Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русской литературе 8 класс»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2014 год.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2014 год.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 2018-2019 учебного года.
Формы и методы, технологии обучения:
- основная форма обучения – урок, различные его типы;
- методы традиционного обучения, проектный метод, методы развивающего обучения;
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица)
- анализ эпизода
- сенквейн
- реферат
- сообщение
- зачет
Выбор УМК для реализации рабочей программы обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать (требования к учебному материалу, который воспринимается и воспроизводится учащимися):
- биографические сведения о мастерах слова;
- историко-культурные факты, необходимые для понимания включенных в программу произведений;
- содержание изученных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь (требования, основанные на более сложных видах деятельности):
- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- использовать различные виды чтения (беглое, просмотровое, поисковое);
- составлять монологическое высказывание на литературную тему;
- составлять реферат, сообщение по творчеству писателя;
- анализировать художественный текст; эпизод текста
- выделять смысловые части текста, составлять план;
- составлять сравнительную характеристику литературных героев;
- пользоваться различными источниками информации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему;
- определения круг своего чтения, уметь дать оценку литературному произведению;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет, телевидение).
5. Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся.
- сочинение на литературную тему
- выразительное чтение наизусть
- монологический устный ответ
- анализ эпизода
- сенквейн
- реферат
- сообщение
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующимикритериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл
Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2014 год.
2. Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2015.- 399 с.
3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.- 288 с.
4. Тесты художественных произведений, изучаемых в 8 классе.
5. Литература: учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8-11 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А.Шаповал. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2014. – 302, [2] с.
6. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. – СПб.: Паритет, 2016. – 192 с.
Тематический поурочный план учебного предмета «Литература» (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
№ урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Ведущие формы, методы и средства обучения
Дата проведения
по плану
фактически
1.
Введение. Литература и история.
Беседа. Тестирование.
Выявят связь истории и литературы.
Коллективная, работа с учебником.
2.
Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
Рассказ учителя. Беседа.
Выявят особенности художественной формы фольклорных произведений.
Анализ лирических песен и частушек. Аудио, выразительное исполнение частушек и песен.
3
Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий
Беседа
Выявят особенности содержания и художественной формы преданий
Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания.
4.
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития
Рассказ учителя. Беседа. практикум.
Выявят особенности содержания и формы воинской повести и жития
Анализ текста
5.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести
Урок внеклассного чтения
6.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Рассказ учителя. Беседа.
Познакомятся с основными фактами биографии и творчества писателя, составят речевые характеристики персонажей.
Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
7.
Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Практикум
Обучатся анализу эпизода драматического произведения
Анализ текста, чтение по ролям
8.
Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»
Урок развития речи
Обучатся написанию сочинения на литературную тему.
Письменный ответ
9.
И.А.Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
Рассказ учителя. Беседа.
Получат представление о жанровом своеобразии, композиции басен.
Анализ текста, выразительное чтение, чтение по ролям.
10.
И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.
Урок внеклассного чтения
Индивидуальные сообщения по теме урока
11.
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей.
Рассказ учителя, практикум.
Познакомятся с характерными жанровыми особенностями думы
Сопоставительный анализ, выразительное чтение
12.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Рассказ учителя, беседа.
Составят представление об отношении А.С. Пушкина к теме истории в литературе.
Анализ текста, выразительное чтение, устный ответ.
13.
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах).
Семинар
Большой круглый стол
14.
А.С.Пушкин. «История Пугачева»(отрывки).
Рассказ учителя. Беседа.
Составят представление о связи истории пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя
Сравнительная характеристика
15.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
Рассказ учителя. Беседа.
Познакомятся с историей создания произведения и сравнят героев повести с их историческими прототипами.
Индивидуальные сообщения , составление Диаграммы Вена.
16.
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
Беседа. Обучение устному рассказу
Обучатся устному рассказу. Составят сравнительную характеристику героев
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме.
Практикум
Разовьют представление о жанре поэмы, изучат особенности композиции поэмы.
Анализ эпизода, выразительное чтение текста
25.
Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Урок развития речи
26.
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.
Рассказ учителя, семинар
Познакомятся с биографией писателя, составят представление об исторической теме в творчестве писателя.
Работа с книгой
27.
Н.В.Гоголь . «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.
Рассказ учителя.
Разовьют понятие «социальная комедия», познакомятся с историей создания комедии.
Анализ текста, работа с книгой
28
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.
Беседа, практикум.
Разовьют представление о сатире и юморе, составят представления о приемах сатирического изображения чиновников.
Выразительное чтение по ролям, анализ текста
29
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
Практикум
Познакомятся с литературным понятием «миражная интрига», «хлестаковщина».
Выразительное чтение по ролям, анализ текста
30
Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению
Урок развития речи
Выявят особенности композиции комедии.
Сочинение.
31
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)
Рассказ учителя, беседа
Обобщат и разовьют понятие образ «маленького человека»
Анализ текста, выборочное чтение
32
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.
Практикум
Сделают вывод о месте фантастического в повести, составят представление об образе Петербурга
Выборочное чтение
33
М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.
Рассказ учителя, беседа.
Познакомятся с биографией писателя, сделают вывод о средствах создания комического в произведении
Выборочное чтение отрывка, анализ эпизода
34
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
Урок развития речи
Усовершенствуют умение анализировать эпизод.
Анализ эпизода, сочинение.
35
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.гоголя, М.Е.Салтыкова -Щедрина
Урок контроля
36
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Рассказ учителя, беседа.
Разовьют понятие о жанре рассказа. Составят представление о художественной детали как средстве создания художественного образа.
Выразительное чтение, анализ текста, монологическое высказывание
37
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.
Рассказ учителя, беседа.
Познакомятся с биографией писателя, проанализируют проблематику рассказа и образ автора.
Анализ текста, чтение выборочное.
38
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа.
Практикум
Усовершенствуют умения выявлять особенности композиции рассказа.
Выборочное чтение
39
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
Урок внеклассного чтения
40
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
Урок внеклассного чтения
41
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
Рассказ учителя. Беседа.
Расширят знание биографии писателя. Сделают вывод о психологизме рассказа.
Чтение с пометами, с остановками.
42
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика.