рабочая программа по литературе 6 класс по УМК Меркина в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по литературе 6 класс по УМК Меркина в соответствии с ФГОС
Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературе 6 класс по УМК Меркина в соответствии с ФГОС»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей с. Хлевное
Хлевенского муниципального района
Липецкой области
Утверждена Рассмотрена
приказом № 444 на заседании кафедры
от 28.08.2015г. русского языка и
литературы
Протокол №1 от 26.08.2015г.
Рабочая программа
по литературе
(базовый уровень)
для 6 «в», «г» классов
на 2015-2016 учебный год
Программу разработал учитель русского языка и литературы
Косинова Татьяна Сергеевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 6 «в», «г» классов.
Она ставит следующие цели:
воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко–литературных сведений и теоретико–литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- составление развёрнутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
- составление отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
- освоение способов свободного владения письменной речью;
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и учебным планом образовательного учреждения.
Данная рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 200 с., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ, учебники входят в Федеральный перечень, обеспечивает преемственность, имеется УМК.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю). Из них развитие речи - 7 ч, внеклассное чтение - 7 ч., контрольные работы – 4 ч., резервные часы– 3 ч.
Программа предусматривает следующие формы организации образовательного процесса: различные виды уроков (урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ обучающихся и др.), внеклассное чтение, домашнее чтение, заочные экскурсии. Классное чтение призвано максимально заинтересовать обучающихся, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению.
Домашнее чтение обучающихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
Индивидуальный, групповые, фронтальные виды и формы контроля: текущий в виде устных опросов, словесного рисования, пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), чтения наизусть, письменный ответ на вопрос; итоговый по темам – творческие работы, тестирование; итоговый за учебный год –итоговое тестирование, защита проектов.
В результате изучения литературы, в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки обучающихся, на конец учебного года в 6 классе обучающиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина;
- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);
Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 6 класс». В двух частях. Автор-составитель Г. С. Меркин. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.
II. Содержание программы
Введение (1ч.)
Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе: писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература: книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из мифологии (3ч.)
Мифы: «Пять веков», «Прометей». «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее. Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества (8ч.)
Предания, легенды, сказки
Предания: «Солдат и смерть». «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодилъных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.
Из древнерусской литературы (4ч.)
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть: автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
V. Из литературы XVIII века (2ч.)
М.ВЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
VI. Из литературы XIX века (50ч.)
В.А. ЖУКОВСКИЙ (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»- фантастическое и реальное: связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое: фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН (15ч.)
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел: нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость): основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3ч.)
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В.ГОГОЛЬ (8ч.)
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы. речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть: типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица: различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ (4ч.)
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ (5ч.)
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта.
Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н.ТОЛСТОЙ (4ч.)
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого: проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО (5ч.)
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ (3ч.)
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова: творческая мастерская - написание юмористического рассказа на заданную тему.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
VII. Из литературы XX века (16ч.)
И.А. БУНИН (2ч.)
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН (3ч.)
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН (3ч.)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке». «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер
М.М. ПРИШВИН (6ч.)
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Н.М. РУБЦОВ (2ч.)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: « Звезда полей». «Тихая моя родина ».Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
VIII. Произведения о Великой Отечественной войне (9ч.)
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:
А.А. Ахматова. «Мужество». «Победа»;
С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»;
К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»;
Р.Гамзатов. «Журавли »;
Д.С. Самойлов. «Сороковые»;
М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру,
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
IX. Из зарубежной литературы (9ч.)
Восточные сказки (1ч.)
«Сказка о Синдбаде-Мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
БРАТЬЯ ГРИММ (2ч.)
Краткие сведения о питателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план: пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Итоговое тестирование (1ч.)
Защита проектов (1ч.)
X. Резервные часы (3ч.)
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов «Стихи, сочиненные на пороге в Петергоф».
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...»
И.А. Бунин «Не видно птиц...»
С.А. Есенин.Одно стихотворение — на выбор.
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».
Из древнерусской литературы
«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Листы и Корни», «Демьянова уха».
В.А. Жуковский. «Кубок».
А.С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры...»
М.Ю. Лермонтов. «Три паль мы», «На севере диком...»,
«Утес», «Пленный рыцарь».
Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».
А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами».
III. Учебно – тематическое планирование
Всего 105 ч (из них развитие речи - 7 ч, внеклассное чтение - 7 ч., контрольные работы – 4ч., резервные часы– 3 ч.)
№ п/п
Разделы, темы
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности обучающихся
I
Введение
1
Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства.
1
Уметь выразительно читать, устно высказываться, Развивать умение работать с учебником литературы;
выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, давать обобщение понятия.
II
Из мифологии
3
Мифы о героях. «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме.
1
Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника
«Прометей»
1
Вспомнить известные древнегреческие мифы; Уметь передавать их содержание;
Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии
«Яблоки Гесперид»
1
Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана
III
Из устного народного творчества
8
Из славянской мифологии. Предания и легенды.
1
Уметь выявлять главные свойства жанра легенды, самостоятельно проводить исследовательскую работу с терминами и материалом учебника.
«Солдат и смерть». Мифологические персонажи. Художественные особенности предания
1
Выразительно читать, анализировать изучаемые произведения, высказывать собственное мнение о героях произведения. Определять художественную идею легенды, исследовать тексты, выявлять художественные черты и условности волшебной сказки. Выполнять художественный пересказ, делать сообщения, заполнять таблицы. Участвовать в беседе.
Вн. ч. Предания о граде Китеже
1
Нартский эпос. «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сюжет. Герой.
1
Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее
Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
1
Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; знакомство учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);
выявить художественные черты и условности волшебной сказки
В художественном мире русской народной сказки. Народные представления о добре и зле, краткость, образность, афористичность сказки.
1
Самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, участие в беседе.
Вн. чт. «Два Ивана - солдатских сына», «Каша из топора».
1
Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе.
Р. р. «Сочини сказку».
1
Сочинить сказки
IV
Из древнерусской литературы
4
Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»
1
Выполнить различные виды пересказа, составить простой план статьи учебника. Работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнить сопоставительный анализ, сообщения, участие в беседе, выразительное чтение. Работа с терминами и иллюстрациями. Продолжить текст по данному началу.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в древнерусской литературе истории и народных представлений о событиях и людях
1
Работа со справочным материалом, анализ эпизодов произведения, выполнение сопоставительного анализа, самостоятельной исследовательской работы с текстом, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода.
«Поучение» Владимира Мономаха. Особенность жанра. Поучительный характер и нравственная проблематика. Значимость произведения в наши дни.
1
Выполнить лексическую работу, сделать сообщения, выявить художественную идею произведения.
Вн. чт. «Подвиг юноши Кожемяки». События, отраженные в повести.
1
Самостоятельная исследовательская работа с текстом, участие в беседе.
Составить планы статей учебника, работа с таблицами, прослушивание сообщений учителя и учащихся. Участие в беседе, уметь кратко конспектировать лекцию учителя, работа со справочным материалом
«Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей учёного и поэта. Основные мотивы и идея стихотворения.
1
Рассмотреть особенности композиции и сюжета
VI
Из литературы XIX века
50
В. А. Жуковский. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин.
1
Знакомство с биографией В.А.Жуковского, прослушивание музыкальных фрагментов произведений.
Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения.
1
Выразительное чтение, составить перечень основных признаков баллады в ходе сообщения учащихся. Выполнить словарную работу, выявить систему образов героев баллады, анализировать текст, проводить исследовательскую работу.
Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное. Связь с фольклором.
1
Найти реальное и фантастическое в балладе, выявить связь с фольклором, традициями и обычаями народа.
А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.
1
Выявить факты, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта, совершенствовать навыков выразительного чтения, развивать творческие способности
Выполнить лексическую работу, составить ассоциативные ряды, продолжить письменное высказывание по предложенному началу. Работа с терминами и учебником, анализ текста, выразительное чтение.
Двусложные размеры.
2
Работа с терминами
Конкурс выразительного чтения
1
Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, участие в беседе, оценка себя и других учащихся.
Интерес А.С.Пушкина к истории России. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. История создания
1
Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа
Столкновение чести, достоинства и независимой личности с произволом и беззаконием (гл. 1-4).
1
Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», составить сопоставительные таблицы, выполнить самостоятельную исследовательскую работу с текстом.
Отец и сын.
1
Подобрать цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказать эпизод от лица героев. Выразительное чтение по ролям.
«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе.
2
Составить сравнительные таблицы, пересказ от лица героев, лексическая работа. Показать, как раскрывается характер героя во взаимоотношениях с другими людьми. Работа со словарями, просмотр кадров видеофильма, прослушивание музыкальных композиций.
Роман «Дубровский» - роман о любви.
1
Увидеть нравственные проблемы в романе
Изображение крестьянского бунта в романе.
1
Выявить социальные проблемы в романе
Мастерство А.С.Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа в построении романа. Основной конфликт.
1
Вызвать интерес к творчеству поэта
Р. р. Обучение сочинению на литературную тему. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Дубровский».
1
Написание сочинения.
М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть.
1
Сообщения учащихся и учителя,
работа с иллюстрациями, заполнение хронологической таблицы по ходу урока. Беседа, работа с учебником
Вольнолюбивые мотивы в лирике. Стихотворения «Тучи», «Парус».
1
Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с
текстом, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.
«Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа.
1
Лексическая работа, самостоятельная
исследовательская работа в группах, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа.
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика. Историческая основа повести.
1
Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной
функции ученика (исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху с привлечением картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»),конкурс знатоков повести, работа с таблицей, беседа, сообщения учителя и учащихся.
«Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести Гоголя.
1
Лексическая работа, чтение по ролям и
выразительное чтение, беседа,
сообщения учащихся, работа с
иллюстрациями, работа с учебником.
Андрий и Остап
2
Выразительное чтение, художественный
пересказ, работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий», аналитическая беседа, лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом.
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.
1
Выразительное чтение, работа с
иллюстрациями, конкурс планов
рассказа о герое, беседа, работа с учебником.
Р. р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
2
Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу, работа с термином, беседа.
Контрольная работа за I полугодие
1
Выполнение контрольной работы
И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге».
1
Выразительное чтение наизусть, создание
вопросов, лексическая работа, сообщения
учителя и учащегося, беседа, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг.
1
Работа с иллюстрациями, художественный пересказ, беседа, сообщения учителя, лексическая работа.
Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта.
1
Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа, сообщения
учителя и учащихся, работа с учебником.
Вн. чт. Тема и центральные персонажи рассказа «Бежин луг».
1
Выразительное чтение, работа с
иллюстрациями, беседа, сообщения
учителя и учащихся
Н.А.Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской»
1
Составление тезисного плана статьи
учебника, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся
«В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..». Основной пафос стихотворений. Образно-изобразительные средства. Отношение автора к героям и событиям
1
Выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа, работа с терминами.
Трехсложные размеры стиха.
2
Работа с терминами, определение стихотворных размеров
Стихотворный ритм.
1
Самостоятельная работа с художественными текстами
Л.Н.Толстой в 30-50 –е годы XIX века.
1
Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об услышанном.
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Взаимоотношения в семье.
1
Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, составление устного высказывания, работа с учебником, работа с термином.
Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого.
1
Художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа,
сообщения учителя, работа с учебником
Проблематика рассказа «Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство».
1
Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями, составление устных высказываний на заданную тему.
В. Г. Короленко. О писателе. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе» (гл.1).
1
Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом.
«В дурном обществе» (гл. 2-3). Авторское отношение к детям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство.
1
Работа с иллюстрациями, лексическая работа, чтение по ролям, беседа. художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником.
Дружба юных героев, их нравственное взросление (гл. 4-6).
1
Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином.
Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести (гл. 7-8).
1
Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином.
Р. р. Классное сочинение «Мой друг Вася»
1
Подбор материалов к сочинению.
А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе.
1
Выразительное чтение, самостоятельная
исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, заполнение таблицы.
«Шуточка», «Налим». Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к Героям.
1
Лексическая работа, выразительное чтение, чтение по ролям, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией, беседа, сообщения учителя, работа с учебником, заполнение таблицы.
Р.р. Творческая работа «Смешной случай из жизни».
1
Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа
VII
Из литературы XX века
16
И.А.Бунин. Мир природы и человека в рассказе «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
1
Самостоятельная исследовательская
работа с текстом, лексическая работа, выразительное чтение, художественный пересказ, беседа, сообщения учащихся
и учителя, работа с учебником.
Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц...»
1
Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, экскурсия по выставке картин
русских художников, выразительное чтение и чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции.
А. И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов.
1
Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учащихся,
работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.
Дети и взрослые в рассказе «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его раскрытия.
1
Вн. чт. А. И. Куприн. «Белый пудель». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.
1
Художественный пересказ, пересказ от другого лица, выразительное
чтение, лексическая работа, составление
устного высказывания по указанному началу, беседа, работа с учебником, сообщения учителя.
С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». Одухотворенная природа — один из основных образов С. А. Есенина.
2
Чтение наизусть, выразительное
чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с терминами и учебником.
С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения.
1
Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом,
беседа, лексическая работа, выразительное чтение и чтение наизусть, работа с иллюстрациями, работа с учебником.
М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» (1-4 гл.). Знакомство с героями. Особенности жанра.
1
Сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение, слайдовая презентация или выставка, беседа, работа с учебником, беседа, работа с терминами
Вера писателя в человека, в его мудрость по отношению к природе, в его доброту.
1
Художественный пересказ и рассказ, беседа, выразительное чтение, работа
с иллюстрациями, работа с учебником.
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.
1
Конкурс рисунков, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа, работа с иллюстрацией. Работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с
текстом, лексическая работа.
Родная природа в изображении писателя. Значение роли Травки для понимания идеи повести.
1
Конкурс на лучший цитатный
план и на знание художественной
детали, выразительное чтение,
беседа, сообщение учителя.
Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл названия произведения.
1
Художественный пересказ и рассказ, беседа,выразительное чтение, работа
с иллюстрациями, работа с учебником.
Р. р. Классное сочинение по сказке - были «Кладовая солнца».
1
Сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».Человек и природа в стихотворении.
1
Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, лексическая работа, беседа, работа с терминами, выставка, работа с учебником и иллюстрациями, выразительное чтение
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». Образный строй.
1
Чтение наизусть, выразительное чтение,
беседа, работа с иллюстрациями.
VIII
Произведения о Великой Отечественной войне
9
М.В.Исаковский, А.А.Ахматова.
1
Сообщения учителя и учащихся, чтение
наизусть, прослушивание музыкальных
композиций, выразительное чтение, выставка, беседа, работа с учебником
С.С.Орлов, К.М.Симонов. Изображение войны.
1
Д.С.Самойлов, Р.Гамзатов. Проблема жестокости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.
1
Вн.чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Историческое изображение человеческой судьбы.
2
Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Проблематика рассказа.
1
Отбор наиболее важных для понимания
произведения вопросов, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя и учащихся,
работа с текстом, выразительное чтение,
чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником
Главные герои рассказа. Тема детства, справедливости, любви.
1
Работа с иллюстрациями, лексическая работа, дискуссия, беседа, работа с учебником, выразительное чтение
Отношение автора к своим героям. Нравственные уроки произведения.
1
Контрольная работа за II полугодие
Выполнение контрольной работы
IX
Из зарубежной литературы
9
Книга арабских сказок. «Сказка о Синдбаде-Мореходе». Тема и сюжет.
1
Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение
Краткие сведения о братьях Гримм.
1
Составление плана статьи учебника, сообщения учителя, беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм,
работа с терминами
«Снегурочка». Сюжет. Сказочные элементы.
1
Художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с терминами, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, лексическая работа, заполнение таблицы
О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез.
1
Сообщения учителя и учащихся, беседа,
заполнение таблицы, лексическая работа, работа с термином, выставка
Дети и взрослые в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих».
1
Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, создание словесного портрета, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы
Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа.
1
Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа, работа с учебником
Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.
1
Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа, беседа, сообщения учащихся и учителя, работа с учебником, лексическая работа
Аттестационная контрольная работа
1
Написание контрольной работы
Защита проектов
1
Защита творческих проектов
X
Резервные часы
3
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия:
- Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
- Понимать значение литературы в процессе получения школьного образования.
- Понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
- Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
- Понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.
- Осуществлять синтез как составление целого из его частей.
- Проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
- Умению смыслового восприятия текста.
- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и аргументацию.
- Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты обучения.
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, основных изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к прочитанному произведению, его оценка;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• эстетическое восприятие произведений литературы;
• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Литература и средства обучения.
Учебно-методическое обеспечение учителя:
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Примерные программы по учебным предметам: Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Литература.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 2-е изд.-М. : ООО «Русское слово-учебник», 2013.
Интерес А.С.Пушкина к истории России. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел. История создания
16.11
16.11
29
1
Столкновение чести, достоинства и независимой личности с произволом и беззаконием (гл. 1-4).
18.11
18.11
30
1
Отец и сын.
20.11
21.11
31-32
2
«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе.
23.11
25.11
23.11
25.11
33
1
Роман «Дубровский» - роман о любви.
27.11
28.11
34
1
Изображение крестьянского бунта в романе.
30.11
30.11
35
1
Мастерство А.С.Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа в построении романа. Основной конфликт.
2.12
2.12
36
1
Р. р. Обучение сочинению на литературную тему. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Дубровский».
4.12
5.12
37
1
М.Ю. Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть.
7.12
7.12
38
1
Вольнолюбивые мотивы в лирике. Стихотворения «Тучи», «Парус».
9.12
9.12
39
1
«Листок». Мотив одиночества в лирике. Многозначность художественного образа.
11.12
12.12
40
1
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика повести. Историческая основа повести.
14.12
14.12
41
1
«Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести Гоголя.
16.12
16.12
42-43
2
Андрий и Остап
18.12
21.12
19.12
21.12
44
1
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.
23.12
23.12
45-46
2
Р. р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
25.12
28.12
26.12
28.12
47
1
Контрольная работа за I полугодие
30.12
30.12
48
1
И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Стихотворение «В дороге».
11.01
11.01
49
1
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг.
13.01
13.01
50
1
Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта.
15.01
16.01
51
1
Вн. чт. Тема и центральные персонажи рассказа «Бежин луг».
18.01
18.01
52
1
Н.А.Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской»
20.01
20.01
53
1
«В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..». Основной пафос стихотворений. Образно-изобразительные средства. Отношение автора к героям и событиям
22.01
23.01
54-55
2
Трехсложные размеры стиха.
25.01
27.01
25.01
27.01
56
1
Стихотворный ритм.
29.01
30.01
57
1
Л.Н.Толстой в 30-50 –е годы XIX века.
1.02
1.02
58
1
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство». Взаимоотношения в семье.
3.02
3.02
59
1
Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого.
5.02
6.02
60
1
Проблематика рассказа «Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство».
8.02
8.02
61
1
В. Г. Короленко. О писателе. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести «В дурном обществе» (гл.1).
10.02
10.02
62
1
«В дурном обществе» (гл. 2-3). Авторское отношение к детям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство.
12.02
13.02
63
1
Дружба юных героев, их нравственное взросление (гл. 4-6).
15.02
15.02
64
1
Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести (гл. 7-8).
17.02
17.02
65
1
Р. р. Классное сочинение «Мой друг Вася»
19.02
20.02
66
1
А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А. П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе.
22.02
22.02
67
1
«Шуточка», «Налим». Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к Героям.
24.02
24.02
68
1
Р.р. Творческая работа «Смешной случай из жизни».
26.02
27.02
Из литературы XX века (16 ч.)
69
1
И.А.Бунин. Мир природы и человека в рассказе «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
29.02
29.02
70
1
Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц...»
2.03
2.03
71
1
А. И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов.
4.03
5.03
72
1
Дети и взрослые в рассказе «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его раскрытия.
7.03
7.03
73
1
Вн. чт. А. И. Куприн. «Белый пудель». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.
9.03
9.03
74-75
2
С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». Одухотворенная природа — один из основных образов С. А. Есенина.
11.03
14.03
12.03
14.03
76
1
С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения.
16.03
16.03
77
1
М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» (1-4 гл.). Знакомство с героями. Особенности жанра.
18.03
19.03
78
1
Вера писателя в человека, в его мудрость по отношению к природе, в его доброту.
21.03
21.03
79
1
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.
23.03
23.03
80
1
Родная природа в изображении писателя. Значение роли Травки для понимания идеи повести.
25.03
4.04
81
1
Пейзаж и его роль в сказке были. Смысл названия произведения.
4.04
6.04
82
1
Р. р. Классное сочинение по сказке - были «Кладовая солнца».
6.04
9.04
83
1
Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».Человек и природа в стихотворении.
8.04
11.04
84
1
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». Образный строй.
11.04
13.04
Произведения о Великой Отечественной войне (9 ч.)
85
1
М.В.Исаковский, А.А.Ахматова.
13.04
16.04
86
1
С.С.Орлов, К.М.Симонов. Изображение войны.
15.04
18.04
87
1
Д.С.Самойлов., Р.Гамзатов. Проблема жестокости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.
18.04
20.04
88-89
2
Вн.чт. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Историческое изображение человеческой судьбы.
20.04
22.04
23.04
25.04
90
1
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Проблематика рассказа.
25.04
27.04
91
1
Главные герои рассказа. Тема детства, справедливости, любви.
27.04
30.04
92
1
Отношение автора к своим героям. Нравственные уроки произведения.
29.04
2.05
93
1
Контрольная работа за II полугодие
2.05
4.05
Из зарубежной литературы (9 ч.)
94
1
Книга арабских сказок. «Сказка о Синдбаде-Мореходе». Тема и сюжет.
4.05
7.05
95
1
Краткие сведения о братьях Гримм.
6.05
11.05
96
1
«Снегурочка». Сюжет. Сказочные элементы.
11.05
14.05
97
1
О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез.
13.05
16.05
98
1
Дети и взрослые в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих».
16.05
18.05
99
1
Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа.
18.05
21.05
100
1
Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.