
Не называя имени Шурочки, друг Ромашова рассказывает ему историю своей любви. Он предупреждает товарища о грозящей ему опасности, ведь в женщине живут два разных человека. Но герой остаётся глух.
(1870 – 1938)
Сюжетная линия повести
Вскоре из анонимных писем, присылаемых отвергнутой возлюбленной Ромашова, Николаев узнает о неверности
жены и холодно отстраняет его от дома. После самоубийства солдата в одной из рот пьянство в обществе офицеров вспыхивает с особенной силой. Оказавшись в клубе, Георгий становится участником конфликта, который заканчивается дракой с Николаевым. На следующий день суд назначает время поединка. Ромашов готов отказаться от дуэли и навсегда уйти со службы, но убеждение Александры в том, что это повредит её мужу, готовящемуся к поступлению в академию Генерального штаба, а также её уверение в том, что стрельба пройдет без последствий, заставляют его передумать. Позже становится известно о гибели героя. Пуля была пущена в упор и пришлась вниз живота.
(1870 – 1938)
Причины гибели Ромашова
Финал произведения пронизан чувством
непримиримости с нелепой смертью, а также
осуждением эгоистичных людей, неоценивших
прекрасно расцветающую юность. Ромашов - жертва времени, обстоятельств и нравов. Он искал духовный выход, и поэтому его переживания обнажены перед читателем. Сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова усиливает ощущение абсурдности и трагичности гибели молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, но вступившего в поединок с реальностью. Хрупкость человеческой жизни видится здесь особенно ярко. Заставив прозреть своего героя, Куприн не нашел для него дальнейшего пути. Таким образом, смерть стала спасением от нравственной гибели, а «естественный» Ромашов неизбежно оказался слишком слабым, чтобы одержать верх над жизнью.