Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
__________ / Гафурова Л.Н./
«______» августа 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
для 8Б, В класса (VII вида)
Составитель
Сарычева А.К., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для VIII класса создана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года;
- программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение, 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год).
На уроках предполагается использовать учебник: Литература: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2013.
Цели изучения литературы в 8 классе:
- приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
- приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;
- овладение теоретико-литературными понятиями;
- формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
- освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, что полностью соответствует действующей программе. В рабочей программе разработана система уроков внеклассного чтения и развития речи (2 классных и 3 домашних сочинения).
В решении поставленных задач особую роль играют межпредметные связи. Наиболее органичные и тесные связи литературы как предмета осуществляются с русским языком. Их связь закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение сочинению, пересказу). Также наблюдается связь литературы с такими предметами как история (отражение исторических событий в литературных произведениях), с музыкой, изобразительным искусством, МХК, географией (употребление географических названий в произведениях).
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Основное содержание программы
Введение (1 ч)
Русская литература и история.
Устное народное творчество (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
Частушки как малый песенный жанр.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорение Сибири Ермаком».
Из древнерусской литературы (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий. Новые литературные герои. Сатира на судебные порядки.
Из литературы 18 века (3 ч)
Д.И. Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль». Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Из литературы 19 века (33 ч)
И.А. Крылов. Поэт и мудрец.
Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.
Вн. чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова.
К.Ф. Рылеев. Краткий рассказ о писателе.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы.
А.С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы.
«История Пугачёва». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.
«Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Петр Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Маша Миронова – нравственная красота героини. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Гуманизм и историзм Пушкина. Особенности композиции. Фольклорные мотивы в романе «Капитанская дочка».
«Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей.
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение их в его творчестве.
«Мцыри». Мцыри как романтический герой. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Образ монастыря и образ природы. Их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор в оценке современников». Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире и юморе. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«История одного города» Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Нравственность в основе поступков героя. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».
Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви». История о любви и упущенном счастье.
Из русской литературы 20 века (20 ч)
И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных обстоятельствах.
Вн.чт. И.А.Бунин. «Красавица». Психологизм прозы писателя.
А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини.
Р.Р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым» (по произведениям А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна).
А.А. Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях.
И.С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий.
Вн.чт. М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Сочетание фантастики и реальности в рассказе.
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия ВОв. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина. Юмор. Язык поэмы. Вязь фольклора и литературы. Композиция поэмы.
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
Вн. чт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени.
Вн. чт. Русские поэты о Родине, родной природе.
Вн. чт. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
Из зарубежной литературы
У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.
Ж.Б.Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Вн.чт. Дж.Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.
Вн.чт. В.Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман.
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.
Резервный урок (2 ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного);
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Требования к оценке знаний учащихся
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Для учителя:
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Ромашина Н.Ф. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: учитель, 2010.
- Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Для ученика:
- Литература: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2011.
Перечень материально-технического обеспечения урока.
1.Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала).
2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы).
3. Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы).
(полный перечень указан в паспорте кабинета).
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Андреева М.М./
«______» августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № __от «__» августа 2014 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Хуртина Л.А./
13