рабочая программа по литературе 9 класс по УМК Меркина в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по литературе 9 класс по УМК Меркина в соответствии с ФГОС
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе 9 класс по УМК Меркина в соответствии с ФГОС»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей с. Хлевное
Хлевенского муниципального района
Липецкой области
Утверждена Рассмотрена
приказом № 444 на заседании кафедры
от 28.08.2015г. русского языка и
литературы
Протокол №1 от 26.08.2015г.
Рабочая программа
по литературе
(базовый уровень)
для 9 «б» класса
на 2015-2016 учебный год
Программу разработал учитель русского языка и литературы
Косинова Татьяна Сергеевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 9 «б» класса. Количество обучающихся -26.
Она ставит следующие цели:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Задачи:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;
совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и учебным планом образовательного учреждения.
Данная рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 200 с., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ, учебники входят в Федеральный перечень, обеспечивает преемственность, имеется УМК.
Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю). Из них развитие речи - 8 ч, контрольные работы – 3 ч., резервные часы– 1 ч.
Программа предусматривает следующие формы организации образовательного процесса: различные виды уроков (урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ обучающихся и др.), внеклассное чтение, домашнее чтение, заочные экскурсии
Индивидуальный, групповые, фронтальные виды и формы контроля: текущий в виде устных опросов, чтения наизусть, письменный ответ на вопрос отзывы, доклады; итоговый по темам – творческие работы, тестирование; итоговый за учебный год –сочинение.
Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс». В двух частях. Авторы-составители С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. 8-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.
II. Содержание программы
Введение (1ч.)
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы (7ч.)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Литература XVIII века (8ч.)
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века (62 ч.)
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. Грибоедов (10ч.)
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. Пушкин (22ч.)
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Поэма «Борис Годунов». Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов (16ч.)
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. Гоголь (10ч.)
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (14ч.)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. Пьеса «Бедность не порок».
Л.Н. Толстой («Юность») и Ф.М. Достоевский («Бедные люди») как два типа художественного сознания.
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. «Смерть чиновника». Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Литература XX века (8ч.)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова). Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Итоговое сочинение (1ч.)
Резервные часы (1ч.)
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов.«Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов.«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Учебно-тематический план
Всего 102ч (из них развитие речи - 8 ч, контрольные работы -3 ч., резервные часы– 1 ч.)
№ п/п
Разделы, темы
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности обучающихся
I
Введение
1
Цели и задачи изучения историко-литературного курса.
1
Воспринимать текст литературного произведения.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.
II
Из древнерусской литературы
7
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
1
Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы
Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».
1
Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека.
«Печальная повесть о походе Игоревом»
Патриотический пафос произведения
1
Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ
Человек и природа в художественном мире поэмы.
1
Работа с текстом, характеристика героев.
Стилистические особенности. Образ автора.
1
Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Эвристическая беседа с элементами анализа. Характеризовать героя древнерусской литературы
Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
1
Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы
Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека.
Р.р. Сочинение по «Слову о полку Игореве»
1
Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана, написание работы
III
Литература XVIII века
8
Классицизм в русском и мировом искусстве
1
Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами
М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт
1
Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений
Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).
1
Выявлять характерные для литературыXVIII века, темы, образы, приемы изображения человека. Формулировать вопросы по тексту произведения
Г.Р.Державин – поэт и гражданин
1
Беседа, чтение наизусть, сообщение о Державине, запись материала лекции, работа с текстом
Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.
1
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII века. Давать устный или письменный овеет на вопрос по тексту произведения
Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева.
1
Выявлять характерные для литературы XVIII века, темы, образы, приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII века с особенностями русского Просвещения и классицизма
Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.
1
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей XVIII века.
Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века
1
Составление таблицы «Литература XVIII века», тест
IV
Литература первой половины XIX века
62
Становление и развитие русского романтизма.
1
Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX века
К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности»
1
Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции, знакомство с текстами стихотворений
«Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского
1
Сообщение ученика, чтение произведений поэта, их анализ, словарная работа, исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы
Р.р. Обучение анализу лирического текста.
1
Чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста, повторение материала о средствах выразительности, анализ стихотворения «Элегия»
А.С.Грибоедов. Личность и судьба
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Композиция.
1
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение
Идеалы и антиидеалы Чацкого.
1
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.
1
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения
Чацкий и Молчалин.
1
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.
1
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины XIX века.
Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».
1
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
И.А. Гончаров «Мильон терзаний»
1
Формулировать вопросы по тексту произведения. Конспектировать литературно-критическую статью
Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
1
Работа над сочинением
А.С.Пушкин.Жизненный и творческий путь.
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины XIX века.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина
2
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины XIX века.
Лирика любви и дружбы А.С.Пушкина
Адресаты лирики.
1
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина
1
Чтение наизусть стихотворений о любви (реализация домашнего задания), чтение стихотворений, определение их темы и идеи, словарная работа
Образы природы в лирике А.С.Пушкина
1
Чтение наизусть стихотворений, знакомство со стихотворениями о природе, работа по их содержанию, устное рисование, работа по иллюстрациям, словарная работа
Комментированное чтение, беседа по содержанию, работа в группах
Реализм «Повестей Белкина».
1
Выступления учащихся, беседа, словарная работа, повторение теории литературы
Мастерство писателя в создании характеров.
1
Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать героя литературы первой половины XIX века.
История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика. Художественные особенности произведения
1
Лекция с элементами беседы, запись основных положений лекции
Онегин в Петербурге
1
Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов
Онегин в деревне
1
Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов, чтение и анализ «Письма Татьяны»
Онегин и Ленский.
1
Реализация домашнего задания, работа по тексту, беседа, комментированное чтение отдельных строф, важных для характеристики героев, составление плана характеристики Онегина и Ленского
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.
1
Беседа с опорой на текст, комментированное чтение эпизодов
Картины жизни русского дворянства в романе.
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины XIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
Образ автора на страницах романа.
1
Обобщение материала по системе художественных образов, работа по опорной схеме, определение роли второстепенных персонажей, лирических отступлений, беседа
Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине.
1
Чтение наизусть, беседа, тест по творчеству Пушкина, работа с критической литературой
Р.р.Сочинение по творчеству Пушкина
1
Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта.
М.Ю.Лермонтов.Жизненный и творческий путь.
1
Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Пушкина и Лермонтова, обобщающая беседа
Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника.
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины XIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
Тема одиночества в творчестве поэта.
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины XIX века
Судьба поэта и его поколения.
1
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX века. Характеризовать героя литературы первой половины XIX века.
Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины XIX века.
Адресаты любовной лирики Лермонтова
1
Слово учителя, выступления учащихся, просмотр презентации, подготовленной учеником; чтение наизусть, анализ стихотворений, словарная работа
Р.р. Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова
1
Работа по плану анализа лирического текста, анализ стихотворения
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины XIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
Воспринимать текст литературного произведения.
Своеобразие композиции и образной системы романа.
1
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века.
Автор и его герой.
1
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века.
Печорин как «портрет поколения»
1
Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов
Печорин в ряду других персонажей романа.
2
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения М.Ю. Лермонтова. Характеризовать героя литературы первой половины XIX века.
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»
1
Слово учителя, работа в группах (реализация домашнего задания), работа с критической литературой, ответы на вопросы
Р.р. Сочинение по творчеству Лермонтова
1
Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова
1
Выполнение тестовых заданий, обобщающая беседа по изученному материалу
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.
1
Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, викторина
Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях»
1
Характеризовать героя литературы первой половины XIX века.
Беседа, составление сопоставительной таблицы «Образ Чичикова и капитана Копейкина», комментированное чтение, работа по иллюстрациям
Образ Родины в поэме «Мёртвые души»
1
Работа с текстом, комментированное чтение, беседа, анализ эпизода «Птица-тройка»
Фигура автора и роль лирических отступлений.
1
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Р.р. Сочинение по творчеству Гоголя
1
Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
V
Литература второй половины XIX века
14
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины XIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни
Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева).
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Соотносить содержание произведений литературы первой половины XIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни. Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины XIX века
Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»).
1
Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова.
1
Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева.
1
Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета.
1
А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок».
1
Сообщение о драматурге, чтение по ролям с комментированием, выборочный пересказ отдельных сцен, фронтальный опрос
Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок»
1
Комментированное чтение, анализ отдельных сцен, беседа
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность»
1
Сообщение о писателе, просмотр презентации, рассказ учителя о жизни писателя в Казани, беседа, выборочное чтение эпизодов
Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь»
1
Аналитическое чтение, работа над понятием «диалектика души», анализ главы «Я проваливаюсь»
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя
1
Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, комментированное чтение, диалог между учителем и учениками в процессе обсуждения повести «Бедные люди»
Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского
1
Практическая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с ориентацией на домашнее задание; коллективное обсуждение вопросов урока, анализ отдельных эпизодов; сравнить повести «Бедные люди» и повесть Гоголя «Шинель»
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника»
1
Сообщение ученика, сопровождаемое просмотром презентации; анализ рассказа, аналитическая беседа
VI
Литература ХХ века
8
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).
1
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей XX века.
А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник»
1
Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию пьесы, чтение по ролям отдельных сцен
«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).
1
Воспринимать текст литературного произведения
Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака).
2
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы начала XX века.
М.А.Булгаков. Жизнь и судьба.
Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»
1
Сообщение ученика, составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа
М.Шолохов. Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека»)
1
Слово учителя о значении личности Шолохова, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся
А.И.Солженицын. Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»
1
Сообщение ученика, просмотр презентации, аналитическая беседа по рассказу «Матрёнин двор», составление портрета праведницы
Итоговое сочинение
1
Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Резервные часы
1
Итого
102
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Список литературы
Учебная литература
Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО « «Русское слово – учебник», 2013.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
Анненкова Е.И. Анализ художественного произведения. – М.: Просвещение, 1987.
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2005.
Беляева Н.В. Олимпиады по литературе. – М.: Вербум, 2006.
Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Экзамен,2004.
Каплан И.Е.Анализ произведений русской классики. – М.: Новая школа, 2001.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. – М.:Дрофа,2005.