kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока заставляет задуматься о том, что нам может дать в духовном смысле прочтение рассказа. на уроке дети знакомятся с рассказом, зачитывают отрывки из него и отвечая, приходят к ответу, поставленному в начале урока. такжена уроке дети учатся работать в коллективе, в парах, во взаимодействии с учителем, находить новую информцию при помощи учителя и самостоятельно. также учащиесясамостоятельно формулируют цель и задачи урока, что соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?»

Дата

Класс: 6



Технологическая карта урока

Целевой блок


Тема: В. М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?

Цель:

Формировать УУД:

Личностные:

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; умение осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Познавательные: умение определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации.

строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные:научатся ориентироваться в содержании текста, определять главную тему, общую цель и назначение текста, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Личностные:готовность к уважению личности и её достоинствам, воспитание доброжелательного отношения к личности.

Метапредметные:

регулятивные УУД: научатся самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи.


коммуникативные УУД: научатся работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.


познавательные УУД: научатся определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации,

строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:

заинтересовать учащихся в изучении новой темы,помочьзадуматься над поставленными вопросами;сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Способствовать развитиюумений:

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.

Воспитывать: социальную ответственность;

эстетически подготовленного читателя;


Тип урока

Изучение и закрепление новых знаний

Учебно-методический комплекс


Оборудование

Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных школ./ в 2-х частях

// В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.

Учебник с текстом рассказа, толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор.


Этапы урока



Деятельность учителя



Деятельность обучающихся


  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребятки! Не сомневаюсь, что у нас сегодня состоится хороший, плодотворный урок!


  1. Работа со словом «срезал».

Метод первичных ассоциаций.

Давайте откроем тетради и после записи даты урока напишем слово «срезал».

Какое интересное слово! Какие ассоциации возникают у вас при произнесении этого слова? Запишите ассоциативный ряд к этому слову.

Ученики записывают в тетради слова, а затем озвучивают их.

  1. Работа с толковым словарем

Обратимся к толковым словарям и посмотрим значение слова.

( Ищут и читают значение слова)

«СРЕЗАЛ Значение слова срезывать: или срезать, срезать что, отрезать сверху или снаружи. Верхушку дерев срезывают, чтоб ком густел. Срежь мне горбушку хлеба. Срезать кого с бирки, рассчитаться, или простить долг; срежу тебя! угроза неплательщику: пристыжу. С ног срезать кого, нечаянностью сильно смутить, огорчить, озадачить, огорошить, поразить. Срезать словом, резко ответить, огорошить.Срезаться на чем, попасть впросак, дать промаха, потерпеть сильную неудачу, позор. Хотел похвастать, да срезался. (словарь В. Даля)

СРЕЗАТЬ, срежу, срежешь; срезанный; сов. 1. см. резать. 2. что. Отрезать или обрезать сверху, с краев. С. ветку. 3. перен., что. Сократить, уменьшить, урезать (во 2 знач.). С. фонды, ассигнования. 4. кого (что). Оборвать, резко прервать (говорящего). С. обидным замечанием, произв. Срезаться. Потерпеть неудачу, провалиться (в 3 знач.). С. на экзамене.(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)

срезал»


  1. Прием «корзина идей»

Откройте учебники и посмотрите. Так называется рассказ В. М. Шукшина. Интересно? Необычно? Хочется узнать, о чем рассказ? А можно предположить по названию рассказа?

Ученики высказывают предположения

  1. Создание проблемной ситуации.

Да, мы любим при чтении строить предположения, что же будет с героями дальше, как повернется сюжет, какова будет развязка действий.

Так устроен человек. Можно ли по началу рассказа сказать, что будет дальше? О чем заставляет нас задуматься рассказ? Можем мы точно ответить на эти вопросы?

А что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?


















- Прочитать рассказ.





  1. Озвучивание темы урока. Постановка задач урока

Как мы озаглавим свой урок?






Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам нужно сделать?


Давайте прочитаем рассказ медленно, не торопясь, по частям и ответим на вопросы, которые ставит перед нами

В. М. Шукшин.

Озвучивают тему. ( По проблеме урока – « Срезал. О чем заставляет нас задуматься рассказ?» Возможно, дети предложат другие варианты.Нужно обсудить.)



(Формулируют задачи урока).

1. Прочитать и проанализировать рассказ.

2. Выявить проблемы, над которыми нас заставляет задуматься автор.







7. Чтение 1 части рассказа























- О каком главном событии повествует автор? Как он это делает?




- Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина?







- Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина? Ваш прогноз.


Предполагаемые ответы .

(В. М. Шукшин без всякого вступления, очень просто, динамично начинает повествование с главного события: “К старухе Агафье Куравлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать и отдохнуть”)

(Даётся оценочный портрет главного героя — “мужик... начитанный и ехидный” — и говорится о его страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей. Можно привести пример: случай с полковником. Описание внешности ограничивается двумя штрихами: “толстогубый, белобрысый мужик лет сорока”. Ничего необыкновенного.)

Ответы учеников





8. Чтение 2 части рассказа

- Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой?


(Боевой настрой героя: «Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь», циничность, издевка: «Кандидатов сейчас как нерезаных собак»).

9. Чтение 3 части рассказа

- Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?








- Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”?




































- Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина?


(Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик. Наивны, смешны наскоки деревенского “полуучёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату).

(Большую часть рассказа «Срезал» занимает словесный поединок. О том, что он неизбежен, мы уже знаем. Автор не случайно использует глаголы и такое стилистическое средство, как градация, когда говорит о Глебе Капустине: “сел”, “пока помалкивал”, “подбирался к прыжку”, “улыбался”, “поддакнул”, “взглядывал на кандидата”, “примеривался”, “попёр на кандидата”. Начало есть. “В какой области выявляете себя?” — спрашивает он. Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учёными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе...” На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке всё-таки достигает кульминационного момента — “взмывает ввысь”. Как он это любит делать! Ведь дальше всё случается само собой — и он становится победителем).

(Глеб Капустин — агрессивный спорщик, резкий, беспощадный обвинитель. Особенно заметно это в конце словесного поединка, когда он произносит обвинительную речь в адрес кандидата. Здесь уже нет ошибок, а от комической окраски не остаётся и следа. Словно подражая газетным образцам, Глеб перестаёт слышать кандидата, закрепляя свою победу утверждением, что оппонент не знает народ, и призывает его быть скромнее: «Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться...»)

10. Чтение 4 части рассказа











































11. Подведение итогов. Вывод.

Рефлексия

— Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает”?



















— В начале и в конце рассказа дана авторская оценка поведения и характеристика Глеба Капустина (ученики находят по тексту). Почему же так подробно воспроизведён словесный поединок? В чём суть авторского “исследования”, трагикомизм рассказа?








- Вот и закончился этот рассказ Шукшина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?

- Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

- Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» - и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ? О чем он заставляет нас задуматься?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Оцените свою работу на уроке смайликами, которые лежат у вас на столе.

(Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: “Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем”. Своих, деревенских, он ни во что не ставит. “Откуда что берётся?” — удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. “Давайте установим, о чём мы говорим”, — просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича, а “Валя-то даже рта не открыла”. В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было).

(По словам автора, Глеб — “начитанный и ехидный” человек, любви к нему никто не испытывает. “Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё”. Шукшину важно раскрыть через подробный словесный поединок не только характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, “полуучёного”: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой — как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, “объегоривания”).



Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке.

12. Домашнее задание по выбору

  1. Написать продолжение рассказа « Моя встреча с Глебом Капустиным».

  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу.

  3. Написать диалог с другом о прочитанном рассказе.

Выбирают задание «по душе».









































Приложение

1. Толкования слов, записанные на доске:

Кандидат — младшая учёная степень, а также лицо, имеющее эту степень.
Филология — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественно-научные знания.
Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Шаманизм — ранняя форма религии, основывавшаяся на представлении о сверхъестественном общении служителя культа — шамана — с духами во время ритуала.
Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.
Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.
Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.


2. Текст рассказа В.М. Шукшина «СРЕЗАЛ».

1 часть

К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой идочерью. Попроведовать, отдохнуть.

Деревня Новая - небольшая деревня, а Константин Иванович еще на таксиприкатил, и они еще всем семейством долго вытаскивали чемоданы избагажника... Сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын с семьей,средний, Костя, богатый, ученый.

К вечеру узнали подробности: он сам -кандидат, жена -тоже кандидат,дочь - школьница. Агафье привезли электрический самовар, цветастый халат идеревянные ложки.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Ждали Глеба.Про Глеба надо сказать, чтобы понять, почему у него на крыльце собралисьмужики и чего они ждали.

Глеб Капустин - толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный иехидный. Как-то так получилось, что из деревни Новой, хоть она небольшая,много вышло знатных людей: один полковник, два летчика, врач,корреспондент... И вот теперь Журавлев - кандидат. И как-то так повелось,что, когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному землякув избу набивался вечером народ - слушали какие-нибудь дивные истории илисами рассказывали про себя, если земляк интересовался, - тогда-то ГлебКапустин приходил и срезал знатного гостя. Многие этим были недовольны, номногие, мужики особенно, просто ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного.Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж - вместе - к гостю.

Прямо как на спектакль ходили. В прошлом году Глеб срезал полковника -- сблеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года... Выяснилось, полковник незнает, кто велел поджечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф нофамилию перепутал, сказал - Распутин. Глеб Капустин коршуном взмыл надполковником... И срезал. Переволновались все тогда, полковник ругался...Бегали к учительнице домой - узнавать фамилию графа-поджигателя. ГлебКапустин сидел красный в ожидании решающей минуты и только повторял:"Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях, верно?" Глебостался победителем; полковник бил себя кулаком по голове и недоумевал. Оночень расстроился. Долго потом говорили в деревне про Глеба, вспоминали, какон только повторял: "Спокойствие, спокойствие товарищ полковник, мы же не вФилях". Удивлялись на Глеба. Старики интересовались - почему он такговорил.

Глеб посмеивался. И как-то мстительно щурил свои настырные глаза. Всематери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались. И вот теперьприехал кандидат Журавлев...


2 часть


Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся...Ужинать не стал. Вышел к мужикам на крыльцо. Закурили... Малость поговорили о том о сем - нарочно не о Журавлеве.Потом Глеб раза два посмотрел в сторону избы бабки Агафьи Журавлевой. Спросил:

- Гости к бабке приехали?

- Кандидаты!

- Кандидаты? - удивился Глеб. - О-о!.. Голой рукой не возьмешь.

Мужики посмеялись: мол, кто не возьмет, а кто может и взять. Ипосматривали с нетерпением на Глеба.

- Ну, пошли попроведаем кандидатов, - скромно сказал Глеб.

И пошли.

Глеб шел несколько впереди остальных, шел спокойно, руки в карманах,щурился на избу бабки Агафьи, где теперь находились два кандидата. Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытногокулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улицеобъявился некий новый ухарь.

Дорогой говорили мало.

- В какой области кандидаты? - спросил Глеб.

- По какой специальности? А черт его знает... Мне бабенка сказала -кандидаты. И он и жена...

- Есть кандидаты технических наук, есть общеобразовательные, эти восновномтрепалогией занимаются.

- Костя вообще-то в математике рубил хорошо, - вспомнил кто-то, ктоучился с Костей в школе. - Пятерочник был.

Глеб Капустин был родом из соседней деревни и здешних знатных людейзнал мало.

- Посмотрим, посмотрим, - неопределенно пообещал Глеб. - Кандидатовсейчас как нерезаных собак,

- На такси приехал...

- Ну, марку-то надо поддержать!.. - посмеялся Глеб.


3 часть


Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопоталнасчет стола...

Гости скромно подождали, пока бабка Агафья накрыла стол, поговорили скандидатом, повспоминали, как в детстве они вместе...

-- Эх, детство, детство! -- сказал кандидат. -- Ну, садитесь за стол,друзья. Все сели за стол. И Глеб Капустин сел. Он пока помалкивал. Но --видно было -- подбирался к прыжку. Он улыбался, поддакнул тоже насчетдетства, а сам все взглядывал на кандидата -- примеривался.

За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде и забывать про ГлебаКапустина... И тут он попер на кандидата.

-- В какой области выявляете себя? -- спросил он.

-- Где работаю, что ли? -- не понял кандидат.

-- Да.

-- На филфаке.

-- Философия?

-- Не совсем... Ну, можно и так сказать.

-- Необходимая вещь. -- Глебу нужно было, чтоб была -- философия. Оноживился. -- Ну, и как насчет первичности?

-- Какой первичности? -- опять не понял кандидат. И внимательнопосмотрел на Глеба, И все посмотрели на Глеба.

-- Первичности духа и материи. -- Глеб бросил перчатку. Глеб как быстал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут.

Кандидат поднял перчатку.

-- Как всегда, -- сказал он с улыбкой. -- Материя первична...

-- А дух?

-- А дух -- потом. А что?

-- Это входит в минимум? -- Глеб тоже улыбался. -- Вы извините, мытут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-торазбежишься -- не с кем. Как сейчас философия определяет понятие

невесомости?

-- Как всегда определяла. Почему -- сейчас?

-- Но явление-то открыто недавно. -- Глеб улыбнулся прямо в глазакандидату. -- Поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит этотак, стратегическая философия -- совершенно иначе...

-- Да нет такой философии -- стратегической! -- заволновался кандидат.-- Вы о чем вообще-то?

-- Да, но есть диалектика природы, -- спокойно, при общем вниманиипродолжал Глеб. -- А природу определяет философия. В качестве одного изэлементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю:растерянности не наблюдается среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один... И почувствовалнеловкость. Позвал жену:

-- Валя, иди, у нас тут... какой-то странный разговор!

Валя подошла к столу, но кандидат Константин Иванович все же чувствовалнеловкость, потому что мужики смотрели на него и ждали, как он ответит навопрос.

-- Давайте установим, -- серьезно заговорил кандидат, -- о чем мыговорим.

-- Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизмав отдельных районах Севера?

Кандидаты засмеялись. Глеб Капустин тоже улыбнулся. И терпеливо ждал,когда кандидаты отсмеются.

-- Нет, можно, конечно, сделать вид, что такой проблемы нету. Я судовольствием тоже посмеюсь вместе с вами... -- Глеб опять великодушноулыбнулся. Особо улыбнулся жене кандидата, тоже кандидату, кандидатке, так

сказать. -- Но от этого проблема как таковая не перестанет существовать.Верно?

-- Вы серьезно все это? -- спросила Валя.

-- С вашего позволения, -- Глеб Капустин привстал и сдержаннопоклонился кандидатке. И покраснел. -- Вопрос, конечно, не глобальный, но, сточки зрения нашего брата, было бы интересно узнать.

-- Да какой вопрос-то? -- воскликнул кандидат.

-- Твое отношение к проблеме шаманизма. -- Валя опять невольнозасмеялась. Но спохватилась и сказала Глебу: -- Извините, пожалуйста.

-- Ничего, -- сказал Глеб. -- Я понимаю, что, может, не поспециальности задал вопрос...

-- Да нет такой проблемы! -- опять сплеча рубанул кандидат. Зря он так.Не надо бы так.

Теперь засмеялся Глеб. И сказал:

-- Ну, на нет и суда нет!

Мужики посмотрели на кандидата.

-- Баба с возу -- коню легче, -- еще сказал Глеб. -- Проблемы нету, аэти... -- Глеб что-то показал руками замысловатое, -- танцуют, звенятбубенчиками... Да? Но при желании... -- Глеб повторил: -- При же-ла-нии-их

как бы нету. Верно? Потому что, если... Хорошо! Еще один вопрос: как выотноситесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?

Кандидат молча смотрел на Глеба.

Глеб продолжал:

-- Вот высказано учеными предположение, что Луна лежит на искусственнойорбите, допускается, что внутри живут разумные существа...

-- Ну? -- спросил кандидат. -- И что?

-- Где ваши расчеты естественных траекторий? Куда вообще всякосмическая наука может быть приложена?

Мужики внимательно слушали Глеба.

-- Допуская мысль, что человечество все чаще будет посещать нашу, таксказать, соседку по космосу, можно допустить также, что в один прекрасныймомент разумные существа не выдержат и вылезут к нам навстречу. Готовы мы,чтобы понять друг друга?

-- Вы кого спрашиваете?

-- Вас, мыслителей...

-- А вы готовы?

-- Мы не мыслители, у нас зарплата не та. Но если вам это интересно,могу поделиться, в каком направлении мы, провинциалы, думаем. Допустим, наповерхность Луны вылезло разумное существо... Что прикажете делать? Лаять

по-собачьи? Петухом петь?

Мужики засмеялись. Пошевелились. И опять внимательно уставились наГлеба.

-- Но нам тем не менее надо понять друг друга. Верно? Как? – Глебпомолчал вопросительно. Посмотрел на всех. -- Я предлагаю: начертить напеске схему нашей солнечной системы и показать ему, что я с Земли, мол. Что,

несмотря на то что я в скафандре, у меня тоже есть голова и я тоже разумноесущество. В подтверждение этого можно показать ему на схеме, откуда он:показать на Луну, потом на него. Логично? Мы, таким образом, выяснили, чтомы соседи. Но не больше того! Дальше требуется объяснить, по каким законам яразвивался, прежде чем стал такой, какой есть на данном этапе...

-- Так, так. -- Кандидат пошевелился и значительно посмотрел на жену.

-- Это очень интересно: по каким законам?

Это он тоже зря, потому что его значительный взгляд был перехвачен;Глеб взмыл ввысь... И оттуда, с высокой выси, ударил по кандидату. И всякийраз в разговорах со знатными людьми деревни наступал вот такой момент --

когда Глеб взмывал кверху. Он, наверно, ждал такого момента, радовался ему,потому что дальше все случалось само собой.

-- Приглашаете жену посмеяться? -- спросил Глеб. Спросил спокойно, новнутри у него, наверно, все вздрагивало. -- Хорошее дело... Только, можетбыть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать? А? Как думаете? Говорят,

кандидатам это тоже не мешает...

-- Послушайте!..

-- Да мы уж послушали! Имели, так сказать, удовольствие. Поэтомупозвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство -- это ведь некостюм, который купил -- и раз и навсегда. Но даже костюм и то надо иногдачистить. А кандидатство, если уж мы договорились, что это не костюм, темболее надо... поддерживать. -- Глеб говорил негромко, но напористо и безпередышки -- его несло. На кандидата было неловко смотреть: он явнорастерялся, смотрел то на жену, то на Глеба, то на мужиков... Мужикистарались не смотреть на него. -- Нас, конечно, можно тут удивить: подкатитьк дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов... Но вы забываете,что поток информации сейчас распространяется везде равномерно. Я хочусказать, что здесь можно удивить наоборот. Так тоже бывает. Можнопонадеяться, что тут кандидатов в глаза не видели, а их тут видели --

кандидатов, и профессоров, и полковников. И сохранили о них приятныевоспоминания, потому что это, как правило, люди очень простые. Так что мойвам совет, товарищ кандидат: почаще спускайтесь на землю. Ей-богу, в этоместь разумное начало. Да и не так рискованно: падать будет не так больно.

-- Это называется -- "покатил бочку", -- сказал кандидат, -- Ты что, сцепи сорвался? В чем, собственно...

-- Не знаю, не знаю, -- торопливо перебил его Глеб, -- не знаю, как этоназывается -- я в заключении не был и с цепи не срывался. Зачем? Тут, --оглядел Глеб мужиков, -- тоже никто не сидел -- не поймут, А вот и жена ваша

сделала удивленные глаза... А там дочка услышит. Услышит и "покатит бочку" вМоскве на кого-нибудь. Так что этот жаргон может... плохо кончиться, товарищкандидат. Не все средства хороши, уверяю вас, не все. Вы же, когда сдаваликандидатский минимум, вы же не "катили бочку" на профессора. Верно? – Глебвстал. -- И "одеяло на себя не тянули". И "по фене не ботали". Потому чтопрофессоров надо уважать -- от них судьба зависит, а от нас судьба независит, с нами можно "по фене ботать". Так? Напрасно. Мы тут тоженемножко... "микитим". И газеты тоже читаем, и книги, случается,почитываем... И телевизор даже смотрим. И, можете себе представить, не

приходим в бурный восторг ни отКВН, ни от "Кабачка "13 стульев". Спросите,почему? Потому что там -- та же самонадеянность. Ничего, мол, все съедят. Иедят, конечно, ничего не сделаешь. Только не надо делать вид, что все тамгении. Кое-кто понимает... Скромней надо.

-- Типичный демагог-кляузник, -- сказал кандидат, обращаясь к жене. --Весь набор тут...

-- Не попали. За всю свою жизнь ни одной анонимки или кляузы ни на когоне написал. -- Глеб посмотрел на мужиков: мужики знали, что это правда. --Не то, товарищ кандидат. Хотите, объясню, в чем моя особенность?

-- Хочу, объясните.

-- Люблю по носу щелкнуть -- не задирайся выше ватерлинии! Скромней,дорогие товарищи...

-- Да в чем же вы увидели нашу нескромность? -- не вытерпела Валя. – Вчем она выразилась-то?

-- А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. Подумайте – ипоймете. -- Глеб даже как-то с сожалением посмотрел на кандидатов. -- Можноведь сто раз повторить слово "мед", но от этого во рту не станет сладко. Для

этого не надо кандидатский минимум сдавать, чтобы понять это. Верно? Можносотни раз писать во всех статьях слово "народ", но знаний от этого неприбавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немногособранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться. Досвиданья. Приятно провести отпуск... среди народ.

-Глеб усмехнулся и неторопясь вышел из избы. Он всегда один уходил от знатных людей.


4 часть

Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидатов, говорили:

-- Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то так знает?

-- Срезал.

-- Откуда что берется!

И мужики изумленно качали головами.

-- Дошлый, собака, причесал бедного Константина Иваныча... А?

-- Как миленького причесал! А эта-то, Валя-то, даже рта не открыла,

-- А что тут скажешь? Тут ничего не скажешь. Он, Костя-то, хотел,конечно, сказать... А тот ему на одно слово -- пять.

- Чего тут... Дошлый, собака!

В голосе мужиков слышалась даже как бы жалость к кандидатам,сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял,восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глебжесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще.

Завтра Глеб Капустин, придя на работу, между прочим (играть будет),спросит мужиков:

- Ну, как там кандидат-то?

И усмехнется.

- Срезал ты его, - скажут Глебу.

- Ничего, - великодушно заметит Глеб. - Это полезно. Пусть подумаетнадосуге. А то слишком много берут на себя...







Пояснительная записка



В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения в предметной области «Литература» выдвинута такая цель, как воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный феномен, воспринимать и интерпретировать образ мира, созданный автором.

Возникает вопрос: что делать учителю? Как построить свою деятельность на уроке так, чтобы активизировать учащегося, стимулировать его природную любознательность, интерес?

Я работаю учителем литературы 6 лет. И, исходя из собственных наблюдений, пришла к выводу, что детям интересно на уроке, когда они активны, когда им нужно сделать пусть маленькое, но открытие, когда они самостоятельно идут по пути поиска ответов на вопросы, поставленные в тексте. Преподавание литературы как искусства и как литературоведческой дисциплины должно органично сочетаться в деятельности учителя и ученика на уроках. Что это значит?

В основе содержания федерального государственного образовательного стандарта лежит системно–деятельностный подход. Главный принцип системно-деятельностного подхода - научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Представляемый урок построен с учетом системно-деятельностного подхода.

Тема урока: « В.М. Шукшин. «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?»

6 класс

Использование на уроках приема технологии критического мышления чтение с остановками делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок.

Текст рассказа «Срезал» не читается детьми заранее. Делим его на четыре части и предлагаем читать «по частям», каждый раз прогнозируя дальнейшее содержание рассказа. Рассказ позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме.

Используемые приемы: прием первоначальных ассоциаций, корзина идей, чтение с остановками.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Построение урока позволяет учащимся раскрепоститься, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сегодня.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В. М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?

Автор: Булатова Алия Данисовна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#930 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока по литературе по теме "В.  М. Шукшин «Срезал».  О чем заставляет нас задуматься рассказ?" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-po-tiemie-v-m-shukshin-sriezal-o-chiem-zastavliaiet-nas-zadumat-sia-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "226962"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440530698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства