Рабочая программа по литературе 8 класс (А.В. Гулин, А.Н. Романова )
Рабочая программа по литературе 8 класс (А.В. Гулин, А.Н. Романова )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы А.В. Гулин, А.Н. Романова М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011.). Образовательная программа выполняет информационно-методическую и организационно-планирующую функцию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс (А.В. Гулин, А.Н. Романова ) »
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы А.В. Гулин, А.Н. Романова М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011.). Образовательная программа выполняет информационно-методическую и организационно-планирующую функцию.
Цели и задачи курса:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию, самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование духовно-нравственной культуры ученика, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям Отечества. Определяющим положением курса является отражение национального самосознания в художественном слове
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательских представлений, понимания авторской позиции, исторической и этической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, способностей, художественного вкуса, устной и письменной речи обучающихся. Предметом изучения в рамках целостного курса становится национальная словесность в ее историческом развитии.
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, составление представления о литературном процессе и его закономерностях.
Совершенствование умений анализа и интерпретации художественного произведения, написание сочинений различного типа, работа с дополнительными источниками.
Общая характеристика учебного предмета.
В основе курса лежат принципы историзма, системности, избирательности и проблемности.
Методы построения курса:
-последовательное освоение главных этапов исторического становления русской словесности: устного народного творчества, древнерусской литературы, классической литературы 18-20вв.
-исторический подход позволит ученику воспринять родную словесность как живое, органическое, целостное и естественно развивающееся явление, в котором каждый этап не имеет строго очерченных временных границ, но продолжается в последующем.
-сохранение связи с современностью. Для того, чтобы показать ученикам живую связь прошлого и настоящего, необходимо, изучая каждый этап жизни родной литературы, рассматривать художественные следствия, которые он вызывает в литературе последующих эпох. Учить школьника устанавливать внутрипредметные связи (тематика, проблематика, поэтика), что формирует умение рассматривать конкретное произведение в широком литературном контексте.
-систематическое сопоставление с явлениями иных национальных культур. Обращение к литературным произведениям других народов позволяет отчетливее показать закономерности существования литературы как вида искусства, определить общие закономерности творческого процесса в литературах разных стран и выявить своеобразие русской литературы.
Программа составлена с учетом особенностей контингента обучающихся школы.
Место предмета в учебном плане.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 8классе предполагается обучение в объеме 68 часов литературы.
Структура курса предполагает в 8 классе продолжить курс литературы, построенный на поэтапном изучении родной словесности в её историческом становлении.
На протяжении первых трех лет обучающиеся знакомились с русским фольклором, подробно изучали древнерусскую литературу, параллельно осваивая произведения авторов 19-20 веков, продолжающие традиции устного народного творчества и древней письменной словесности.
В 8 классе школьники приблизились к эпохе , с которой начинается новая русская литература. Это переходный период с 17 века и 18 век, эпоха Петра и его преемников, время становления новой российской государственности.
Курс содержит обзорные главы, прослеживающие наиболее важные события русской истории и литературы 17 -19 веков, что способствует формированию исторического мышления. На примерах конкретных литературных памятников показаны изменения в мироощущениях людей, отражение нового времени в фольклоре и литературе, в государственном устройстве, бытовом укладе и идеологии.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают умение школьника целенаправленно и осознанно планировать свою деятельность и оценивать её результаты (регулятивные действия). Тестовые и контрольные задания в конце разделов учебника, а также упражнения в электронном Приложении также способствуют формированию навыков самоконтроля и самооценки учащихся.
За курс 8 класса обучающиеся могут достичь следующих результатов:
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее и определять сферу своих интересов.
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельность.
Основные авторские статьи, справочные материалы, методический аппарат учебника обеспечивают достижение результатов обучения предмету «Литература»:
предметные
в познавательной сфере:
-понимание ключевых проблем изученных произведений,
-понимание связи литературных произведений с эпохой написания, выявление нравственных ценностей, их соврвеменного звучания,
-умение анализировать литературное произведение, определение сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, темы, идеи, нравственный пафос произведения, понимание их в раскрытии идейно-нравственного содержания произведения.
В ценностно-ориентационной сфере:
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с ценностями других народов,
-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка,
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
в коммуникативной сфере:
-восприятие на слух литературного произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие,
-умение пересказывать прозаическое произведение, отрывки, с использованием образных средств русского языка, цитат, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог,
-написание сочинений, изложений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений,творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
В эстетической сфере:
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений,
-формирование культурологической компетентности, воспитание любви к искусству.
Логика строения курса в целом и конкретно материал 8 класса способствует достижению личностных результатов:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов, что поможет обучающимся найти свое место в этом мире, сформировать личностные компетентности,
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, что поможет сформировать информационную компетентность, навыки социализации личности.
Основное содержание.
Курс 8 класса состоит из следующих разделов:
17 век в истории и литературе России.
Европейская литература 16-17-вв.
По следам 17 века. История Смутного времени.
Художественные открытия эпохи Просвещения.
Русский 18 век в литературе.
Жизнь сердца в произведениях русской литературы 19-20 вв.
Размышляем о литературе вместе с писателями и учеными.
Тема детства в литературе.
Для углубленного изучения.
Из зарубежной литературы.
Основу курса 8 класса составляет изучение в хронологической последовательности следующих литературных произведений:
«Житие протопопа Аввакума»
«повесть о Горе и Злосчастии»
«Шемякин суд»
М.В. Ломоносов лирика
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Г.Р.Державин лирика
Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Пушкин роман «Капитанская дочка», поэма «Полтава»
Н.В. Гоголь «Ревизор»
А.П. Чехов «Хамелеон»
М.И. Зощенко «Галоша»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
И.С. Тургенев «Ася»
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
В.М. Шукшин «Чудик»
Основные разделы учебника содержат следующие компоненты:
1) Авторские статьи, которые знакомят ребят с тем или иным литературным жанром, представляют личность писателя, сообщают историю создания изучаемого произведения или дают к нему комментарий. Монографии.
2) Тексты художественных произведений, сопровождаемые иллюстрациями.
3) Вопросы и задания по художественному тексту или по изучаемой теме, сгруппированные последовательно от простых к более сложным, от репродуктивных к проблемным. Задания, позволяющие подготовиться к итоговой аттестации и олимпиаде.
4) Итоговые вопросы, которые в этом году включают в себя задания тестового типа, требующие точного ответа (в виде слова или словосочетания). Такие задания могут содержать определение термина, по которому нужно указать этот термин или указывать на признак, характеризующий ряд литературных явлений.
5) Дополнительные материалы, которые помогают нашим ученикам почувствовать себя путешественниками в огромном мире литературы, науки и искусства — русского и зарубежного.
Это «Книжная полка» — перечень книг, произведений, которые ученики могут прочитать самостоятельно, чтобы дополнить свои знания по теме.
Это «Творческие портреты людей искусства и науки» — композиторов, художников, актеров, певцов. Рассказ об их творчестве дополняет представление ребят о судьбе тех произведений фольклора и литературы, которые ими изучаются.
Это «Биографии ученых» — справочные материалы о знаменитых филологах: исследователях, переводчиках, собирателях, чей труд позволяет нам сегодня читать записи народных былин, сказок, наслаждаться пересказом древнегреческих мифов на родном языке, узнавать о памятниках античной и средневековой литературы и т.д.
Наконец, это рубрика «Учимся понимать язык искусства», в которой ребятам предлагаются репродукции картин, фотографии скульптурных памятников, а также вопросы и задания дляразмышления о них. Эта рубрика служит эстетическому развитию учеников и помогает им осознать своеобразие литературы вряду других искусств.
«Об энциклопедиях», в которой представлены некоторые, очень разные и интересные для шестиклассников издания энциклопедического характера. Это такие книги как «Жизнь животных» А.Э. Брэма, знаменитые труды Л.П. Сабанеева об охоте и рыбной ловле, двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира», первая в России монографическая Лермонтовская энциклопедия и т.д. Знакомство ребят с этими изданиями расширяет кругозор современных подростков, помогает им найти новые источники знаний в интересующей их области, оно должно вызвать интерес к книжному миру в целом, уважение к труду людей, составивших такого рода своды сведений в разных областях человеческого знания.
«Для самостоятельной работы». В каждом разделе мы предлагаем одно или два небольших произведения, анализ (сопоставительный анализ) которых ученики могут выполнить самостоятельно (тексты помещены в электронном приложении).
Добавлен раздел с повышенным уровнем сложности заданий «Готовимся к олимпиаде».
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Дата
Тема курса
К-во часов
Вводимые понятия
Х-ка видов
д-ти
Оборудование
1
Введение. Инструктаж по ТБ на начало года. 17 век в истории и литературе России. Отражение в литературных памятниках 17 века событий смутного времени
1
Образ
фольклор
древне
русская литература и ее жанры
Ознакомление с учебником, новы ми разделами и видами д-ти, х-ка идейно-жанрового потенциала древне русской литературы
с.3-10
эл.прилож
2
Раскол. Житие протопопа Аввакума. Образ повествователя в «Житии». Новаторство
1
Житие,
традиции и новаторство в произв. Автор
авторская позиция
Комментированное чтение, разбор статьи, анализ языка и особен ностей жанровой фор мы. Сообщение
словарная работа
И.Суриков
с.13-15
22-28
Аудиопри-ложение
с.28-30
3
Человек в литературе 17 века. Сатирические и бытовые повести. «Шемякин суд», «Повесть о горе и злосчастии».
Образ главного героя и его связь с образом блудного сына
1
Сатира в 17 в. сатирические бытовые повести Повесть в древнерус. л-ре, образ главного героя
Беседа, комментированное чт.
Работа с учебником
Повторить притчу о блудном сыне, сравнить с повестью
с.34-36 притча
4
Фольклорные и литературные мотивы в повести
Вводная контрольная работа
Фольклор и
литературное произведение
Словарная работа
тетрадь
5
Возникновение стихотворства в русской литературе17 века. Силлабическое стихосложение. Вирши Симеона Полоцкого
Работа с учебником, знакомство с терминами, чтение ст. Евфимии и С.Полоцкого. Анализ худож. произв.
Дискуссия: свойствен ли юмор л-ре Древней Руси
с.37-42
иллюстрация Прянишникова
6
Европейская литература 16-17 веков и ее художественные открытия. Закат Ренессанса. Сонет в европейской литературе.
1
Обзор л-ры 16-17вв
ренессанс
сонет
Лекция
презентация
знакомство с новым жанром
презентация
7
У. Шекспир. Сонеты. Образ автора, его взгляд на мир.
Обзор жизни и тв-ва Шекспира
Сообщение
выразит. Чтение сонетов Шекспира
Сонеты Шекспира
8
Жанр сонета в русской литературе.
Жанр сонета в русской литературе
Выразит. Чтение. анализ лирич. произв.
Тексты с.61-66
9
Шекспир «Ромео и Джульетта». Источники сюжета и его воплощение. Конфликт пьесы и образы главных героев
Драматургия
трагедия
сюжет
Конфликт
Обсуждение
анализ конфликта
чтение по ролям
текст
10
Воплощение вечных образов Ромео и Джульетты в разных видах искусства
Вечные образы
Презентация
сравнительное комментированное чтение
Презентация
11
Шекспир «Гамлет». Проблематика трагедии
Трагедия
проблема тика
Доклад
анализ худож средств
текст
12
Образ Гамлета и варианты его истолкования. Вечный образ Гамлета в лирике русских поэтов
Истолкование образа в разных эпохах
Защита
исследовательских работ
Видео приложение
13
М. де Сервантес «Дон Кихот» (фрагмент) Судьба автора и история создания романа.
История создания и бытования романа
Изучение биографии автора. Анализ фрагмента
Портрет
презентация
14
Приключения Дон Кихота и Санчо Пансы. Комическое и печальное в образах
Комическое и печальное в образах романа
Анализ эпизода
Видео сюжет
15
Отражение образа Дон Кихота в русской литературе: Пушкин, Тургенев
Образы героев рома на в рус л-ре
сравнительное комментированное чтение
с.р.
16
Эпоха абсолютизма. Историко-литературный обзор. Классицизм в литературе. Ж.Б.Мольер. Биография. Х-ка творчества
Классицизм в литературе
Запись опорных тезисов лекции
работа с учеб план
Лекция
план
17
«Дон Жуан». Новаторство драматурга в воплощении традиционного сюжета
Драма сюжет
новаторство
Чтение. Сравнит анализ
Портретная галерея
18
Отражение образа Д.Ж. В русской литературе
«Вечные образы» в литературе
Образ Жуана в рус л-ре: вечные образы
Сообщения
минисочинение
Работы обуч-ся
19
По следам 17 века: история Смутного времени в русской классической литературе. А.С. Пушкин
«Б. Годунов» (фрагменты). Образ смутного времени в трагедии.
Смутное время в рус. классической литературе.
Анализ статьи
выразит чтение отрывка
повторение
Иллюстративный материал
20
Образ Б.Годунова. Совесть государя и судьба народа. Смысл самозванства и его последствия. Народные сцены в пьесе. Народ как действующее лицо в трагедии. Авторский взгляд.
Народ как действующее лицо в трагедии. Авторский взгляд.
Сообщение
дискуссия
работа с учебником
Историч комментарий
21
18 век в истории и литературе Европы: Век Просвещения. Историко-литературный обзор
Педагогические идеи Д.Локка и деятельность французских энциклопе дистов. Вольтер. Идеи французских просветите лей в повести «Простодушный»
Художественные открытия эпохи Просвещения в русской и зарубежной литературе.
Презентация «18 век...»
составить план
сообщение о Вольтере
обзор повести «Простодушный»
выделить идеи просвещения
Презентация
портрет таблица
22
Русский 18 век. Историко-литературный обзор.
М.В. Ломоносов. Идеи Просвещения и эстетика классицизма в его творчестве. Реформа русского стихосложения. Теория о трех «штилях» Ломоносова и ее значение для развития русской словесности
Реформа рус стихосложения. Теория о трех «штилях» Ломоносова и ее значение для раз вития рус словесности
Доклады
обуч-ся
составить тезисы по таблице
ответить на вопросы уч-ка
Доклады обуч-ся
портрет
23
Разнообразие мотивов поэзии Ломоносова. От духовной оды до сатиры, от героических поэм до анакреонтики
Ода, сатира, героические поэмы, анакреонтика
Выразительное чтение
обсуждение
опорные записи
карточки
24
«Ода на день восшествия...» как образцовое произведение классицизма и воплощение идеалов русского Просвещения
Ода классицизм
идеалы русского Просвещения
Чтение наизусть анализ выразит средств
письменный ответ
текст
25
Сатира. Жанры сатиры в литературе 18 века. Русские сатирические журналы. Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество Комедия «Недоросль». Черты классицизма в сюжете.
Сатира. Жанры сатиры в литературе 18 века. Черты классицизма в комедии
Обзор запись терминов в словарь
знакомство с тв-вом Фонвизина
чтение и обсуждение
Комедия
«Недоросль»
26
Злободневность проблематики комедии. Сатира на нравы и обличение крепостничества как государственного порока
Сатира, обличение крепостничества как гос. порока
Чтение по ролям
с.р. по учебнику
Эл приложение
27
Тема воспитания в комедии. Образ Митрофанушки. Его значение в комедии
Тема воспитания в комедии.
Работа в группах
дискуссия по проблемным вопросам
Иллюстративный материал
28
Положительные герои в пьесе и их идеалы. Нравственный итог пьесы
Положительные герои Нравственный итог пьесы
Викторина
письменный ответ на вопрос
викторина
29
Творческая работа по пьесе
30
Г.Р. Державин. Личность и творчество. Философские стихотворения «Водопад», «На смерть князя Мещерского»
Новаторские черты в стихотворении «Фелица»
Философские
стихотворения
Новаторство Державина
Сообщение
запись опорных тезисов
комплексный анализ стихотв
Портрет
текст
32
Античная поэзия как образец для литературы классицизма. Стихотворе ние «Памятник» в контексте литературной традиции
Стихотворение
«Памятник» в кон тексте литературной традиции
Выразит чтение
сравнит анализ
Текст
словарь
33
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Биография писателя и судьба книги. Обличение крепостничества в «Путешествии...» картины русской жизни,
оценка автора
Образ повествователя.
судьба книги. Обличение крепостничества в «Путешествии...»
Образ повествова теля.
Сообщение уч-ся
анализ эпизода,
образа повествователя
портрет
34
Л. Стерн и его «Сентиментальное путешествие». Образ сентиментального путешественника
Сент-зм Образ сентиментального путешественника
Выборочное чтение
анализ эпизода
Иллюстративный материал
35
Сентиментализм как новое явление в рус литературе. Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
Сентиментализм как новое явление в рус литературе.
Лекция
обсуждение произв Карамзина
с.р.
текст
36
«Бедная Лиза». Рождение жанра сентиментальной повести в русской литературе
жанр сентимен
тальной повести в русской литературе
Чтение
анализ эпизода
словарная работа
Иллюстративный материал
37
Своеобразие стиля Карамзина. Значение его прозы для развития русской литературы
Своеобразие стиля Карамзина
Работа с учебником
план
творческая работа
Словарь
38
Из зарубежной литературы. Гете «Фауст» Философская проблематика пьесы и ее связь с Просвещением
Просвещение
философ-я проблема тика
Презентация
анализ сюжета и замысла автора
презентация
39
Образ Фауста в трагедии Гете, истоки и новаторское воплощение
Образ Фауста в народной книге 18 века
Трагедия
новаторство
Образ Фауста в 18 веке
Сообщение
работа со статьей учебника по вопросам
портрет
40
Прогулки без присмотра. Тема детства в русской и зарубежной литературе 19 века
Тема детства в русской и зарубеж ной лит-ре 19 в
Творческий отчет об-ся по теме
Картинная галерея на эл прилож
41
Русский 18 век в литературе последующих столетий: А.С.Пушкин «Арап Петра Великого».
Эпоха Петра в изображении поэта
отражение 18 века в произв русских авторов
А.С.Пушкин
Лекция,открытие работы Пушкина «Арап...»,анализ изображения эпохи
Лекция
текст
42
Образ Петра первого в поэме А.С. Пушкина «Полтава» Историческая основа и сюжет поэмы «Полтава»
Историч основа и сюжет поэмы
образ Петра
Прослушать запись отрывка,анализ идеи
историч комментарий
Аудиопри ложение
43
А.Н. Толстой «Петр Первый». (фрагмент) Новый взгляд на Петра и его эпоху в романе. Противоречивый образ Петра в произведениях русских поэтов 19-20 вв
взгляд на Петра и его эпоху в романе, противореч. образ в л-ре 19-20 в в
Сообщение о тв-ве писателя
чтение и анализ фрагмента
тезисы
Текст
отрывок из фильма «Петр I» по роману Толстого
44
А.С.Пушкин. Интерес к эпохе пугачевщины. Творческая история романа «Капитанская дочка»
Творческая история романа
Историч комментарий, сообщение о тв-кой истории романа
словар работа
Ист коммент
45
Художественные особенности романа, автор и рассказчик в романе
автор и рассказчик в романе
Особ-ти композиции-отчет по д/з, работа с уч. - образ автора
анализ худож средств
учебник
46
Образ Петра Гринева в первых главах. Гринев и Швабрин
Образ главного героя, антигерой
План
сравнит х-ка
видеосюжет
Видеосюжет
47
Петр Гринев и «старинные люди». Семейство Мироновых и быт Белогорской крепости
Значение об раза семьи капитана Миронова в повести
Работа с текстом
сочинение
иллюстрации
48
Изображение пугачевщины в романе. Авторское проникновение в истоки и смысл русского бунта. Образ Пугачева в романе. Глубина постижения Пушкиным характера самозванного народного царя
Изображение пугачевщины в романе.
Образ Пугачева,
авторская позиция
План
анализ эпизода
устное рисование, дискуссия: авторская позиция в изображении Пугачева
иллюстрации
49
Гринев и Пугачев. Противостояние и взаимодействие
Противостояние и взаимодействие героев
Выразит чтение монолога
защита результатов исследований
Аудиопри ложение
50
Образ Маши Мироновой. Финал романа
Образ главной героини
финал романа
Сообщение
анализ средств создания худож портрета,
чтение финала
Иллюстрации
51
Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка»
План
работа с материалом
52
По следам художественных открытий литературы 17-18 века. Комическое в русской литературе 19-20 столетий. Н.В.Гоголь. Комическое и его оттенки в творчестве Гоголя. Комедия «Ревизор». Особенности композиции пьесы
Комическое в русской литературе 19-20 столетий
Комедия «Ревизор». Особенности композиции
Конспект статьи
представление тв-ва Гоголя
чтение пьесы
запись опорных моментов в тетрадь
таблица
53
Чиновники в комедии. Мастерство автора в создании образов
Мастерство автора в создании образов
Анализ выразит средств, чтение по ролям
словарная работа
Видео сюжет
54
Хлестаков и хлестаковщина. Миражный характер конфликта в комедии
хлестаковщина.
Миражный характер конфликта
Работа с учебником
сообщение об-ся, анализ конфликта
Иллюстративный материал
55
«Душевный город». Авторское представление о значении и цели его пьесы
Авторский замысел, фабула
Устное рисование, работа по вопросам учебника
словар. работа
словарь
56
А.П.Чехов. «Хамелеон», «Налим». комическое в ранних рассказах писателя
комическое в ранних рассказах писателя
Презентация тв-ва Чехова
выразит чтение
анализ выразит средств
словарь
57
М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Сюжет и идея произведения
Сюжет, идея произведения
Просмотр видеосюжета
обсуждение сюжета и идеи
эл. приложение
58
Герои, фантастика и ее роль в повести
фантастика и ее роль в повести
Словарная работа
работа в парах
Иллюстрации
59
М.М.Зощенко «Галоша».
Комизм положений и грустный смысл рассказов писателя
Комизм положений смысл рассказов
Комментированное чтение, подготовка к сочинению
портрет
60
Контрольное сочинение
61
«Жизнь сердца» в литературе 19-20 веков. И.С. Тургенев. «Ася»
сентиментальные мотивы в повести История любви в повести. Образ Аси. Противоречивость и своеобразие характера.Отношение автора к героям
Сентиментальные мотивы в повести «Ася»
характер главных героев, позиция автора
Обзорная лекция
сообщение по теме
об-ся, комментирован ное чтение
работа со ст-ей учебника
Иллюстрации к повести
62
Сентиментальный роман Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Особенности жанра
Особенности жанра
сентиментального романа
Исследовательская работа с текстом, запись определений в тетрадь
видеоряд
63
Образ мечтателя и его связь с традициями сентиментализма
История Настеньки.
Гуманизм автора в произведении
Образ сентимент мечтателя Гуманизм автора
Выборочное чтение, работа по вопросам с учебником
сочинение-рассужд
Иллюстративный материал
64
А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Природа и люди в повести
Худож особенности повести
Сообщение об авторе. Знакомство с пов.,
выборочное чтение
Выставка произведений
65
Образ маленького человека, одаренного великой способностью любить. Трагическая судьба Желткова и светлый примиряющий финал произ
Трагические мотивы повести и светлый финал
Работа с учебником, работа в парах по проблем ному вопросу.
Защита результатов
Музыкальное приложение
66
В.М. Шукшин «Чудик». Трансформация чувствительного героя в советской литературе
Творческая работа
Образ маленького человека, отражение чувствит-го героя в совет. л-ре
Обсуждение
Мини сочинение
Портрет
текст
67
Размышляем о литературе вместе с учеными: переклички в литературе разных народов
Контрольная работа
переклички в литературе разных народов
Анализ статьи
тест
Статья
тест
68
Прогулки без присмотра: тема детства в литературе 20 века
Итоги года. Задание на лето
Литературный процесс 17-18 вв
Устный журнал
запись задания на лето
схема
список
УМК и МТБ, обеспечивающие образовательный процесс.
А.В. Гулин, А.Н. Романова Программа по литературе для 5-9 классов М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011.).
Романова А.Н.
Методические рекомендации к учебнику «Литература. 8 класс» (авторы-составители А.В. Гулин, А.Н. Романова) / А.Н. Романова; под ред. А.В. Гулина. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2013.
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под ред. А.В. Гулина, А.Н. Романовой. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2013
Электронное приложение к учебнику.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
По окончании 8 класса ученик должен:
Знать
- содержание прочитанных в 8 классе произведения;
основные особенности литературы 17 века как этапа в развитии русской словесности,
важнейшие историко-литературные факты, связанные с становлением и развитием древнерусской литературы,
свойства и предназначение жанров древнерусской литературы,
основные особенности литературы 18 века как этапа в развитии русской словесности, важнейшие факты, связанные с развитием литературы на этом этапе,
важнейшие факты биографии и творчества писателей и поэтов 17 -18 вв.
признаки классицизма и сентиментализма как литературных направлений, историю их возникновения в европейском и русском искусстве.
Понимать
идейно-художественное своеобразие литературы 17-18 вв, ее взаимосвязь с историческим и культурным процессом своей эпохи,
значение древнерусской литературы 17-18 столетий для развития русской классики,
смысл теоретико-литературных понятий, терминов, изученных за курс 5-8 классов.
Уметь
характеризовать произведение с точки зрения жанровой принадлежности, идейного содержания, стилистических особенностей, раскрывать в конкретных произведениях признаки классицизма, сентиментализма, определять присутствие просветительской тематики и проблематики в произведениях авторов,
анализировать изучаемые произведения классической русской и зарубежной литературы,
— употреблять указанные выше литературоведческие термины, понятия для анализа литературных и фольклорных произведений;
— определять и формулировать наиболее существенные проблемы морально-этического характера, воплощенные в литературном произведении;
— формулировать собственную позицию: отношение к нравственной проблеме, заявленной автором, — в виде краткого устного или письменного высказывания;
— выполнять самостоятельно или под руководством учителя, а также опираясь на «Подсказки» в тексте учебника, следующие учебные действия:
— составлять простой план небольшого эпического произведения (сказки, рассказа) или его фрагмента;
— составлять сложный план небольшого эпического произведения (сказки, рассказа) или его фрагмента;
— составлять цитатный план;
— характеризовать литературного героя;
— составлять речевую характеристику персонажа;
— сопоставлять героев (персонажей) сказки, рассказа;
— передавать события прочитанного произведения в сжатом пересказе;
— создавать пересказ близкий к тексту фрагмента фольклорного или литературного эпического произведения (сказки, рассказа);
— создавать выборочный пересказ на предложенную учителем тему;
— составлять исторический комментарий к произведению, используя материалы учебника и дополнительные источники.
В 8 классе продолжается обучение творческим работам различного характера:
• Сообщение, реферат на литературную тему;
• Рассказ по картине;
• Сочинение по картине;
• Сочинения разных жанров: х-ка героев, сравнительная характеристика, рассуждение на проблемную тему, отзыв о литературном произведении, увиденном произведении искусства, сопоставление произведений разных или одного вида искусства.
В оценке результатов обучения школьников постепенно в большей мере должно учитываться их умение создавать устные и письменные высказывания литературно-творческого и литературоведческого характера. Участие ребят в проектной деятельности по литературе, выполнение исследовательских заданий, работа в группе, умение защищать перед аудиторией результаты своей работы с использованием компьютерного или иллюстративного материала является основанием для высокой оценки качества образования школьников.
В данном курсе особое внимание уделяется общекультурному и эстетическому развитию школьников, поэтому обращаем внимание на результаты образования, которые целенаправленно формируются на протяжении всех лет обучения и могут рассматриваться как признаки углубленного уровня обучения литературе:
понимание специфики словесного образа в соотношении с образным языком других искусств;
умение выстраивать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства,
умение характеризовать литературные явления в широком историко-культурном контексте,
умение сопоставлять факты биографии и творчества разных деятелей науки и искусства.