№ п/п | Тема урока | Цель | Педагогические средства | Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Дата проведения | |
| |
1. | Введение. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. | Показать взаимосвязь русской литературы 20 в. с мировой культурой, литературой других народов; обозначить основные темы и проблемы русск. лит. 20 в. | Лекция, беседа | Знать основные темы и проблемы русской литературы 20 в. | | | | |
2. | Русская литература конца 19-начала 20 века (Обзор) | Дать представление о тенденциях русской литературы конца 19 – начала 20 вв.; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс» | Лекция, беседа | Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков. | Соколов, А.Г. История русской литературы к. 19 – нач. 20 вв.-М., 1988. | | | |
3. | Русская поэзия конца 19- начала 20 века. | Расширить представления о поэзии серебряного века; обозначить основные литературные течения поэзии русского модернизма. | Лекция, беседа. | Знать литературные течения русской поэзии конца 19 – нач. 20 вв. | | | | |
4. | Символизм. Творчество А.Белого, В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта. | Дать понятие о символизме как литературно-художественном направлении; познакомить с творчеством поэтов-символистов . | Проблемные задания, лекция. | Знать основные положения символизма; уметь выступать с устным сообщением. | | | | |
5. | Акмеизм. Н.С.Гумилев. О.Э.Мандельштам. | Дать понятие об акмеизме как литературно-художественном направлении; познакомить с личностью и творчеством Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама. | Лекция, проблемные задания. | Знать основные положения акмеизма; уметь выступать с устным сообщением. | | | | |
6. | Футуризм. Велимир Хлебников. И.Северянин. | Дать понятие о футуризме как литературно-художественном направлении; познакомить с личностью и творчеством В.Хлебникова, И.Северянина. | Лекция, проблемные задания. | Знать основные положения футуризма; уметь выступать с устным сообщением. | Смирнов,В. Поэзия В.Хлебникова в кн.: Велимир Хлебников. Избранное. – М., 1989. | | | |
7. | Крестьянская поэзия. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (Обзор). | Дать понятие о новокрестьянской поэзии; показать ее духовные и поэтические истоки; познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Клюева. | Лекция, проблемные задания. | Знать особенности развития крестьянской поэзии в начале 20 века. Уметь выступать с устным сообщением. | | | | |
8. | Р.р. Сочинение по творчеству поэтов конца 19 -начала 20 века. | Обобщить и закрепить знания материала по данной теме; выявить умение осмыслить тему, определить ее границы; закрепит навык оформления цитат из поэтического текста. | Проблемные задания. | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой. Уметь писать и грамотно оформлять сочинения различных жанров. | Тексты произведений. | | | |
9. | А.П.Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). | Познакомить с жизненным и творческим путем А.П.Чехова, его идейной и эстетической позицией, основной проблематикой чеховского творчества, своеобразием мастерства. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация. | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя. | Бердников Г. Чехов.-М.,1978. | | | |
10. | Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души. | Раскрыть проблему истинных ложных ценностей в рассказе Чехова, показать принцип нисходящего развития личности. | Проблемные задания. | Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. | | | | |
11. | «Вишневый сад». | Показать актуальность звучания пьесы в наше время, жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей. | Проблемные задания. | Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время. | Ищук-Фадеева,Н. Вишневый сад: стиль-жанр-метод. (Литература, №47,1997.) | | | |
12. | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. | Дать обзор жизненного и творческого пути И.А.Бунина. | Беседа. | Знать биографию писателя. | Смирнова,Л. А.Бунин. Жизнь и творчество. – М, 1991. | | | |
13. | Лирика И.А.Бунина. | Обозначить основные мотивы лирики поэта, показать неповторимость его стиля. | Беседа, работа с текстом. | Знать основные мотивы лирики. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном тексте. | | | | |
14. | «Господин из Сан-Франциско» | Раскрыть философское содержание рассказа; понять авторскую позицию. | Проблемные задания. | Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали. Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры. | Афанасьев,В.Н. Бунин,И.А. – М., 1966. | | | |
15. | «Антоновские яблоки». Символический смысл антоновских яблок. | Раскрыть символический смысл антоновских яблок. | Проблемные задания. | Знать символическое содержание антоновских яблок. | | | | |
16. | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. | Дать обзор творческого пути А.И.Куприна; обозначить основные проблемы в творчестве писателя, раскрыть художественные особенности его произведений. | Проблемные задания. | Знать биографию писателя, нравственно-философскую проблематику его произведений. | Берков, П. Куприн А.И. Кулешов,Ф. Творческий путь А.И.Куприна. | | | |
17. | «Гранатовый браслет». Смысл спора о бесконечной любви. | Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; обозначить роль детали в рассказе. | Проблемные задания. | Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь сопоставлять эпизод эпического произведения с экранизацией или иллюстрацией к нему. | Волков,А. Творчество Куприна. | | | |
18. | «Олеся». | Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств. | Проблемные задания. | Знать содержание произведения, центральные образы, проблематику. | | | | |
19. | Р.р. Сочинение по произведениям И.А.Бунина А.И.Куприна. | Отработать основные понятия: тема, основная мысль, план сочинения; навык составления сложного плана | Проблемные задания. | Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрыть выбранную тему и грамотно изложить материал. Уметь самостоятельно редактировать текст. | Тексты произведений писателей. | | | |
20. | А.А.Блок. Жизнь и творчество. | Познакомить с личностью поэта, атмосферой, в которой вырос А.А.Блок, с центральными циклами стихотворений; определить основные мотивы лирики. | Лекция, беседа, работа с текстом. | Знать биографию поэта. | А.Блок: Новые материалы и исследования. – М., 1980-1993 | | | |
21. | Ранняя лирика А.А.Блока. Символический образ Прекрасной Дамы. | Раскрыть своеобразие раннего поэтического мира поэта; сформулировать представление о наиболее характерных художественных приемах, символических образах. | Проблемные задания, работа с книгой, с текстами. | Знать мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Уметь анализировать поэтическое произведение. | А.Блок: Новые материалы и исследования. – М., 1980-1993 | | | |
22. | Тема «страшного мира», бессмысленного круговорота жизни. | Раскрыть своеобразие темы «страшного мира», бессмысленного круговорота жизни в творчестве Блока. | Проблемные задания. | Знать своеобразие темы «страшного мира». | | | | |
23. | Тема родины в творчестве А.А.Блока. | Показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России. | Семинарское занятие. | Знать содержание цикла «На поле Куликовом» и стихотворения «Скифы». Уметь на примере анализа стихов поэта раскрывать его взгляды на тему исторического пути России. | Страшнов, С.Л. Русская поэзия 20 века в выпускном классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. Косивцева,Л.И. Литература. 11 кл. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003. Штейнбук, Ф.М. «Белый венчик» Христа. Перечитывая поэму А.Блока «Двенадцать». РЯЛ в ср. уч. Зав. УССР, № 7, 1990 | | | |
24. | История создания поэмы «Двенадцать» А.А.Блока. Сюжет, герои, своеобразие композиции. | Познакомить с историей создания поэмы; показать особенности сюжета, своеобразие кампозиции и героев. | Проблемная лекция, аналитическая беседа. | Знать историю создания поэмы «Двенадцать» А.А.Блока, сюжет, героев, своеобразие композиции. | | | |
25. | Художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» | Познакомить со строфикой, интонацией , ритмом поэмы, ее основными символами. | Проблемные задания, работа с книгой. | Знать художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» | | | |
26. | Авторская позиция и способы ее выражения в поэме «Двенадцать». Образ Христа и многозначность финала поэмы. | Познакомить с авторской позицией и способами ее выражения в поэме; раскрыть символическое значение образа Христа и многозначность финала поэмы. | Проблемные задания, работа с книгой. | Знать авторскую позицию и способы ее выражения в поэме «Двенадцать», понимать символику образа Христа и многозначность финала поэмы. | | | |
27. | Р.р. Сочинение по творчеству А.А.Блока. | Обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением. | Исследовательские задания | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать. | Тексты произведений поэта. | | | |
28. | Максим Горький. Жизнь и творчество. | Познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького. | Лекция, беседа. | Знать биографию писателя. | Летопись жизни и творчества А.М.Горького(4 т.) Груздев, И.А. Горький и его время. | | | |
29. | Философия жизни в рассказах Горького и ее художественное воплощение. «Старуха Изергиль» | Раскрыть особенности романтических рассказов писателя. | Проблемные задания. | Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте. | | | | |
30. | «На дне». Сценическая история и роль в театральной и общественной жизни. | Показать новаторство Горького-драматурга; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. | Беседа, проблемные задания. | Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. | Бялик, Б.А. Горький драматург. – М., 1962. | | | |
31. | Философский спор о правде и человеке. Проблема гуманизма. | Выявить позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде; создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на данную проблему | Проблемные задания. | Уметь проследить развитие конфликта в драме. Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения. | Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество М.Горького. | | | |
32. | Система образов в пьесе «На дне» | Дать понятие о системе образов в пьесе; выявить особую роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. | Беседа. | Уметь анализировать систему образов произведения; вести диалог. | | | | |
33. | Р.р. Сочинение по произведениям М.Горького. | Выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, определить ее границы; закрепить навык составления плана сочинения. | Проблемные задания. | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал. | Тексты произведений писателя. | | | |
34-35. | В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества. Дух бунтарства в ранней лирике. Пафос революционного переустройства мира. | Дать представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере и бунтарском духе. | Беседа. | Знать тематику раннего творчества Маяковского, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии поэта. | Винокур, Г. Маяковский – новатор языка. Петросов Г.Г. Творчество В.В.Маяковского | | | |
36. | «Любовь – это сердце всего». Любовная лирика Маяковского. | Познакомить учащихся с любовной лирикой Маяковского, ее художественным своеобразием. | Беседа. | Знать особенности любовной лирики поэта. Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотвориях Маяковского | Хаджиев, Н., Тренин, В. Поэтическая культура Маяковского. | | | |
37-38. | Сатирические мотивы лирики В.В.Маяковского. | Познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта; разобраться, что является в них объектом сатиры, какими художественными средствами добивается поэт сатирического эффекта в своих произведениях. | Беседа, работа с текстами. | Знать сатирические произведения в творчестве Маяковского. Уметь находить объекты сатиры и художественные средства, благодаря которым поэт создает сатирический эффект. | Михайлов, А. Мир Маяковского. – М., 1990. | | | |
39. | Р.р. Сочинение по творчеству В.В.Маяковского. | Обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. | | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Тексты произведений. | | | |
4о-41. | «Чувство Родины – основное в моем творчестве» С.А.Есенин. | Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.Есенина; проследить эволюцию темы Родины в его лирике. | Беседа. | Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина. Уметь находить необходимую информацию в различных источниках. | Юшин, П.Ф. Сергей Есенин: идейно-творческая революция. | | | |
42-43. | Любовная лирика С.Есенина. Восточные мотивы в лирике Есенина. | Познакомить учащихся с любовной лирикой поэта; показать динамику ее развития. | Беседа. | Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль. | Захаров, А.Н. Поэтика Есенина. – М. 1995. | | | |
44. | Р.р. Сочинение по творчеству С.А.Есенина. | Обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. | Проблемные задания. | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Тексты произведений поэта. | | | |
45. | Русская литература первой половины 20 века (после 1917 года) (обзор). Влияние октябрьских событий на судьбу русской литературы. | Дать представление о тенденциях русской литературы первой половины 20 века (после 1917 года) | Лекция, беседа. | Знать основные тенденции русской литературы первой половины 20 века; основные произведения и их авторов. | | | | |
46. | Поэзия 20-30-х годов. Д.Бедный. М.Светлов. Э.Багрицкий. | Познакомить с поэзией 20-30-х годов. | Индивидуальные доклады. | Знать основных представителей поэзии 20-30-х годов 20 века. | | | | |
47. | Проза 20-30-х годов. (Обзор). | Дать обзор прозы 20-30-х гг. 20 века. | Лекция. | Знать основные тенденции прозы 20-30-х гг. 20 века. | | | | |
48. | Литература русского зарубежья. В.В.Набоков «Другие берега» | Дать представление о литературе русского зарубежья. | Лекция, доклад, беседа. | Знать представителей литературы русского зарубежья. | | | | |
49. | Проза и поэзия ВОВ. | Дать обзор прозы и поэзии ВОВ. | Лекция, беседа. | Знать основных представителей прозы и поэзии ВОВ, тематику произведений; уметь выступать с устным сообщением. | | | | |
50. | А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. | Познакомить с жизнью и творчеством поэта. | Лекция, беседа. | Знать о жизни и творчестве поэта | | | | |
51. | Глубокий психологизм поэзии А.А.Ахматовой. | Дать представление о мотивах и настроениях лирики А.Ахматовой, показать неразрывную связь поэтических образов А.А.Ахматовой с русской культурой. | Лекция, беседа. | Знать особенности стиха А.А.Ахматовой. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль. | Дудин, М. Души высокая свобода. В кн.: Анна Ахматова. Сочинения. – М.: Худ. Лит.,1987 | | | |
52. | Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы. | Познакомить учащихся с историей создания поэмы и раскрыть смысл названия. | Беседа, проблемные задания. | Знать историю создания и публикации поэмы; смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. | Страшнов, С.Л. Русская поэзия 20 века в выпускном классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. Косивцева,Л.И. Литература. 11 кл. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003. | | | |
53. | Библейские мотивы и образы в поэме. | Показать библейские мотивы и образы в поэме. | Беседа, проблемные задания | | | | |
54. | Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | Раскрыть особенности жанра и композиции поэмы, углубить представление о патриотизме и гражданственности лирики Ахматовой. | Беседа, проблемные задания, работа с книгой. | Знать особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | | | |
55. | Р.р. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой. | Обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением. | Проблемные задания | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Тексты произведений поэта. | | | |
56. | «Моим стихам … настанет свой черед». Сложная судьба Марины Цветаевой. | Познакомить со сложной судьбой М.Цветаевой. | Лекция, беседа. | Знать биографию писателя. | Дудин,м. Души высокая свобода. В кн.: Анна Ахматова. Сочинения. – М.: Худ. Лит., 1987 | | | |
57. | Основные темы творчества М.И.Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля. | Обозначить основные темы и мотивы цветаевской лирики; разобраться в особенностях поэтического текста, увидеть своеобразие лирической героини произведений. | Беседа, проблемные задания. | Знать основные мотивы лирики М.И.Цветаевой. | | | |
58. | Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. | Познакомить учащихся с личностью и творчеством М.А.Булгакова. | Беседа, лекция. | Знать биографию писателя. Уметь выступать с устным сообщением на заданную тему. | Соколов, Б. Булгаковская энциклопедия. – М., 1997. | | | |
59. | Сатира Булгакова. «Собачье сердце». | Познакомить с особенностями сатиры Булгакова. | Беседа, проблемные задания. | Знать особенности сатирических произведений Булгакова. | | | | |
60. | «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Композиция романа и его проблематика. | Познакомить учащихся с историей создания и публикации «главной книги» Булгакова; определить проблематику романа, показать его композиционные особенности. Их связь с проблемами романа. | Беседа, проблемные задания. | Знать особенности проблематики и композиции романа. | | | | |
61. | Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе. | Показать, как решает писатель проблему нравственного выбора в романе; определить, какими художественными средствами рисует Булгаков образы центральных героев «ершалаимских» глав. | Беседа, проблемные задания. | Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев | Соколов,Б.В. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерк творческой истории. | | | |
62. | Образы Мастера и Маргариты в романе Булгакова. | Усвоить нравственные уроки М.А.Булгакова; продолжить работу над характеристикой образа литературного героя. | Беседа, проблемные задания. | Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали. | | | | |
63. | «Нечистая сила» в романе. Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. | Показать роль фантастического в романе; продолжить разговор о нравственных уроках Булгакова; создать проблемную ситуацию, побуждающую учащихся высказывать свое мнение о прочитанном. | Беседа, проблемные задания. | Уметь составлять характеристику группы персонажей. Знать роль фантастики в романе. | | | | |
64. | Р.р. Сочинение по творчеству М.А Булгакова. | Обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением. | Проблемные задания | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | | | | |
65. | Б.Л.Пастернак. Очерк жизни и творчества (обзор). | Познакомить уч-ся с биографией писателя, разнообразием дарований его творческой натуры. | Беседа. | Знать основные этапы жизни и творчества Б.Л.Пастернака. | | | | |
66. | Своеобразие поэзии Б.Л.Пастернака. | Дать представление о творчестве Пастернака-поэта. | Беседа. | Знать тематику и особенности его лирики. Уметь анализировать лирическое произведение. | Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака. | | | |
67-68. | Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции в романе. Стихотворения Ю.Живаго в романе. | Познакомить учащихся с судьбой романа; дать представление о взглядах Пастернака на проблему места и роли человека в истории; показать гуманизм этих взглядов. | Беседа, проблемные задания. | Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие. Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения. | | | | |
69. | А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества (обзор). | Актуализировать знания о жизни и творчестве писателя. | Беседа. | Знать биографию писателя. | Васильев,В.В. Андрей Платонов: очерк жизни и творчества. | | | |
70. | А.П.Платонов «Песчаная учительница». | Раскрыть особенности проблематики произведения, показать самобытность языка и стиля писателя. | | Уметь анализировать самобытность языка и стиля писателя. | | | | |
71. | М.А.Шолохов. Очерк жизни и творчества. | Познакомить учащихся с личностью писателя, его творческой судьбой; дать представление о значении его произведений, о полемике вокруг авторства. | Лекция. | Знать биографию писателя. Уметь выступать с устным сообщением. | Журавлева А.А., Ковалева А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975. | | | |
72. | М.А.Шолохов «Донские рассказы» («Родинка»). | Познакомить с историей создания, жанровым своеобразием «Донских рассказов». | Беседа, проблемные задания. | Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие. Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения. | | | | |
73. | «Тихий Дон». Замысел и история создания романа. | Проследить творческую судьбу романа «Тихий Дон»; представить широту эпического повествования, систему образов, основные темы произведения. | Беседа, проблемные задания. | Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности. | Журавлева А.А., Ковалева А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975. | | | |
74. | Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон». | Показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни на примере изображения Шолоховым казачьих семей. | Беседа, проблемные задания. | Знать главных героев, основные сюжетные линии. Уметь составлять характеристику группы персонажей. | Журавлева А.А., Ковалева А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975. | | | |
75. | «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.А.Шолохова. | Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и ее влияние на человека. | Беседа, проблемные задания. | Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения. Знать особенности языка, стиля писателя. | Журавлева А.А., Ковалева А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975. | | | |
76. | Трагедия Григория Мелехова. | Отметить гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавших правду о гражданской войне как о трагедии народа; показать неизбежность трагичности судьбы Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. | Беседа, проблемные задания. | Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме. Знать особенности языка, стиля писателя. | Журавлева А.А., Ковалева А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975. | | | |
77. | Р.р. Сочинение по творчеству М.А.Шолохова. | Обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением. | Проблемные задания. | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | | | | |
78. | Русская литература второй половины 20 века (обзор). ВОВ в поэзии и прозе послевоенных лет. | Дать общую характеристику литературного процесса второй половины 20 века; ввести понятия «деревенская» проза, «городская» проза, «лагерная» тема; показать роль литературы в духовном обновлении общества. | Беседа, лекция. | Знать основные тенденции русской литературы втор. пол. 20 в. | Бочаров,А. Человек и война: идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе. | | | |
79. | М.А.Шолохов «Судьба человека». | Раскрыть проблематику произведения. | Беседа. | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. | | | | |
80. | В.Быков «Сотников». Нравственная проблематика произведения. | Дать характеристику основным героям повести; определить авторскую позицию и способы ее выражения в произведении; проследить мастерство психологического анализа писателя. | Беседа. | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. | Журавлев,С.И. Память пылающих лет. –М.: Просвещение, 1985. | | | |
81. | Деревенская проза 60-70-х годов. | Дать обзор деревенской прозы 60-70-х гг. | | Знать особенности деревенской прозы 60-70-х гг. | | | | |
82. | В.Г.Распутин «Прощание с Матерой». | Определить проблематику повести и ее связь с традициями классической русской прозы, разобрать смысл образов-символов в повести. | Лекция, беседа. | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. | | | | |
83. | В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки». | Раскрыть проблематику произведения. | Беседа. | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. | | | | |
84. | Поэзия 50-60-х годов. Н. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта. | Определить особенности лирических произведений Н.Рубцова; дать понятие «тихая лирика»; показать связь с русскими литературными традициями. | Беседа. | Знать особенности стиля поэта. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль. | | | | |
85. | Поэзия 70-90-х годов. И.А.Бродский. Своеобразие поэтического мышления поэта. | Дать обзор творчества поэта; определить особенности его лирики; познакомить с основами поэтики. | Беседа. | Знать особенности лирики поэта. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль. | | | | |
86. | Особенности драматургии 70-80-х годов. А.В.Вампилов «Старший сын». | Показать значение драматургии А.В.Вампилова для русской литературы; обозначить художественные особенности пьесы. | Беседа. | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь определять особенности создания образа в драматургическом произведении. | | | | |
87. | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. | Актуализировать знания о жизни и творчестве писателя. | Лекция, беседа. | Знать биографию писателя, уметь выступать с устным сообщением. | Македонов,А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981. | | | |
88. | Лирика А.Т.Твардовского. | Показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта; определить жанровые особенности и идейное содержание его лирики. | Лекция, беседа. | Знать основные мотивы лирики Твардовского. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль. | Македонов,А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981. | | | |
89. | В.М.Шукшин. Очерк жизни и творчества. | Познакомить с личностью писателя. | Лекция. | Знать биографию писателя. | | | | |
90. | Развенчание корыстолюбия и эгоизма в рассказе «Чудик». | Показать средства изображения народного характера и картин народной жизни, особенности повествовательной манеры В.М.Шукшина. | Беседа. | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Знать особенности стиля писателя. | | | | |
91. | А.И.Солженицын. Очерк жизни и творчества. | Познакомить с жизнью и творчеством писателя. | Лекция, беседа. | Знать биографию писателя. | | | | |
92. | Рассказ «Матренин двор» - изображение жизни русской деревни конца 50-х годов 20 века. | Показать своеобразие раскрытия темы деревни в рассказе. | Беседа. | Знать содержание рассказа, особенности темы деревни. | | | | |