Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС. 4 класс»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение" Средняя общеобразовательная
школа №1 пгт. Кировский Кировского района" Приморского края
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
______________Ременюк М.Н.
УТВЕРЖДЕНО Директор
______________Милюк Л.А.
Протокол № от "" г.
Приказ № от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2095683)
учебного предмета «Литературное чтение»
для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Пузикова Марина Анатольевна учитель начальных классов
пгт.Кировский 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —
особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; — сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Дата изучения
Виды деятельности
Виды, формы контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
всего
контрольные работы
практические работы
1.1.
О Родине, героические страницы истории
12
0
0
01.09.2022 21.09.2022
Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из нас», объяснение своей позиции с приведением примеров из текстов, раскрытие смысла пословиц о Родине, соотнесение их с прослушанными/прочитанными произведениями;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.2.
Фольклор (устное народное творчество)
11
0
0
22.09.2022 11.10.2022
Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных произведениймалых жанров фольклора, определение жанра, объяснениеи ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты?»,аргументация своего мнения;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.3.
Творчество А.С.Пушкина
12
0
0
12.10.2022 08.11.2022
Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина(«Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей очарованье! », «Октябрь уж наступил…», «Туча», «Гонимы вешними лучами…»,«Зимняя дорога»,«Зимнее утро» (по выбору), обсуждениеэмоционального состояния при восприятии описанных картинприроды, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?»; Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказкао мёртвой царевне и о семи богатырях», удержание в памятисобытий сказки, обсуждение сюжета;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.4.
Творчество И.А.Крылова
4
0
0
09.11.2022 15.11.2022
Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»,«Квартет», «Кукушка и Петух», И. И. Хемницер «Стрекозаи муравей», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» (не менее трёх по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.5.
Творчество М. Ю. Лермонтова
4
0
0
16.11.2022 22.11.2022
Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины…»,«Утёс», «Парус»,«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» и др.;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.6.
Литературная сказка
9
0
0
23.11.2022 07.12.2022
Слушание и чтение литературных сказок. Например,М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», П. П. Ершов«Конёк-Горбунок», В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», С. Т. Аксаков«Аленький цветочек», Е. Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.7.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века
7
0
0
08.12.2022 20.12.2022
Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы,ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение?Почему?». На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещёземли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», А. А.Фета«Весенний дождь», «Бабочка», В. А. Жуковского «Ночь»,«Песня», Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!»,«Где сладкий шёпот…» (не менее пяти авторов по выбору);
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.8.
Творчество Л. Н. Толстого
7
0
0
21.12.2022 11.01.2023
Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести), «Мужик и водяной»,«Русак», «Черепаха» и др.;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.9.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века
6
0
0
12.01.2023 23.01.2023
Составление выставки книг на тему «Картины природы в произведениях поэтов ХIХ—ХХ веков», написание краткого отзывао самостоятельно прочитанном произведении по заданномуобразцу;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.10.
Произведения о животных и родной природе
12
0
0
24.01.2023 13.02.2023
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о животных:В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»,«Капалуха», «Весенний остров», А. И. Куприн «Скворцы», К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»(не менее двух произведений по выбору) Учебный диалог: обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.11.
Произведения о детях
13
0
0
14.02.2023 07.03.2023
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детейв разное время: А. П. Чехов «Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками»(не менее трёх авторов);
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.12.
Пьеса
5
0
0
08.03.2023 15.03.2023
Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц«Красная Шапочка» (одна по выбору); Чтение по ролям;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.13.
Юмористические произведения
6
0
0
16.03.2023 05.04.2023
Разговор перед чтением: обсуждение проблемного вопроса«Какой текст является юмористическим?»; Рассказы В. Ю. Драгунского «Главныереки», В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М. Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не менее двух произведений по выбору);
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.14.
Зарубежная литература
8
0
0
06.04.2023 19.04.2023
Чтение литературных сказок зарубежных писателей (по выбору): братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка»;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
1.15.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой
7
0
0
20.04.2023 24.05.2023
Работа в парах: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, заполнение схемы; Поиск информации в справочной литературе, работа с различными периодическими изданиями: газетами и журналами для детей;
Устный опрос; Тестирование;
http://school- collection.edu.ru/
Резервное время
13
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Виды, формы контроля
всего
контрольные работы
практические работы
1.
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков И. С. Никитина, Н. М.Языкова, С. Т.
Романовского, А. Т.Твардовского, С. Д.Дрожжина, В. М. Пескова и др.).
1
0
0
01.09.2022
Устный опрос;
2.
О Родине, героические страницы истории. Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, народов России).
1
0
0
05.09.2022
Устный опрос;
3.
О Родине, героические страницы истории. Знакомство с культурно-историческим наследием России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества (по выбору)
1
0
0
06.09.2022
Устный опрос;
4.
О Родине, героические страницы истории. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы.
1
0
0
07.09.2022
Устный опрос;
5.
О Родине, героические страницы истории . Осознание понятий: поступок, подвиг. Расширение представлений о народной и авторской песне: понятие «историческая песня», знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны
1
0
0
08.09.2022
Устный опрос;
6.
О Родине, героические страницы истории. Образ героев. Исторические страницы России.
1
0
0
12.09.2022
Устный опрос;
7.
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Сравнение текстов, героев
1
0
0
13.09.2022
Устный опрос;
8.
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
1
0
0
14.09.2022
Устный опрос;
9.
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
1
0
0
15.09.2022
Устный опрос;
10.
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
1
0
0
19.09.2022
Устный опрос;
11.
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Тема, основная мысль, заголовок
1
0
0
20.09.2022
Устный опрос; Тестирование;
12.
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Структура текста. План. Пересказ
1
0
0
21.09.2022
Устный опрос;
13.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура. Представление о многообразии видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
1
0
0
22.09.2022
Устный опрос;
14.
Фольклор (устное народное творчество) Понимание культурного значения фольклора для появления художественной литературы. Обобщение представлений о малых жанрах фольклора.
1
0
0
26.09.2022
Устный опрос;
15.
Фольклор (устное народное творчество) Сказочники. Собиратели фольклора (А. Н.Афанасьев, В. И. Даль). Углубление представлений о видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира.
1
0
0
27.09.2022
Устный опрос;
16.
Фольклор (устное народное творчество). Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты)
1
0
0
28.09.2022
Устный опрос;
17.
Фольклор (устное народное творчество). Расширение представлений о былине как эпической песне о героическом событии. Герой былины —защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
1
0
0
29.09.2022
Устный опрос;
18.
Фольклор (устное народное творчество) Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М.Васнецова
1
0
0
03.10.2022
Устный опрос;
19.
Фольклор (устное народное творчество) Фольклор как народная духовная культура. Сравнение. Эпитет. Олицетворение. Метафора.
Лирика. Образ. Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М.
Васнецова
1
0
0
04.10.2022
Устный опрос;
20.
Фольклор (устное народное творчество) Фольклор как народная духовная культура. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М.Васнецова
1
0
0
05.10.2022
Устный опрос;
21.
Фольклор (устное народное творчество) Смысл и задачи фольклорных произведений
1
0
0
06.10.2022
Устный опрос;
22.
Фольклор (устное народное творчество) Фольклор как народная духовная культура. Пересказ краткий.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина.
1
0
0
12.10.2022
Устный опрос;
25.
Творчество А. С. Пушкина Углубление представления о средствах художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора).
1
0
0
13.10.2022
Устный опрос;
26.
Творчество А. С. Пушкина. Расширение представления о литературных сказках А.С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки
1
0
0
17.10.2022
Устный опрос;
27.
Творчество А. С. Пушкина Расширение представления о литературных сказках А.С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Выборочный пересказ
1
0
0
18.10.2022
Устный опрос;
28.
Творчество А. С. Пушкина Описание героев. Характеристика.
Отношение автора к героям.
1
0
0
19.10.2022
Устный опрос;
29.
Творчество А. С. Пушкина. Смысл сказки. Повторы. Метафоры, другие средства выразительности
1
0
0
20.10.2022
Устный опрос;
30.
Творчество А. С. Пушкина Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Сюжет. Эпизод. Смысловые части
1
0
0
24.10.2022
Устный опрос;
31.
Творчество А. С. Пушкина Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Сюжет. Эпизод. Смысловые части
1
0
0
25.10.2022
Устный опрос;
32.
Творчество А. С. Пушкина Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Сюжет. Эпизод. Смысловые части
1
0
0
26.10.2022
Устный опрос;
33.
Творчество А. С. Пушкина Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Различные виды плана
1
0
0
27.10.2022
Устный опрос;
34.
Творчество А. С. Пушкина Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Тема. Идея. Заголовок
1
0
0
07.11.2022
Устный опрос;
35.
Творчество А. С. Пушкина Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Иллюстрации. Авторы иллюстраций
1
0
0
08.11.2022
Устный опрос; Тестирование;
36.
Творчество И. А. Крылова Представление о басне как лиро-эпическом жанре.
1
0
0
09.11.2022
Устный опрос;
37.
Творчество И. А. Крылова. Расширение круга чтения басен на примере произведений А. И.
Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого и других баснописцев.
1
0
0
10.11.2022
Устный опрос;
38.
Творчество И. А. Крылова Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях
1
0
0
14.11.2022
Устный опрос;
39.
Творчество И. А. Крылова Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка
1
0
0
15.11.2022
Устный опрос; Тестирование;
40.
Творчество М. Ю.Лермонтова Лирические произведения М. Ю. Лермонтова: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм.
1
0
0
16.11.2022
Устный опрос;
41.
Творчество М. Ю.Лермонтова Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова
1
0
0
17.11.2022
Устный опрос;
42.
Творчество М. Ю.Лермонтова Лирические произведения М. Ю. Лермонтова. Анализ лексики
1
0
0
21.11.2022
Устный опрос;
43.
Творчество М. Ю.Лермонтова Лирические произведения М. Ю. Лермонтова. Тема и главная мысль (идея) произведения
Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).
1
0
0
24.11.2022
Устный опрос;
46.
Литературная сказка. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).
1
0
0
28.11.2022
Устный опрос;
47.
Литературная сказка. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова).
1
0
0
29.11.2022
Устный опрос;
48.
Литературная сказка. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки.
1
0
0
30.11.2022
Устный опрос;
49.
Литературная сказка. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности
1
0
0
01.12.2022
Устный опрос;
50.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности
Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности
Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности
1
0
0
07.12.2022
Устный опрос; Тестирование;
53.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.
1
0
0
08.12.2022
Устный опрос; Письменный контроль;
54.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.
1
0
0
12.12.2022
Устный опрос;
55.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Анализ текста. Иллюстрации.
1
0
0
13.12.2022
Устный опрос;
56.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХIХ века: В. А. Жуковский, Е. А.
Баратынский, Ф. И.Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов.
1
0
0
14.12.2022
Устный опрос;
57.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике.
1
0
0
15.12.2022
Устный опрос;
58.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры.
1
0
0
19.12.2022
Устный опрос;
59.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Представ- лений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению
1
0
0
20.12.2022
Устный опрос; Тестирование;
60.
Творчество Л. Н. Толстого Расширение представлений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
1
0
0
21.12.2022
Устный опрос;
61.
Творчество Л. Н. Толстого Первоначальное представление о повести как эпическом жанре.
1
0
0
22.12.2022
Устный опрос;
62.
Творчество Л. Н. Толстого Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».
1
0
0
26.12.2022
Устный опрос;
63.
Творчество Л. Н. Толстого Углубление представлений об особенностях художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого
1
0
0
27.12.2022
Устный опрос;
64.
Творчество Л. Н. Толстого Заголовок Содержание произведения План
1
0
0
09.01.2023
Устный опрос;
65.
Творчество Л. Н. Толстого Виды рассказа рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Сравнение по структуре, содержанию
1
0
0
10.01.2023
Устный опрос;
66.
Творчество Л. Н. Толстого Анализ героев. Читатель, автор, герой
1
0
0
11.01.2023
Устный опрос; Тестирование;
67.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы.
1
0
0
12.01.2023
Устный опрос;
68.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века: И. А.Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева.
1
0
0
16.01.2023
Устный опрос;
69.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века: И. А.Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева.
Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.
1
0
0
17.01.2023
Устный опрос;
70.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры
1
0
0
18.01.2023
Устный опрос;
71.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Анализ текстов. План. Пересказ
1
0
0
19.01.2023
Устный опрос;
72.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры.Анализ текстов. Лексики
1
0
0
23.01.2023
Устный опрос; Тестирование;
73.
Произведения о животных и родной природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений литературы.
1
0
0
24.01.2023
Устный опрос;
74.
Произведения о животных и родной природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И.Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М.Пришвина
1
0
0
25.01.2023
Устный опрос;
75.
Произведения о животных и родной природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И.Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М.Пришвина. Составление разных видов плана
1
0
0
26.01.2023
Устный опрос;
76.
Произведения о животных и родной природе. Расширение круга чтения. Любимые произведения.
Аннотации. Рассказ
1
0
0
30.01.2023
Устный опрос;
77.
Произведения о животных и родной природе. Иллюстрации и репродукции. Описание
1
0
0
31.01.2023
Устный опрос;
78.
Произведения о животных и родной природе. Анализ и сравнение текстов (герои , сюжет) А. И.Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М.
Пришвина
1
0
0
01.02.2023
Устный опрос;
79.
Произведения о животных и родной природе. Тема, основная мысль (идея). Заголовок. Характеристика героев.
1
0
0
02.02.2023
Устный опрос;
80.
Произведения о животных и родной природе. Автор, герой, читатель
1
0
0
06.02.2023
Устный опрос;
81.
Произведения о животных и родной природе. Разные виды пересказа, цель, структура
1
0
0
07.02.2023
Устный опрос;
82.
Произведения о животных и родной природе. Литературный герой, персонаж, характер
1
0
0
08.02.2023
Устный опрос;
83.
Произведения о животных и родной природе. Эпизод, смысловые части Композиция. Иллюстрации
1
0
0
09.02.2023
Устный опрос;
84.
Произведения о животных и родной природе . Тема охраны природы в произведениях. Смысл. Нравственные ценности
1
0
0
13.02.2023
Устный опрос; Тестирование;
85.
Произведения о детях. Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере содержания произведений А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г.Гарина-Михайловского и др.
1
0
0
14.02.2023
Устный опрос;
86.
Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Авторское отношение к героям, лексика , сюжет
1
0
0
15.02.2023
Устный опрос;
87.
Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Рассказ о героев. Построение высказывания.
Анализ
1
0
0
16.02.2023
Устный опрос;
88.
Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, поведение, поступки героев.
Номинативный план. Вопросный план
1
0
0
20.02.2023
Устный опрос;
89.
Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Характеристика героев, описание
1
0
0
21.02.2023
Устный опрос;
90.
Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Прогнозирование по заголовку
1
0
0
22.02.2023
Устный опрос;
91.
Произведения о детях. Портреты героев. Иллюстрирование. Работа с информацией в тексте. Выборочное чтение
1
0
0
23.02.2023
Устный опрос;
92.
Произведения о детях. Сюжет.
Последовательность событий
1
0
0
27.02.2023
Устный опрос;
93.
Произведения о детях. Эпизод, смысловые части. Композиция
1
0
0
28.02.2023
Устный опрос;
94.
Произведения о детях. Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению
1
0
0
01.03.2023
Устный опрос;
95.
Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Подробное и краткое описание на основе текста.
1
0
0
02.03.2023
Устный опрос;
96.
Произведения о детях. Составление вопросов по тексту. Главная и второстепенная информация
1
0
0
06.03.2023
Устный опрос;
97.
Произведения о детях. Произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Формирование нравственных ценностей и позиций
1
0
0
07.03.2023
Устный опрос; Тестирование;
98.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой.
1
0
0
08.03.2023
Устный опрос;
99.
Пьеса. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства.
1
0
0
09.03.2023
Устный опрос;
100.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой.
Пьеса. Анализ действующих лиц, обсуждение проблем. Структура пьесы. Особенности
1
0
0
15.03.2023
Устный опрос; Тестирование;
103.
Юмористические произведения. Расширение круга чтения юмористических произведений на примере рассказов В. Ю.Драгунского, Н. Н. Носова, В. В.Голявкина, М. М.Зощенко.
1
0
0
16.03.2023
Устный опрос;
104.
Юмористические произведения . Герои юмористических произведений.
Характеристика, описание.
Анализ
1
0
0
20.03.2023
Устный опрос;
105.
Юмористические произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре
1
0
0
21.03.2023
Устный опрос;
106.
Юмористические произведения. Понятие юмора. Юмор в жизни и произведениях удожественной литературы
1
0
0
03.04.2023
Устный опрос;
107.
Юмористические произведения. Слушание и чтение художественных произведений. Высказывание о проблемах и вопросах.
1
0
0
04.04.2023
Устный опрос;
108.
Юмористические произведения. Прогнозирование по заголовку. Составление текстов. Анализ лексики
1
0
0
05.04.2023
Устный опрос; Тестирование;
109.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К.Андерсена, братьев Гримм.
1
0
0
06.04.2023
Устный опрос;
110.
Зарубежная литература. Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена
1
0
0
10.04.2023
Устный опрос;
111.
Зарубежная литература. Особенности приключенческой литературы. Работа с дополнительной информацией, смысловые части, выбор отрывков из текста по цели
1
0
0
11.04.2023
Устный опрос;
112.
Зарубежная литература Обмен мнениями по сюжету произведений. Структура высказвания (рассуждение, описание, повествование)
1
0
0
12.04.2023
Устный опрос;
113.
Зарубежная литература. Тема. Идея. Заголовок. Содержание произведения Эпизод, смысловые части. Анализ текста
1
0
0
13.04.2023
Устный опрос;
114.
Зарубежная литература. Работа с текстом произведения
(характеристика героя):
нахождение описания героя, определение взаимосвязи между
поступками героев, сравнивание героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев
1
0
0
17.04.2023
Устный опрос;
115.
Зарубежная литература. Средства художественной выразительности.
1
0
0
18.04.2023
Устный опрос;
116.
Зарубежная литература. Работа с текстовой и иллюстративной информацией.
1
0
0
19.04.2023
Устный опрос; Тестирование;
117.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)
1
0
0
20.04.2023
Устный опрос;
118.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.
1
0
0
24.04.2023
Устный опрос;
119.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Очерк как повествование о реальном событии.
1
0
0
25.04.2023
Устный опрос;
120.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания.
1
0
0
26.04.2023
Устный опрос;
121.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Работа с источниками периодической печати
1
0
0
27.04.2023
Устный опрос;
122.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Задачи библиографической литературы
1
0
0
01.05.2023
Устный опрос;
123.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Создание выставки библиографий. Устное высказывание.
1
0
0
02.05.2023
Устный опрос; Тестирование;
124.
О Родине, героические страницы истории. Произведение о Родине Резервный час
1
0
0
03.05.2023
Устный опрос;
125.
О Родине, героические страницы истории. Подготовка информации о малой родине. Чтение текстов об историческом прошлом Резервный час
1
0
0
04.05.2023
Устный опрос;
126.
О Родине, героические страницы истории. Образ героев. Подготовка устных высказываний. Резервный час
1
0
0
08.05.2023
Устный опрос;
127.
Творчество великих поэтов и писателей. Вспоминаем Резервный час
1
0
0
09.05.2023
Устный опрос;
128.
Творчество великих поэтов и писателей. Любимые стихи. Чтение наизусть. Выразительное чтение.
Резервный час
1
0
0
10.05.2023
Устный опрос;
129.
Творчество великих потов и писателей. Композиция. Ритм. Рифма. Строфа. Сравнение. Эпитет.
Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ. Резервный час
1
0
0
11.05.2023
Устный опрос;
130.
Творчество великих потов и писателей. Произведения любимых писателей. Составление устных высказываний. Аргументирование.
Резервный час
1
0
0
15.05.2023
Устный опрос;
131.
По страницам любимых книг. Организация выставки. Аннотация. Устное высказывание. Резервный час
1
0
0
16.05.2023
Устный опрос;
132.
По страницам любимых книг. Иллюстрирование. Работа с репродукциями. Художники и музыканты в литературе. Резервный час
1
0
0
17.05.2023
Устный опрос;
133.
По страницам любимых книг. Читательский дневник. Смысл. Структура. Резервный час
1
0
0
18.05.2023
Устный опрос;
134.
По страницам любимых книг. Выборочное чтение. Аннотация. Резервный час
1
0
0
22.05.2023
Устный опрос;
135.
Творчестве поэтов и писателей ХХ века. Анализ творчества и биографии авторов. Подготовка устного выступления.
Резервный час
1
0
0
23.05.2023
Устный опрос;
136.
Творчестве поэтов и писателей ХХ века. Читательский дневник. Читательский опыт. Смысл задачи. Формирование нравственных качеств. Резервный час
1
0
0
24.05.2023
Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И.; под редакцией Виноградовой Н.Ф., Литературное чтение (в 3 частях). Учебник. 4 класс. Общество с ограниченной ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Цифровые образовательные ресурсы Компакт-диск «Искусство древнего мира» Компакт-диск «Комната сказок» Компакт-диск «ОБЖ. Улица полна неожиданностей» Компакт-диск «Путешествие в прекрасное» Компакт-диск «Сказка про сказку» Компакт-диск «Мифы Древней Греции» Демонстрационные наглядные пособия Таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс» Портреты писателей
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ