: Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Базовый уровень: учебник /Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, О.Б. Марьина; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – 4-е изд.- М.: Дрофа, 2016
Данная рабочая программа разработана для УМК под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.
Количество часов на изучение каждой темы в авторской программе - 105 часов в год, по учебному плану БОУ г. Омска "Гимназия " 139" - 102 часа в год (34 учебных недели), В рабочую программу внесены некоторые изменения по сравнению с авторской:
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Перечень глав, тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий – выделены курсивом) |
Введение. История ХХ века и судьбы искусства.1 | 1 | Размышлять о художественном мире произведений и особенностях влияния исторических процессов на судьбу литературы. Отмечать остроту постановки вопросов о роли искусства в начале века, Рассуждать о причинах сложности периодизации русской литературы XX в, о путях развития русской литературы после 1917 г. (советская литература, «возвращенная литература» и литература русского зарубежья) и путях их объединения. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литератур других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении. |
Литература рубежа XIX—XX веков | | |
Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века 2 | 2 | Рассуждать о развитии гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в., о богатстве и разнообразии литературных направлений. Выделять этапы дальнейшего развития реализма, отмечать обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Оперировать понятиями: модернизма символизма, акмеизма и футуризма, литературного направления, литературного направления начала века, критического реализма. Определять, роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа веков. |
М. Горький «Н а д н е», «Литер а - т у р н ы е п ор т р еты». Публицистика | 6 | Создавать литературный портрет писателя в жанре очерка. Определять рамки основной темы произведений Горького «Поиск правды и смысла жизни» (по рассказам и пьесе). Познакомиться с ранними произведениями писателя: «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике». Давать характеристику системе образов пьесы, составив таблицу. Рассуждать об основном социально-философском конфликте пьесы. Читать и комментировать фрагменты драмы. Составлять конспект статей Горького: литературные портреты (Толстой, Чехов), отмечать их своеобразие, памфлета периода русской революции. Писать сочинение-размышление на тему: «Чему учит нас жизнь Максима Горького?» (литературный портрет писателя в жанре очерка), «Поиск правды и смысла жизни» (по рассказам и пьесе). Писать конспекты литературно-критических статей. Определять причины постоянного присутствия публицистики в жизни и творчестве писателя. Ее роль на всех этапах его творческого пути. Неудачные попытки создания нового метода — социалистического реализма. Острота звучания «Заметок о мещанстве» в современной жизни. Реализм на новом этапе. выявлять в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; характеризовать особенности стиля писателя; Создание литературного портрета любимого писателя в жанре очерка или эссе |
И. А. Бунин. Лирика. «Ч и с т ы й п о н е д е л ь - ник», «Го с п о д и н и з Сан-Фр а н ц и с к о» | 4 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Читать и анализировать стихотворения: «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь», «Не устану воспевать вас, звёзды!», «Последний шмель», «Одиночество», «Песня». Отмечать живописность и лаконизм бунинского поэтического слова., Точность передачи чувства вечного круговорота жизни в лирике Бунина. Читать и комментировать стихотворения. Работать в группах по составлению анализа поэтического текста. Создавать литературный портрет писателя в презентации или реферате. Определять характерные черты художественного мира писателей. Устно характеризовать художественный мир литературного произведения. Выявлять вечные темы в литературном произведении. Формулировать вопросы и задания для анализа рассказа. Выполнять исследовательские проекты. Готовить по ним устное выступление. Работать по выявлению толстовских и чеховских традиций в прозе Бунина. Читать, понимать, анализировать рассказы И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (рассказы из сборника). Комментированно читать «Чистый понедельник». Давать характеристику героям, отмечать их романтическое и трагическое чувство. Отмечать концентрированность повествования как характерной черты рассказов Бунина их эстетическое совершенство. Оценить поэтизацию мира ушедшей Москвы. Характеризовать героев с их романтическим и трагическим чувством. Выделять литературные реминисценции и их роль в рассказе. Выделять композиционные части рассказов с их неожиданным финалом. выявлять в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; характеризовать особенности стиля писателя; Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско» |
И. Куприн «Гр а н а т о в ы й б р а с л е т» | 2 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству Анализировать рассказ с точки зрения романтического изображения любви героя. Сопоставлять чувства героя с представлениями о любви других персонажей повести. Выявлять роль эпиграфа в повести, смысл финала. Выявлять черты реализма. Познакомиться с понятием «критический реализм». Мини-сочинение по рассказу |
Короленко «Б е з язык а», «Рек а и г р а е т», «Пара д о к с» | 1 | Внеклассное чтение. Активность жизненной позиции и гуманизм творчества Короленко. Публицистическая ярость его произведений Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Читать и анализировать рассказы. Давать письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения, об авторской позиции, о гуманистическом пафосе произведений писателя. Подбирать цитаты по указанной теме. Давать устную характеристику предметному миру произведения. Выделять основные темы: защита человеческого достоинства. Определять роль писателя в судьбах родной литературы, опираясь на интернет источники. Анализ рассказа по выбору учащихся |
Поэзия конца XIX — начала XX века | 1 | Определять характерные черты художественного мира писателей. Устно характеризовать художественный мир литературного произведения. Тезисно записывать лекцию учителя. Делать выводы об особенностях периода, истоках трагического миропонимания. Оценивать эстетические взгляды символистов. Познакомиться с проблемами культурных традиций разных народов. Знать представителей старших символистов: В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Ф. Сологуба, З. Гиппиус. «Младосимволистов»: Вяч. Иванова, А. Белого, А. Блока, С. Соловьева. Создание хронологических таблиц всей эпохи или ее части (периода). Символизм, акмеизм, футуризм и кре- стьянская поэзия эпохи в системе докладов или сообщений учеников. Беседа о модернизме и декадансе. Детальный анализ поэзии Серебряного века можно провести в виде серии докладов учеников. Обязательным является включение в текст выступлений лучших стихотворений и их комментирование |
Символизм (4 ч) В. Я. Брюсов Лирика К. Д. Бальмонт Лирика А. Белый Лирика | 3 | Анализировать, выразительно читать стихотворения Брюсова: «Юному поэту», «Конь Блед», «Творчество», «Грядущие гунны». Определять характерные черты художественного мира поэта. Выделять историко-культурную и общественно-гражданскую проблематику произведений. Брюсова-переводчика.Старшие символисты. В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Подбирать и систематизировать материал по биографии Бальмонта и его творчеству. Выделять основные темы и мотивы лирики Бальмонта. «Я мечтою ловил…», «Я в этот мир пришел…», «Безглагольность». Определить средства и способы создания музыкальности стиха. Выделять основные темы и мотивы лирики Белого, определить место темы Родины в творчестве поэта. Определять характерные черты художественного мира поэта, анализируя стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Выявить восприятие революционных событий поэтом. понимать слово в художественном произведении в его эстетической функции . Анализ стихотворения по выбору учащихся |
А. А. Блок 2 Лирика. «Д в е н а д - ц а т ь» | 4 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству А. Блока. Определять характерные черты художественного мира поэта. Читать, понимать, анализировать стихотворения Блока: «Незнакомка», «Россия», «Ночь , улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Рек а раскинулась...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы». Делать выводы о мотивах и образах ранней поэзии, о значении излюбленных символов Блока. Конспектировать материал по неоромантизму «младосимволистов», по влиянию философии В. С. Соловьева на Блока («Стихи о Прекрасной Даме»). Проследить эволюцию творчества Блока, оформить таблицу. Выделять основные темы и мотивы лирики Бальмонта в стихотворениях «Я мечтою ловил…», «Я в этот мир пришел…», «Безглагольность», трагедия поэта в «страшном мире». Выявить суть пафоса патриотических стихотворений. Анализировать, комментировать поэму «Двенадцать» с точки зрения попытки осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочинение по лирике |
Акмеизм 2 Н. С. Гумилев Лирика | 2 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству. Выявить черты жизнеутверждающего и героического пафоса поэзии. Понимать, уметь истолковывать лирику Гумилёва («Жираф», «Волшебная скрипка», «Капитаны», «Андрей Рублев») , выделять черты акмеизма. |
Футуризм В. В. Маяковский Лирика. «О б л а к о в шт а н а х» (2 ч) | 6 | Определять характерные черты художественного мира поэтов-футуристов. Читать, понимать, анализировать стихотворения футуристов: И. Северянина «Интродукция». «Эпилог», «Я гений Игорь Северянин…», «Двусмысленная слава», В.В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобоэби пелись губы…», «Ещё раз…». Составлять вопросы для анализа поэтических текстов. Создавать литературный портрет поэта, презентацию или реферат по темам: «Дух бунтарства в ранней лирике», «Окна РОСТА», готовить сообщение по темам: «Сатирические произведения В.В. Маяковского - пьесы «Клоп», «Баня»»; А вы могл и б ы . . .», «Нате!», «Вам!», «Пос л у ш а й т е ! . .», «Скрипк а и немножко н е р в н о», «Юб и л е й н о е», «Владимир Маяков с к и й», Любовная лирика: «Письмо Татьяне Яковлевой». «Облако в штанах»; «Тема поэта и поэзии в лирике. Новаторство поэта. Сочинение по творчеству поэта |
Крестьянская поэзия С. А. Есенин Лирика. «А н н а С н е - г и н а» (3 ч) | 5 | Определять характерные черты художественного мира поэта. Анализировать стихотворения: Клюева «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья», «Из подвалов, из тёмных углов…», выявляя художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству. Выявлять черты есенинской лирики. Выразительно читать стихотворения поэта, анализировать. «Го й , т ы Р ус ь , м о я р о д н а я ! . .», «Не бр од и т ь , н е м я т ь в кус та х б а г р я н ы х . . .», «Мы т е п е р ь у х одим понемногу», «Письмо матери», «С п и т к о в ы л ь . . .», «Шага н э т ы м о я , Ш а га н э . . .», «Не жа л е ю , н е з о ву, н е п л а ч у. . .», «Рус ь с о в е т с к а я». Создавать презентацию или сообщение по темам творчества поэта: «Тема Родины и природы в лирике Есенина», «Тема любви в лирике Есенина», ««Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины». Писать сочинение по лирике поэта С.А. Есенина:«Поэтические богатства из «ларца слов и образов» С. Есенина», «Большое видится на расстоянии»: поэтические прозрения Есенина», «Так много сделано ошибок»: исповедальные мотивы лирики Есенина», «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине…», тема любви. |
Литература 20—30-х годов XX века Судьба русской литерату- ры в годы историче- ских потрясений (обзор) 4 | 2 | Конспектировать лекцию учителя. Использовать собственный читательский опыт при разговоре о произведениях этого периода. Уметь рассуждать по теме, отвечая на вопросы учебника. Выделять тематическое разнообразие в творчестве писателей нового поколения, поиски нового героя эпохи, романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов, а также сатирическое изображение эпохи Работать со словарём: жанр антиутопии, социалистический реализм. Находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Обзор российской литературы XX в. до 1941 г. Сложность формирования советской литературы и важность общего взгляда на ее пути. А. А. Фадеев,А. Серафимович, Вс. Иванов, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева, А. А.Ахматова, Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, М. А. Шолохов. Первый съезд советских писателей. Социалистический реализм. Ведущие темы российской литературы тех лет: тема России и революции, поиски нового героя эпохи, романтизация борьбы за новую жизнь, сатирическое изображение издержек строя, создание антиутопий. Конспектирование лекции |
Фадеев «Р а з г р о м» (2 ч) | 1 | Определить особенности темы Гражданской войны в советской литературе. Выделить нравственные проблемы в романе, освещение темы интеллигенции в революции. Читать критические статьи о романе. Тема гражданской войны в романе. Сюжет и герои. Причины современной полемики о романе. Доклады учащихся |
А. А. Ахматова Лирика. «Реквием» (2 ч) | 3 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству Ахматовой. Выразительно читать стихотворения («Мне голос был…», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был.Он звал утешно:…», «Родная земля», «Сжала руки под темной вуалью»), анализировать их, раскрывая глубину и богатство содержания, отмечая достоинства поэтического языка, тематическое разнообразие. Подбирать и систематизировать материал по гражданской и поэтической миссии А.А. Ахматовой о послеоктябрьском её творчестве. Выразительно читать стихотворения, анализировать их, раскрывая глубину и богатство содержания, отмечая достоинства поэтического языка, тематическое разнообразие». Составить сообщения по темам: «Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя», « Библейские мотивы и образы в поэме», «Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема»». «Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога», «Роль детали в создании поэтического образа». Доклады учащихся |
Б. Л. Пастернак Лирика. «Докт ор Жива г о» (2 ч) | 3 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству, основные мотивы лирики. Выразительно читать стихотворения («Про эти стихи», «Февраль, достать чернил…», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Любить иных – тяжёлый крест», «Никого не будет в доме», «Сосны», «Иней», «Снег идёт»), анализировать их, раскрывая глубину и богатство содержания, отмечая достоинства поэтического языка, тематическое разнообразие (человек и природа, поэт и поэзия, герой и автор), отмечать философский характер лирики. Конспект лекции по роману «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака об особенностях композиции, о соединении эпического и лирического начала, о развитии темы интеллигенции и революции. Анализировать отдельные эпизоды романа и стихи Живаго. Доклады учащихся |
О. Э. Мандельштам Лирика (2 ч) | 2 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта. Анализировать, выразительно читать стихотворения Мандельштама. Определять характерные черты художественного мира поэта. Тезисно записывать лекцию учителя. Делать выводы об особенностях периодов творчества поэта, об истоках трагического миропонимания, оценить эстетические взгляды поэта. «N o t re Dаmе», «Б е с с о н н и ц а . Го м е р . Т у г и е п а рус а . . .», «З а г р е м у ч у ю д о б л е с т ь г р я д у щ и х в е к о в . . .», «Я в е р н у л с я в м о й г ор о д . . .» Анализ стихотворений |
М. И. Цветаева Лирика (2 ч) | 2 | Подбирать и систематизировать материал по биографии и творчеству Цветаевой. Анализировать, выразительно читать стихотворения («Моим стихам», «Кто создан из камня…»,«Стихи к Блоку», «Кто создан из камня...», «Тоска по родине...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной»). Определять характерные черты художественного мира поэта. Тезисно записывать лекцию учителя о сжатости мысли и энергии чувства, о мощи поэтического дарования и независимости позиции, о самобытности поэтического слова, богатстве ритмики, свежести и неожиданности рифмовки. Делать выводы об особенностях периодов её творчества, об истоках миропонимания, оценить эстетические взгляды Цветаевой, самобытность поэтического слова Цветаевой. «М о и м с т и х а м , н а п и с а н н ы м та кр а н о . . .», «С т и х и к Б л о к у» («Имя твое птица в руке...»),«Кт о с о з д а н и з к а м н я . . .», «То с к а п о р о д и н е . . .»,«Мос к в е», «Мне нра в и т с я , ч т о в ы б ольны не м н о й . . .» Творческая работа по выбору учителя |
М. А. Булгаков «Б е л а я г в а рдия» («Дни Турбиных»), «Белая гвардия» («Дни Турбиных»). «М а с т е р и М а р га р и та» | 6 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя, истории создания и публикации романа «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». Выступать с устным сообщением на заданную тему. Находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев, сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции. Передавать информацию адекватно поставленной цели, характеризовать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Вести диалог. Постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев). Передавать содержание информации адекватно поставленнойцели (сжато, полно, выборочно). Составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали. Определять особенности средств создания образов-персонажей. Находить необходимую информацию в источниках различного типа. Судьбы народа в годы революции и Гражданской войны на страницах произведе ний. Драматическая насыщенность его прозы. Новаторство Булгакова-драматурга. Пьесы Булгакова. Связь его прозы и драматургии. «Мастер и Маргарита». Соединение фантастического сюжета с философско-библейскимимотивами. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в Ершалаиме. Булгаковскаядьяволиада в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь).Тема совести. Мастер и Маргарита. Проблема творчества и судьба художни-ка. Воланд и его свита. Россия нэповская на страницах романа: сатирические сцены. Фантастика и жанр фельетона. Смысл финальной главы рома- на. Судьбы изданных после смерти автора произведений. Творческие работы на темы: «Путь романа “Мастер и Маргарита” к своему читателю», «Произведение Булгакова в театре и в кино» |
А. П. Платонов «Котл о в а н», «Сокр о венный ч е л о в е к», «Шарманка», «В п р о к» 3 | 2 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя. Постигать содержание произведения на аналитическом уровне, определять смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Вести диалог, постигая содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев). Передавать содержание адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Доклады учащихся |
А. Н. Толстой «Петр Первый» (2 ч) | 1 | Конспектировать лекцию по судьбам русского исторического романа в XX в. (А. Н. Толстой, М. Алданов), картинам петровской Руси в романе, образу Петра (становление личности в эпохе), изображению народа. Рассуждать о художественном своеобразии романа (особенности композиции и стиля). Анализ эпизода |
М. А. Шолохов «Тихий Дон» 5 | 5 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Уметь составлять характеристику группы персонажей Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное. Составить презентацию по истории создания, смыслу названия романа, жанровых и композиционных особенностях. Постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом). Находить информацию по заданной теме, систематизировать главных героев, основные сюжетные линии. Составлять характеристику группы персонажей. Ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения. Выделять особенности языка, стиля писателя. Составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. Писать сочинения различных жанров: Темы: 1) « Война и революция в романе М.А. Шолохова «Т.Д.»; 2) «Особенности изображения пейзажа в романе М.А. Шолохова «Т.Д.»; 3) «Образы женщин-казачек в романе»; 4) «Г.М. в поисках правды»; 5) «Человек и природа в романе».Составлять письменный текст на заданную темуисторию создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности и обобщать. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как поиск смысла жизни. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и другие, человек и природа. «Тихий Дон» и картины природы в нем. Традиции Толстого в изображении масштабных со- бытий в жизни народа. Полемика вокруг авторства. Сочинение по роману |
Зарубежная литература XX века (4 ч) Б. Шоу «Пигмалион», Г. Аполлинер «М о с т Ми р а б о», Э. Хемингуэй «С та р и к и м ор е» | 2 | Анализировать произведения Б. Шоу. «Пигмалион», лирику Г. Аполлинера, стихотворение «Мост Мирабо», и повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». Отмечать особенности развития зарубежной литературы и её влияние на русскую. Идейные и художественные искания в зарубежной литературе XX в. Обзор. Реализм и модернизм. Сюрреализм. Б. Шоу, Г. Аполлинер, Э. Хемингуэй. Доклады учащихся |
Литература русского зарубежья Творческие искания пи- сателей русского зарубе- жья (2 ч) | 1 | Записывать конспект учебника по теме. Готовить презентации по группам о творческих исканиях писателей эмиграции (М. Цветаева, В.Ф. Ходасевич, Г.В. Иванов, Шмелёв, Ремизов, Зайцев, Набоков, Газданов, Алданов.)Общий обзор судеб русской литературы за рубежом после 1917 г.: пути и решения. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин, Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом — 1925—1935 гг. Конспектирование лекции учителя |
В. В. Набоков «Дру г и е б е р е г а», «Защита Лужина», «Д а р» (4 ч) | 4 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Готовить сообщение по группам о творчестве Набокова по темам «Роман «Другие берега» - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе», «Защита Лужина» - роман о трагической судьбе талантливого человека», ««Дар» - последний роман Набокова на русском языке». Составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. Раннее признание таланта Набокова, его мастерство: острота сюжета, изобразительная сила создания образов героев повествования, сочность и красочность описаний, умелое использование реминисценций, обилие формаль- но-стилистических и психологических находок.«Другие берега» как автобиографический роман. Мир детства и отрочества в романе. Герой и его окружение. «Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека. «Дар» — последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за дар, полученный от судьбы. Описание творческого пути героя-писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Решение проблемы ответственности человека за свои деяния. Романы на английском языке. Исследования русской литературы. Монография «Гоголь», комментарий к «Евгению Онегину». Набоков-переводчик, Набоков как автор двух литератур. Сочинение по творчеству Набокова |
М. Алданов «Ч е р т о в м о с т» (2 ч) | 1 | И Конспектировать лекцию учителя. Использовать собственный читательский опыт при разговоре о произведении. Уметь рассуждать по теме, отвечая на вопросы учебника.стория России и Европы двух последних столетий на страницах его исторических романов. Культ Л. Толстого в творчестве М. Алданова. «Чертов мост» о подвиге российского оружия. Образ Суворова как удача исторического повествования. Творческая работа по выбору учащихся |
Великая Отечественная война в литературе (обзор и избранные монографи- ческие темы) (6 ч) | 6 | Конспектировать лекцию учителя. Использовать собственный читательский опыт при разговоре о произведениях этого периода. Уметь рассуждать по теме «Великая Отечественная война в литературе военного времени», отвечая на вопросы учебника. Выделять тематическое разнообразие в творчестве писателей нового поколения, поиски нового героя эпохи. ( В. Шаламов «Колымские рассказы», В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, Б. Васильева, С. Гроссмана, В. Кондратьева, В.Носова.В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Поэзия ВОВ, Ю. Бондарев «Горячий снег», В. Кондратьев «Сашка», драматургия Е. Щварц «Дракон».) Работать со словарём. Конспектирование, доклады |
Литература второй поло- вины XX — начала XXI века (обзор) (6 ч) | 5 | Готовить сообщения по группам, рассуждать по темам: «Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев», «Расцвет популярности поэзии. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели»», «Творчество. Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной», ««Городская» проза». «Деревенская проза», «Драматургия и литература народов России», «Русское зарубежье», «Осмысление истории литературы как единого целого», «Авторская песня». Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын, П. Нилин, В. Дудинцев, В. Шаламов и др. Расцвет и популярность поэзии. Б. Ахмадулина, И. Бродский, В. Боков, Е. Винокуров, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Н. Глазков, Ю. Друнина,Е. Евтушенко, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, С. Орлов, А. Прасолов, Н. Рубцов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, В. Солоухин, А. Тарковский и др. Новые темы и образы в поэзии периода «оттепели». Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. «Городская» проза. Д. Гранин, А. Битов, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. Доклады учащихся, анализ стихотворений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес. А. Володин «Пять вечеров», А. Арбузов «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розов «В добрый час!», «Гнездо глухаря», «Кабанчик», М. Рощин «Валентин и Валентина»,А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын» и др. Литература народов России: С. Айни, Ч. Айтматов, Р. Гамзатов, М. Джа лиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов и др. Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции. И. Бродский, А. Солженицын. «Третья волна» литературной эмиграции. Г. Владимов, С. Довлатов, А. Гладилин, Ю. Мамлеев, В. Аксенов, И. Ратушинская, С. Соколов, Ф. Горенштейн и др. Литературные журналы. Их позиция и роль в литературной жизни страны. «Новый мир», «Октябрь» и др. Осмысление истории русской литературы как единого процесса. Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы,Ю. Визбо-ра, Ю. Кима, А. Дольского, В. Цоя и др. Тенденции развития постмодернизма. Доклады учащихся |
А. Т. Твардовский Лирика. «З а д а л ь ю — даль» (3 ч) | 3 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству Рассуждать об основных темах, направлениях поэзии Твардовского. Принимать участие в аналитической беседе. Комментировать поэму «За далью – даль», выделять основной пафос поэмы. Выразительно читать стихотворения, анализировать их, раскрывать трагизм в содержании стихотворений о войне. «В с я с у т ь в од н о м е д и н с т в е н н о м з а в е т е . . .», «П а м я т и м а т е р и», «Я з н а ю , н и к а кой мое й в и н ы . . .», «К обидам горьким со б с т в е н н о й п е р с о н ы . . .» и др. Лирика. Чувство причастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой») «За далью — даль». Поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Емкость поэтической речи. Некрасовские традиции в творчестве поэта. Твардовский как главный редактор журнала «Новый мир». Сочинение «Проблема традиций и новаторства в творчестве Твардовского» |
А. И. Солженицын «О д и н д е н ь И в а н а Д е н и с о в и ч а», «Ар- х и п е л аг Г УЛАГ» , «К а к н а м о бус т р о – и т ь Р о ссию»4 | 2 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Рассуждать о сюжетно-композиционной особенности повести «Один день Ивана Денисовича». Раскрывать характер героя, как способ выражения авторской позиции. Слушать лекцию учителя по роману «Архипелаг ГУЛАГ» (главы.) и статье «Как нам обустроить Россию». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответствен- ности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Доклады учащихся |
Ф. А. Абрамов «Пое здк а в п рошлое» (2 ч) | 1 | Рассуждать по темам русской деревни, о ее сложной судьбе, отражённой в советской литературе. Готовить презентацию по теме: «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя». Доклады учащихся |
В. П. Астафьев «Пос л е д н и й п о – к л о н», «П е ч а л ь н ы й д е т е к – т и в» (2 ч) | 2 | Комментировать многоплановое произведение «Последний поклон». Выделять мотивы трагического бессилия и оценку писателем «событий бытия». Рассмотреть проблему взаимоотношения природы и человека, проблему потери нравственных ориентиров во всех слоях общества. Последний поклон»: оценка писателем «событий бытия» и мотив трагического бессилия в решении многих его проблем (природа и человек). Грустная оценка снижения уровня интеллигентности городского населения и осуждение потери нравственных ориентиров в «Печальном детективе». Мини-сочинение по одному из произведений |
В. Г. Распутин «Пос л е д н и й с р о к», «Прощание с Матер о й», «Живи и п о м н и» (2 ч) | 2 | Определять основную идею повести («Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок»). Участвовать в аналитической беседе. Трагическое решение проблемы отцов и детей, уважение к прошлому и историческая память народа, трагедия человека, отторгнувшего себя от об- щества в произведениях Распутина. Сообщения учащихся, анализ эпизодов |
Русская литература 90-х годов ХХ — начала XXI века (2 ч) | 2 | Составлять тезисы лекции учителя. Рассуждать о темах и проблемах современной литературы. Участвовать в аналитической беседе о судьбе литератур постсоветского периода. Постмодернизм, некоторые тенденции литературы постмодернизма. Идея множественности трактовок литературного произведения. В. Г. Сорокин «Роман», В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота», «Gеnеrаtion “П”», Т. Н. Толстая «Кысь». Поиск героя времени в литературе последнего десятилетия века. В. С. Маканин «Лаз», «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Кавказский пленный», «Андеграунд, или Герой нашего времени». «Женский почерк» в прозе конца века. Л. С. Петрушевская «Время ночь», «Тайна дома», «Маленькая Грозная», В. С. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть», Л. Е. Улицкая «Медея и ее дети». Поэзия 1990-х гг. Тематическое многообразие и художественное совершенство поэзии Б. А. Чичибабина, С. Ю. Куняева, Л. В. Лосева, О. Г. Чухонцева, С. М. Гандлевского. Осмысление итогов постмодернизма в русской поэзии. Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров, В. Н. Некрасов. Поэты-песенники М. К. Щербаков, Ю. С. Энтин. Подготовить стенд с изданиями отдельных произведений, созданных русскими писателями в 1990-е гг. (подбор экземпляров из школьной библиотеки, из домашних библиотек; имена авторов указывает учитель). Работать со словарями литературоведческих терминов: «беллетристика», «классика», «постмодернизм», «интертекстуальность», «эклектика», «массовая литература», «тривиальность», «жанровый канон», «виртуальная реальность», «фэнтези» (по выбору учителя). Составлять план обзорной лекции учителя. Выразительно читать фрагменты из произведений В. Г. Сорокина,В. О. Пелевина, Т. Н. Толстой, В. С. Маканина, Л. С. Петрушевской, В. С. Токаревой, Л. Е. Улицкой (по выбору учителя). Обмениваться мнениями о развитии литературы в конце XX столетия, беседовать на темы «“Вечные вопросы” в современной русской литературе»; «Герой и антигерой в современной русской литературе»; «Изображение современности в русской литературе конца века»; «Мои герои в произведениях современной русской литературы»; «Поиски смысла бытия в литературе конца века»; «Проблема морального выбора в современной русской прозе» и др. Готовить сообщения о рассказе В. С. Маканина «Кавказский пленный», о повести Л. С. Петрушевской «Время ночь», об одном из рассказов Л. Е. Улицкой (из сб. рассказов «Бедные родственники», 1993). Готовить маленькую поэтическую антологию «Мои любимые поэты конца XX в.» (включаются стихотворения 4—5 поэтов Составлять план обзорной лекции учителя и выступлений учащихся. Обмениваться мнениями о развитии современной русской прозы и поэзии. Беседовать на темы: «О чем спорят герои современной русской литературы?»; «Проблема одиночества в современной русской литературе конца века»; «Человек и природа в произведениях прозы и поэзии»; «Человек в начале XXI в.»; «Поэзия в моей жизни»; «Идеал человека в современной русской литературе». Составить вопросы для интеллектуальной игры на знание авторов и произведений литературы последнего десятилетия. Работать в группах по направлениям. Принять участие в игре. |
Литература начала XXI века (3 ч) | 3 | Знакомиться с презентацией по теме: Литература на современном этапе Новый реализм». Пересмотр постмодернистских критериев. Критическое осмысление действительности и осмысление постсоветской эпохи. Судьба народа в кризисной исторической ситуации. В. Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана», А. В. Рубанов «Сажайте, и вырастет», А. М. Терехов «Каменный мост», М. А. Тарковский «Енисей, отпусти!», Ю. М. Поляков «Грибной царь», С. А. Шаргунов «Книга без фотографий». Жанр политического романа. А. А. Проханов «Господин Гексоген», Ю. В. Бондарев «Без милосердия». Доклады на темы: «Поэт в России больше, чем поэт...» (по современной поэзии); «Философская лирика современных русских поэтов» (по выбору учителя). Конспектировать лекцию учителя о русской поэзии и драматургии начала века. Беседовать по темам: «Красота истинная и ложная в произведениях современной поэзии»; «Тема Родины в лирике современных поэтов»; «Тема памяти в русской литературе начала века»; «Новая драма XXI в.». Тенденции «нового реализма» в драматургии. Разрушение стереотипов русской драмы. Е. Гришковец «Как я съел собаку род». Тенденция создания «вторичных» произведений-продолжений, заимствующих названия и стиль классических образцов, Б. Акунин «Чайка», М. Ю. Угаров «Облом оff», Н. Н. Садур «Памяти Печорина», О. А. Богаев «Русская народная почта». Доклады «“Мысль семейная” в новейшей литературе», «“Отцы и дети” в современной русской литературе», «Новый герой в условиях нового времени» (по выбору учителя). Составлять план обзорной лекции учителя о современной прозе, сопровождающейся сообщениями учащихся. Читать фрагменты художественных произведений (по выбору учителя), в том числе фрагментов о художниках слова и их произведениях из книги З. Прилепина «Книгочет...». Рассказ учащихся о построении книги Д. Л. Быкова «Календарь», краткое переложение двух-трех очерков о деятелях искусства. Составлять словарные статьи к терминам: «концепт», «интравертность», «хронотоп», «вербатим/vеrbatim», «архетип», «артефакт». Выразительное чтение стихотворений (по выбору учителя) к итоговому уроку. Доклады на темы: «Поэт в России больше, чем поэт...» (по современной поэзии); «Философская лирика современных русских поэтов» (по выбору учителя). Составлять конспект лекции учителя о русской поэзии и драматургии начала века. Беседа по темам: «Красота истинная и ложная в произведениях менной поэзии»; «Тема Родины в лирике современных поэтов»; «Тема памяти в русской литературе начала века»; «Новая драма XXI в.». Разработка дизайна обложки к изданию избранных стихотворений любимого поэта. Готовиться к конференции по современной литературе. Готовить доклады по прочитанным книгам (например, «Три причины, по которым мне нравится этот писатель», «Уроки русского», «Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма», «Современная поэзия и массовая песня» и др.). Читать наизусть фрагменты художественных произведений и стихотворений современных поэтов. Составлять аннотации книг для школьной литературной газеты или журнала. |
Итоги (2 ч) | 2 | Повторить и обобщить знания по литературе, использовать интеллектуальный опыт. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в.Выявлять многообразие направлений, обилие форм, отмечать неожиданность эстетических и этических решений в творческом процессе. Участвовать в дискуссии по теме «Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира». Обсуждение итогов изучения курса и последняя тестовая проверка творче- ской лаборатории учащегося-читателя |
№ урока р/п | № урока в теме | Тема урока | Дата |
план | факт |
1 | 1 | Введение. История ХХ века и судьбы искусства. | | |
| | Литература рубежа XIX—XX веков. 2 | | |
2 | 1 | Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века. Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. | | |
3 | 2 | Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм. | | |
| | А.М. Горький. 6 | | |
4 | 1 | Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького. | | |
5 | 2 | Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. | | |
6 | 3 | Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в Человека (Сатин). Герои пьесы. | | |
7 | 4 | Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. | | |
8 | 5 | Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким ( Толстой,Чехов) Своеобразие публицистики. Памфлеты периода русской революции. | | |
9 | 6 | Р.Р Сочинение-размышление: «Чему учит нас жизнь Максима Горького?» (литературный портрет писателя в жанре очерка), «Поиск правды и смысла жизни» (по рассказам и пьесе). | | |
| | И. А. Бунин 4 | | |
10 | 1 | «В е ч е р», «Крещенск а я н о ч ь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Н е у с т а н у в о с п е в а т ь в а с , з в е з д ы !», «Пос л е д н и й ш м е л ь», «Одиноч е с т в о», «П е с н я». Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой. Элегическое восприятие действительности. Жи вописность и лаконизм бунинского поэтического слова. | | |
11 | 2 | «Го с п о д и н и з Сан-Фр а н ц и с к о». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. | | |
12 | 3 | Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы. | | |
13 | 4 | «Те м ные а л л е и». Трагизм сюжетов. «Ч и с тый п о н е д е л ь н и к». Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданный финал. | | |
| | А. И. Куприн.2 | | |
14 | 1 | «Гр а н а т о в ы й бр а с л е т». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. | | |
15 | 2 | Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста. Р.Р Мини-сочинение по рассказу | | |
| | В.Г. Короленко. 1 | | |
16 | 1 | «Б е з язык а», «Рек а и г р а е т», «Пара д о к с» и другие рассказы. Публицистика: письма к Луначарскому. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства. Роль писателя в судьбах родной литературы. | | |
| | Поэзия конца XIX — начала XX века 2 | | |
17 | 1 | Серебряный век как своеобразный русский ренессанс. Модернизм как одно из направлений в искусстве начала века. Сущность модернизма, декаданса. Символизм,акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. | | |
| | Символизм 3 | | |
18 | 1 | Символизм. В. Я. Брюсов. «Юному поэту», «К о н ь бл е д», «Тв о р ч е с т в о», «Гр я д у щ и е г у н н ы» и др. Брюсов как теоретик символизма. | | |
19 | 2 | К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие т е н и . . .», «Б е з гл а г ол ь н о с т ь», «Я в э т о т м и р п р и -ш е л , ч т о б в и д е т ь с о л н ц е . . .». Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. | | |
20 | 3 | А. Белый. «Р а здумье», «Ру с ь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. | | |
| | А. А. Блок 4 | | |
21 | 1 | А. А. Блок. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества | | |
22 | 2 | «Незнакомк а», «Ро с с и я», «Н о ч ь , у л и ца, ф о н а р ь , а п т е к а . . .», «В ре с т ор а н е», «Рек а р а с к и н у л а с ь . . .» (из цикла «На поле Куликовом»), «На ж е л е з н о й д ор о г е», «Скифы».Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. | | |
23 | 3 | «Две н а д ц а т ь » как попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. | | |
24 | 4 | Р.Р Сочинение по лирике А.Блока | | |
| | Акмеизм 2 | | |
25 | 1 | Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты-акмеисты Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др. | | |
26 | 2 | Н. С. Гумилев. «Жира ф», «Волшебная скрипк а», «З а бл у д и в ш и й с я т р амв а й», «Капита н ы», «Андре й Рубл е в» и др. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта. | | |
| | Футуризм. В.Маяковский 6 | | |
27 | 1 | Футуризм. Манифесты. И. Северянин. «Интродукция». «Эпилог», «Я гений Игорь Северянин…», «Двусмысленная слава». Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность. В.В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобоэби пелись губы…», «Ещё раз…». Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. | | |
28 | 2 | В. В. Маяковский. «А вы могл и б ы . . .», «Нате!»,«Вам!», «Пос л у ш а й т е ! . .», «Скрипк а и немножко н е р в н о», Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Раннее творчество. «Окна РОСТа». | | |
29 | 3 | «Обл а к о в ш та н а х». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Драматургия поэта: «Клоп», «Баня». | | |
30 | 4 | Любовная лирика и поэмы. «Письмо Та т ь я н е Я к о вл е в о й». «Лиличка» | | |
31 | 5 | Тема поэта и поэзии. «Юб и л е й н о е», «Владимир Маяков с к и й». Новаторство поэта. Роль «агитатора, горлана, главаря» в судьбах советской литературы. Автор о событиях своей эпохи (лирика, поэмы) | | |
32 | 6 | Р.Р. Сочинение по поэзии Маяковского | | |
| | Крестьянская поэзия. Клюев. Есенин 5 | | |
33 | 1 | Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Н. А. Клюев. «Осинушка», «Я люблю цыга н с к и е к о ч е в ь я . . .», «Из под в а л о в , и з т е м н ы х у гл о в . . .». Изображение труда и быта деревни, тема родины.. | | |
34 | 2 | С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. «Го й , т ы Р ус ь , м о я р о д н а я ! . .» | | |
35 | 3 | «Не бр од и т ь , н е м я т ь в кус та х б а г р я н ы х», «Мы т е п е р ь у х одим понемногу», «Письмо матери», «С п и т к о в ы л ь . . .», «Шага н э т ы м о я , Ш а га н э . . .»,«Не жа л е ю , н е з о ву, н е п л а ч у. . .», «Рус ь с о в е т с к а я». Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. | | |
36 | 4 | «А н н а С н е г и н а» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирика Есенина в музыке советских композиторов. | | |
37 | 5 | Р.Р.Сочинение по лирике С.Есенина «Поэтические богатства из «ларца слов и образов» С. Есенина», «Большое видится на расстоянии»: поэтические прозрения Есенина», «Так много сделано ошибок»: исповедальные мотивы лирики Есенина», «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине…», тема любви. | | |
| | Литература 20—30-х годов XX века Судьба русской литературы в годы историче- ских потрясений (обзор) 2 | | |
38 | 1 | Судьба русской литературы в годы историче- ских потрясений (обзор). Судьба русской литературы 20-х годов. Тема революции и гражданской войны. Поэзия 20-х годов. | | |
39 | 2 | Русская литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб | | |
| | Фадеев «Р а з г р о м» (1ч) | | |
40 | 1 | А. А. Фадеев. «Р а з г р о м». Тема Гражданской войны в советской литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе. | | |
| | А. А. АхматоваЛирика.«Реквием»(3ч) | | |
41 | 1 | А. А. Ахматова. «Сжа л а руки под т е м н о й ву а - л ь ю . . .», «Мне ни к чему од и ч е с к и е р а т и . . Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. | | |
42 | 2 | Патриотизм и гражданственность поэзии. .»,«Мне гол о с б ы л . О н з в а л у т е ш н о . . .», «Род н а я з е м л я». Разговорная интонация и музыкальность стиха. Новаторство формы. | | |
43 | 3 | «Р е к в и е м». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». | | |
| | Б. Л. ПастернакЛирика.«Доктор Жива г о»(3 ч) | | |
44 | 1 | Поэтическая эволюция Пастернака: Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Стремление «поймать живое». Размышления о жизни, о любви, о природе искус- ства. Яркость фор мы и философская насыщенность лирики | | |
45 | 2 | «Про э т и с т и х и», «Фе в р а л ь . Дос та т ь ч е р н и л и п л а к а т ь ! . .», «Опре д е л е н и е п о э з и и», «Во в сем мне х о ч е т с я дойти до с а м о й с у т и», «Га м л е т», «З и м н я я н о ч ь», «Люб и т ь и н ы х —тяжелый кр е с т . . .», «Н и к о г о н е б у д е т в д о м е . . .»,«С о с н ы», «И н е й», «С н е г и д е т». | | |
46 | 3 | «Д о к т о р Жи в а г о» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение в нем эпического и лирического начал. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа. | | |
| | О. Э. Мандельштам Лирика (2 ч) | | |
47 | 1 | О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе», «Бессонница .Гом ер . Тугие паруса . . .», «За гремучую доблесть грядущих веков . . .», «Я вернулся в мой город . . .» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. | | |
48 | 2 | Философичность лирики. Исторические и лите- ратурные образы в поэзии Мандельштама | | |
| | М. И. ЦветаеваЛирика (2 ч) | | |
49 | 1 | М. И. Цветаева. «Моим стих м , написанным так рано . . .», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»),«Кто создан из камня . . .», «Тоска по родине . . .»,«Москве», «Мне нравится , что вы больны не мной . . .» и др. Трагедийная тональность творчества. Испы- тания и беды годов «великого перелома» в России. | | |
50 | 2 | Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки. Р.Р Творческая работа: самобытность поэтического слова Цветаевой. | | |
| | М. А. Булгаков 6 | | |
51 | 1 | Жизнь, творчество, личность. Судьба произведе- ний писателя.«Белая гвардия». Гражданская война и ее события в романе. | | |
52 | 2 | Проза и драматургия в творчестве писателя.«Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Новаторство Булгакова-драматурга. | | |
53 | 3 | «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философскими и библейскими мотивами. Москва XX века и Ершалаим библейских времен. | | |
54 | 4 | Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Понтий Пилат, его роль в романе и тема совести. | | |
55 | 5 | Мастер и его Маргарита. Масштаб изображения главных героев романа. | | |
56 | 6 | Образы Воланда и его свиты.Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной тра- диции (Гёте, Гофман, Гоголь). Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. | | |
| | А. П. Платонов 2 | | |
57 | 1 | А. П. Платонов. «Котл о в а н», Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. | | |
58 | 2 | Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова. | | |
| | А. Н. Толстой«Петр Первый» (1 ч) | | |
59 | 1 | А. Н. Толстой. «П е т р Пе р вый». Судьбы русского исторического романа в XX в. (А. Н. Толстой, М. Алданов). Картины петровской Руси в романе. Образ Петра Изображение народа. Художественное своеобразие романа | | |
| | М. А. Шолохов«Тихий Дон»5 | | |
60 | 1 | Жизнь и творчество М.Шолохова. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. | | |
61 | 2 | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. | | |
62 | 3 | Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. | | |
63 | 4 | Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. | | |
64 | 5 | Р.Р. Сочинение по роману Темы: 1) « Война и революция в романе М.А. Шолохова «Т.Д.»;2) «Особенности изображения пейзажа в романе М.А. Шолохова «Т.Д.»; 3) «Образы женщин-казачек в романе»;4) «Г.М. в поисках правды»;5) «Человек и природа в романе». | | |
| | Зарубежная литература XX века (2 ч) | | |
66 | 1 | Идейные и художественные искания в зарубежной литературе XX в. Реализм XX в. Сюрреализм. Б. Шоу. Комедия «Пигмалион». Тематика и проблематика пьесы. Своеобразие конфликта в пьесе. Образы главных героев. Г. Аполлинер. «Мос Мирабо». Анализ стихотворения. | | |
67 | 2 | Э. Хемингуэй. «Старик и море». Влияние стиля Хемингуэя на русскую литературу XX в. Философский смысл и художественное своеобразие произведения. | | |
| | Литература русского Зарубежья. Творческие искания пи- сателей русского зарубежья (1 ч) | | |
68 | 1 | Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской лите- ратуры за рубежом (1925—1935). Поэзия и проза русской эмиграции | | |
| | В. В. Набоков (4 ч) | | |
69 | 1 | Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы. Набоков как русский писатель (до 1940 г.). Романы «Машенька»,«Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и др. Романы на англ. языке «Лолита», «Пнин», «Бледный огонь» | | |
70 | 2 | «Другие берега» — автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя. | | |
71 | 3 | «Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека. | | |
72 | 4 | «Дар» — последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя-писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Ма стерство Набокова-стилиста. Необычность и мастерство автора и переводчика: | | |
| | М. Алданов«Ч е р т о в м о с т»(1 ч) | | |
73 | 1 | М. Алданов. «Ч е р т о в мо с т». История России и Европы двух последних столетий на страницах исторических романов Алданова. Образ Суворова как удача историче- ского повествования. | | |
| | Великая Отечественная война в литературе (обзори избранные монографические темы)(6 ч) | | |
74 | 1 | Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет | | |
75 | 2 | Правда о человеке на войне. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л. Соболева, К. Паустовского, Э. Казакевича «Звезда» | | |
76 | 3 | В. Некрасов «В окопах Сталинграда» | | |
77 | 4 | К. Воробьев «Убиты под Москвой» | | |
78 | 5 | В. Кондратьев «Сашка» | | |
79 | 6 | Драматургия: Е. Шварц «Дракон» | | |
| | Литература второй половины XX — начала XXI века (обзор) (5 ч) | | |
80 | 1 | Литература второй половины XX в. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Шаламов «Колымские рассказы» и др. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева и др | | |
81 | 2 | Поэзия: Н. Рубцов,Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов, В. Солоухин, А. Тарковский и др. Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели»: Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. | | |
82 | 3 | «Городская» проза. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес. | | |
83 | 4 | Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын. «Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов, А. Гладилин, Ю. Мамлеев, В. Аксенов, | | |
84 | 5 | Осмысление истории русской литературы как единого процесса. Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество А. Галича,В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Дольского, В. Цоя и др. Литературные журналы «Новый мир», «Октябрь» и др. Их позиция и роль в культурной жизни страны. Некоторые тенденции развития литературы постмодернизма. | | |
| | А. Т. Твардовский (3 ч) | | |
85 | 1 | «В с я с у т ь в од н о м е д и н с т в е н - н о м з а в е т е . . .», «П а м я т и м а т е р и», «Я з н а ю , н и к а кой мое й в и н ы . . .», «К обидам горьким со б с т в е н н о й п е р с о н ы . . .» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. | | |
86 | 2 | Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»). | | |
87 | 3 | «З а д а л ью — д а л ь» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. А. Т. Твардовский — редактор журнала «Новый мир». | | |
| | А. И. Солженицын 3 | | |
88 | | А. И. Солженицын. «Один день Ив а н а Д е н и с о в и ч а», «А р х и п е л а г ГУЛАГ» (главы), Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. | | |
89 | | «К а к н а м о бу с т р о и т ь Р о с с и ю» и др. | | |
90 | | Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве. | | |
| | Ф. А. Абрамов (1ч) | | |
91 | 1 | Ф. А. Абрамов. «П о е з д к а в п р ошл о е». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Семья Прясли- ных как носительница лучших народных традиций. | | |
| | В. П. Астафьев (2 ч) | | |
92 | 1 | «Пос л е д н и й п о к л о н», Мотивы трагического бессилия и оценка писателем «событий бытия». | | |
93 | 2 | Природа и человек. | | |
| | В. Г. Распутин (2 ч) | | |
94 | 1 | «Про щ а н и е с Ма т е р о й». Тема отцов и детей, уважение к прошлому, историческая память народа, тема гражданской ответственности, | | |
95 | 2 | Историческая память народов, уважение к прошлому.«Живи и помни». «Последний срок». | | |
| | Русская литература 90-х годов ХХ — начала XXI века (2 ч) обзор | | |
96 | 88 | Русская литература второй половины ХХ века - начала XXI века (обзор) Судьбы реализма и постмодернизма (Сорокин «Роман», Пелевин «Чапаев и пустота», «Gеnеrаtion “П”», Т. Н. Тол- стая «Кысь». Поиск героя времени в литературе последнего десятилетия века. В. С. Маканин «Лаз», «Стол, покрытый сукном и с графином посере- дине», «Кавказский пленный», «Андеграунд, или Герой нашего времени». | | |
97 | 89 | «Женский почерк» в прозе конца века. Петрушевская «Время ночь», «Тайна дома», «Маленькая Грозная», В. С. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть», Л. Е. Улицкая «Медея и ее дети».. Обзор русской литературы последнего десятилетия (поэзия) | | |
| | Литература начала XXI века (3 ч) | | |
98 | 1 | «Новый реализм» (постреализм) как литературное течение «нулевых» годов. Пересмотр постмодернистских критериев. Жанр политического романа. | | |
99 | 2 | Женская проза. Картина современной литературы в книге писателя, поэтаи публициста З. Прилепина «Книгочет. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями».Поэзия начала XXI в. | | |
100 | 3 | Публицистика. Дневники.Тенденции «нового реализма» в драматургии. Тенденция создания «вторичных» произведений-продолжений, заимствующих названия и стиль классических образцов | | |
| | Итоги (2 ч) | | |
101 | 1 | Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. | | |
102 | 2 | Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира. | | |