kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе Республики Коми

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа составлена на основе Программы для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997. Данная программа по литературе составлена для 10 класса учащихся Республики Коми.  Курс литературы в 10 классе рассчитан на 35 часов (1 урок в неделю)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе Республики Коми »







Рабочая программа

по литературе Республики Коми



среднее общее образование








Составитель рабочей программы

Первушина В И., учитель русского языка

и литературы








с. Койгородок

2013 г.



Рабочая программа составлена на основе Программы для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997. Данная программа по литературе составлена для 10 класса учащихся Республики Коми. Курс литературы в 10 классе рассчитан на 35 часов (1 урок в неделю)

Основная задача курса – познакомить русских учащихся с лучшими произведениями коми литературы. Главное – вызвать интерес к произведениям коми писателей, помочь их услышать и увидеть красоту коми литературы. Литература этой программы охватывает период 19 века и 20 века, куда включены произведения и отрывки из лучших произведений коми литературы.

Учащиеся должны знать, что литература Республики Коми является одной из составных частей большой литературы России. Тем более, что развитие жанровой культуры писателей достаточно полно представлено в данной программе (повесть, роман, рассказ, жанры лирические, комедия).

В программу включены также произведения авторов, пишущих на русском языке, так как они поднимают вопросы, волнующие современную молодёжь и общество в целом (Е.Габова, Н.Мирошниченко)

В произведениях, включённых в программу 10 класса, оживают героически эпизоды жизни нашей страны, события революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны, трудовые будни республики.

Тематическое планирование

  1. Устно-народное творчество народа коми – 3 часа

  2. Из произведений основоположников коми литературы – 8 часов.

  3. Коми писатели о событиях и деятелях революции и гражданской войны. Коми литература в предвоенные годы – 6 часов.

  4. Коми литература в годы ВОВ – 6 часов

  5. Коми литература послевоенного времени – 3часа

  6. Коми современная литература – 4часа

  7. Словно звёзды есть люди ( воспевание человека труда, его мужества, духовной красоты и силы) -2часа

  8. Русские писатели о Коми крае и коми народе – 4 часа

Всего 36 часа.

Поурочно-тематическое планирование 10 класс.

№Урока

Тема урока

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Оборудование

Планируемый результат

I - Устно-поэтическое творчество народа коми

1

Устно-поэтическое творчество народа коми. Пословицы, поговорки о родине, семье, счастье, красоте, правде.

Определить особенности устного народного творчества коми народа. Показать мудрость и ценность коми пословиц и поговорок. Работа с трудными словами, работа со статьёй, конспектом. Работа с иллюстрациями. Кустодиев «Масленница».

Выписать пословицы и поговорки, распределить их по темам: родина, дружба, учение, глупость.

Учебник-хрестоматия по коми литературе, 6-7кл. Сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа». Пословицы коми народа. Тексты. Словарь.

Знать особенности коми народной сказки и коми литературной сказки.

2

Загадки коми народа. Коми народные песни. Коми народные сказки и предания о Яг Морте, Ёме, Пера-богатыре.





3

Коми литературные сказки. К.Ф.Жаков «Гулень на небе». Изъюров «Колечко бурморта»





II Из произведений основоположников коми литературы

4

И.А.Куратов. Жизненный и творческий путь писателя. Трагическая судьба поэта. Лирика

Лекция учителя о жизни и творчестве И.Куратова. Составление плана конспекта, лекции и хронологической таблицы. Чтение и анализ стихотворений.

Запись основных положений лекции. Составление викторины по творчеству Куратова. Сопоставление переводов на русский язык С.Северцева, Ф.Честнова, С.Куняева)

Сборник стихотворений И.А.Куратова «Ой, жизнь ты, жизнь». Сыктывкар. 1999г. Портрет Куратова. Памятник Куратову скульптора В.Мамченко. Издания книг Куратова.

Знать: важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы и мотивы творчества. Уметь: читать выразительно и наизусть поэтические тексты, анализировать, определять изобразительно-выразительные средства языка.

5

Многообразие и богатство обычаев и традиций коми народа в изображении И.Куратова. «Яг Морт»,»Коми бал», « У Захара».

6

Крестьянские характеры в стихотворениях «Тима», «Старуха», «Микул». Гражданские и сатирические мотивы в стихотворениях «Тьма», «Сны».

7,8

«У нас одна судьба, одни и те же муки» (творчество И.Куратова и М. Лермонтова)

Лекция учителя с элементами беседы о связи русской литературы с коми литературой. На примере творчества И.Куратова и М.Лермонтова показать ,что судьба их во многом схожа и творчество их во многом перекликается.

Чтение стихотворений «Коми кыв», «Усть-Сысольск», «Прощание», «Тучи». Сообщение учащихся о Куратове и М. Лермонтове. Чтение стихотворения на коми языке «Коми кыв». Синквейн.

Сборники стихотворений И.Куратова, М.Лермонтова. Музыка Вивальди. Мультимедийная презентация.

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать стихотворения. Попробовать показать личностную связь И.Куратова и Н.Чернышёва.

9

Творческий и жизненный путь писателя В.А.Савин – основатель коми современной литературы.

Лекция учителя о поэте, драматурге, режиссёре, композиторе, общественном деятеле, основателе коми театра.

Сообщение о В.А.Савине как о театральном и музыкальном деятеле. Образ Савина в живописи, скульптуре, литературе.

Портрет писателя. Тексты стихотворений.

Уметь читать выразительно и наизусть стихотворения В.А.Савина. Уметь выявлять авторскую оценку стихотворения. В.Савин – основоположник коми литературы.

10

В.И.Лыткин – поэт, известный коми учёный, детский писатель.

Лекция учителя, которая раскрывает сложность духовных исканий и творческого пути поэта и учёного В.И.Лыткина.

Сравнить поэму Блока «Двенадцать» и В.Лыткина «Идут».

Сборник стихотворений В.Лыткина. Портрет писателя.

Уметь определять ведущие темы в лирике Лыткина, анализировать стихотворения. Знать в чём заключается красота образного мира и национального своеобразия в поэме В.Лыткина «Идут».

11

М.И Лебедев. Творческий и жизненный путь поэта. «Земля коми», «Что же ты, солнце», «Самовар»

Лекция учителя о жизни и творчестве Лебедева.

Запись основных положений лекций, чтение стихотворений и басни «Самовар». Сравнение басни Лебедева с баснями И.Крылова.

Портрет. Тексты стихотворений.

Знать основные темы творчества Лебедева, основные теоретические понятия в жанре басни. Уметь анализировать и сопоставлять басенные традиции Крылова в поэзии Лебедева.

III Коми писатели о событиях и деятелях революции и гражданской войны. Коми литература в предвоенные годы

12,13

Г.Фёдоров «Когда наступает рассвет» (главы из романа «Незабываемые дни», «Борьба обостряется»)

Лекция учителя о жизни и творчестве Г.Фёдорова. Обзор романа. Чтение и художественный пересказ глав.

Составление плана лекций. Чтение по ролям, пересказ текста.

Текст «Когда наступает рассвет» (Хрестоматия для учащихся 9-10 классов стр259). Портрет писателя. Роман Г.Фёдорова «Зарница»

Знать об авторе романа- первом народном писателе коми. Уметь делать обобщения и выводы, выделять основную проблематику произведения, применять различные формы пересказа.

14,15

Яков Рочев. Творческий и жизненный путь писателя. Главы из романа «Ижма волнуется»

Лекция учителя о писателе – авторе трилогии «Два друга», «Ижма волнуется», «Обновление земли» - о гражданской войне в коми крае, о периоде социалистического переустройства всего уклада жизни в прошлом отсталой окраины царской России.

Запись основных положений лекции, чтение отрывков из текста « Ижма волнуется». Сообщение о современной Ижме.

Портрет писателя. Текст. «Хрестоматия для 9-10 классов стр 196-257. Иллюстрация художника В.Кочева «Коми деревня»(1964г) и «Светлый берег»(1969г)

Знать текст и важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь выявлять основную проблематику произведения. Определять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, определять идейно-художественную роль элементов сюжета.

16,17

В.Юхнин – прозаик, автор первого коми романа. Роман «Алая лента».

Лекция учителя о В.Юхнине – прозаике, авторе первого коми романа «Огни тундры», «Огненное болото». Работа со словом «роман».

Запись основных положений лекции. Чтение отрывков из романа «Алая лента». Сопоставление оригинала с переводом на родной язык.

Портрет. Работа художника С. Добрякова «Огни севера» или «Танец оленеводов» или «Тундра». Текст (сокращение) Хрест. Для учащихся 9-10 классов стр 145-192

Знать творчество Юхнина, историю создания первого коми романа. Уметь характеризовать литературных героев произведения, написать домашнее сочинение.

IV Коми литература в годы ВОВ («Свинцовые годы над отчизной гремели»).

18

И.Торопов «Шуркин бульон», «Пшенная каша»

Лекция учителя о творчестве И.Г.Торопова. Экскурсия в музей И.Г.Торопова в с. Гурган. Беседа по вопросам. Комментированное чтение.

Запись основных положений лекции о жизни и творчестве И.Торопова. Чтение рассказа «Шуркин бульон», «Пшённая каша».

Портрет писателя. Выставка книг. Текст рассказа «Шуркин бульон» в хрестоматии «Я иду землёю коми» для 6-7 кл. Сыктывкар, 1991г стр 67-77. Картина художника Г.А.Дмитриева «Мальчик». Журнал «Би-кинь» №8

Уметь на примере образа Феди Мелехина показать как закладывается

н равственный фундамент. Знать как дети военной поры вложили свою долю в дело освобождения Родины. Знать творчество И.Торопова, привлечь к нему интерес.

19

«И.Торопов «Где ты, город?»

Лекция с элементами беседы для раскрытия духовного мира молодого человека. Работа с текстом произведения, чтобы доказать, что рассказы И.Торопова – это исповедь о событиях и людях, с которыми столкнула Федю Мелехина жизнь.

Анализ текста. Чтение по ролям. Сопоставление оригинала с переводом на родной язык.

Текст. Картины художника В.Г. Постникова «Весна в парке», «Пейзаж с сороками», картина «Март» (о городе Сыктывкаре). Работа художника М.П.Безносова

« Учащиеся на сплаве» (1944г) и журнал «Би-кинь» №8 2008г.

Уметь характеризовать литературных героев произведения. Давать развёрнутые ответы по тексту.

20,21,22

И.Торопов «Вам жить дальше».

Чтение диалогов. Работа с профессиональными словами «Десятник» и «лучковая пила»

Чтение отрывков произведения. Ответы на вопросы по тексту. Составление викторины по главам.

Портрет писателя. Текст произведения. Плакаты 1941года «Каждый лесоруб – боец», «Тыл помогает фронту». Картина Ермолина «Дороги»( о буднях лесозаготовителя).

Знать о творческой истории произведения, о проблемах, поставленных в повести. Уметь высказываться на данную тему, делать обобщения, выводы, ориентироваться в тексте, определять тему, выделять основную мысль.

23

Г.Юшков «Сверстникам», «Минное поле», «Поединок», «Балатон широкий»

Лекция учителя о творчестве Г.Юшкова – авторе романов, пьес, повестей, стихов, лауреате Государственной премии Коми АССР

Чтение стихотворений. Сообщение о встрече Г.Юшкова с А.Твардовским.

Портрет писателя. Тексты стихотворений в сборнике «Я иду землёю коми» стр 79,174. Картина В. Кокачёва «В госпитале»

Знать основные темы творчества поэта. Уметь анализировать стихотворения, определять изобразительно-выразительные средства языка. Уметь рассказать о значении поэзии в годы ВОВ, показывая , что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединяются с глубоко личными переживаниями.

V Коми литература послевоенного времени.

24,25,26

Н.Дьяконов «Свадьба с приданым»

Лекция о своеобразии творчества Н.Дьяконова, о юморе и сатире в коми литературе, об отражённой в ней жизни и труде коми деревни в послевоенное время. Работа со словами «комедия», «приданое», «сатира», «юмор»


Портрет писателя. Текст. Кинофильм «Свадьба с приданым»

Знать отличительные черты сатиры и юмора, проблемы, поставленные в комедии, сильные и слабые стороны драматурга в изображении положительных героев. Уметь анализировать драматическое произведение, писать литературный доклад, работать с критическими статьями.

VI Коми современная литература

27,28

Встреча с поэзией Н.Мирошниченко. «Ой, ты речка Ижма», «Творчество», «Школьное», «Рябины музея Куратова»…

Лекция учителя о Н.Мирошниченко, современной поэтессе нашей страны, Работа в группах.

Запись основных положений лекции с элементами беседы. Чтение стихотворений, критических статей.

Портрет. Тексты стихотворений. Аудиозапись песни «Ой ты, речка». Мультимедийная презентация. Учебник хрестоматии по литературе стр 225

Уметь анализировать поэтические тексты, работать с критическими статьями по творчеству Н.Мирошниченко, постигнуть её художественную манеру в игровой форме. Составление синквейна. Знать важнейшие биографические сведения о поэтессе, основные темы и мотивы творчества.

29, 30

Г.Юшков «Висар»

Знакомство с личностью поэта и писателя Г.А.Юшкова. На примере рассказа «Висар» показать, что человек и природа – вечная тема не только писателей русской литературы, но и коми. Чтение монологов, диалогов. Работа со словами.

Запись основных положений лекции о творчестве Г.Юшкова. Сообщение учащихся. Чтение текста «Висар». Работа с эпиграфом.

Портрет писателя. Тексты «Висар». Текст стихотворения Г.Юшкова «Лось».

Знать содержание текста, основные темы и проблемы в рассказе. Уметь анализировать текст, находить в тексте описание пейзажей, приводить примеры языковых средств, которыми автор выражает варварское отношение к природе.

VII Словно звёзды есть люди (воспевание человека труда, его мужества, духовной красоты и силы)

31,32

Чтение стихотворений, небольших по объёму текстов. А.Мишарина «Славные люди», В Лодыгин «Тракторист», Г.Юшков « Коно семо», В.Тимин «Возей», М.Игнатов «В тундре», С.Рочев «Ружьё», С.Попов «Нет таким людям цены», Г.Юшков «Топор», А.Некрасов «Дед».

Выразительное чтение стихотворений, рассказов небольших по объёму. Комментарии учителя о поэтах и писателях неизвестных учащимся (В.Тимин, Е.Рочев, А.Некрасов)

Чтение наизусть учащимися стихотворений, чтение отрывков рассказов.

Тексты стихотворений и рассказов в хрестоматии для 6-7 классов 1991г. Портреты поэтов и писателей.

Знать произведения коми писателей, в которых воспевается человек труда, его мужество, духовная красота и сила. Уметь видеть красоту поэтического слова, читать выразительно и наизусть стихотворения коми поэтов.

VIII Русские писатели о Коми крае и коми народе

33,34, 35,

36

Н.Надеждин. Статья «Народная поэзия у зырян»(1833г)

А.Романов «Коми му»,

А.Романов «У таёжного костра»,

Я.Смеляков «Воробышек»

Работа с критической статьёй. Запись основных положений лекции о красоте коми народной поэзии и её своеобразии в понимании Н.Надеждина.

Чтение, конспектирование статей.

Тексты статей Н.Надеждина, А.Романова, И.Молчанова, А.Смелякова.

Уметь работать с критическими статьями, составление тезисов.







Литература для учителя и учащихся:

Литература Республики Коми: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми/сост. Ганова Е.Ф., Горская А.В. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2010.

Коми литература. Хрестоматия для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений/сост. Ганова Е.Ф., Горская А.В.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2010

Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997.-120с






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе Республики Коми

Автор: Первушина Валентина Ивановна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературе Республики Коми для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-riespubliki-komi-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "123624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414518962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства