Технологическая карта к уроку литературного чтения по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Технологическая карта к уроку литературного чтения по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Согласно требованиям ФГОС при подготовке к урокам составляется технологическая карта. Преимущество данной формы планирования очевидно. На каждом этапе урока прописываются формируемые УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Прослеживаются необходимые элементы в структуре урока:самоопределение к деятельности, целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция. Технологическая карта наглядно показывает взаимодействие учителя и ученика на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературного чтения по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" »
План - конспект
урока литературного чтения
по произведению А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема: «Кто они - герои сказки?»
Технологическая карта изучения темы.
Методический комментарий к уроку.
Это урок-дискуссия. Коммуникативная направленность урока предполагает готовность к диалогу с учителем, со сверстниками. Посредством диалога ставится учебная задача. У школьников вызывается интерес к теме урока, к поиску решения проблемы, к открытию нового. Суждения о героях выходят за рамки обычного «плохой - хороший». Дети пытаются понять поступки героев, найти причину того или иного поведения. А это еще один шаг к формированию нравственно-этических ценностей.
Формирование УУД:
Личностные:
жизненное самоопределение;
нравственно-этическая ориентация
оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной и письменной форме
смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
выстраивание логических цепей в поведении героев
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
самоконтроль и самооценка работы на уроке
прогнозирование содержания произведения
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Восстанавливают в памяти произведения А.С. Пушкина
Деятельность учителя
Организует беседу
Обращает внимание на правильность ответов
-Послушайте стихотворные строки. Кому они посвящены?
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
-Почему поэт Пушкин вечно будет в этом мире?
-Как мы, современные люди храним память о великом поэте?
-6 июня – день рождения Пушкина объявлен Днем русского языка,
-охрана памятных мест,
-но, самое главное, мы читаем и будем читать замечательные его книги
-мы работаем над проектом, чтобы больше узнать о нем
3. Актуализация темы.
Задачи этапа урока
Актуализация темы
Постановка проблемы
Планируемые результаты
Определять характер героев, опираясь на анализ их поступков
Уметь слушать вопросы, осмысленно отвечать на них
Действовать по плану
Уметь добывать новые знания.
Деятельность учеников
Определяют проблему
Отвечают на вопросы
Обращаются к источнику знаний
Деятельность учителя
Организует диалог, в ходе которого определяется проблема урока
-Можно ли Пушкина назвать детским писателем?
-Да, действительно, специально для детей он не писал, но его замечательные сказки мы знаем с детства. Назовите их.
-Что общего в них?
Откуда брал поэт сюжеты для сказок?
-Да, именно народные сказки вдохновляли поэта.
Слайд «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
-По какой сказке мы продолжаем путешествие?
СЛАЙД «Сказка о рыбаке и рыбке»
4. Составление характеристики героев.
-Задача сегодняшнего урока – поближе познакомиться с героями сказки, постараться понять и оценить их поступки. А для этого нам нужно пройти 3 испытания.
Задачи этапа
Продолжение реализации поставленной цели
Определение положительных, отрицательных, главных героев, героев-помощников
Планируемые результаты
Уметь выполнять работу по плану
Прослеживать сюжетную линию произведения
Логически мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы
Уметь работать в парах
Уметь отстаивать свою точку зрения
Деятельность учеников
Работают в группе
Подтверждают свое мнение о герое словами из текста
Наблюдают за развитием событий
Работают в парах
Деятельность учителя
Организует самостоятельную работу в парах, в группах
Способствует самостоятельному обобщению, выводу
Необходимое снаряжение в литературном путешествии – закладки в книге. Вижу вашу абсолютную готовность.
Аудиозапись «ШУМ МОРЯ»
-Слышите?.. Море зовет нас в путешествие. А может ли море позвать?
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. Море – пейзаж в сказке или ее герой?
Слайд «МОРЕ»
-Когда впервые мы читаем о нем в сказке?
-Море посылает испытание старику. Проследим за состоянием моря в сказке.
Дети читают. МЕНЯЮТСЯ СЛАЙДЫ.
-разыгралось
-помутилось
-не спокойно
-почернело
-на море черная буря
-Почему нарастает волнение? Оно будто предупреждает старика.
Мы назвали много слов-действий, характеризующих море. В сказке оно оживает, действует, возмущается, протестует и .т.д. Какой можем сделать вывод?
Море – герой сказки.
5. Физкультминутка «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ…»
-А кто в сказке вызывает у вас наибольшую симпатию?
Слайд «РЫБКА»
Детям предлагается выбрать из столбика слов наиболее подходящие для характеристики рыбки.
Благодарная
Добрая
Терпеливая
Справедливая
Все эти черты можно объединить одним замечательным русским словом – благородство.
Итак, безусловно, рыбка – положительный герой сказки.
Слайд «СТАРУХА»
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. Старуха захотела жить лучше. Что же тут плохого? Сколько можно мерзнуть в землянке?
Проследим по сказке, как старуха достигает своей цели.
Дети читают отрывки из сказки. Делают вывод: идя к своей цели,
-старуха унижает старика,
-требует, заставляет, кричит,
-став богатой, не нуждается в нем, выгоняет
Так к цели идти нельзя. Старуха жестокая, злая, жадная, властная. Она – отрицательный герой.
Слайд «СТАРИК»
Самое трудное испытание выпало на долю третьей группы.
СТАРИК – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ?
У ребят этой группы возникли сомнения, почему?
-А как вы думаете?
Дети работают с сигнальными карточками.
-Предоставим слово третьей группе.
Первая встреча со стариком. Старик - добрый, отпускает рыбку
А дальше? Не может сказать «нет», хотя не согласен со старухой. Понимает, что она не права, но лишь перечит, не настаивает, подчиняется.
-Чего не хватает? Смелости. Старик проявил себя бесхарактерным, безвольным. Лишь однажды попытался остановить старуху.
Книга. Дети читают по ролям.
-Можно ли бесхарактерность назвать положительной чертой? Нет. Значит, старик - не положительный, но и не отрицательный герой .Он вызывает жалость.
На доске – таблица «Герои сказки».
-А легко ли вам бывает сказать «нет»? Когда обязательно нужно проявить волю? Расскажите.
6. Итог
Итак, что же привело к такому концу?
СЛАЙД «СТАРУХА У РАЗБИТОГО КОРЫТА».
-Не только жадность старухи, но и слабость, безволие старика.
Дети читают концовку сказки.
7. Рефлексивно-оценочный этап
Задачи этапа
Формирование первоначальных представлений о нравственных понятиях
Рефлексия учебной деятельности.
Организация самооценки учениками учебной деятельности.
Планируемые результаты
Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий
Вносить коррективы в исполнение в конце действия
Проявлять способность положительной, адекватной самооценки на основе успешной учебной деятельности
Деятельность учеников
Отвечают на вопросы.
Дают самооценку.
Получают задание.
Деятельность учителя
Организует самооценку деятельности, рефлексию.
-Сегодня у нас было непростое путешествие. Мы прошли все испытания. Попытались понять и объяснить поступки героев.
-В какой момент вам было трудно?
-Что удивило?
-Когда хотелось поспорить?
-Зачем нужно разбираться в поступках героев?
-Вместе мы подошли к главной мысли сказки.
Какие строки из сказки стали крылатым выражением? К какой жизненной ситуации они применяется?
-Я желаю, чтобы с вами таких ситуаций не происходило. Пусть желания ваши будут добрыми и пусть они исполняются.
А сейчас представьте, что перед вами сама золотая рыбка.
У детей на столах листочки с нарисованной рыбкой.
-С какой просьбой вы бы к ней обратились?
Дети записывают, а затем по желанию зачитывают.
Самое удивительное в ваших желаниях то, что вы думаете не только о себе, но и о своих близких, друзьях и даже о человечестве.
Поурочные разработки по литературному чтению С.В. Кутявиной.
Атрихалова Е.В., Ксенофонтов И.В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. Методическое пособие. – Калуга, КГИМО, 2010.